"Дачная амнистия" - упрощённый порядок регистрации прав на недвижимое имущество. Регистрация прав на созданные объекты недвижимости в упрощенном порядке Упрощенная регистрация прав

Оформление жилого дома в собственность по упрощенной схеме разрешено законодательством. Для этого потребуется только корректно заполненное заявление по форме, и передача всех необходимых бумаг для проведения регистрации в госорган. Важно знать, что в Росреестр понадобится отправить документ, доказывающий право владения территорией. При отсутствии этой бумаги недвижимое имущество не может быть допущено к процедуре регистрации.

Особенности осуществления регистрации по упрощенной программе

Сегодня вопрос оформления регистрацииправа на дом по упрощенной программе остается, как никогда, актуальным. Рассмотрим более подробно суть этой процедуры. Упрощенная программа работает в отношении:

  • Земельных участков, предоставленных частным лицам до ноября 2001 года на правах собственности, в качестве наследства или бессрочной возможности их использования для ведения ЛПХ, содержания огорода, садоводства, для постройки дома, гаража.
  • Построек, на которые в период начала застройки был выдан соответствующий разрешительный документ.
  • Автогаражей, созданных на земле, предоставленной для некоммерческих потребительских нужд.
  • Домиков, предоставленных для ЛДХ (личное дачное хозяйство).
  • Подсобных конструкций.
  • Частных домов, возведенных на участке под жилищное строительство, или в границах территории, расположенной в поселке или городе, и имеющей назначение для ведения ЛДХ.

С конца января 2010 года, госпошлина, которая установлена для проведения процедуры регистрации перевода в собственность территории, предназначенной под ЛПХ, выращивание культур, возведение жилых домов, автогаражей, составляет 200 рублей.

Согласно действующему законодательству, основанием для осуществления процедуры регистрации права на дом, расположенный на территории, определенной под ИЖС, или на земле, находящейся в черте поселка или города, и определенного для ЛПХ, является документация:

  • подтверждающая факт постройки объекта недвижимости, а также имеющая содержательное описание;
  • устанавливающая право на землю, где находится недвижимость.

Важно понимать, что документ об установлении права может не пригодится, если его уже ранее зарегистрировали в соответствующем госоргане.

Согласно ФЗ №122 документами, подтверждающими возведение объекта ИЖС и содержащими подробное описание недвижимости, могут выступить:

  1. Кадастровый паспорт на дом.
  2. Оформленное по всем правилам в администрации разрешение на пользование домом.
  3. Разрешительный документ на застройку, если возведение объекта еще не закончено.

До начала марта 2015 года документацией, доказывающей факт постройки дома на конкретном участке, являлся кадастровый паспорт.

Важно! Если у физлица для проведения регистрационных действий и получения права владения требуют предоставить дополнительную документацию, то это противозаконно. Подобные требования он может не исполнять.

Обязательное межевание земельных участков не требуется, если территория была определена под ЛПХ, садоводство, ИЖС. Межевание - это распределение пограничных линий территории с помощью специальных знаков, а также установления соответствующих координат. Согласно законодательству, отсутствие в госкадастре недвижимости информации о пограничных линиях участка, определенного под ЛПХ, не может стать причиной отказа в госрегистрации.

В этой ситуации в кадастр должны быть включены общие сведения об участке, а его планировка может быть не оформлена.

При отсутствии сведений о граничащих линиях территории, необходимо указать информацию о том, что пограничные линии участка не установлены согласно требованиям ЗК РФ.

С начала сентября 2006 года на практике применяется упрощенная программа оформления домов во владение. Это позволяет перевести недвижимое имущество в собственность без документа о введении его в пользование.

Чтобы оформить в частное владение дом, находящийся на территории, предназначенной под строительство жилья или ведение ЛДХ, потребуется получить кадастры на недвижимое имущество, и на землю.

Эти документы станут официальным подтверждением строительства объекта недвижимости. Для оформления таких бумаг следует обратиться в БТИ, предварительно написав соответствующее заявление по форме. Специалисты госучреждения осуществят инвентаризацию дома, в результате которой подготовят техпланировку объекта.

