Срок вынесения постановления по административному делу. Сроки вынесения постановления об административном правонарушении: ситуации из жизни. Можно ли обжаловать постановление

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Ответственность рассматривается как принудительная обязанность поступать так, как предписано действующими законами, либо воздержаться от определённых действий в интересах общества и сохранения установленного общественного порядка.

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

Дважды за одно правонарушение привлечь к административной ответственности невозможно (КоАП ст.4.1 п.5).

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5 , 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

В случае длящегося административного нарушения давность начинает отсчитываться по факту обнаружения, а не по факту начала совершения (обычное нарушение).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных - 5.25 , 5.45 - 5.52 , 5.56 , 5.58 , 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение , рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию , - не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 29.6 КоАП РФ, судебная практика применения

Резолютивная часть постановления в таких случаях должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днем вынесения постановления следует считать день его составления в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (см. подробнее п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Вынесение постановления в день составления протокола об административном правонарушении

"Вопрос 4: Возможно ли вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении должностным лицом органа, уполномоченным составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях?

Ответ: По общему правилу согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Указанной нормой установлены максимальные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Наряду с общими сроками рассмотрения дел вышеуказанной статьей устанавливаются и специальные сокращенные сроки.

…Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дела об административных правонарушениях в иные сроки, помимо случаев, указанных выше.

Таким образом, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката".

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Непродление срока рассмотрения дела – не основание для отмены постановления по делу об административном правонарушении

"Вопрос 24: Является ли существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо рассмотрение дела в срок, превышающий установленный, но в пределах срока давности привлечения к административной ответственности?

Ответ: …В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Поскольку предусмотренное приведенной выше нормой требование о вынесении определения о продлении срока рассмотрения административного дела, а также содержащееся в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ требование о рассмотрении дела об административном правонарушении в установленный срок носят процедурный характер, их невыполнение не влияет на законность вынесенного по делу постановления.

Таким образом, отсутствие мотивированного определения о продлении срока рассмотрения дела либо нарушение сроков рассмотрения дела (если дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности) не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении".

Срок рассмотрения административного дела будет проанализирован в настоящей статье исходя из положений действующего законодательства об административных правонарушениях и практики его применения.

Сроки рассмотрения административного дела в суде и иных органах

Сроки рассмотрения административного дела (далее — АД) определены в ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

ВАЖНО! В рамках данной статьи под АД понимаются дела об административных правонарушениях, производство по которым регулируется КоАП РФ. Если же речь идет об АД, не связанных с привлечением к административной ответственности по КоАП РФ, например по делам об оспаривании нормативных актов, то применяются положения о сроках рассмотрения административного дела, установленные Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Чч. 1 и 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливают общие сроки рассмотрения АД, в то время как в последующих частях указанной статьи (чч. 2-7) определены возможности продления общих сроков либо установлены специальные сокращенные сроки.

Продолжительность сроков варьируется в зависимости от субъекта, который будет рассматривать дело. Так, согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ общий срок для рассмотрения дела должностным лицом или уполномоченным на рассмотрение органом власти установлен продолжительностью 15 дней и исчисляется с момента поступления указанному органу или лицу протокола и материалов АД. Аналогичный срок и порядок исчисления установлены для случаев получения данных о правонарушении с использованием специальных техсредств, работающих в автоматическом режиме (фото- и видеофиксация).

Сроки рассмотрения административных дел в судах определены ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ и являются более длительными — 2 месяца.

Определение о продлении срока рассмотрения дела

Установленные чч. 1 и 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ сроки не являются предельными сроками для производства по АД и могут быть продлены. В соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ продление срока оформляется определением о продлении срока рассмотрения административного дела, которое выносится судьей, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, и должно быть мотивированным.

Основаниями для вынесения такого определения могут послужить:

  • ходатайство одного из участников производства по АД;
  • необходимость дополнительного выяснения обстоятельств АД.

Срок продления производства по АД не должен превышать 1 месяца.

ВАЖНО! Несмотря на установленные законом сроки рассмотрения АД, а также закрепленную в КоАП РФ обязанность выносить мотивированные определения для продления установленных процессуальных сроков, отсутствие определения и нарушение указанных ограничений не является существенным нарушением процесса и не влечет отмену постановления, если соблюден срок давности привлечения к ответственности (ответ на вопрос 24 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за 4-й квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007).

Для соблюдения двухмесячного срока рассмотрения АД судом требуется четкое следование промежуточным срокам, установленным для совершения тех или иных процессуальных действий сторонами. В случае срыва таких сроков ВС РФ рекомендует направлять соответствующие письма (п. 10 постановления Пленума ВС РФ «О сроках рассмотрения судами РФ…» от 27.12.2007 № 52).

Ходатайства о продлении рассмотрения дела и сроки их рассмотрения

Срок рассмотрения ходатайства по административному делу определен в ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ. Согласно указанной норме ходатайство рассматривается немедленно. Также в данной статье закреплено правило заявления ходатайств в письменной форме.

ВАЖНО! Судебная практика также признает возможность направления ходатайств о продлении срока рассмотрения АД, равно как и определений, выносимых по результатам рассмотрения таких ходатайств, по электронной почте (постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 № 15АП-19293/2017 по делу № А53-8654/2017).

Заявление ходатайства не означает автоматически, что срок будет продлен. Так, наличие в деле всех необходимых доказательств и отсутствие подтверждения невозможности явки заявителя ходатайства в суд (больничный лист сам по себе не подтверждает невозможность явки) могут привести к отказу в удовлетворении ходатайства (постановление Пермского крайсуда от 21.06.2012 по делу № 44а-480-2012).

