Что значит понятие отсутствующий должник. Пошаговая инструкция банкротства отсутствующего должника. Понятие и признаки отсутствующего должника

Действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена такая упрощенная процедура банкротства, как банкротство отсутствующего должника.
Актуальность применения этой процедуры обусловлена огромным количеством должников, соответствующих установленным законом признакам отсутствующего должника. По сути отсутствующие должники - это недействующие юридические лица, которые продолжают числиться в Едином государственном реестре юридических лиц. Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией юридического лица, что позволяет «очистить» Единый государственный реестр юридических лиц от фактически уже и так не существующих по тем или иным причинам хозяйствующих субъектов.
Законом определены следующие признаки отсутствующего должника:
-должник фактически прекратил предпринимательскую или иную деятельность;
-руководитель должника отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным;
-имущества должника-организации заведомо недостаточно для покрытия расходов, связанных с делом о банкротстве;
-в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника.
-иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Особенности банкротства отсутствующего должника заключаются в соответствии должника этим установленным законом признакам, в максимально сокращенных сроках, применяемых в этой упрощенной процедуре, а так же в том, что финансирование процедуры банкротства берет на себя конкурсный кредитор, подавший заявление в арбитражный суд о банкротстве такого должника.
Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве такого должника исключительно при наличии средств необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве
Необходимо отметить, что при банкротстве отсутствующего должника не применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Сроки максимально сокращены целях скорейшего завершения процедуры и минимизации судебных расходов. Решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре.
Кредиторы только в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного упр авляющего могут предъявить свои требования.
В первую очередь интерес кредитора, инициирующего процедуру банкротства отсутствующего должника, заключается в том, чтобы добиться удовлетворения своих требований, воспользовавшись предоставленной законом возможностью заявить кандидатуру «дружественного» арбитражного управляющего, осуществлять максимальный контроль над процедурой в целях выявления имущества должника и/или оспаривания сделок должника.
Нельзя исключать, что «отсутствующий должник» стал таковым не случайно и имущество, выведенное по сделкам, можно вернуть в конкурсную массу. Для этого потребуется в судебном порядке распутать схему, осуществленную недобросовестными контролирующими должника лицами (руководителями, учредителями).
Необходимо отметить, что ели в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника, имущество будет выявлено, конкурсный управляющий обязан ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, предусмотренным законодательством о банкротстве. За счет реализации установленного имущества будет производиться удовлетворение требований кредиторов.
Если в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника имущество так и не будет выявлено – процедура закончится ликвидацией должника и исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Само понятие «отсутствующий должник» (исходя из его признаков) для кредитора, казалось бы, должно означать бесперспективность получения с него долга. Однако, некоторые кредиторы, имеющие требования, выражающиеся в очень значительных суммах, могут пойти на финансирование упрощенной процедуры для того, чтобы в последующем уменьши ть на эти значительные суммы требований базу по налогу на прибыль. Налоговым кодексом установлено, что суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам.
В соответствии с налоговым законодательством безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией должника, что искл ючает в дальнейшем споры кредитора с налоговым органом о признании долга безнадежным.
Расходы, понесенные кредитором по финансированию упрощенной процедуры, а именно судебные расходы, связанные непосредственно с рассмотрением дела в суде, а также расходы на вознаграждение арбитражного управляющего и расходы по возмещению затрат арбитражного управляющего, тоже могут быть списаны финансировавшим процедуру конкурсным кредитором, как судебные расходы, то есть включены в состав внереализационных расходов.
В данном случае, рассматривая возможность инициации и финансирования процедуры банкротства должника, соответствующего признакам отсутствующего, кредитору следует руководствоваться экономической целесообразностью, соизмеряя сумму расходов, которая потребуется на финансирование упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, с суммой, получаемой в перспективе налоговой выгоды.

