151 упк рф комментарии. Обо Всём. Альтернативная подследственность: понятие

Очень часто даже при наличии заявления от потерпевших, работники следствия или дознания не могут возбудить уголовное производство. Подобная ситуация связана с тем, что законодатель четко определяет компетенцию различных подразделений правоохранительных органов. Законодатель разрешает рассматривать нарушения закона в соответствии с признаками уголовного производства. В уголовном праве принадлежность уголовного производства к определенному контролирующему органу называют подследственность. Регулирует понятие ст. 151 УПК РФ.

Подследственность − это совокупность правил, которые дают возможность определить принадлежность уголовного дела к компетенции следственного органа или дознания. Подследственность позволяет также определить ведомство, которое может возбуждать уголовное производство и начинать следственные мероприятия.

Подследственность уголовных дел очень важное понятие, ведь с его помощью можно добиться большей четкости и оперативности ведения следствия, а также максимально индивидуализировать наказание виновным.

На сегодняшний день уголовные дела могут рассматривать дознаватели и следователи органов внутренних дел, специалисты органов контроля над оборотом наркотических средств, представители службы судебных приставов, а также таможенных органов. Нередко инициируют уголовные производства работники пограничных органов, ФСБ, а также начальники Вооруженных Сил РФ.

Любые споры, связанные с подследственностью, решает прокурор. Достаточно часто бывает так, что одно производство подлежит рассмотрению несколькими ведомствами. Своим постановлением прокурор может инициировать возбуждение уголовного дела в одном из ведомств. К примеру, если было совершено несколько преступлений одним человеком, но с разной территориальной принадлежностью, то согласно установленному закону, возбуждать производство будут в подразделении, на территории которого была совершена большая часть нарушений закона или самое тяжелое злодеяние.

Основные положения

Согласно ст. 151 УПК РФ, подследственность затрагивает абсолютно все уголовные производства. Распределение дел происходит по 5 критериям, каждый из которых обладает особой важностью. Если рассматривать юридическую принадлежность уголовного производства, можно отметить, что законодатель выделяет нарушения, совершенные несовершеннолетними, связанные с наркотиками и оборотом оружия, военные преступления, пограничные нарушения, а также злодеяния в сфере экономики и предпринимательской деятельности. Особый порядок возбуждения дел предусмотрен также для депутатов, судей, адвокатов и Президента.


Во всех случаях, помимо статей, указанных в пункте 3 ст. 151 УПК РФ, производство возбуждается следователями, и только в указных нормах необходимо вмешательство дознания. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая, как правило, занимается делами незначительного уровня тяжести. Дознание может проводиться в общем порядке на протяжении 30 дней или же иметь сокращенную модель (20 дней). Следственный орган занимается делами более сложными по уровню тяжести и ведению расследования. Следствие может вестись от двух месяцев до восемнадцати.

Если производство было возбуждено не тем контролирующим органом, прокурор вправе изымать материалы и передавать его другому компетентному ведомству. Для осуществления этого права ему необходимо создать соответствующее постановление.

Виды и признаки

Ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации четко описывает обстоятельства, по которым контролирующие органы определяют подследственность каждого производства.

Подследственность в уголовном процессе определяют по таким признакам:

  • предметный;
  • территориальный;
  • персональный;
  • альтернативный;
  • по связи уголовных дел.

Подсудность и подследственность уголовных дел по предметному признаку напрямую зависят от квалификации злодеяния. Именно обстоятельства совершения преступления определяют, какая именно служба будет расследовать дело. Если речь идет о продаже наркотиков, делом будет заниматься Госнаркоконтроль, в случае международного шпионажа − задействуют ФСБ, если нарушение определено на таможне, то отвечает Пограничная служба.

Территориальный признак определяется местом совершения нарушения закона. Производство подлежит рассмотрению тем ведомством, в юрисдикции которого находится место совершения злодеяния. При инициировании уголовного производства именно этот признак является основным, хотя он не абсолютный.

Территориальная принадлежность дела может меняться в процессе расследования. Если злодеяние было начато в одном месте, а закончено в другом, то производство возбуждают в месте окончания злодеяния. В случае, когда определить место совершения преступления невозможно, уголовное производство возбуждают в органе, определившем нарушение закона.


Персональный признак определяется исходя из субъекта злодеяния, то есть кем является преступник – депутатом, военнослужащим, адвокатом и т.п. Немаловажной считают информацию о потерпевшем по делу, ведь нужно определить против кого осуществлялось злодеяние − против судьи, прокурора или других лиц в связи с их персональной деятельностью. В отношении указанных субъектов существует специальная модель возбуждения дел. Это же касается преступлений с участием несовершеннолетних или против интересов несовершеннолетних.

