Что такое режим профилактики. Нарушение белкового обмена. Причины и меры профилактики. Пожары на производстве

Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую РОЛЬ роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины.

Общественная и индивидуальная профилактика

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов. Индивидуальная П. включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др. Общественная П. включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной П. направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной П. во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной П. требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д

Виды профилактики

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет три вида профилактики заболеваний:

· Первичная профилактика;

· Вторичная профилактика;

· Третичная профилактика.

Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Екатерина Николаевна Кулебякина, врач-психиатр высшей категории (выступление на всероссийской научно-практической конференции в г.Обнинске).

На рубеже 20-21 веков человечество столкнулось с таким явлением как компьютерная зависимость. Безусловно, прогресс не стоит на месте, компьютеры и интернет прочно вошли в нашу жизнь, они являются неотъемлемым рабочим инструментом. Тем не менее, как лекарство в малом количестве лечит, а в большом – становится ядом, так и компьютер из рабочего инструмента превращается в монстра, поглощающего наших детей.

Причины формирования компьютерной зависимости

Начну с известного факта, что нервная система у ребенка не сформирована, она активнее всего формируется в дошкольном и начальном школьном периоде. Именно на этот возраст и выпадает «подсаживание» на интернет.

Среди причин, обуславливающих формирование компьютерной зависимости, на первом месте стоит недостаток родительского общения. Родители либо вынуждены больше уделять времени зарабатыванию денег, либо ставят личный карьерный рост выше внутрисемейного общения, либо члены семьи настолько далеки друг от друга в своих интересах, что общение внутри семьи носит формальный характер. Часто в наше время родители стремятся компенсировать недостаток внимания к ребенку, задаривая его игрушками, и это – вторая причина, способствующая формированию компьютерной зависимости. Изобилие игрушек, ярких, красочных, разных, не способствует развитию воображения у ребенка. Зачем что-то представлять, если уже есть готовый образ? Если мы вспомним биографии известных людей (Бетховен, Верди, Михаил Щукин, Мария Ермолова, Валентина Серова и т.д.), то увидим, что их детство не изобиловало игрушками и подарками, но это лишь способствовало их творческому воображению. Подобно маленькой Козетте, умевшей представить крохотную сабельку то куклой, то лошадкой, они научились превращать старую шаль в королевское платье, а палку в рыцарский меч. К сожалению, современные, чрезмерно иллюстрированные, детские книги также обедняют воображение ребенка и снижают интерес к самому процессу чтения.

Недостаток воображения приводит к тому, что ребенок не в состоянии сам себя занять, он постоянно скучает, нуждается в том, чтобы его кто-то развлекал.

В свете этой скуки настоящим бичом стал телевизор и детские каналы, причем не столько само содержание, сколько бесконечное, ничем не ограниченное пассивное потребление информации через мультфильмы, телевизионные игры, викторины и прочие «веселилки».

Здесь следует отметить несколько пагубных факторов:

1. Пассивность, отсутствие работы ума, ребенок не учится думать, привыкая механически потреблять информацию. Но такая информация не может долго сохраняться, поскольку при ее получении отсутствуют необходимые процессы обобщения, анализа, систематизации. Мы же не утруждаем себя качественной и количественной сортировкой мусора. В итоге, мозг не удерживает информацию, над которой не трудился.

2. Подмена реального общения виртуальным. Это пагубная иллюзия, когда ребенок чувствует себя как бы приобщенным к веселью на экране, но в жизни трудиться для этого не хочет.

3. У родителей создается впечатление, что ребенок занят чем-то полезным, а на самом деле – это суррогат, подделка. Ведь информированность не является синонимом знаний и образованности.