Дмитрий Ватаман
Центр Правовых Технологий

Понятие отсутствующего должника. Термин «отсутствующий должник» (далее - ОД) распространяется на следующих должников:

1) гражданин-должник, который отсутствует или установить его место нахождения невозможно;

2) юридическое лицо, которое фактически прекратило свою деятельность, а его руководитель отсутствует или установить его место нахождения невозможно;

3) юридическое лицо, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве;

4) юридическое лицо, по банковским счетам которого в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции этого лица, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской

или иной деятельности. В доказательство отсутствия должника могут быть представлены: исполнительный лист с отметкой о невозможности взыскания, справка налоговой инспекции о непредставлении должником отчетной документации налоговым органам, документ органа связи о невозможности вручить должнику почтовую корреспонденцию. Согласно арбитражной практике, если истцом - уполномоченным органом не представлено доказательств осуществления ответчиком финансово-хозяйственной деятельности, ликвидация такого юридического лица должна осуществляться в соответствии с положениями о банкротстве отсутствующего должника.3

Типичными ОД являются «фирмы-однодневки», которые создаются недобросовестными лицами, в том числе по документам

2 По данным ФНС России, из примерно 280 тысяч ежегодно регистрируемых в России юридических лиц около 30-40 тысяч организаций (11-14%) не начинают осуществлять предпринимательской деятельности (М.: Интернет-портал «Федеральная налоговая служба», 2006. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/ document.php?id=20255&topic=root_nalog, свободный). На 1 октября 2006 года отчетность в ФНС не сдали (задержка на год и более) 1,175 миллиона организаций (примерно треть существующих).

подставных лиц, исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и совершения противозаконных сделок, после чего прекращают свою деятельность, оставив налоговую задолженность.

Значение института банкротства ОД. Продолжение участия ОД в гражданском обороте невозможно по причинам отсутствия одного иди нескольких признаков юридического лица: организационного единства (органов управления), обособленного имущества. Поэтому упрощенная процедура банкротства таких лиц ускоряет их ликвидацию, уменьшает стоимость и трудоемкость процедур банкротства, но в то же время усиливает защиту интересов кредиторов по сравнению с общим порядком ликвидации (ст. 64 ГК).

Согласно данным статистики, в 2002 г. на рассмотрение арбитражных судов РФ поступило 81 251 заявление о признании банкротом ОД (более 98% всех заявлений о признании банкротом). В связи с отсутствием финансирования на протяжении нескольких лет банкротство таких лиц практически не осуществлялось, но с 2005 г. снова получило широкое распространение. В 2006 г. в 70 241 заявлении (76,8% от числа поступивших) заявлены требования о признании банкротами отсутствующих или ликвидируемых должников1.

Учитывая количество отсутствующих должников, их ликвидация в судебном порядке могла бы занять несколько лет и требовала бы выделения значительных бюджетных средств. Поэтому 4 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 ГК РФ», предусматривающий процедуру внесудебного исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Это позволяет за короткий период и с минимальными затратами ликвидировать недействующие организации на основании решения регистрирующих (налоговых) органов, предоставив необходимые гарантии защиты прав и интересов таких организаций, их учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц. Следует отметить, что аналогичный внесудебный порядок прекращения юридических лиц существует в Швеции и Великобритании. Признаки недействующих юридических лиц: непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сбо

2 На эти цели государству потребуется только единоразово затратить порядка 100 млрд руб.: Доклад Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева на совещании председателей арбитражных судов 11 февраля 2004 г. // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 4. - С. 13.

рах, и отсутствие в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету. При наличии у юридического лица указанных признаков регистрирующий (налоговый) орган вправе принять решение о его предстоящем исключении из ЕГ-РЮЛ. Решение подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике государственной регистрации». Если в течение трех месяцев со дня опубликования, заинтересованными лицами будет представлено соответствующее заявление, внесудебная ликвидация прекращается. В противном случае регистрирующий орган не позднее четырех месяцев с даты публикации вносит в ЕГРЮЛ

запись об исключении недействующего лица.

В 2006 г. во внесудебном порядке было ликвидировано 255 000 организаций.

Внесудебный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГЗЮЛ по решению налогового органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, в т. ч. признаки банкротства1. Если заявление о признании банкротом такого лица будет подано в арбитражный суд, оно возвращается заявителю, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о банкротстве, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ2.