Альтернативный признак характеризуется возможностью ведения производства любым органом, определившим злодеяние. Альтернативный признак подследственности определяется в делах о мошенничестве, присвоении чужого имущества и других злодеяниях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

По признаку связи с преступлением подследственность уголовных дел определяется по делам, связанным с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, злоупотреблением должностными полномочиями, получением взятки и иными подобными нарушениями закона. В данную категорию дела отнесут, если, к примеру, была совершена кража и вовлечены в нее были несовершеннолетние. То есть подследственность одного дела определяется в зависимости от подследственности другого.

Комментарии к статье 151 УПК

Понятие подследственности и виды подследственности в уголовном процессе позволяют определить оптимальный режим работы контролирующего органа. Подследственность повышает эффективность расследования в целом и индивидуализирует работу следователя, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции, дознания, ФСБ и других.

Неправильно определенная подведомственность дела влечет за собой очень тяжелые последствия, которые затрагивают интересы как потерпевший стороны, так и обвиняемого. Гораздо быстрее и эффективней будет раскрыто преступление, связанное с наркотическими веществами Госнаркокнтролем, чем службой ФСБ. Работники наркоконтроля обладают соответствующими знаниями и навыками в расследовании характерных дел, соответственно, максимально точно подойдут к следственным мероприятиям и правильно оформят дело.

В случае возникновения спорной ситуации между признаками подследственности, помимо территориальной и предметной принадлежности, во внимание принимают персональный признак. Рассмотрение дела будет происходить в месте, где находиться обвиняемый, потерпевший или большее количество свидетелей, участников производства. Если нарушение совершено за пределами Российской Федерации, расследуется оно по месту жительства или пребывания потерпевшего в РФ.


Если нарушение закона осуществил психически больной или невменяемый гражданин, во внимание персональный признак, альтернативный и остальные не принимаются, дело будет рассматриваться по территориальной принадлежности.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Принцип определения подследственности дела очень сложно понять, не рассмотрев реальный пример. Объяснить суть термина можно на случае гражданина Петрова, который является военнослужащим. Отправившись в отпуск, в родной город, Петров, будучи в состоянии алкогольного опьянения, подрался со своим знакомым и нанес ему травмы средней тяжести. На вызов очевидцев приехал патруль полиции, и составил протокол. После допроса свидетелей и обвиняемого было постановлено передать материалы происшествия по подведомственности в Вооруженные силы, а непосредственно в подразделение, где служит виновный.

Если бы виновный не являлся военнослужащим, то возбудить производство мог бы следователь района, на территории которого произошла драка. В случае с легкими травмами, которые нанес бы гражданин Петров, не будучи военнослужащим, дело рассматривал бы орган дознания или мировой суд, если потерпевший обратился бы с частным иском.

Больше всего проблем возникает при тяжелых преступлениях, состоящих из нескольких эпизодов. Следователям необходимо проделать колоссальную работу не только для того, чтобы определить круг виновных, но и для того, чтобы понять, какой именно из органов может возбудить производство и привлечь виновных к ответственности.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 151 УПК?

Все решения на начальном этапе расследования принимает следователь или дознаватель. Проверяет целесообразность и обоснованность решения следователя и дознавателя прокурор. Своим постановлением он может закрыть производство, возобновить его или перенаправить в другой компетентный орган.

Важно отметить, что решить вопрос подследственности может и сам потерпевший вместе со своим защитником. Достаточно часто потерпевшие составляют ходатайство о перенаправлении дела в другое ведомство. Сделать это можно не только исходя из утвержденных признаков подведомственности, но и когда отмечается предвзятость следователя или он не выполняет в полной мере своих обязательств.


В последнем случае передача дела по подведомственности в большей мере напоминает отвод следователя, только меняют не работников следствия, а целый отдел, который будет заниматься производством.

Возбуждением дела органы дознания чаще всего занимаются в отношении преступлений, описанных в пункте 3 ст. 150 УПК РФ, а по всем остальные нарушениям, помимо дел частного обвинения, дела возбуждает следователь. Исходя из квалификации преступлений, следователь или дознаватель может направлять материалы в специальное воинское подразделение, в Госнаркоконтроль, Службу судебных приставов, в Пограничную службу и др.

Что чаще всего является отягощающим и смягчающими обстоятельствами?

Отягощающие или смягчающие обстоятельства, в случае с определением подведомственности дела большой роли не играют. Квалифицирующие признаки в данном случае позволяют определить тяжесть непосредственного злодеяния и предполагаемого наказания, а также указать на то, будет заниматься производством следователь или дознаватель. Дела без отягощающих обстоятельств переходят в орган дознания или сразу в мировой суд, а дела, которые затрагивают интересы несовершеннолетних, организованные злодеяния и нарушения, повлекшие серьезные последствия, входят в компетенцию следственного органа.

