Толстый и тонкий (Чехов). Толстый и тонкий
Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого».
Редакция 1886 года, будучи в целом текстуально близкой к редакции 1883 г., немногими внесенными изменениями существенно переменила смысл рассказа. Был устранен мотив служебной подчиненности: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности – «по рефлексу». Рассказ получил гораздо большую сатирическую заостренность и обобщенность.
Готовя текст для собрания сочинений, Чехов внес стилистические поправки – в частности, устранявшие привкус «осколочного» фельетона (опущено, например, название департамента во фразе: «Служил, знаешь, в департаменте „предисловий и опечаток“»).
В обзорной статье о творчестве Чехова («Изъяны творчества») П. Перцов отнес рассказ «Толстый и тонкий» (вместе с «Загадочной натурой» и некоторыми другими) к вещам, которые «представляют просто филигранную работу, и в них, кажется, ни одной строчки нельзя ни прибавить, ни убавить» («Русское богатство», 1893, № 1, стр. 50).
10. Очень приятно-с!
– буква "с" в конце слова или «слово-ер-с» – это сократившееся до единственного звука обращение "сударь"
.
Когда-то «слово-ер-с» было распространено и в речи дворянства как выражение уважительности, прежде всего к старшим. Одним из признаков гордого и независимого поведения молодого Евгения Онегина в среде соседей-помещиков был отказ от «слово-ер-са». За это он был решительно осужден местным дворянством как неуч и сумасброд: «Все да да нет; не скажет да-с / Иль нет-с»
. Зато у почтительного Молчалина «слово-ер-с» не сходит с языка: «да-с, я-с, к нам сюда-с»
и т. д. Даже Фамусов, заискивая перед Скалозубом, употребляет «слово-ер-с».
«Слово-ер-с» в представлении старых дворян свидетельствовало о сохранности «добрых традиций» старины, патриархальности и почитании старших. «Слово-ерик-с пропало,
– говорит консерватор и крепостник Калломейцев в «Нови» Тургенева, – и вместе с ним всякое уважение и чинопочитание!»
Однако оно не пропало вовсе, а только исчезло из речи образованных дворян, перейдя к купечеству, мещанству, мелкому чиновничеству, прислуге.
Униженный и прибитый штабс-капитан Снегирев в «Братьях Карамазовых» Достоевского, представляясь, говорит: «Скорее бы надо сказать: штабс-капитан Словоерсов, а не Снегирев, ибо лишь со второй половины жизни стал говорить словоерсами. Слово-ер-с приобретается в унижении»
.
Вспомним эпиграф к 6-й главе «Пиковой дамы» Пушкина:
«– Атанде!
– Как вы смели мне сказать атанде?
– Ваше превосходительство, я сказал атанде-с!»
Этот разговор за карточным столом говорил современнику многое: атанде – карточный термин, означающий «подождите, ход сначала сделаю я». Вероятно, без «слово-ер-са» он звучал несколько грубо, вроде простого подождите, из-за чего скромному участнику игры приходится извиняться перед «превосходительством» – генералом.
Было бы неверным считать «слово-ер-с» исключительно выражением почтительности. К концу XIX века в среде интеллигентных мужчин «слово-ер-с», употребляемое умеренно, стало средством усиления эмоциональной выразительности речи, признаком некой, подчас иронической, официальности. Так, доктор Астров в «Дяде Ване» Чехова говорит Войницкому, с которым он на равных, со «слово-ер-сами»; «слово-ер-с» употребляют и Соленый в «Трех сестрах», и многие другие персонажи чеховских произведений без всякого раболепия.
Весьма любопытно, психологически тонко и убедительно построена беседа-допрос Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Следователь Порфирий Петрович, дабы придать разговору с подследственным доверительный, полуофициальный характер, часто употребляет «слово-ер-с», Раскольников, будучи в неравном положении, – ни разу. «Вы и убили-с»
– так спокойно-вкрадчиво Порфирий Петрович заканчивает разговор, как бы смягчая этим «слово-ер-сом» напряженность ситуации.
С октябрьской революцией 1917 года, уничтожившей декретом чины, сословия и связанные с ними формулы титулования, стихийно, без всяких указов умерло и «слово-ер-с» . Сохранилось оно на некоторое время в устах старой профессуры, ученых и врачей, в качестве добавления к некоторым служебным словам: ну-с, да-с, вот-с, так-с, как бы придавая речи отнюдь не подобострастность, а некую солидность и барственность.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урождённая Ванценбах… лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?
Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
Помилуйте… Что вы-с… - захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?
Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.
Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
Помилуйте... Что вы-с... - захихикал тонкий, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "Хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
7 класс, литература
ТЕМА: А.П.Чехов. Рассказы "Толстый и Тонкий", "Хамелеон". В зеркале человеческих характеров.
Цели:
Образовательный аспект:
Продолжить формирование умений работы над литературным произведением как искусством слова через постижение его художественного мира;
Продолжить формирование понятия о природе комического на примере рассказов А.П.Чехова, углубить понятие о сатире;
Показать особенности чеховского стиля.
Развивающий аспект:
Развивать умения интерпретации художественного произведения, создание благоприятных психолого-педагогических условий для самовыражения и самораскрытия учеников в процессе работы над произведениями;
Способствовать активизации художественно-творческих потребностей учащихся;
Продолжить работу по развитию устной речи учащихся
Воспитательный аспект:
Воспитание у учащихся интереса к чтению и изучению художественных произведений русской литературы;
Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Тип урока : обобщение знаний, умений и навыков.