Таким образом, телевизор готовит почву для компьютерной зависимости. Дети подрастают, у них появляется желание самим находить для себя источник пассивного информирования, и они лезут в интернет, пользование которым чрезвычайно легко и не требует работы ума. Меня всегда удивляло, что гиперактивные дети, которые 10 минут не могут высидеть на уроке спокойно, часами просиживают за компьютером; интеллектуально слабые, даже ограниченные дети, не способные осмыслить решение задачи в два действия, с легкостью пользуются социальными сетями, создают свои странички, легко осваивают компьютерные игры, но при этом они не становятся умнее, способнее, спокойнее. Наоборот, при попытке оторвать их от компьютера, они становятся раздражительными, грубыми, учебные навыки падают. Проведенные исследования показали, что при компьютерной игре происходит активация отдельных зон головного мозга, отвечающих за эмоциональные переживания, таким образом ничего не созидая, не вкладывая ни во что свои эмоции, ребенок получает крайние эмоциональные перегрузки, которые ведут сначала к эмоциональной несдержанности (ребенок не может контролировать свое поведение, свои реакции), а потом к эмоциональной выхолощенности (апатия, безразличие, равнодушие).

В результате пассивного информирования ребенок лишается самого главного – умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать единственно верные выводы. А, следовательно, он становится легко управляемым, перестает быть самостоятельной личностью, он не может аргументировано противостоять, отстаивая свою точку зрения, а зачастую и не имеет ее, привыкнув, пассивно повторять то, что слышит. Именно эти дети составляют опасную категорию неустойчивых личностей, вовлекаемых в ранние половые связи, наркотики, преступные сообщества. Такие дети, точнее уже подростки, легко попадают под влияние негативных лидеров, увлекаются агрессивными течениями, именно они становятся «идейной массовкой» маргинальных течений, что и наблюдал весь мир на киевском майдане и в трагические майские дни в Одессе.

Крайне опасна подмена реального общения виртуальным. Чаще всего на такое общение попадаются дети, испытывающие проблемы в поддержании контактов со сверстниками. Не имея необходимых знаний и навыков общения (поддержание беседы, терпения, умения прощать и т.д.), формирующихся в дошкольном и начальном школьном периоде, они не пользуются авторитетом у сверстников, поэтому уходят в игры, где на какое-то время могут ощутить себя «всемогущими», в социальной сети, где могут общаться под разными масками, ничем не рискуя. Для этих детей характерна чрезмерная обидчивость, подозрительность, застревание на негативных моментах. А если ребенок растет в семье один, да еще в условиях гиперопеки со стороны взрослых, то эти черты становятся доминирующими в его характере и усугубляют самоизоляцию.

Необходимо отметить и негативное физиологическое воздействие на нервную систему ребенка. В процессе анализа картинки на мониторе раздражение идет по зрительному тракту от сетчатки глаз до затылочных долей, вызывая при этом холостое, бесполезное раздражение различных зон головного мозга, что ведет к хроническому перевозбуждению и переутомлению нервной системы. Поскольку люди, страдающие компьютерной зависимостью, лишают себя и сна ради игры, а значит, снижается качество сна, то это приводит к хроническому астеническому состоянию, проявляющемуся раздражительностью, неадекватным эмоциональным реагированием на заурядные бытовые события, интеллектуальным истощением, неспособностью к длительному умственному напряжению, к монотонной работе. Катастрофически снижается устойчивость к стрессу. Многочисленные срывы у детей на экзаменах ГИА и ЕГЭ (и особенно на этапах подготовки к ним) – результат хронического астенического состояния.

Меры по профилактике компьютерной зависимости

Любую беду легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому необходимо как можно раньше привлекать ребенка к реальному общению и реальному созиданию. Часто ли мы смотрим и обсуждаем с детьми фильмы и книги? Угадываем, на что похоже облако? Часто ли мы делаем с детьми домики и мебель из картонных коробок, или нам легче купить им все готовое в магазине? Хватает ли нам терпения учить их пользоваться ножом и чистить картошку, или легче все сделать самим, чтобы не возиться с порезанным пальцем? Это тот минимум, который при желании доступен каждой семье.

Необходимо научить ребенка находить себе дело, чтобы он не ждал, пока его чем-нибудь займут, нагружать его обязанностями по дому и активно поощрять его созидательность. Необходимо как можно раньше приучить ребенка к тому, что любое удовольствие, любое развлечение должно быть заработано его личными усилиями.