Во время разработки и оформления планировки, в БТИ потребуется отправить следующую документацию:

  • Выписку , полученную из госкадастра, касаемую этого участка земли.
  • Документ, подтверждающий отсутствие сведений о жилом доме.
  • Решение, выданное администрацией, в котором будет указана информация о прикреплении к дому адреса. Бумага представляет собой документ-постановление.

Если земельный участок уже зарегистрировали, тогда оформлять кадастр на него не потребуется.

С начала марта 2015 года вместе с кадастром на землю нужно обязательно предъявить бумагу, подтверждающую введение дома в пользование.

На следующем шаге потребуется обратиться в службу госрегистрации по месту нахождения жилого дома. При себе необходимо иметь:

  1. Заявление на осуществление госрегистрации права владения.
  2. Чек о внесении госпошлины и его копия.
  3. Паспорт РФ или заверенная доверенность у нотариуса, при условии, если в госорганы обращается третье лицо.
  4. Кадастровый паспорт отдельно на дом и отдельно на землю.
  5. Письменное решение администрации о факте присоединения к участку адреса.
  6. Бумаги, устанавливающие право на участок, где расположен жилой дом с указанием целевых предназначений. В качестве таких документов могут выступить: договор на аренду, бумага, подтверждающая покупку или продажу и другие.

Где оформить дом в собственность?

Для того чтобы перевести дом в собственность, потребуется обратиться со всеми бумагами в службу госрегистрации.

Сама процедура регистрации осуществляется в местном регистрационном госучреждении. Вся информация заносится ЕГРП (Единый госреестр прав), при этом владелец получает свидетельство о госрегистрации.

Преимущества упрощенной программы перевода дома в собственность

Положительным моментом перевода дома в собственность по упрощенной программе является быстрый процесс регистрации постройки на ранее приватизированной территории.

Владельцу не потребуется оформлять специальное разрешение на ввод жилья в использование, а также предоставлять в Росреестр специальное разрешение от местной администрации на возведение дома. Это делает проще процедуру регистрации.

Если у владельца участка отсутствуют документы, подтверждающие право владения землей, то благодаря упрощенной программе, он может отправиться в Росреестр с пакетом другой документации, которая поможет доказать факт владения территорией в течение продолжительного времени.

К таким бумагам можно отнести похозяйственную книгу. Это позволит быстро перевести землю в собственность. В результате после получения документа о праве владения, человек становится полноправным хозяином дома и земельного участка, а значит, в дальнейшем, сможет совершать с ними любые действия.

Государственная регистрация права собственности граждан в упрощенном порядке (в соответствии с Законом №93-ФЗ) на объекты недвижимого имущества

В Управлении Федеральной регистрационной службы по Костромской области (далее УФРС по КО) государственная регистрация прав граждан в упрощенном порядке осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее - Закон № 93 - ФЗ), Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 23.11.2007г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» (далее Закон № 268-ФЗ), Федерального закона от 13.05.2008года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативно-правовыми актами.

Государственная регистрация права собственности граждан в упрощенном порядке (в соответствии с Законом № 93-ФЗ) осуществляется на следующие объекты недвижимости:

1. На земельные участки, при условии:

1)если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 29 10.2001г.);

2) субъектом регистрируемого права собственности на земельный участок является гражданин;

3) земельный участок предназначен для одной из следующих целей его разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального гаражного строительства. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина могут являться акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования а так же если в акте не указан вид права, либо не возможно его определить; свидетельства, выданные органами государственной власти или органами местного самоуправления и удостоверяющие права гражданина на данный земельный участок; выписка из похозяйственной книги, выданная органом местного самоуправления и свидетельствующая, что земельный участок предоставлен гражданину для ведения личного подсобного хозяйства; иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина на данный земельный участок.

Оформить своё право собственности на земельный участок в упрощённом порядке вправе не только гражданин, которому непосредственно был предоставлен земельный участок, но и любой иной гражданин, к которому перешло в порядке наследования либо по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение, а также один из документов, предусмотренных п.2 ст.25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

2. На объекты недвижимого имущества, для которых не требуется получение разрешения на строительство. Перечень таких объектов указан в п.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и к ним относятся:

Гаражи на земельном участке, выделенном гражданину на не связанные с предпринимательской деятельностью цели;

Любые постройки, в том числе дома, на земельном участке, предназначенном для садоводства, ведения дачного хозяйства;

Строения и сооружения вспомогательного использования (бани, сараи и т.п.). Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные объекты является декларация. В декларации об объекте недвижимости отражаются сведения об его адресе (местоположении), виде, назначении, площади, количестве этажей, в том числе подземных, годе его создания, о материалах наружных стен, его подключении к сетям инженерно - технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости.

