Работа инспектор противопожарной безопасности. Пожарный инспектор. Что проверит инспектор

В продолжение цикла интервью «о профессии без прикрас» мы побеседовали с двумя представителями профессии инспектора. Почему с двумя? Да потому что те, кого обыватели обычно именуют пожарным инспектором, на деле называются совсем иначе – это инспектор отделения профилактики пожаров и инспектор государственного надзора. Разница между ними на первый взгляд не очень заметна – функции вроде похожи, но на деле – отличия порой существенны. Именно поэтому на наши вопросы отвечают оба. Итак, знакомьтесь – Борис, стаж в должности инспектора отделения профилактики пожаров – 8 лет, Андрей, стаж в должности старшего инспектора государственного пожарного надзора – 6 лет.

Как стать инспектором

Заключаются они в следующем:

  • организация разработки, утверждение совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • внесение предложений о выполнении мер пожарной безопасности в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • проведение обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения нарушений вышеуказанных требований;
  • при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, инспектор имеет право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан;
  • выдача обязательных для исполнения предписаний руководителям организаций, должностным лицам и гражданам по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
  • производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
  • наложение административных взысканий на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

С таким перечнем прав и обязанностей вам, скорее всего, не приходится рассчитывать на любовь и благодарность ваших подопечных?

Борис :

Ну почему же? Я понимаю, о чем вы, но не соглашусь. Да, напрямую связать нашу деятельность со спасением человеческой жизни обычно никому в голову не приходит, между тем, это ведь и есть наша основная задача пожарной профилактики. Здесь как в медицине – болезнь легче предупредить, чем лечить. Пожар тем более – легче предупредить, чем тушить. И вы знаете, мне приходилось слышать в свой адрес слова: «Спасибо, капитан. Хана бы нам, если б не твоя дотошность». Это было, когда я не дал разрешение на сварочные работы из-за неисправного состояния сварочного аппарата. Неисправность на первый взгляд была пустяковая, как они ругались и уговаривали, что всегда так работают и все было нормально, что времени у них мало, что техника простаивает. А когда принялись за устранение неисправности, оказалось, что несерьезные с виду нарушения могли обернуться бедой.

Андрей :

Видим мы и благодарность за нашу работу. Возможно, реже, чем представители других профессий в системе МЧС, но видим. Особенно при проведении мероприятий пропаганды в школах и детских садах. Дети – благодарные слушатели, им все интересно, задают массу вопросов, порой недетских и каверзных, но я радуюсь этим вопросам – это значит, что не зря мы проводим эти беседы, значит есть в них смысл и толк.

Есть в пожарной охране профессии сугубо мужские. Инспектор к ним относится?

Борис : Пожалуй, нет. Руководство не любит брать представительниц прекрасного пола в инспекцию, женщин здесь существенно меньше, чем мужчин, но все же есть. На заводе им, конечно, сложнее. Каждый день, в любую погоду идешь на участок. Порой приходится лезть на крышу, порой спускаться в подвал, ну и контингент, с которым приходится общаться, очень разный. Но ничего, справляются. За всех не скажу, но у нас в части давно принято – участки, которые полегче, поспокойнее, считаются женскими. Однако взаимозаменяемость никто не отменял, поэтому приходится им изредка брать на себя и наши участки, повышенной сложности. Ничего, справляются, не жалуются.

Андрей : Соглашусь, чисто мужской профессию инспектора считать, наверное, не стоит. Есть женщины, которые лучше мужчин справляются со своими обязанностями именно в силу того, что они женщины. Иногда очень важны чисто женские качества – умение найти общий язык с собеседником, избегать конфликтных ситуаций обходя «острые углы», эмоциональная гибкость, способность быстро расположить к себе человека. Есть аспекты, в которых мужчине легче, и намного, но считать должность инспектора сугубо мужской – неправильно.

Положение о пожарном надзоре 290 подробно разъясняет, как организуется на местах государственный пожарный надзор, описываются права и обязанности инспекторского состава. Документ конкретизирует обязанности работников ГПН от нижестоящих органов до вышестоящих. Постановление утверждено Правительством России 12 апреля 2012 года.

ГПН в лице своих инспекторов предупреждает, выявляет и пресекает нарушения в сфере пожарной безопасности, проводя проверки. Проверяют инспектора, как проводят свою деятельность субъекты хозяйствования, в каком состоянии сооружения, орудия труда, транспортные средства, соблюдают ли проверяемые закон. Во время таких рейдов сами работники государственного пожарного надзора должны соблюдать законы РФ.