Особенности судебного этапа банкротства ОД. Нормы о банкротстве ОД содержатся в § 2 гл. XI Закона о банкротстве, ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и ряде подзаконных актов, приведенных ниже.

Изменены условия подведомственности дела о банкротстве.

Арбитражный суд принимает заявление о признании ОД банкротом независимо от размера задолженности должника, т. е. даже в том случае, если задолженность составляет менее 100 тыс. руб.

Такое заявление может подать только кредитор или уполномоченный орган (но не сам должник). Если указанное заявление подает уполномоченный орган, то оно будет принято только при наличии средств для финансирования процедур банкротства, выделенных ему из бюджета1.

На практике возникают ситуации, когда заявление о банкротстве подается должником, имущество которого не позволяет покрыть расходы по делу о банкротстве, т.е. отвечает признакам отсутствующего должника. В связи с этим Президиум ВАС РФ рекомендует арбитражным судам руководствоваться следующим2. Во-первых, в этом случае арбитражный суд применяет положения о банкротстве отсутствующего должника. Если с заявлением в арбитражный суд обращается должник, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, суд возвращает указанное заявление по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве (отсутствие необходимых сведений об имеющемся у должника имуществе в объеме, достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве). Если арбитражным судом введена процедура наблюдения и указанное обстоятельство выявилось впоследствии, арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) .

Сокращен срок рассмотрения дела. Он составляет 1 месяц вместо 7 месяцев, установленных по общему правилу.

Дело о банкротстве рассматривается судьей единолично.

Сокращено количество процедур банкротства. Ими могут быть только конкурсное производство и мировое соглашение.

Особенности конкурсного производства:

3 Судебная практика складывается таким образом, что при обращении с таким заявлением самого должника к нему не могут быть применены нормы Закона о банкротстве отсутствующего должника, в том числе при прекращении им финансово-хозяйственной деятельности, отсутствии у него средств для проведения процедур банкротства. См.: Филиппова Л.В. Применение Закона о банкротстве 2002 г. // Арбитражная практика. - 2004. - № 1. - С. 4.

а) персональное уведомление кредиторов о признании должника банкротом;

б) сокращенный срок для предъявления кредиторами требований - 1 месяц с даты получения уведомления (по общему правилу он составляет 2 месяца);

в) требования кредиторов направляются только конкурсному управляющему, без направления копии в арбитражный суд;

г) возможен переход от упрощенной процедуры к обычным процедурам банкротства при обнаружении конкурсным управляющим имущества должника;

д) во внеочередном порядке осуществляются только расходы на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему1.

При обращении конкурсного кредитора с заявлением о банкротстве ОД отсутствует источник финансирования процедуры банкротства. Расходы на опубликование сведений, предусмотренных ст. 28, 54 Закона о банкротстве, возмещаются за счет средств кредитора-заявителя. В связи с этим ни кредиторы не заинтересованы в инициировании упрощенной процедуры банкротства, ни арбитражные управляющие - в ее проведении. Стимулом для управляющих в таких случаях становятся приобретение практического опыта, профессиональной репутации, создание лояльного отношения к себе со стороны соответствующих государственных органов2.

Особенности процедуры банкротства, проводимой по заявлению уполномоченного органа^. Заявление о признании должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, с указанием источника финансирования.

Вознаграждение конкурсного управляющего выплачивается единовременно и составляет 10 тысяч рублей. Кроме того, в целях поощрения активной деятельности управляющего, в случае обнаружения и реализации имущества должника, ему выплачивается 10 % денежных средств, полученных от продажи этого иму

3 Подробнее см.: Постановление Правительства РФ от 21.10.04 № 573 «О порядке и условиях финансирования отсутствующих должников» // РГ. - 2004. - 29 октября.

щества. Уполномоченный орган осуществляет также компенсацию определенных фактических расходов управляющего на проведение процедуры банкротства1. Однако на протяжении всего конкурсного производства управляющий не только трудится без вознаграждения, но и осуществляет все предусмотренные Законом о банкротстве действия за свой счет. Дело в том, что вознаграждение и компенсация осуществленных расходов выплачивается конкурсному управляющему только после завершения процедуры банкротства.