Определение подведомственности важно не только для процессуального оформления материалов дела, но и необходимо для максимально эффективного проведения следственных мероприятий. Источников информации о преступлении гораздо больше можно найти, исследуя территориальную принадлежность злодеяния, субъектов нарушения, а также предметный признак подследственности.

Ст. 151 УПК РФ, посвященная подследственности, еще и раскрывает систему структуру уполномоченных органов и роль прокуратуры, и затрагивает иные вопросы.

Предварительное расследование

Предварительное расследование - второй этап производства по уголовному делу, результатом которого становится либо прекращение дела из-за отсутствия деяния или иных причин.

Этап следствия направлен на выявление и сбор всех фактов, которые имеют отношение к преступлению. Далее собранные материалы в виде уголовного дела передаются в суд с согласия прокурора.

Формы расследования

Ст. 151 УПК РФ указывает на две формы расследования:

  • предварительное следствие;
  • дознание.

Законом предусмотрена возможность проведения дознания в упрощенной форме.

Предварительное следствие производится следователями. Их отличие от дознавателей - в большем объеме полномочий. Дознавателю, например, приходится чаще спрашивать разрешения на те или иные следственные действия у начальника органа дознания или у прокурора.

Дознание является упрощенной формой следствия, и оно проводится по делам меньшей тяжести. Конечно же, это не значит, что виновный человек избежит тюрьмы. Примером служат дела, заведенные за уклонение или отказ от уплаты алиментов, за что виновных лишают даже свободы на короткое время (в судебной практике - примерно год).

Если обратиться к ст. 151 УПК РФ, работа следователя посвящена более сложным составам преступлений, за которые и наказания значительно серьезнее. Например, мошенничество.

Органы дознания кроме полиции присутствуют в ФССП, таможенной службе, ФСБ и других структурах. Следователи работают же только в и ФСБ.

Вопросы подследственности

Ч. 2 ст. 151 УПК РФ распределяет уголовные дела по - несколько иное понятие, включающее в себя распределение уголовных дел между следственными органами и дознавателями.

Есть несколько вариантов распределения дел:

  • следствие ведется строго в рамках компетенции (например, СК всегда занимается убийствами, полиция - кражами и т. д.);
  • следствие ведется органом, который выявил преступление;
  • следствие ведется органом, который назначен прокурором.

Третий вариант - согласно ст. 151 УПК РФ о подследственности, если выявлено несколько эпизодов преступной деятельности, выделение материалов дела в отдельное производство при этом невозможно. Решение спора о подследственности - в рамках компетенции прокурора.

Аналогичным образом решаются споры о ведении дознания. Если возбуждается дело небольшой или средней тяжести и необходимо вести дознание, то материалы сразу же передаются прокурору для выбора органа дознания.

Место расследования

Общие условия предварительного расследования требуют обеспечить производство по месту совершения преступления. Например, если кража совершена в Ленинском районе города, то расследованием занимается ОВД, находящееся в данном районе. Аналогично вопрос решается с органами дознания, СК и ФСБ.

Если деяние начато в одном месте, а окончено в другом, расследование обеспечивается органом по последнему месту.

Если было совершено несколько эпизодов (отдельных деяний), куда передать дела, решает начальник вышестоящего следственного органа. Закон разрешает назначить расследование органу, на территории обслуживания которого находится обвиняемый и большее число свидетелей.

Задача следователя - быстро собрать материалы, и последний вариант выгоден с технической точки зрения.

Если дело касается граждан РФ, проживающих за границей

Ст. 151 УПК РФ в новой редакции или ранее действующей формулировке не затрагивала и не затрагивает тему территориального распределения дел, в частности, если они касаются граждан, живущих за границей.

Граждане РФ, совершившие преступление, предусмотренное УК РФ, не привлеченные к ответственности, находясь за границей, все равно подлежат преследованию. Исключение составляют случаи, когда граждане РФ привлечены к ответственности правоохранительными органами иностранного государства. Обязательно должно иметься решение суда на этот счет.

Положение распространяется и на военных, служащих на территории частей, расположенных вне пределов России.

Иностранец, не проживающий в России, совершивший преступление против РФ, гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно живущего в России, подлежит привлечению к ответственности по российским законам. Исключение - случаи, если такой человек был осужден или оправдан иностранным судом.

В ситуации с иностранцами или гражданами, проживающими за границей, дело возбуждается по месту жительства или нахождения потерпевшего либо по месту нахождения основного числа свидетелей.