Компетенция органов

Согласно Постановлению № 290 о функциях федерального государственного пожарного надзора к компетенции ГПН относятся:

  • организация и проведение выездных проверок;
  • предварительное расследование причин пожаров;
  • составление админпротоколов;
  • статистическая отчётность;
  • сотрудничество с органами власти на всех уровнях;
  • рассмотрение жалоб, относящихся к их сфере деятельности.

Работники ГПН могут участвовать в судебных делах, если речь идёт о возмещении ущерба вследствие пожара. Организацией государственного пожарного надзора предусмотрены свои печати и свои бланки.

Осуществлять деятельность в сфере надзора имеют право инспекторы, начиная от главного государственного и заканчивая рядовыми сотрудниками.

Права и обязанности инспекторов

Согласно Постановлению инспекторы имеют право проверять деятельность субъектов хозяйствования, состояние сооружений, орудий труда, транспортных средств на предмет соответствия требованиям закона.

Положение о пожарном надзоре разрешает им посещать любую территорию и любые объекты, но только в том случае, если у них имеется удостоверение и заверенная руководителем копия распоряжения.

Проверять объект может только тот человек, чья фамилия указана в документе. В рамках контроля разрешено проводить различные исследования и экспертизы, если нужно, привлекать к расследованиям сторонних экспертов.

Существуют и другие права, описанные в законе о государственном пожарном надзоре.

Главные инспекторы и их заместители в рамках этого Постановления имеют право назначать проверки и принимать в них участие, вызывать лиц, причастных к пожарам, для дачи показаний, отменять незаконные предписания, принятые нижестоящими инспекторами.

Главный государственный инспектор РФ в рамках Положения имеет право инициировать разработку пожарной документации, утверждать инструкции, касающиеся работы инспекции, согласовывать предписания о пожарной охране на различных подведомственных объектах.

Что касается обязанностей, то должностные лица госпожнадзора должны выполнять действия по выявлению или пресечению пожаров, придерживаться в своей работе законов РФ, осуществлять проверку, если на то имеется распоряжение руководства.

Нельзя запрещать проверяемому субъекту присутствовать во время рейда, отвечать на его вопросы. С результатами рейда субъект должен быть ознакомлен, ему нужно выдать соответствующий документ, нельзя ущемлять права проверяемых субъектов, требовать документы, которые не относятся к пожарной охране.

Если инспекторы во время проведения проверок превысили свои полномочия, то они понесут за это наказание в соответствии с законами Российской Федерации. Платить им за их работу не нужно, они находятся на государственном финансовом обеспечении.

О проведении проверок

Согласно нормативному документу о госпожнадзоре инспекторы имеют право проводить как плановые, так и неплановые проверки. Такие рейды, как правило, выездные. Одни лишь документы не проверяют.

Внеплановые

Внеплановые рейды инспекция обязана согласовать с органами прокуратуры. Если внеочередная проверка проводится по факту поступившей жалобы, то её согласовывать с прокурором не следует.

В этом случае в правоохранительные органы лишь отправляется уведомление о проведении рейда. Правда, сделать такое уведомление необходимо в течение 24 часов.

План проверок составляют в конце года, а публикуют в январе наступившего. Проверяемого за 3 рабочих дня оповещают о том, что к нему собирается инспектор.

Оповещение может быть послано даже электронной почтой. Для включения объекта в ежегодный план за основу берётся дата ввода в эксплуатацию или дата последнего визита.

Внеплановые рейды согласно положению о пожарном надзоре также проводятся с предварительным уведомлением, но субъекта предупреждают за 24 часа. Если внеочередная проверка проводится по жалобе, то о ней могут и не предупредить.

Проверяемым запрещено препятствовать действиям инспекции, разумеется, если они совершаются в рамках федеральных законов и этого Постановления.

Разглашать сведения о жалобщике инспектор не имеет права, если человек предоставил органам пожарного надзора важную информацию, указал свою фамилию и попросил об анонимности.

Проверяемые объекты хозяйствования относятся к той или иной категории риска. К какой конкретно категории они принадлежат можно узнать из Постановления Правительства от 17.08.2016 №806. Можно обратиться непосредственно к инспектору пожарной охраны, который ответственен за данный объект.

Плановые

Согласно положению о ГПН в организациях с низким риском плановые проверки недопустимы. Освобождены от них и предприятия на территории Крымского полуострова в переходной период.