На более масштабном уровне необходимо сделать доступными различные секции, кружки, которые способствовали бы развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Необходимо понимание того, что первоочередная задача – научить ребенка думать самостоятельно, ставить себе задачу и искать пути к ее решению, памятуя о том, что умение мыслить важнее информированности.

История использования человеком огня началась множество тысяч лет назад. На сегодняшний день успешное использование благ цивилизации стало возможным благодаря освоению огня. Однако в современном мире не являются исключением случаи выхода из-под контроля процесса горения, это ведет к возникновению пожаров, что наносит материальный ущерб и вред здоровью человека.

Причины пожаров в повседневной жизни

К основным причинам возникновения пожаров можно отнести:

  • неграмотное использование бытовых приборов (холодильники, телевизоры, микроволновые печи, утюги, электронагреватели и другое) или их применение при наличии неисправности;
  • несоблюдение мер безопасности при использовании бытового газа;
  • разведение костров на дачах или во дворах жилых домов;
  • курение в местах, для этого не предназначенных;
  • бросание окурков и спичек на неположенных участках;
  • подогрев на плите взрывоопасных химических веществ;
  • отогревание труб отопления в холодное время паяльной лампой;
  • применение открытого огня с целью освещения;
  • грозовые разряды; применение нескольких электрических приборов одновременно, что ведет к перегрузке электросети; оставление электроприборов без внимания и их перегрев;
  • неправильное расположение электронагревателей – вблизи штор, покрывал;
  • применение легковоспламеняющихся веществ (керосин, бензин, дизельное топливо) для розжига печи;
  • оставление топящейся печи без присмотра на длительное время, неисправность или плохая подготовка печи к отопительному сезону;
  • игра детей со спичками;
  • разведение костров на чердаках или в подвалах;
  • поджог в летний период тополиного пуха;
  • умышленные поджоги;
  • нарушение правил безопасности при использовании пиротехники.

Профилактика пожаров в повседневной жизни – это внимательное обращение с огнём в быту. Более 80% пожаров связано с неосторожным отношением человека с огнем. 70% – пожары в жилом секторе с количеством пострадавших от 5 до 90% от общего числа находящихся в помещении людей.

Меры профилактики пожаров

Мероприятия по профилактике пожаров включают изучение основ противопожарной безопасности:

  • не играйте с открытым огнем;
  • используйте в быту только исправные электроприборы, применяйте их в соответствии с инструкцией и не оставляйте технику включенной без присмотра;
  • не ставьте источник открытого огня рядом с занавесками, не накрывайте бумагой лампы и люстры, не кладите никакие предметы на радиаторы и каминные трубы;
  • химикаты храните в прохладном проветриваемом месте, помните, что пары некоторых химикатов при взаимодействии с другими веществами могут образовывать взрывчатую смесь;
  • рядом с источником тепла не храните и не распыляйте аэрозоли, не разбирайте баллоны и не отдавайте для игры детям;
  • с осторожностью пользуйтесь взрывоопасными веществами (керосин, бензин), храните их в недоступном для детей месте;
  • не включайте без необходимости газовые плиты и не оставляйте конфорки включенными без присмотра;
  • соблюдайте меры осторожности при использовании пиротехники;
  • во время новогодних приготовлений не украшайте елку игрушками из легковоспламеняющихся материалов (бумага, вата), не вешайте на дерево гирлянды, сделанные самостоятельно, не устанавливайте на ветках свечи и бенгальские огни;
  • не ищите участок утечки газа с помощью спичек или другого открытого огня;
  • при возникновении пожара в доме используйте подручные предметы для тушения (одеяла, мешковина, грубая ткань, стиральный порошок, вода, земля из горшков с цветами);
  • во время грозы не стойте возле металлических дверей, избегайте сквозняков, не касайтесь электровыключателей;
  • помните, что каждый 4-й пожар начинается на кухне, поэтому не оставляйте готовящуюся пищу без присмотра на долгое время, не выливайте в раковину горящее масло и не тушите его водой, это приведет к распространению огня по всему помещению;
  • не храните старые вещи в квартире, они способствуют возникновению пыли и пленки жира в квартире, что при пожаре будет способствовать распространению огня;
  • при печном отоплении не реже 2 раз в год прочищайте трубы, так как огонь способен выходить в жилое помещение через трещины;
  • не курите во время покраски предметов нитрокраской;
  • электропроводка должна осуществляться только грамотными специалистами и ни в коем случае не самостоятельно;
  • не включайте все приборы в одну розетку, это может привести к перегрузке;
  • располагайте телевизор вдали от источника тепла, при первых признаках его неисправности следует немедленно выключить технику;
  • не закрывайте в холодный период вентиляционные отверстия.