Расследование ведется по месту жительства обвиняемого, если потерпевший находится за границей.

Принятия решения о месте проведения расследования

Распределением дел между дознавателями и следователями занимается начальник отделов дознания или следствия соответственно. Ими сразу же принимается решение оставить материалы в своем районе.

Если следователь или дознаватель выявляют преступление, которое по закону расследуется другой службой (например, дежурная полицейская группа выехала по вызову по убийству), обязанность следователя - возбудить дело, провести допросы, осмотреть место происшествия, сделать все, что в его силах, и передать материалы своему непосредственному начальнику.

Дознаватель направляет материалы сразу же прокурору, однако без подписи начальника дознания прокурору материал все равно не направляется.

Если дело забирают «наверх»

Закон дает право вышестоящей инстанции забрать дело себе. Сообщение об этом направляется прокурору. Если дело не выходит за рамки ведомства, согласия прокурора не требуется, кроме того, надзор осуществляется прокурором более высокого ранга.

Подобное происходит с резонансными делами. Например, дело о мошенничестве, задевшее десятки людей, получившее общественную огласку, расследуется не районными отделами, а городскими или областными управлениями.

На сегодня сложилась практика установления подследственности в рамках одного органа подзаконными нормативными актами. Например, председатель СК вправе распределять уголовные дела между управлениями и отделениями ведомства. И следователи имеют представление о том, кто будет расследовать то или иное дело.

Соединение уголовных дел

В некоторых ситуациях проведение следствия признается более продуктивным при условии объединении нескольких дел в одно. Ст. 151 УПК РФ с комментариями ссылается на ст. 153 УПК. Закон предусматривает для этого следующие предпосылки:

  • совершено несколько деяний одной и той же группой лиц;
  • одно лицо совершило несколько деяний, по которым возбуждены отдельные дела;
  • лицо принимало участие в заранее не обещанном

Последний пункт основан на понимании заранее не обещанного сокрытия как формы соучастия.

Объединение допускается и при отсутствии подозреваемых, если есть основания предполагать, что преступления являются делом рук одних и тех же лиц.

Соединение дел, подследственных одному органу, разрешается начальником следственного отдела. Соединение дел, которые расследует дознаватель, производится с разрешения прокурора.

Если имеется необходимость соединить дела, подследственные разным органам, решение принимается прокурором. Решение вопроса зависит от того, чье дело серьезнее.

Выделение уголовного дела

Материалы дела выделяются, если:

  • соучастник совершил одно из своих преступлений отдельно от группы;
  • один из соучастников несовершеннолетний;
  • дело ведется в порядке упрощенного дознания;
  • обвиняемый заключил соглашение о сотрудничестве и его дело ведется упрощенном порядке.

Решение о выделении дела принимается следователем или дознавателем.

Выделение дела в отдельное производство

Данное действие отличается обнаружением нового преступления, никак не связанного ни с тем, по которому ведется расследование, ни с лицами, которые привлечены по ведущимся делам.

Следователь или дознаватель направляет материалы начальнику следствия и прокурору соответственно. Далее проводится проверка по аналогии с тем, как если бы было подано заявление о преступлении.

Правда, если начальник следствия самостоятельно проводит проверку или поручает ее одному из подчиненных, прокурор направляет полученный материал или начальнику дознания или начальнику следствия.

Постановление о выделении отдельного производства с приложенными материалами направляется прокурору.

Проблемы законодательного регулирования

Изменения в ст. 151 УПК РФ вносятся с достаточной регулярностью. Если ранее причина была в формировании СК, теперь они вызываются практикой споров о подследственности по ряду резонансных дел. Речь идет о крупных делах, где задеты интересы высоких чиновников, в частности сотрудников прокуратуры.

Если сравнить редакцию ст. 151 УПК РФ в 2015 году и на сегодняшний день, кроме того что уже готовы новые изменения, становится видимой интересная тенденция. Все большее составов расследуются теми, кто их обнаружил. Если ранее, например, ФСБ должна была передать дело в СК или полицию, теперь часть дел остается у следователей ведомства. Аналогично дело обстоит и с СК.

Кроме того, исключается вмешательство прокуратуры в связи с контролем исполнения норм о подследственности.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в 2019 году устанавливает регламент в отношении проведения расследования преступления. Подобная необходимость является значимой, учитывая то количество различных правоохранительных структур, которые ведут свою деятельность на территории России.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Таким образом достигается замысел, который был заложен законодательными органами. Стоит понимать, что не все нормативные акты обладают исключительной эффективностью – зачастую в них формируются множество уточнений, которые в дальнейшем лишь замедляют ход процесса.