Субъекты малого бизнеса на всей территории России освобождены от плановых рейдов до 31.12.2018 года. Правда, в эту категорию не включены субъекты малого предпринимательства в социальной сфере.

С 1.10.2017 года пожарную безопасность в России проверяют, лишь имея на руках проверочный лист. Это делается согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №277-ФЗ и Постановлению от 29.06.2017 №774.

Использование таких документов со списком контрольных вопросов осуществляется во время плановых рейдов на всех без исключения проверяемых объектах.

Рейд инспекция пожарного надзора проводит согласно лишь тех вопросов, которые имеются в проверочных листах. Темы, которые затрагиваются в таких документах, содержат самые значимые для общественной жизни пункты.

Данное решение было принято Правительством, чтобы уменьшить давление на бизнес и повысить прозрачность деятельности органов государственного надзора.

Приложение

В Приложении к Положению о ГПН приведены критерии отнесения объектов к той или иной категории риска.

В зону высокого риска попали объекты дошкольного и среднего школьного образования. К этому же классу относятся детские лагеря и медучреждения.

В область значительного риска отнесены объекты атомной энергетики, гидроэлектростанции и другие. Сюда же входят сооружения, относящиеся к культурному наследию России.

В зону среднего риска попали объекты, высота которых более 28 метров; сооружения, в которых одновременно пребывает до 200 человек; дачные товарищества, если они находятся вблизи леса.

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Инспектор государственный по пожарному надзору" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки по образовательно-квалификационному уровню магистра (специалиста), бакалавра. Без требований к стажу работы. Последипломное образование в сфере гражданской защиты.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- законодательство в сфере пожарной безопасности;
- права предоставлены административным и уголовным законодательством;
- документы, регламентирующие деятельность органов государственного пожарного надзора;
- законодательную и нормативную базу в сфере лицензирования деятельности противопожарного назначения;
- государственные строительные нормы в части, касающейся требований безопасности и защиты объектов, конструктивные особенности зданий и сооружений различного назначения;
- правила по охране труда;
- характеристики пожароопасных веществ, материалов, технологий производств, пожарного снаряжения и специального оборудования, которым оснащен пожарно-спасательные подразделения;
- технологию ликвидации пожаров в соответствии с их характеристиками и классификации;
- требования к установок пенного, порошкового и других способов тушения пожаров;
- средств противопожарного водоснабжения;
- основные методы работы на компьютере и соответствующие программные средства.

1.4. Инспектор государственный по пожарному надзору назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Инспектор государственный по пожарному надзору подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Инспектор государственный по пожарному надзору руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Инспектор государственный по пожарному надзору во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Выполняет работы на одном из направлений деятельности соответствующего органа государственного пожарного надзора.

2.2. Осуществляет контроль за соблюдением законодательно-нормативных требований в области пожарной безопасности во время проектирования, строительства, реконструкции, технического переоснащения и эксплуатации зданий, сооружений, других объектов независимо от форм собственности и видов деятельности, а также за разработкой и изготовлением пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, наличием сертификатов соответствия по вопросам пожарной безопасности на продукцию и материалы, соблюдением лицензионных условий субъектами хозяйственной деятельности по предоставлению услуг и выполнению работ противопожарного назначения, устранением причин и условий, способствующих возникновению и распространению пожара.

2.3. Участвует в разработке организационно-технических мероприятий по профилактике пожаров.

2.4. Применяет нормы законодательства в области административного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального права.

2.5. Приостанавливает или запрещает работу предприятий и отдельных производств, эксплуатацию зданий, сооружений, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, некачественных систем и средств противопожарной защиты, работу производственных участков, агрегатов, эксплуатацию отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети; проведение пожароопасных работ, действие выданных разрешений на право проведения таких работ.

2.6. Принимает участие в приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов, а также в отводе территорий под строительство, проведении испытаний новых образцов пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции.

2.7. Проводит экспертизу (проверку) проектной и иной документации, а также состояния пожарной безопасности объектов на соответствие нормативным актам по вопросам пожарной безопасности.

2.8. Дает разрешение на ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и другого назначения, внедрение новых технологий, передачи в производство образцов новых пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, на аренду любых помещений и начало работы вновь созданных предприятий.

2.9. Проводит в соответствии с законодательством проверки и дознания по сообщениям и заявлениям о преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности.

2.10. Осуществляет контроль за подготовкой работников, учащихся и студентов по вопросам пожарной безопасности.