3. На создаваемые (незавершенное строительство) или созданные объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение, согласно которому к объектам индивидуального жилищного строительства относятся жилые дома с количеством этажей не более чем 3 и предназначенные проживания одной семьи. Основаниями для государственной регистрации права собственности на такие объекты являются:

Правоустанавливающий документ на земельный участок;

Документы, подтверждающие факт создания данного объекта недвижимости и содержащие его описание. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства и содержащими его описание, являются кадастровый паспорт такого объекта недвижимости и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Если объектом индивидуального жилищного строительства является объект незавершенного строительства, то в дополнение к кадастровому паспорту необходимо предоставлять разрешение на строительство. До 01.03.2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт его создания. После указанной даты государственная регистрация будет осуществляться в общем порядке, предусмотренном действующим законодательством, то есть при наличии разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В отношении иных объектов недвижимости, права на которые возможно зарегистрировать в упрощённом порядке, ограничительных сроков не установлено.

Приказом УФРС по КО установлены сокращённые сроки государственной регистрации прав граждан на объекты недвижимости, указанных в статьях 25.2, 25.3 Закона о регистрации - 15 календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации в упрощённом порядке.

ПАМЯТКА

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН НА ОБЪЕКТЫ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СОЗДАВАЕМЫЕ

ИЛИ СОЗДАННЫЕ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОМ ДЛЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЛИБО НА

ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, РАСПОЛОЖЕННОМ В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННОГО

ПУНКТА И ПРЕДНАЗНАЧЕННОМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО

(НА ПРИУСАДЕБНОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ)

(упрощенный порядок регистрации)

1. Заявление о государственной регистрации права собственности;

2. Документ об уплате государственной пошлины (подлинник и копия);

3. Документ, удостоверяющий личность заявителя: паспорт гражданина, иной документ в случаях установленных законом. При обращении представителя правообладателя: нотариально удостоверенная доверенность или документ, подтверждающий представительство в силу закона (в двух экземплярах);

4. Документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества. В соответствии со ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ до 01.01.2010г. таким документом является кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства (в двух экземплярах).

5. Разрешение на строительство, если объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства (в 2-х экземплярах).

6. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства (в двух экземплярах).

* Предоставление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не
требуется, если право заявителя на данный земельный участок ранее зарегистрировано в
Управлении Федеральной регистрационной службы по Костромской области.

7. Кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен
соответствующий создаваемый или созданный объект индивидуального жилищного
строительства (подлинник и копия).

* Предоставление кадастрового паспорта земельного участка не требуется в случае,

- если право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Костромской области.

- указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

ПРИМЕЧАНИЕ. Объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (ст.49 Градостроительного кодекса РФ).

Федеральный закон Российской Федерации от 30.06.2006 №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», вступивший в силу 1 сентября 2006 года, установил упрощенный порядок регистрации земельных участков, находящихся в пользовании, а также строений.

Простыми словами данный нормативно - правовой акт называют «дачная амнистия», которая представляет собой упрощенную систему оформления прав собственности на ряд земельных участков и недвижимое имущество.

Для жителей Крыма «дачная амнистия» начала действовать с февраля 2016 года, когда, Государственный Совет республики Крым принял Закон Республики Крым от 19 февраля 2016 года №221-ЗРЕ/2016 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Именно вступление данных изменений в законную силу позволило крымчанам зарегистрировать право собственности на самовольные строения по дачной амнистии.

Так, согласно ч.1 ст. 8-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 28.12.2017) «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» применяются на территории Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч.2 ст. 8-1 вышеуказанного Закона основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, в срок до 1 января 2019 года, а также на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования «Для индивидуального жилищного», «Для ведения личного подсобного хозяйства» (расположенном в границах населенного пункта), «Объекты гаражного назначения», «Ведение садоводства», «Ведение дачного хозяйства», предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.