Поэтому на практике банкротство отсутствующих должников проводится за счет конкурсной массы иных должников, находящихся в тот же период времени под управлением конкурсного управляющего отсутствующего должника.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под терминами «ликвидируемый должник» и «отсутствующий должник» в конкурсном праве?

2. Каково значение института упрощенных процедур банкротства ликвидируемого и отсутствующего должников?

3. Каковы последствия ликвидации организации, отвечающей признакам ликвидируемого должника, без возбуждения конкурсного процесса?

4. Какие положения конкурсного права направлены на повышение защиты прав кредиторов ликвидируемого должника, и какие - на сокращение сроков его банкротства?

5. В чем заключаются особенности банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника?

6. В чем заключается процедура внесудебного исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц? Какие лица могут быть ей подвергнуты?

Еще по теме 16.2. Особенности банкротства отсутствующего должника:

  1. 8.1. Рассмотрение обоснованности требований заявителя к должнику как первая стадия судебного этапа банкротства
  2. 15.2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  3. 14.1. Особенности банкротства градообразующих организаций
  4. 14.2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций
  5. 14.6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
  6. § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
  7. 14.7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий
  8. 15.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
  9. 14.5. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг
  10. 7.1. Особенности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом
  11. Особенности продажи предприятия как имущественного комплекса при несостоятельности (банкротстве) коммерческой организации

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Ликвидируемый должник.

Упрощённые процедуры банкротства

Расторжение мирового соглашения.

Определение об утверждении мирового соглашения может быть пересмотрено арбитражным судом по жалобе лиц, участвующих в деле о банкротстве, или иных лиц, права и законные интересы которых нарушены при заключении мирового соглашения.

Кредиторы также вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в случае существенного нарушения должником условий мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом по заявлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем 25 % требований к должнику.

Последствия отмены определения об утверждении мирового соглашения или его расторжении:

Ÿ возобновляется производство по делу о банкротстве;

Ÿ вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение;

Ÿ в соответствии с законодательством назначается арбитражный управляющий;

Ÿ размер требований кредиторов определяется на основании реестра требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения; требования кредиторов, удовлетворённые в ходе исполнения мирового соглашения, не учитываются;

Ÿ условия мирового соглашения, предусматривающие рассрочку, отсрочку, скидку с долга, прекращаются.

Возможна ситуация, когда заявление о несостоятельности подаётся в отношении должника, который уже находится в стадии внесудебной ликвидации. Закон установил случай, при котором такое заявление должно быть направлено в суд ликвидационной комиссией (а если она ещё не назначена – руководителем, учредителем или собственником имущества предприятия): если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Особенности банкротства ликвидируемого должника:

1) не вводится наблюдение;

2) не применяется финансовое оздоровление и внешнее управление;

3) для предъявления кредиторами своих требований установлен сокращенный – один месяц – срок с момента публикации объявления о признании должника банкротом.

Организация признаётся отсутствующим должником при наличии одного из следующих условий:

Ÿ организация фактически прекратила свою деятельность, а руководитель организации отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным;

Ÿ имущество организации заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;

Ÿ если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника.

Особенности банкротства отсутствующего должника:


1) для подачи заявления о банкротстве отсутствующего должника нет нижней границы размера задолженности – заявление может быть подано кредитором независимо от суммы долга;

2) заявление о признании отсутствующего должника банкротом подаётся уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства;

3) наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются;

4) отсутствующий должник признаётся банкротом в месячный срок с момента принятия заявления к производству;

5) кредиторы должника могут предъявить свои требования в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного управляющего;

6) финансирование процедур банкротства отсутствующего должника определяется Правительством РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие меры применяются к предприятиям-банкротам?

2. Какие реорганизационные процедуры применяются к предприятиям-банкротам?

3. Что такое досудебная санация? В каких ситуациях используется процедура санации? Опишите её особенность, схему и сроки проведения.