2.11. Координирует деятельность местных, добровольных и ведомственных пожарных подразделений, оказывает им необходимую методическую помощь.

2.12. Составляет отчетность в сроки и по формам согласно установленному порядку.

2.13. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.14. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Инспектор государственный по пожарному надзору имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Инспектор государственный по пожарному надзору несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

7. В ч. 7 ст. 6 комментируемого Закона изложены полномочия главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору и должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности. Подробнее об этом будет сказано при анализе положений ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона.

8. Согласно ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке. Подробно данные вопросы регламентированы в Положении о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820.

В соответствии с данным нормативным актом государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в п. 9 этого Положения, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.

Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными выше, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов РФ.

Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме.

Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;

посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;

не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;

предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;

знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;

доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности; соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Пунктом 17 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аттестованные на соответствие квалификационным требованиям, установленным Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основным методом осуществления органами государственного пожарного надзора своих функций является проведение проверочных мероприятий. Подробно порядок их осуществления определен Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС РФ N 517 от 1 октября 2007 г. (далее - Административный регламент), согласно которому деятельность должностных лиц государственного пожарного надзора по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора, разрабатываемыми в УГПН региональных центров МЧС России, УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), в ОГПН ЗАТО, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей. Планирование служебной деятельности органов и должностных лиц государственного пожарного надзора, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

Пятилетние планы утверждаются руководителем органа государственного пожарного надзора не позднее, чем за пятнадцать дней, предшествующих началу календарного года. В течение десяти дней после утверждения планы проведения мероприятий по надзору каждого органа государственного пожарного надзора публикуются на официальном сайте регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ в сети Интернет или доводятся до сведения руководителей объектов надзора, подлежащих проверке, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Не подлежат опубликованию планы мероприятий по надзору в отношении особо важных и режимных организаций. Ответственным за публикацию (доведение до сведения) пятилетних планов проведения мероприятий по надзору являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, ОГПН ЗАТО.

В пятилетний план мероприятий по надзору, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включаются адреса мест нахождения объектов надзора; наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на соответствующих объектах, в отношении которых планируется осуществить мероприятие по надзору; наименование органа государственного пожарного надзора или фамилия и инициалы должностного лица государственного пожарного надзора, на которых возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятия по надзору; месяц проводимой проверки.

Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами государственного пожарного надзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

В органах государственного пожарного надзора ведется учет объектов надзора. Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа государственного пожарного надзора за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, а объекты, критически важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты, - лично за начальником УГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником ОГПН ЗАТО и его заместителями. На мероприятия по надзору, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления государственного пожарного надзора: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение мероприятия по надзору, оформление результатов мероприятия по надзору, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением мероприятий по надзору.

Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах государственного пожарного надзора для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов государственного пожарного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

Юридическим фактом для проведения планового мероприятия по надзору является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановые мероприятия по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 Административного регламента, проводятся в соответствии с пятилетним планом, разрабатываемым органом государственного пожарного надзора. Плановые мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в отношении одного лица на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, особо важных пожароопасных и с массовым пребыванием людей, проводятся органом государственного пожарного надзора один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. В отношении других объектов надзора плановые мероприятия по надзору проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года. Плановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора.

При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется:

соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку, либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

Продолжительность мероприятий по надзору не может превышать один месяц. Руководители органов государственного пожарного надзора (заместители руководителей) на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по надзору, и при необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий, вправе продлить срок проведения мероприятий по надзору, но не более чем на один месяц. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях:

истечения срока исполнения законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства;

получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими требований пожарной безопасности, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

письменного обращения лица о проведении в отношении его мероприятия по надзору.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю. Внеплановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора. Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, за исключением объектов жилого сектора высотой менее 75 метров, пожароопасных производственных объектах осуществляются в первоочередном порядке, в остальных случаях - в течение месяца.

При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.

Контроль исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений осуществляется в течение срока, установленного предписанием. Контроль исполнения ранее выданного предписания по снятию с производства осуществляется не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного в предписании. При установлении факта неисполнения в срок законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее внеплановое мероприятие по надзору, составляет акт проверки, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При непосредственном обнаружении в ходе внеплановой проверки нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдается предписание по устранению нарушений или по снятию с производства. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.

Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Мероприятие по надзору должно проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении.

При проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа государственного пожарного надзора не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

анализ документов;

отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица. В ходе визуального осмотра фиксируются:

1) общая характеристика пожарной опасности объекта;

2) факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии, результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки. Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо органа государственного пожарного надзора вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а именно:

правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя;

документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора и т.д.);

техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т.д.);

технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;

договоры аренды помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;

лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;

сертификаты соответствия на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

иную документацию, характеризующую пожарную безопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

В случае, если в ходе мероприятия по надзору установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания по снятию с производства. Основанием для принятия решения по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки. Наряду с вручением предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении. Решение по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, принимается государственным инспектором по пожарному надзору в пределах его компетенции. При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации. О выявленных фактах выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, органы государственного пожарного надзора информируют соответствующие надзорные органы и (или) органы по сертификации однородной продукции. Предписание по снятию с производства действует до выполнения предложенных в нем мероприятий и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора по пожарному надзору, вручившего предписание, или вышестоящего государственного инспектора по пожарному надзору разрешении производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг).

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта. В случае, если лицо, в отношении которого производилось мероприятие по надзору или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу местонахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства гражданина. В данном случае датой вручения акта проверки считается дата отметки о получении заказного почтового отправления согласно уведомления о вручении.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности; по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений. Срок проведения внепланового мероприятия по надзору с целью проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливается государственным инспектором по пожарному надзору с учетом характера выявленных нарушений.

Все мероприятия по надзору, проводимые органом государственного пожарного надзора, должны регистрироваться и учитываться. Регистрация и учет возлагаются на орган государственного пожарного надзора, издавший распоряжение о проведении мероприятия по надзору. Проведенное мероприятий по надзору в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом органа государственного пожарного надзора акта проверки регистрируется в журнале учета мероприятий по надзору.

9. Согласно ч. 9 ст. 6

Государство каждой страны, устанавливает на своей территории противопожарные стандарты, которые призваны обеспечить безопасность населения, объектов, имущества. Все граждане включены в систему ППБ, они являются одним из уровней. В системе рассматриваются владельцы различных объектов: производственных, жилых, торговых и других. Государство передало им полномочия по принятию мер предотвращения возгораний. Но контроль остается за разработчиком требований. Конкретно им занимается государственная структура – ГПС МЧС. Сотрудник этого органа – пожарный инспектор выезжает на объекты для проверок. Порядок работы этого должностного лица, компетенции и права определены в нормативных документах ГПС.

Любая проверка не приносит радости владельцу объекта, не являются исключением ревизии сотрудников ГПС. Но инспектор по пожарной безопасности будет неопасен, если на объекте соблюдены все меры ППБ, есть профильная документации, которая заполняется своевременно и должным образом. Ревизии проводятся по графику. Стандартный регламент – 1 раз в три года. Если речь идет о старом сооружении, то проверки проводятся чаще – 1 раз в год. Нередко проводятся внеплановые мероприятия. Причинами таких проверок являются:

  • проведение капитального ремонта на объекте, модернизация технологий, реконструкция, замена оборудования и аналогичные причины;
  • при завершении сроков, которые определил инспектор для устранения нарушений ранее проведенной проверки;
  • при изменении класса пожарной защиты.

Плановые и внеплановые проверки проводятся только в выездном формате.

Важно! Согласно порядку, за три дня до проверки пожарный инспектор МЧС обязан уведомить руководство организации или владельцев объекта заказным почтовым отправлением или в другой официальной форме. Сроки оповещения – не менее 24 часов для внеплановой проверки, 3 суток – для плановых ревизий. Так на подготовку к визиту сотрудника ГПС есть время.


Регламенты плановых ревизий по срокам исполнения зависят от специфики и масштаба предприятия. Инспектор по пожарной безопасности имеет люфт в 20 рабочих дней. Есть конкретные нормативы. Например, есть лимиты по малым предприятиям:

  • на микро предприятиях можно проводить ревизии ежегодно, но не более 15 часов;
  • небольшие производства – ежегодно, но не более 50 часов.

Если инспекция связана со сложными исследованиями и экспертизами, то проверку можно продлить еще на 20 дней. Что касается малых предприятий, то регламент ревизии можно продлить только на 15 часов. В организации инспектор пожарной охраны обязан предъявить удостоверение, копию распоряжения о проведении проверки. Руководитель предприятия подписывает копию, что означает, что он ознакомлен с предписанием. Если у сотрудника ГПС нет одно из двух документов, у ТОП-менеджера есть право не допускать человека к проведению ревизии.