Пункт 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ предусматривает, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Итак, на какие объекты недвижимости распространяется «дачная амнистия», и какие документы необходимо подавать в регистрирующий орган?

Из вышеуказанных нормативно - правовых актов следует, что дачная амнистия распространяется на объекты недвижимости, строительство которых в соответствии с законодательством не требует выдачи разрешения на строительство, а также на индивидуальный жилой дом, однако, такой жилой дом должен быть площадью не более 300 кв.м., с количеством этажей не более трёх, включая мансардный.

Стоит отметить, что если ранее регистрация права собственности на объект недвижимости в Крыму предусматривала сбор большого количества документов, то сейчас этот список свели к минимуму. Достаточно иметь правоустанавливающий документ на земельный участок и технический план объекта недвижимости, который расположен в границах земельного участка. Здесь также следует сказать, что для земельного участка существует важное правило - он должен быть в границах, то есть определено точное местонахождение данного земельного участка.

Для регистрации прав на объект недвижимости необходимо обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр) с соответствующим заявлением, паспортом, квитанцией об уплате государственной пошлины, правоустанавливающим документ на земельный участок и техническим планом объекта недвижимости. Также зарегистрировать свои права на объект недвижимости можно, подав документы через Многофункциональный центр (МФЦ). После того, как за вами будет зарегистрировано право на объект недвижимости, вам выдадут выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

В заключение, хочется сказать, что процедура регистрации прав на недвижимость является очень важной, так как позволит в будущем распоряжаться таким имуществом. Нельзя совершать никаких юридических сделок с объектом недвижимости (подарить, продать, передать по наследству и.т.д.), если права на него не будут зарегистрированы в установленном порядке. И такой упрощённый механизм, как «дачная амнистия» позволил уже многим зарегистрировать права и в дальнейшем распоряжаться своей собственностью.

Если Вы хотите зарегистрировать свои права на объект недвижимости в упрощённом порядке, обращайтесь к нам - в «Юридический центр Покров». Мы готовы Вас детально проконсультировать по данному вопросу, а также зарегистрировать за Вами право на объект недвижимости! Ещё раз напоминаем, что срок «дачной амнистии» продлён до 1 января 2019 года.

Основной смысл упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество заключается в систематизации и формировании необходимых инструментов для определённого влияния на рынок в данной сфере. А также охрана прав, закреплённых Конституцией РФ, которые распространяются на владельцев объектов недвижимости, в том числе, если речь идёт об оформления земельных участков в собственность. Поскольку область частного владения является частью таких гражданских взаимоотношений, которые напрямую влияют на гарантированные имущественные интересы, а также духовное развитие российского общества.

Например, не у всех владельцев, ранее ставших хозяевами земельных наделов и дачных построек имелись требуемые документы. Поэтому Федеральным Законом РФ, вступившим в силу в сентябре две тысячи шестого года, была проведена «дачная амнистия». Он сделал возможным упрощенный порядок оформления частной собственности. Проявившиеся изменения во всех основных законах, касающихся этой сферы, позволили значительно упростить и облегчить получение правоустанавливающих документов. Простая процедура предусматривает возможность и необходимость гарантировать соблюдение прав на недвижимость, а также обеспечить полноценные условия регистрации права собственности, защитив при этом владельцев от постоянно изменяющегося законодательства.

Основные назначения закона

Благодаря тщательно проработанным нормам теперь стало возможным оформить в упрощенном порядке:

  • осуществить приватизацию земли в организациях без коммерческой направленности (садовые товарищества и т.п.);
  • регистрировать права на личное (для частного проживания) строительство;
  • оформление права собственности на дом, участок земли;
  • возможность ускоренной замены старого образца правоустанавливающих документов на обновлённые.

Основные изменения пришли на такие области государственных служб, как:

  • кадастровые палаты, земельные комитеты (учёт, в который входит как самовольные постройки, так и земля);
  • налоговая служба (порядок оплаты государственной пошлины);
  • отделения Росреестра (включая взаимодействие с функциями, выполняемыми нотариусами);
  • муниципальные орган, городские и районные администрации (подготовка заключений и разрешений).