Сроки рассмотрения административных дел, касающихся избирательных прав граждан

Чч. 3-7 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливают сокращенные сроки рассмотрения дел. Особо выделены АД, касающиеся избирательных прав граждан. Им посвящена ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ, согласно которой 5-дневный срок для рассмотрения дела без возможности продления установлен для следующих составов:

  • ст. 5.1-5.25 КоАП РФ (в частности, нарушение права на ознакомление со списком избирателей, непредставление сведений об итогах голосования);
  • ст. 5.45-5.52 КоАП РФ (в частности, использование преимуществ должностного положения на выборах, невыполнение требований о равных условиях для агитации кандидатов);
  • ст. 5.56 КоАП РФ (нарушение требований к обращению с избирательной документацией);
  • ст. 5.58 КоАП РФ (нарушение требований к обращению с открепительными удостоверениями и специальными знаками);
  • ст. 5.69 КоАП РФ (вмешательство в деятельность избиркомов и препятствование выборам).

Для указанных составов, как и для ряда иных случаев, для которых КоАП РФ установлены сокращенные сроки рассмотрения АД (чч. 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ), не применяется правило о возможности составления постановления позже дня объявления резолютивной части.

Так, согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ мотивированное постановление может быть составлено не сразу, а в течение 3 дней после оглашения резолютивной части. Однако для перечисленных выше АД текст постановления в полном объеме должен быть изготовлен безотлагательно (п. 27 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов…» от 24.03.2005 № 5).

Иные сокращенные сроки рассмотрения административных дел

Иные сокращенные сроки установлены для следующих АД:

  • В день получения протокола и материалов дела или в течение 48 часов с момента задержания лица — по АД, предполагающим возможность ареста или выдворения (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
  • В течение 7 суток со дня фактической приостановки работы — по делам, предполагающим возможность приостановления деятельности, по которым применен временный запрет деятельности (при этом период временного запрета засчитывается во время приостановления деятельности, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
  • В течение 10 дней с момента получения протокола и материалов — по АД о незаконной реализации билетов и подделке билетов на чемпионат мира по футболу в 2018 году (ст. 14.5.2, 14.5.3, ч. 7 ст. 29.6 КоАП РФ). Аналогичные положения содержались в КоАП РФ применительно к играм в Сочи в 2014 году (ч. 6 ст. 29.6 КоАП РФ), однако они уже утратили силу (закон «О ликвидации Госкорпорации по строительству олимпийских объектов…» от 21.07.2014 № 210-ФЗ).

ВАЖНО! Установление сокращенных сроков рассмотрения АД не позволяет судье ссылаться на указанное обстоятельство для умаления права пользоваться помощью защитника (п. 8 Обзора практики КС РФ за первый квартал 2016 года, утв. решением КС РФ от 26.04.2016).

Итак, срок рассмотрения административного дела составляет по общему правилу 15 дней, а если дело рассматривается судом — 2 месяца. КоАП РФ допускает возможность продления сроков на 1 месяц, а также устанавливает отдельные случаи, когда рассмотрение АД должно производиться в более короткие сроки.

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратила силу.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Комментарий к Ст. 29.6 КоАП РФ

1. В качестве общего правила для рассмотрения дела установлен 15-дневный срок, начинающий исчисляться со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в случае получения ходатайств от участников производства по делу, необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям КоАП РФ, устанавливающим .

Следует отметить, что продление сокращенных сроков рассмотрения дел, не предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, недопустимо.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, рассматривается судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

2. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении , как и предусмотренный порядок разбирательства, - важные элементы в процедуре применения административных санкций за нарушение закона. Осветим эти аспекты подробнее.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)

Приняв к рассмотрению протокол и документы по делу, соответствующий орган или должностное лицо обязаны провести заседание не позже 15 дней. Об этом нам сообщает ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Причем материалы дела могут быть получены и при помощи технических средств. Например, это может быть фото с камеры, работающей в авторежиме. Если же дело должен рассматривать суд, то предусмотрен более длительный срок - 2 месяца с того момента, как были получены протокол о факте нарушения и иные материалы. Это общие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях .

Бывает, что уложиться в предусмотренные законом временные рамки затруднительно. Вероятность увеличения сроков, предусмотренных для рассмотрения дела об административном правонарушении, озвучена в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ и позволяет пролонгировать разбирательство по нарушению еще на месяц. Описываемые срокиправомочен увеличить суд или должностное лицо, которому поручено разбирательство нарушения. Поводом к увеличению срока рассмотрения может быть прошение участвующих в деле граждан и юридических лиц, либо потребность сбора дополнительных сведений по делу.

Части 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ закрепляют применение более скромных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении :

Не знаете свои права?

  • 5 дней вслед за принятием инстанцией материалов по делу дается на разбор нарушений, связанных с проведением выборов и референдумов. Растягивание срока рассмотрения по нарушениям в области избирательного права невозможно.
  • Когда в качестве наказания предусмотрен арест или выдворение, нарушение рассматривается в день принятия материалов и протокола. Если же нарушитель был задержан, то на рассмотрение дано 2 дня (не более 48 часов) с момента задержания.
  • Когда за нарушение грозит приостановление деятельности и используется временный запрет деятельности, в 7-дневный срок со дня прекращения деятельности нужно рассмотреть подобное дело.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.

В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:

  1. Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.
  2. Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.
  3. Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.
  4. Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.
  5. Разъяснение правомочий участникам процесса.
  6. Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.

В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:

  • Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика - если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.
  • Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.
  • Дело должно быть передано в другое ведомство.

При дальнейшем разбирательстве дела зачитывается протокол, освещаются другие материалы, фигуранты дают свои объяснения, опрашиваются свидетели по делу, оглашаются результаты экспертиз и мнения специалистов. Если в заседании принимает участие прокурор, то он также зачитывает свое заключение.

По итогам разбирательства выносится постановление и составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, который подписывают председательствующий судья и секретарь заседания.