Научно доказан факт, что каждый 6-й пожар происходит по вине курильщиков.

Зачастую неинформированность и неосторожность детей приводит к печальным последствиям, поэтому очень важна профилактика пожаров в школе. Именно в учебных заведениях должны закладываться основы профилактики.

Лесные пожары

Одна из основных причин пожаров лесу – засушливая жаркая погода. При этом для возгорания мха, листвы или травы достаточно небольшой искры, а потушить пожар становится очень проблематично.
Причины возгорания:

  • упавший метеорит;
  • извержение вулкана;
  • в близлежащих населенных пунктах;
  • молния, попавшая в дерево;
  • случайное попадание искр из автомобильных выхлопных труб;

Но главной причиной является человек и его халатное обращение с огнем (непогашенный костер, брошенный окурок, жестяной и стеклянный мусор, который под воздействием солнечных лучей вызывает перегрев травы и почвы под ним и т. д.).

Профилактика лесных пожаров означает ряд запрещающих мер.

При нахождении в лесу запрещается:

  1. бросать окурки, горящие спички;
  2. оставлять в лесу материал, пропитанный легковоспламеняющимися веществами;
  3. использовать пиротехнику;
  4. бросать осколки стекла, предметы и мусор из жести;
  5. выжигать траву под деревьями;
  6. во время охоты использовать пыжи из тлеющих материалов;
  7. разжигать костры в лесосеках с заготовленной древесиной, хвойных молодняках, торфяниках, под кронами деревьев, в местах с сухой травой, на участках поврежденного леса;
  8. оставлять непогашенный костер.

Пожары на производстве

Высокий уровень риска имеют и промышленные предприятия.
Причины возникновения пожаров на производстве:

  • несоблюдение работниками основных правил противопожарной безопасности;
  • халатное отношение к огню;
  • неисправность электропроводки, электроустановок, электрической аппаратуры, неадаптированность к отечественной сети импортных приборов;
  • последствие взрыва при утечке взрывоопасных средств;
  • проведение газо- и электросварочных работ, а также других действий, связанных с искрообразованием и применением открытого огня;
  • поджог;
  • захламленность рабочей среды.

Более 50% пожаров на производстве возникает в связи с неграмотной эксплуатацией электроустановок. Поэтому так важны меры профилактики пожаров от электроустановок.

В целях профилактики возникновения пожаров необходимо обучать работников правилам противопожарной безопасности и систематически проводить проверку знаний, а также отрабатывать навыки тушения возгорания.

Помещения должны быть оснащены огнетушителями и пожарным инвентарем. Рекомендуется также установить пожарную сигнализацию и обеспечить условия для экстренной эвакуации работников из зданий.

В каждой организации должны быть оборудованы специальные места для курения, установлен порядок уборки помещений от пыли и горючих отходов, обесточивания электрооборудования после трудового дня.

Профилактика эндогенных пожаров

В выработанных пространствах горных шахт существует опасность эндогенного или торфа. Эндогенные пожары могут возникнуть в трюмах танкеров, перевозящих жидкое или твердое топливо, на складах. Не всегда причиной бывает человеческий фактор, часто случается самовозгорание.

В качестве профилактических мер в шахтах предусматривается прокладка оросительных труб, по которым при необходимости будет поступать вода для тушения очага возгорания, устраиваются арки с песком, кирпичом, глиной, устанавливаются двери для отсечения огня, в специально подготовленных камерах размещаются ручные и автоматические средства для борьбы с огнём. В шахтах используются только негорючие , например, металл и бетон, деревянные составляющие обрабатываются специальными растворами.