Если вопрос касается получения свидетельства нового образца на участок земли, то имеющими силу признаются формы бланков государственных служб, независимо, кем и когда они были выданы. Более того, считается достаточным, в случае, когда нет больше никаких документов, предъявление одной выписки из хозяйственной книги.

Важно! Вид предыдущего право обладания, будь то: наследуемое или бессрочное владение, в том числе, если нет возможности его точно установить, будет признаваться как участок, выданный на праве собственности. Происходит это на основании введенной презумпции права на землю.

Порадовала отмена обязательного межевания земельного участка, поскольку такое разграничение обходилось собственнику серьезными финансовыми затратами. Теперь, при условии отсутствия претензий между соседями, все операции (продажа, наследование, дарение и т.п.) с землёй можно проводить без процедуры межевания, исходя из фактически сложившихся границ. Следует отметить, что отсутствие споров между соседями освобождает собственника участка земли от обращения в судебные инстанции даже если за несколько десятилетий эти границы претерпели изменения.

Кроме этого, закон позволил не только оформить приватизацию земли по специальной (более лёгкой) процедуре в индивидуальном порядке, но и получить в дальнейшем такой участок в собственность. В том числе без определения четких границ, руководствуясь при этом фактически сложившимися со временем. Никаких крайних сроков, а также взимания платежей при проведении вышеуказанной процедуры (“переоформление права”) Законодателем не предусмотрено.

Порядок получения правоустанавливающих документов по унифицированной процедуре

Дачные постройки (ангары, бани, гаражи, помещения хозяйственного назначения), находящиеся на участке земли на данный момент регистрируются в декларативном порядке. Регистрация производится на основании заполненной декларации. Когда же речь идёт об оформлении права на жилой дом, – то после изготовления технического паспорта. Такие изменения способствуют легализации самовольно возведенного жилья, поскольку в таких случаях был исключён обязательный порядок получения соответствующего разрешения на строительство, а также проведение процедуры ввода объекта в эксплуатацию.

По унифицированной форме упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество, регистрацию объектов позволяется проводить “задним числом” до 1 марта 2019 года. Для оформления свидетельства на право собственности достаточно подать заявление и получить разрешение на строительство в местном муниципальном органе. Новое законодательство предусматривает создание единого реестра, в который заносятся все сведения об объектах недвижимого имущества, а также осуществляется контроль за собственниками.

Важно! Градостроительный Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ, а также ряд Федеральных Законов РФ призваны регулировать порядок получения прав собственности, который предполагает сбор и подачу объёмного пакета документов. Таким образом, упрощенный порядок затрагивает конкретную категорию право обладателей, у которых право собственности возникло до принятия соответствующих законов, регламентирующих новую процедуру оформления.

Для регистрации дачной постройки необходимо подать правоустанавливающие документы на землю. Если сведения по земельному участку уже внесены в единый реестр, то производить такие действия не потребуется. Также, это касается гаражных построек, если соответствующей организацией, либо органом местного управления уже выдано специальное заключение о том, что данная постройка действительно не нарушает определённых для собственника границ.

Незначительные расхождения в границах самого участка земли с той информацией, которая внесена в единый реестр, не является основанием для отказа в регистрации дачной постройки, в том числе недостроенного сооружения.

Особенности и основные нюансы нового законодательства

По новым правилам не представляется возможным оформить любое строение, если участок земли официально предполагает назначение – “под огородничество”. Для изменения назначения земли необходимо подготовить довольно большой пакет документов, а также потратить немало времени. Кроме того, не все земельные участки разрешается переводить в другое целевое назначение, так что нюансов здесь возникает достаточно.

Также важным аспектом будет являться возможность зарегистрировать ” недострой”, поскольку такие постройки попадают под действия нового закона. Здесь возникает необходимость подготовки пакета документов и получения специального разрешения на строительство от местных органов самоуправления. При этом, если закончить строительство объекта, то указанное разрешение уже будет ненужным. Глобальная реконструкция здания, которое уже было зарегистрировано сюда не входит, потому как попадает под общие основания оформления.

В любом случае возведение капитальных строений предполагает соблюдение жилищных и градостроительных норм. Поэтому нужно всегда помнить, что наличие технического (кадастрового) паспорта, это прежде всего возможность избежать неприятных юридических последствий. Тем более, что судебные органы, в случае, если возникнет спор, будут относиться к декларации критически, поскольку данный документ заполняется заинтересованным лицом, а кадастровый паспорт нет.