Отдельное внимание следует обратить на так называемую подследственность по ст. 151 УПК РФ, определяющей, какой орган будет расследовать то или иное преступление.

Общие положения

Действие ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации актуально в случае выявления любого преступления. Это очевидно, учитывая, что первоначально устанавливается структура, которая будет расследовать дело.

Уточнение подследственности позволяет провести данную процедуру в краткие сроки. Это является реальным, так как в статье дополнительно отражены критерии, по которым и определяется ответственный правоохранительный орган.

Вместе с тем, не все так гладко проходит, как было задумано изначально. Существует немало уточнений по компетенциям прокурора. В частности, он имеет право на перераспределение подследственности.

Таким образом, нельзя быть абсолютно уверенным в том, какая служба будет рассматривать то или иное дело.

Более того, многие производства включают в себя сразу несколько уголовных статей, каждая из которых относится к своему органы.

В связи с этим и является актуальным уточнить не только основные положения статьи, но и ее ключевые нюансы.

Предварительное расследование

Сама процедура предварительного расследования находится в ведении Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам. Иначе говоря, осуществляет процесс следователь от данной структуры.

Однако данное не всегда является актуальным, а только по делам следующего характера:

  • при совершении тяжких и особенно тяжких преступлений при участии несовершеннолетних лиц – они могут выступать как виновными, так и пострадавшими;
  • при преступлениях с участием лиц, отраженных в ст. 447 УПК РФ — ;
  • при совершении преступлений с участием должностных лиц правоохранительных структур и воинских формирований;
  • при иных преступлениях, предусмотренных п. 2 ст. 151 УПК РФ.

Также предварительное расследование может быть осуществлено следователем иных правоохранительных органов, а именно:

  • органы внутренних дел;
  • служба по контролю за оборотом наркотических веществ.

Каждое должностное лицо отвечает за свой перечень статей, связанных непосредственно с его обязанностями.

Особенности дознавания

Как правило, дознание проводится после предварительного расследования.

В рассматриваемой статье предусмотрено распределение подследственности среди дознавателей следующим образом:

Органы внутренних дел РФ По всем делам уголовного характера, определенных ст. 150, кроме ч. 3-6, 9 п. ст. 151 УПК РФ.
ФСБ По специфичным преступлениям ст. 253 и ст. 256, ст. 322 и ст. 323 УК РФ.
Федеральная служба судебных приставов По отдельным делам ст. 157 и ст. 177, ст. 294, ст. 297, ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ.
Государственный пожарный надзор федеральной противопожарной службы По нарушениям, связанных с пожарной безопасностью, ст. 168, ст. 219, ст. 261 УК РФ.
Следственный комитет РФ По делам ст. 150 (ч. 3) УПК РФ совершенных отдельными лицами.
Таможенные органы РФ По соответствующим деяниям ст. 194, ст. 200.1 УК РФ
Служба по контролю за оборотом наркотических веществ По делам ст. 228, ст.ст. 231 и 232, ст. 234, ст. 327 УК РФ.

В случае объединения в одном производстве уголовных дел, которые попадают под подследственность различных структур, ответственное лицо устанавливается прокурором.

Если существует преступление, о котором стало известно правоохранительным органам, по нему должна проводиться определенная работа – исследование сообщения о преступлении и предварительное следствие при необходимости.

Если выяснение обстоятельств носит предварительный характер, то есть необходимо выяснить само наличие преступного деяния, то расследование является уже конкретной работой по выявлению доказательств и всех остальных признаков, факторов и критериев, которые относятся к незаконному действию.

Положение

В отношении предварительного расследования существуют свои правила, которые обозначены термином "подследственность".

Таким образом, преступления делятся на категории не только в отношении объекта или субъекта, но и по органу, который будет заниматься уголовным делом.

В статье 151 УПК РФ довольно подробно обозначены незаконные действия, рассматриваемые разными органами. Стоит отметить, что для того, чтобы определить подследственность, необходимо правильно квалифицировать преступление на самом начальном этапе. Это требует от должностного лица наличия у него знаний и опыта.

Кроме того, следует обозначить, что в указанной статье произошли в 2015 году изменения в части полномочий таможенных органов по предварительному следствию и введена в действие статья 215 – преступления, связанные с атомной энергетикой (ст.151 УПК РФ – "Консультант Плюс"), если сравнивать с документом, действующим от 20.03.2011 года.

Поступление информации

Сообщение о преступлении может поступить к разным лицам несколькими способами. В их числе могут быть: заявление в правоохранительные органы, звонок по номеру 02, непосредственное выявление преступных действий прокурором, следователем или дознавателем, а также руководителем следственного отдела или отдела дознания. Уголовное процессуальное законодательство содержит информацию о таких лицах – предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями (часть первая статьи 151 УПК РФ), что означает конкретный круг лиц, которые могут этим заниматься.