Экономический вред пожаров

В 2011 году было зафиксировано 171696 пожаров в России, унесших жизни 11969 человек, ещё 12243 получили ранения.
Лесные пожары наносят значительный урон экологии, природные ресурсы после этого нуждаются в длительном восстановлении.

Ущерб от пожаров может увеличиться в десятки раз, если поблизости находится промышленный объект. Также опасно возникновение возгорания недалеко от населенного пункта, что может стать причиной гибели людей.

Россия считается лесной державой, ежегодное количество пожаров на лесных территориях страны составляет от 10 до 35 тысяч.
Для борьбы с пожарами в лесу выделяется несколько миллиардов рублей, материальный же ущерб составляет около 20 миллиардов рублей.

Уровень потерь от пожаров в России среди высокоразвитых стран самый высокий.
В 2013 году было зафиксировано более 152 тысяч пожаров. По сравнению с 2012 годом количество возгораний уменьшилось на 6,1%. Доля погибших также сократилась на 9,5%. Общий ущерб составил около 13202 млн рублей, что по сравнению с 2012 годом меньше на 15%. Наибольшее число пожаров было зарегистрировано в жилом секторе – 72% от общего числа. Максимальный материальный ущерб приходится на надворные постройки и жилые помещения – около 34 % всего урона (4,2 млрд рублей), а также склады – 3,2 млрд рублей.

Профилактикой называют общегосударственные, групповые, семейные и индивидуальные действия, цель которых направлена на сохранение здоровья человека и нации.

Медицинская профилактика – это одно из важнейших направлений современной медицины. Цель медицинской профилактики заключается в сохранении здоровья человека любого возраста, в предупреждении развития или прогрессирования заболеваний. В идеальных условиях деятельность медицинского персонала разного уровня квалификации должна быть направлена именно на предупреждение заболеваний, а не на их лечение. Существует несколько уровней профилактики, а также различные ее виды, каждый из которых имеет свои направления и принципы.

Понятие профилактики достаточно обширное, включает различные виды деятельности.

  1. Социально-экономические мероприятия, которые направлены на повышение уровня благосостояния всех граждан государства, обеспечивающие повышение качества жизни.
  2. Гигиенические меры предполагаю соблюдение санитарно-гигиенических правил во всех сферах деятельности, в частности, выполнение гигиенических норм в области общественного питания, проживания, обучения и прочее.
  3. Санитарно-технические мероприятия в большей степени направлены на выполнение норм и правил, касающихся условий проживания, места работы или учебы человека, а также деталей, связанных с качеством воздуха, воды, окружающей территории (например, зеленой зоны в городских условиях).
  4. Медицинские мероприятия предполагают целый комплекс деятельности как самого человека, так и персонала лечебных учреждений, направленные на сохранение здоровья конкретного индивидуума и населения в целом.

Главная цель любого вида профилактики – это максимально возможное в конкретной среде устранение действия так называемых факторов риска.

  1. Среда обитания человека, то есть условия географической местности, в которых он проживает конкретный; понятно, что эти внешние факторы будут различными, например, для жителей Крайнего Севера и населения пустыни.
  2. Различные риски для существования, подразумевающие в основном условия профессиональной деятельности.
  3. Образ жизни конкретного человека, то есть определенный стереотип поведенческих реакций в конкретных условиях.
  4. Повышенная вероятность (преимущественно с медицинской точки зрения) возникновения определенной инфекционной и неинфекционной патологии.

В создании индивидуального или группового плана профилактики первая цель – это выявление существующего риска, а в дальнейшем составление возможного плана коррекции его воздействия.

Уровни профилактики

Важно понимать, что профилактика- это конкретный список мер, который может и должен выполнять не какой-либо руководящий орган, но и каждый человек. Отдельный индивидуум не может определять выполнение санитарно-гигиенических норм, но в состоянии уменьшить или устранить полностью действие негативных факторов и образа жизни. Главная цель любого варианта профилактики – это сохранение качества существования каждого конкретного человека и увеличение ее продолжительности.