Предполагаемый результат:
Уметь находить комические и сатирические эпизоды в рассказах Чехова.
Знать отличительные черты чеховских произведений.
Объяснять роль художественных деталей в рассказах Чехова.
Мотивировать учащихся для последующего чтения рассказов А. П. Чехова.
Оборудование
: учебник, тексты произведений писателя, компьютерная презентация.
Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни
М. Горький.
ХОД УРОКА
I.ОРГМОМЕНТ
II.МОТИВАЦИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Слово учителя.
Друзья мои!
Я очень рада войти в наш светлый класс.
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок
!
Беседа.
-Л.Н.Толстой назвал этого писателя «художником жизни».
-Вспоминая свои детские годы, этот писатель говорил, что детства у него не было.
-Первые свои произведения он подписывал псевдонимом «Антоша Чехонте».
-Его фраза «Краткость – сестра таланта» стала крылатой.
О каком писателе идет речь? С чьими произведениями мы знакомились на последних уроках?(СЛАЙД №1)
Подберите не менее 5 слов, характеризующих творчество этого писателя.
Слово учителя.
Названные вами слова можно классифицировать следующим образом:
Это названия чеховских рассказов, герои произведений, средства изображения персонажей и освещения проблем; жанр чеховского повествования.
К этим понятиям мы с вами сегодня еще вернемся.
А пока запишите сегодняшнее число, тему урока.
III.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Слово учителя.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова А.М.Горького?
Вывод. Сегодня на уроке мы заглянем в зеркало человеческих характеров, рожденных воображением русского мастера слова - А.П.Чеховым.
- Объявление целей. (СЛАЙД №2)
Задача урока:
работая над произведениями, раскрыть духовный и художественный потенциал произведений русской классической литературы, ценности ее общечеловеческих нравственных идеалов, чтобы они стали личностно значимыми для учащихся.
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ
Слово учителя
Обратите внимание на слова писателя: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каким он есть на самом деле"(СЛАЙД №3).
- В связи с этим давайте вспомним известных чеховских героев и ответим на вопрос:
Каким образом писатель обращает внимание людей на них самих? (благодаря средствам комического)
-Назовите их. (СЛАЙД №4)
-А теперь внимание на экран. Скажите, какие из них доминируют в следующих произведениях:
"Хамелеон, "Лошадиная фамилия", "Толстый и Тонкий", "Свадебный генерал", "Пересолил". (СЛАЙД №5)
-Читая произведения А.П.Чехова, какие особенности стиля его произведений вы заметили?
Задание : выбрать характерные черты рассказов А.П.Чехов а (СЛАЙД №6)
1.Иносказательность;
2.Произведения небольшие по объему, но глубокие по содержанию;
3.Пародийность;
4."Говорящие фамилии";
5.Сочетание реальности и фантастики.
(Ответ: 1). Небольшие по объему, но глубокие по содержанию.
2)."Говорящие фамилии".(Так, в рассказе " Хамелеон" автор дал такие фамилии своим персонажам Очумелов, Хрюкин, Елдырин.)
3).Использование деталей (кстати, любимый чеховский прием.)
Привести примеры, подбирая цитаты.
ИНСЦЕНИРОВКА.
Слово учителя
Ребята приготовили небольшую сценку - диалог из известного чеховского рассказа.
Задача зрителей: вспомнить название рассказа и эпизод из произведения. ("Толстый и Тонкий")
СЦЕНКА.
-Какие негативные качества людей раскрываются в этом произведении и других произведениях автора?
Лицемерие;
Подхалимство;
Чинопочитание;
Трусость;
Ограниченность.
Слово учителя . А.П.Чехов создавал произведения легко. Всего маленьких, крошечных рассказов он написал более 1000. И в каждом из них вот уже более 100 лет живет его смех.
-Какова же судьба произведений великого писателя?
Чтобы ответить на этот вопрос, в качестве домашнего задания вы провели небольшой опрос среди учителей и родителей.
Анкета (СЛАЙД №7)
5).Какие рассказы нравятся?
Каковы же результаты?
(Ученики зачитывают наиболее интересные ответы).
Слово учителя.
А теперь прочитайте слова самого А.П.Чехова :(СЛАЙД№ 8)
"Надо быть умственно чистым, нравственно здоровым и опрятным физически"
V . РЕФЛЕКСИЯ.
Слово учителя
Подходит к концу наша встреча с писателем. Вы работали на уроке, дома.
А)Знакомство с личностью писателя …(заставило вспомнить слова самого Чехова о том, что земля наша, история наша богата талантливыми людьми)
Б)Читая его ранние произведения …(мы улыбаемся; потешаемся над незадачливыми героями; над «говорящими фамилиями»; грустим от того, что проблемы актуальны и сейчас).
Сейчас вы получите таблички, которые я прошу заполнить.
Рефлексия
- отлично - хорошо - плохо
VI .ИТОГИ.
Оглашение результатов.
VII . ДОМ. ЗАДАНИЕ .
1.Подготовить сообщение К.Дойле.
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Анкета
1) Помните ли вы свою первую встречу с произведениями А.П.Чехова?
2).Каким было ваше впечатление?
3)Продолжили ли вы знакомство с писателем? В каком возрасте?
4).Что нового открыли для себя?
5).Какие рассказы нравятся?
7).Что необходимо делать, чтобы искоренять отдельные недостатки людей?
Рефлексия
- отлично - хорошо - плохо
Рефлексия
- отлично - хорошо - плохо