Таким образом, как только становится известно о том, что преступление готовится, совершается или уже осуществлено, сотрудник МВД, как только узнал об этом, должен сообщить о событии, в том числе и с подачей рапорта начальству органа, где он проходит службу.

Неотложные действия

Очень часто при выявлении преступления «на месте» необходимо, во избежание утраты доказательств или подозрения на то, что преступник может скрыться, производство неотложных следственных действий.

Так, преступления, которые совершили должностные лица органов Следственного комитета, ФСБ, разведки и лицами подобных учреждений, рассматриваются следователями Следственного комитета, на что указывает, кроме самого положения, данный в юридической литературе по ст.151 УПК РФ комментарий. Дознание в Следственном комитете происходит только в том случае, если преступления, которые подследственны органу дознания на общих основаниях, совершили должностные лица, указанные выше.

Уклонение от внесения специальных платежей на таможне в крупном и особо крупном размере рассматривается органом дознания таможенных органов.

Дознаватели органов по обороту наркотиков и веществ подобного воздействия могут заниматься преступлениями, которые предусмотрены соответствующими статьями, но только в первой части, то есть неквалифицированные деяния.

Полномочия следствия

Для каждого преступления есть соответствующий орган, который будет его рассматривать. Но при поступлении сообщения о совершенном или готовящемся деянии, вне зависимости от уполномоченного органа, как уже было отмечено, рассматриваются органами дознания. Это тот орган, который делает всю «черную работу» перед производством настоящих следственных действий. Остальную часть функций по расследованию преступлений выполняют уже те органы, к ведению которых и относится злонамеренное деяние.

Так, статья 151 УПК РФ с последними изменениями предусматривает, что рабочая группа следственного комитета производит предварительное расследование преступлений, совершенных только по конкретным статьям и связанных только с определенными лицами. Если сообщение о деянии попало в следственный комитет, начальные действия производит орган дознания, а далее материалы передаются по подследственности.

Самое необходимое в этом отношении – не упустить важные моменты. Если дело не требует немедленных следственных действий, рассмотрение можно передать сразу же при поступлении сообщения.

Органы, занимающиеся федеральной безопасностью, рассматривают такие дела, которые связаны с государством (ч.4 ст.151 УПК РФ, действующая реакция). К ним относятся такие, как:

  • экспорт материалов и сырья, которые могут быть использованы при изготовлении оружия массового поражения, за пределы Российской Федерации;
  • террористический акт;
  • угон воздушного или железнодорожного транспорта;
  • наемничество, выраженное в вербовке наемника и использовании его в военных действиях и вооруженных конфликтах и т.д.

Таможенные органы, соответственно, расследуют дела, которые связаны с пересечением границы.

Однако в этом случае законодательство предписывает таможне проводить только дознание по преступлениям, совершенным по статье 194 и 200.1 УК РФ – уклонение от внесения сумм, предусмотренных на таможне, и контрабанда денег.

Обязанность предварительного следствия (по состоянию УПК на 2011 год) по недействующей статье 188 УК РФ (контрабанда) ст. 151 УПК РФ в новой редакции не содержит.

Определение подследственности по органам

В случае если возникла спорная ситуация, касающаяся подследственности, ее разрешением занимается прокурор. Однако такое положение возникает только по той причине, что уполномоченные лица и органы просто не имеют возможности правильно квалифицировать преступление по различным причинам. Если более подробно рассмотреть статью 151 УПК РФ, то в ней прямо указаны статьи и даже пункты, ориентируясь на которые необходимо отдавать дела по подследственности.

К примеру, предварительное расследование по статье 359 УК РФ (наемничество) относится к ведению и СК, и ФСБ. Однако по пунктам конкретно не указано, какой орган должен этим заниматься. Видимо, конкретная ситуация зависит от тяжести преступления и от силы влияния ее на безопасность страны.

Умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью в частях первой-третьей рассматривается органами внутренних дел, а уже в части четвертой – следственным комитетом, как определяет статья 151 УПК РФ.

Поэтому определение подследственности имеет большое значение и влияет в некоторых случаях на ход расследования. Здесь важен и опыт, который приобрели сотрудники, рассматривая дела, которые уполномочены расследовать в силу закона. Безусловно, все работники правоохранительных органов, давно работающие, имеют огромный багаж знаний, но здесь можно сравнить их с докторами, которые занимаются преимущественно лечением в какой-то определенной области – деятельность в совершено не подходящей сфере будет сопряжена с ошибками в некоторых случаях, а также с отсутствием опыта в лечении заболеваний, нехарактерных для конкретной специальности.