Выделяют следующие основные виды (уровни) профилактики.

  1. Государственный предусматривает различные законодательные меры, направленные на повышение уровня жизни населения страны (создание единого календаря вакцинации, обязательного к выполнению).
  2. Общественный реализовывается в пределах конкретного предприятия или группы людей, проживающих на определенной территории, направлен на создание необходимых условий труда (например, питьевой режим в горячих цехах) или проживания (озеленение территории вокруг жилого массива).
  3. Семейный предполагает регулярное сбалансированное питание, соблюдение гигиенических норм в помещении, режима труда и отдыха, а также организация правильного развития ребенка.
  4. Индивидуальный – это комплекс конкретных действий, выполнение которого зависит от каждого человека в отдельности, например, проведение закаливающих процедур, цель их заключается в подготовке в сезон простудных заболеваний.

Из приведенного выше становится видно, что понятие профилактики достаточно широкое, а некоторые основные мероприятия могут быть реализованы исключительно самим индивидуумом.

Различные виды профилактики

В отечественной медицине принято выделять не только уровни профилактики в соответствии с субъектом, который их выполняет, но и основные виды, зависящие от состояния здоровья. Современные доктора различают следующие виды профилактики.

  1. Первичная предполагает меры, направленные на недопущение развития любого инфекционного и неинфекционного заболевания.
  2. Вторичная предусматривает комплекс мер, сосредоточенных на стабилизации состояния человека уже больного, недопущение дальнейшего прогрессирования патологии.
  3. Третичная (признается не всеми специалистами) подразумевает виды реабилитации пациентов, которые в силу тяжести заболевания утратили первоначальное качество жизни.

Цель у вышеописанных видов одна, а методы осуществления и конкретный комплекс мероприятий может существенно отличаться.

Первый этап

Первичная профилактика может проводиться на всех уровнях предупреждения патологии как самим индивидуумом, так и в государственном масштабе. В качестве мер первичной профилактики можно привести следующие примеры.

  1. Единый для всей страны и обязательный (с точки зрения выполнения) календарь прививок, реализация которого способна снизить уровень инфекционной заболеваемости вероятными и опасными для здоровья ребенка и взрослого.
  2. Охрана окружающей среды, то есть недопущение загрязнения воздуха, резервуаров пресной и соленой воды, нерациональной вырубки зеленых насаждений.
  3. Регулируемое государственными органами соблюдение санитарно-гигиенических норм при изготовлении пищевых продуктов, эксплуатации детских школьных и дошкольных учреждений, учебных заведений, предприятий общественного питания, зданий медицинского профиля.
  4. Рациональный режим организации трудовой деятельности и отдыха применительно к трудовому коллективу и отдельному человеку.
  5. Сбалансированное питание, адекватная физическая активность для конкретного человека любого возраста.

Регулярная и систематически проводимая первичная профилактика позволяет достичь поставленной цели, то есть сохранения исходного уровня здоровья.

Второй этап

Вторичная профилактика – это в большей степени комплекс мероприятий медицинского характера, так как ее цель – недопущение прогрессирования заболевания. Главный инструмент этих мероприятий – это диспансеризация всего населения как взрослого, так и детского.


Именно регулярное проведение профилактических медицинских осмотров в рамках диспансеризации позволяет сделать следующее.

  1. С учетом имеющихся факторов риска (например, в условиях определенного производства) составить план конкретных профилактических мероприятий.
  2. Выявить заболевание на ранней стадии и своевременно начать его лечение.
  3. Для человека с установленным диагнозом хронического заболевания разработать комплексный план терапии и профилактики.
  4. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных трудовых коллективов позволяет оценивать степень вредности производства и корректировать нагрузку.
  5. Плановые осмотры беременных дают возможность предупредить или вовремя прервать патологическую беременность, а также создать условия для рождения ребенка у женщин с различной патологией.
  6. Патронаж новорожденного и грудничка, плановые осмотры детей более старшего возраста позволяют своевременно диагностировать и предупредить дальнейшее развитие различной хронической патологии.

Успешность вторичной профилактики заключается в регулярности проведения диспансерного наблюдения и тщательности выполнения его условий.