Решением депутатов Госдумы «дачная амнистия» продлена до 2020 года – документ, позволяющий приватизировать жилые дома по упрощенной схеме, принят 22 февраля 2018 года. Данный вопрос законодателям пришлось рассмотреть в спешном порядке: до завершения льготного периода регистрации загородных домов и дач оставалось менее недели.

Расскажем подробнее, какие поправки содержит новый закон и кого затронет «дачная амнистия» после 1 марта 2018 года.

Последние новости

Законопроект, продлевающий льготный период, депутаты рассмотрели в сжатые сроки: процесс регистрации в нижней палате состоялся 16 февраля, спустя четыре дня документ был принят в первом чтении, а спустя еще два дня – в третьем.

Авторы инициативы пояснили, что для оформления прав собственности в общем порядке требуется разрешительная документация на ввод объекта. В ряде случаев получить ее затруднительно либо попросту невозможно. Следовательно, такие дома будут признаны самовольной постройкой, а их хозяевам придется отстаивать свое право в суде.

«Дачная амнистия» – что это такое?

Это словосочетание вошло в повседневный обиход в 2006 году, когда власти разрешили хозяевам незарегистрированных в Росреестре участков и строений с минимальными временными и денежными затратами узаконить имущество. Необходимость запуска программы возникла из-за большого числа не состоящих на учете объектов недвижимости, право на владение которыми предоставлялось по ранее действовавшим правилам.

Федеральный закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006, более известный как закон о «дачной амнистии», заработал с 1 сентября 2006 года.

Документ предусматривает облегченный вариант оформления:

  • участков под дачи, для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  • возведенных на них строений и индивидуальных жилых домов.

Только за первые 8 лет, по данным Росреестра, по упрощенной системе зарегистрировано более 10,5 млн прав, из них 3,5 млн – на дома. Статистика за последующие годы, хоть и менее впечатляющая, показала: в целом программа востребована. Поэтому к окончанию ее действия закономерно назрел вопрос: будет ли продлена «дачная амнистия» после 1 марта 2018 года?

Осенью 2017 года в Госдуму поступил правительственный законопроект (зарегистрирован под номером 302153-7), предполагающий облегченный процесс приватизации загородных домов. В частности, документ предлагает освободить граждан от необходимости получать разрешение на возведение и ввод домов. Достаточно будет сообщить местным властям о завершении строительства. Депутаты одобрили документ в первом чтении 21 декабря 2017 года, однако на второе и окончательное к требуемому сроку он не вышел.

Как менялся закон?

Закон о «дачной амнистии» неоднократно изменялся и дополнялся: часть статей (изначально их было 13) уже утратила силу, поменялись и первоначально утвержденные правила. Так, вступивший в силу с 1 января 2017 года Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 требует:

  • одновременно с госрегистрацией ставить объект на кадастровый учет;
  • оформлять жилые дома на основании технического плана (для его составления обязательно разрешение на строительство) и правоустанавливающего документа, если право на землю не зафиксировано в ЕГРН.

Осложнена процедура регистрации дач и садовых домиков – в список обязательных документов включен подготовленный кадастровым инженером технический план. Составляется он, опираясь на сведения в декларации, внесенные хозяином имущества. Разрешительной документации на строительство не требуется. До 2017 года регистрация таких строений производилась по одной декларации.

Максимальные цены на кадастровые работы

Законодательство разрешает субъектам определять предельные цены на кадастровые работы, но только относительно земельных участков. Законом Московской области №156/2015-ОЗ от 08.10.2015, максимальная цена за кадастровые работы в регионе составляет 450 рублей за 100 кв. м, но не выше 7 000 рублей.

Власти Ленинградской области еще в 2007 году утвердили методику расчета максимальной цены на землеустроительные работы. Факторы, влияющие на ее величину, перечислены в постановлении областного правительства №197 от 03.08.2007:

  • базовая цена на работы (устанавливается на участок в 5 соток, стоимость зависит от количества смежных участков, на которых проводятся измерения);
  • районный коэффициент (чем ближе к Санкт-Петербургу, тем выше);
  • коэффициент-дефлятор на календарный год.

В среднем работы занимают от семи дней.