Определение подследственности по предмету или объекту

Таким образом, можно отметить, что при выявлении факта преступления сотрудник правоохранительных или других органов имеет возможность определить, согласно статье 151 УПК РФ, подследственность и сообщить об этом в соответствующее учреждение, если это явно следует из характера совершаемого преступления (или уже совершенного, или готовящегося) или же инициировать в собственном ведомстве проверку сообщения о деянии, носителем которого будет являться данный сотрудник.

К примеру, если обнаружен труп (совершено либо убийство, либо имеет место другое деяние, которые привело к смерти потерпевшего), необходимо установить причины.

Необходимо отметить, что по статье 105 УК РФ (убийство) предварительное расследование могут вести как сотрудники СК, так и ОВД. Этим делом не могут заниматься учреждения по контролю за оборотом наркотиков или служба безопасности государства. Однако сюда не входят случаи, когда убийство тесно связано со сферой деятельности указанных органов.

Нюансы

Кроме того, можно также привести пример по статье 211 УК РФ (угон воздушного или железнодорожного транспорта), по которой, согласно статье 151 УПК РФ, предварительные следственные действия проводятся органами ФСБ. Данная статья подлежит рассмотрению следственным комитетом. Здесь все зависит от тяжести преступления, поскольку, как уже отмечено, комитет занимается тяжкими и особо тяжкими деяниями, следовательно, данный орган будет рассматривать уголовное нарушение в связи со смертью потерпевших или при наступлении тяжких последствий (в части третьей).

Собственно, угон, осуществленный с целью совершения террористического акта (часть четвертая) больше относится к ведению ФСБ. Помимо того что статья 151 УПК РФ с последними изменениями довольно точно разграничивает полномочия, следует учитывать и наличие специальных средств и лиц для раскрытия конкретного преступления.

Частные заявления

Часто граждане сами заявляют в органы (прежде всего, в местные правоохранительные) о преступлении, совершенном в отношении самих физических лиц. Если дело не терпит отлагательств, дознаватель проводит проверку по заявлению и дальше передает по подследственности.

Имеют также место обращения граждан через интернет-приемную Следственного комитета. Заявление в обязательном порядке рассматривается и (если также нет необходимости в неотложных следственных действиях) дело по изучению состава передается в другие органы, комитет оповещает заявителя о передаче материалов в необходимую инстанцию.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:
а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105-110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131-149, 170.1, 171.2, 172.1, 185-185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198-199.2, 201, 204, 205-205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208-212.1, 215, 215.1, 216-217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.2, 246-249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282-282.3, 284.1, 285-293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1-305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332-354.1 и 356-360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
2) следователями органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом "б", 217.1, 226.1, 229.1, 275 - 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой - третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй - четвертой, 159 частями второй - четвертой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй - четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 - 197, 200.1 частью второй, 200.2, 200.3 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частью второй, 208 - 210, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 - 227, 228 частями второй и третьей, 228.1*, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 - 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй и четвертой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;
________________
4) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;
5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей и 234.1 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Дознание производится:
1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3-6, 9 настоящей части;
2) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;
3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;
5) пункт утратил силу с 8 декабря 2011 года - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ;
6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
7) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй настоящей статьи;
8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2*, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации;
9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом "б", 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте "в" пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй - четвертой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 - 197, 200.1 частью первой, 200.2, 201, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частью второй (за исключением случая, когда данное преступление выявлено органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ), 208 - 210, 215.4 частью второй пунктом "а", 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй - четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1*, 228.4, 229.1, 234.1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 - 274, 282.1 - 282.3, 284.1, 285, 286, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.
6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285.1, 285.2, 306 - 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Комментарий к статье 151 УПК РФ

1. Подследственность – это совокупность правил, обеспечивающих отнесение уголовных дел к ведению конкретного орана или должностного лица, наделенного государственно-властными полномочиями по производству предварительного расследования и принятию соответствующих процессуальных решений. Соблюдение требований о подследственности обеспечивает адекватное реагирование на каждое совершенное или готовящееся преступление, а также наиболее полное расследование уголовных дел с учетом специфики деятельности различных ведомств.

2. Законодатель различает следующие виды подследственности: предметную (родовую), персональную, альтернативную и по связи уголовных дел. Данные виды подследственности не поглощают друг друга. Поэтому при определении конкретного следователя (дознавателя), в производстве которого будет находиться уголовное дело, верное направление движения материалов возможно выбрать посредством последовательного применения правил, отграничивающих отдельные категории уголовных дел.