4. Как составляется исковое заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом?

5. Каковы цели, особенности, сроки и последствия введения процедуры наблюдения? Опишите схему её проведения.

6. С какого момента действует временный управляющий?

7. По чьей инициативе собирается собрание кредиторов? Кто является участниками первого собрания кредиторов?

8. С какой целью вводится процедура «внешнее управление»? Опишите её особенность, схему, сроки и последствия проведения.

9. Опишите этапы разработки плана внешнего управления предприятием-должником.

10. С какой целью вводится процедура «финансовое оздоровление»? Опишите её особенность, сроки и последствия проведения.

11. Опишите этапы разработки и реализации плана финансового оздоровления.

12. В каких случаях вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

13. Какие меры восстановления платёжеспособности предусматривает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»?

14. Процедура «конкурсное производство»: сущность и схема проведения. Каковы последствия введения на предприятии конкурсного производства?

15. Какие ликвидационные процедуры применяются к предприятиям-банкротам?

16. Что такое «конкурсная масса»? Каков порядок её формирования и как её оценить?

17. Что подлежит инвентаризации при конкурсном производстве?

18. В каком порядке заявляется долг кредитора в ходе конкурсного производства?

19. ?Что представляет собой «мораторий задолженности»? Как он осуществляется?

20. Опишите очерёдность выплат, в соответствии с которой арбитражный управляющий проводит расчёты с кредиторами на стадии ликвидации юридического лица.

21. В каких условиях и порядке заключается мировое соглашение с несостоятельным предприятием?

22. На каком этапе может быть заключено мировое соглашение? Каковы последствия его заключения?

23. Когда возможно добровольное банкротство?

24. В отношении каких предприятий предусмотрены особенности применения законодательства? Какие это особенности?

25. Опишите методику расчета ликвидационной стоимости активов предприятия по рыночной стоимости.

26. Как составить промежуточный и ликвидационный балансы предприятия?

Введение

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих, ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики.

В действующем законодательстве о несостоятельности имеется такая упрощенная процедура, как банкротство отсутствующего должника. Наличие данной процедуры в законодательстве объясняется большим количеством должников, которые соответствуют всем признакам отсутствующего должника, установленным действующим законом. Важно, что в этом случае интересы кредиторов учитываются.

Целью работы является анализ теоретических и нормативных положений, регламентирующих банкротство отсутствующего должника, выявление имеющихся трудностей их правоприменения, определение эффективности действующего законодательства. Для достижения этой цели требуется разрешение следующих задач: провести правовой анализ норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве); раскрыть понятие отсутствующего должника; рассмотреть признаки и критерии несостоятельности (банкротства) отсутствующего должника как должника особой категории; выявить особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Понятие и признаки отсутствующего должника

Как известно, для юридического лица банкротство наступает, когда оно не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Основанием для признания гражданина банкротом служит его неспособность исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Эти положения не применяются при подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности, а также при ее отсутствии.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо - организация, которая фактически прекратила свою деятельность (не осуществляются текущие платежи в течение длительного времени), и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным. Указанные два признака отсутствующего должника - юридического лица непосредственно взаимосвязаны.

Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. По существу, отсутствующие должники - это уже недействующие лица, которые еще находятся в списке Единого государственного реестра юридических лиц. В этом случае все чаще завершается ликвидацией юридического лица. Это позволяет сделать правильные изменения в списке Единого государственного реестра юридических лиц. То есть избавиться от уже итак не существующих по каким-то причинам хозяйствующих субъектов.

К признакам отсутствующего должника относится следующее:

Фактически прекращена предпринимательская или иная деятельность.

У предприятия отсутствует руководитель, или его местонахождение установить не предоставляется возможным.

Все имущество предприятия заранее является недостаточным для покрытия тех расходов, которые связаны с ведением дела.

Начиная со дня подачи заявления о банкротстве и в течение последующих 12 месяцев по банковским счетам должника не проводились никакие банковские операции.

Наличие других признаков, которые могут свидетельствовать об отсутствии предпринимательской или другой деятельности должника.

банкротство должник суд