Третий этап

Третичная профилактика – это самый нежелательный, но от этого не менее важный вариант предупредительной деятельности. Она проводится только в том случае, если этапы первичной и вторичной профилактики потерпели неудачу, то есть у человека или группы людей сформировалось стойкое снижение качества жизни. Например, наиболее часто приводится состояние после инсульта или травмы (когда значительно нарушена двигательная функция), серьезное психическое заболевание, дети с врожденными пороками развития.

Цель третичной профилактики – максимально возможное в конкретной ситуации восстановление трудоспособности и других моментов, обеспечивающих полноценную социализацию человека.

Реализация третичной профилактики предполагает использование различных вариантов реабилитации: психологической, физиотерапевтической, бальнеологической, социальной.

Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений от нормы в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

По отношению к населению медицинская профилактика определяется как: индивидуальная, групповая, популяционная (массовая).

Виды профилактики: социальная, медицинская, медико-социальная.

Профилактические мероприятия могут быть направлены на целевые группы: здоровые люди, лица с высоким общим риском, лица, кажущиеся здоровыми, но имеющие доклинические формы заболевания, пациенты с жалобами и симптомами определенных заболеваний, группы медицинских работников.

Этапы профилактики.

Первичная - предотвращение возникновения заболеваний; уменьшает возможность возникновения заболеваний или нарушения. Это система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер, направленных на предотвращение заболеваний путем: устранения причин и условий их возникновения и развития; повышения устойчивости организма к воздействию факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, способных вызвать патологические реакции.

Вторичная - совокупность мер, предназначенных для предупреждения или задержания (ослабления) развития болезни путем ее раннего выявления и соответствующего лечения; изменение течения болезни в благоприятную сторону, предотвращение опасных проявлений и осложнений путем воздействия на модифицирующие факторы риска; прерывает, предотвращает или замедляет прогрессирование заболевания или нарушения в ранней стадии.

Третичная - система мер, направленных на предупреждение рецидивов болезней и их перехода в хронические формы, на снижение прогрессирования осложнений заболевания или нарушения, которые уже произошли. Это комплекс психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса (реабилитация).

Этическая ответственность. При выявлении факторов риска медики первичного звена здравоохранения должны учитывать возможность отрицательного влияния на человека самой процедуры. Этические предосторожности: р азъяснение пациенту индивидуальной пользы профилактических мер, предоставление информации об ограниченной годности теста, возможности ложноположительных результатов, советы должны быть даны в деликатной форме, не вызывать ощущений посягательства на личную жизнь пациента, рекомендуемые профилактические мероприятия должны быть доказательными, помогать улучшению качества жизни и ее продлению.



Учреждения медицинской профилактики.

Структура организации профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в Свердловской области. Межсекторальное сотрудничество.

Организация профилактической деятельности может осуществляться в: поликлиниках для взрослых, ОВП, ФПАе, женской консультации, стационаре, санатории, других медицинских организациях, на предприятиях.

Организованы: Свердловский областной центр медицинской профилактики, Городской центр медицинской профилактики; в области действуют 25 ЦЗ. Центр здоровья для взрослых: оценка функциональных резервов организма, углублённое профилактическое консультирование, диспансерное наблюдение 2 групп здоровья, помощь при отказе от курения, работа на предприятиях. Популяционная профилактика. Отделение/кабинет медицинской профилактики: диспансеризация и профосмотры, диспансерное наблюдение 2 групп здоровья, помощь при отказе от курения. Популяционные и групповые методы профилактики, работа со СМИ.

Для детей: в детских поликлиниках кабинет здорового ребёнка; в учебных заведениях дошкольных, школах, учреждения СПО, ВПО – медицинский кабинет школы, детского сада, (колледжа, вуза). Центры здоровья для детей: оценка функциональных резервов организма, углублённое профилактическое консультирование. Профилактика зависимостей, работа в школах и детских садах, популяционная профилактика.

Подготовка специалистов по медицинской профилактике: Уральский государственный медицинский университет, Свердловский областной медицинский колледж.