3. Предметная (родовая) подследственность определяет отношение уголовного дела к компетенции следователей одного из ведомств (Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ) или дознавателями определенных органов в зависимости от предмета преступного посягательства, обозначенного в соответствующих главах Особенной части УК РФ.

Так, следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела о преступлениях, представляющих наибольшую общественную опасность (убийства, преступления против политических, социальных прав и свобод человека и гражданина и др.). Следователи органов федеральной службы безопасности осуществляют предварительное следствие по преступлениям против государственной безопасности (государственная измена, шпионаж и др.). Следователи органов внутренних дел РФ проводят предварительное следствие по уголовным делам о причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, кражах, грабежах, разбоях и др.).

4. В ч. 3 комментируемой статьи обозначена предметная подследственность применительно к деятельности органов дознания. Различные органы дознания из числа содержащихся в ч. 1 ст. 40 УПК РФ осуществляют предварительное расследование по тем уголовным делам, которые возбуждаются в сфере их компетенции. Наиболее широкой компетенцией обладают органы дознания органов внутренних дел РФ, поскольку им подследственны все уголовные дела, за исключением прямо отнесенных к компетенции иных органов дознания.

5. Персональная подследственность зависит от должностного или иного положения лица, в отношении которого было возбуждено уголовное дело. Так, следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ (депутатов, прокуроров, следователей, адвокатов и др.), уголовные дела в отношении военнослужащих и некоторых иных лиц, названных в подп. «в» п. 1 ч. 2 комментируемой статьи. Также ими расследуются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

6. Альтернативная подследственность предусмотрена при производстве предварительного следствия по некоторым категориям уголовных дел (ч. 5 комментируемой статьи). При этом предварительное следствие производит следователь того органа, в котором был получен повод для возбуждения уголовного дела и при наличии основания принято решение о его возбуждении. Это правило позволяет принимать своевременные и надлежащие меры реагирования в каждом случае обнаружения признаков преступления. Особенность ряда преступления заключается в том, что принятию решения о начале производства, как правило, должно предшествовать большое количество и значительный объем подготовительных действий (в том числе оперативно-розыскных мероприятий). К таким деяниям, например, относится ряд преступлений коррупционной направленности, террористический акт.

7. Подследственность по связи уголовных дел представляет собой разновидность альтернативной подследственности. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено новое уголовное дело. К данным составам, например, относятся следующие: ст. 150 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» УК РФ; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ; ст. 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ; большинство преступлений против правосудия.

8. В ч. 7 комментируемой статьи установлено, что при соединении в одном производстве нескольких уголовных дел подследственность общего уголовного дела определяется прокурором. При этом не имеет значения, в какой форме – предварительное следствие или дознание – ранее осуществлялось производство по каждому из уголовных дел. Соединение уголовных дел происходит на основании постановления руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 153 УПК РФ), после чего тот передает уголовное дело прокурору.

9. Если при определении подследственности возник спор между различными органами предварительного расследования, то в силу ч. 8 комментируемой статьи его разрешает прокурор. При этом прокурор применяет правила определения подследственности, установленные комментируемой статьей.

10. Нарушение требований уголовно-процессуального закона о подследственности влечет за собой отмену обвинительного приговора.

Другой комментарий к ст. 151 УПК РФ

1. Подследственность - это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного органа Следственного комитета РФ).

2. Общепринято выделять следующие виды (признаки) подследственности:
- предметная или, иначе, родовая;
- альтернативная (смешанная);
- персональная;
- территориальная (о территориальной подследственности см. комментарий ст. 152 УПК);
- подследственность по связи дел.

3. Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

4. Предметная подследственность закреплена в ст. 150 УПК и к.с.

5. К.с. определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственных органов Следственного комитета РФ, а по каким - также следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел.

6. В к.с. также определены признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, нарушения авторских и смежных прав, невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей подследственно тому органу предварительного следствия, который выявил это преступление.

7. Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем не менее смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч.5 ст. 151 УПК.

8. Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, о заведомо ложном доносе и некоторых других преступлений, перечисленных в ч.6 к.с., расследуются тем органом предварительного следствия, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

9. Персональная подследственность - это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, дознание по нему производится следователем следственного органа Следственного комитета РФ.

10. Решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных как органам дознания, так и органам предварительного следстви, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор. Причем если хоть по одному из присоединенных дел было обязательно производство предварительного следствия, ни руководитель следственного органа, ни прокурор не могут поручить расследование объединенного дела органу дознания.

11. См. также комментарий ст. 37, 104, 150, 434, 447 УПК.

Консультации юристов по ст. 151 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 151 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.