Документы, подлежащие проверке

В обязанности инспектора пожарной безопасности на предприятии входят несколько аспектов. Один из них – проверка документов, вот перечень:

  • инструкция ППБ, разработанная на предприятии для внутреннего использования;
  • приказ руководства с информацией, когда, как и кто проводит инструктажи противопожарного минимума;
  • приказ руководства о назначении ответственного за противопожарную безопасность на всем объекте из числа сотрудников предприятия;
  • приказ руководства о выделении мест для курения и использовании конкретных средств пожаротушения;
  • внутренние инструкции для сотрудников, вменяющие порядок завершения работы;
  • инструкции о действиях сотрудников во время возгорания на объекте;
  • инструкции для сотрудников о том, как использовать средства пожаротушения;
  • и других средств пожаротушения;
  • журнал проверок ГПС;
  • журнал инструктажей.

Все документы должны быть в наличии, храниться в специально отведенных для них местах. На них должны быть утверждения руководства и подписи сотрудников.


Порядок ревизии

Преимущественно проверка объекта сотрудником ГПС – это ревизия сооружений, помещений, зданий, территории на соответствие нормативам ППБ:

  • в первую очередь проверяется план эвакуации: его наличие, правильность и соответствие реальности;
  • важно, чтобы табло, наклейки или значки располагались в указанных местах, а эти места соответствовали требованиям;
  • в обязательном порядке проверяются огнетушители, мероприятие проводится по журналу учета, контролируется все: нумерация, сроки проверок, расположение, освидетельствования;
  • сотрудник ГПС обязан проверить оконные и дверные проемы на путях эвакуации, и их состояние;
  • подлежат контролю наружные и внутренние пожарные лестницы, люки и другие элементы системы безопасности;
  • часто проводят проверку электрических сетей на объекте;
  • если продукция предприятия представляет взрывную или пожарную опасность проверяющие лица имеют право отобрать экземпляры для исследования в лаборатории на соответствие ППБ.

На заметку! Руководству и ответственным на ППБ лицам целесообразно присутствовать при проведении ревизии от начала и до конца. Это необходимо, чтобы своевременно выяснять, по каким причинам сотрудник ГПС признал то или иное положение вещей нарушением, или решил, что это недочет. Непосредственно в ходе проверки можно получить компетентную рекомендацию по способу устранения.


Фиксация результатов проверки

Когда инспектор противопожарной безопасности завершил ревизию, он обязан составить в 2-х экземплярах акт, куда заносятся выявленные нарушения и недочеты. Один документ он берет себе, второй – оставляет руководству объекта. Также сотрудник ГПС вносит информацию о проверке в специальный журнал учета. Если таковой документ отсутствует в организации, это засчитывается в нарушения, и так же заносится в акт ревизии. Если в ходе мероприятия были выявлены нарушения ППБ, проверяющий пожарник составляет предписания, где определяются сроки, в которые их необходимо устранить. Но если они достаточно серьезны, и создают большую угрозу, например, сильно захламленные эвакуационные пути, то руководство компании может быть привлечено к ответственности. Преимущественно налагаются административные наказания – штраф. В свою очередь руководитель организации, где проводилась проверка, имеет право не подписывать акт, если он не удовлетворен результатами по той или иной причине. Или написать на документе, что он не согласен.


Профессия – пожарный инспектор

К этому специалисту предъявляются несколько требований:

  • он должен закончить технический или юридический ВУЗ;
  • сотрудник должен прекрасно знать строительные нормативы и требования противопожарной безопасности;
  • человек должен иметь достаточно хорошую физическую форму, чтобы работать по ненормированному графику.

Можно сразу получить профильное обучение специальности пожарный инспектор. Например, в Санкт-Петербурге в университете МЧС, в нем учатся 4 года. Если высшее образование уже есть, то можно пройти переподготовку в специализированном центре пожарной охраны. После обучения человек приобретает необходимые компетенции и может становиться проверяющим сотрудником ГПС. Есть профильные ВУЗы в столице РФ, и других крупных городах. Если вы собираетесь стать инспектором по пожарной безопасности, где учиться, можно узнать в справочниках или в интернете.

Обратите внимание! На должность проверяющего объекты сотрудника на соответствие нормативам ППБ назначает руководители ГПС. Если молодой человек или девушка хочет работать в данной структуре, лучше сначала ставить вопрос шире – инспектором.


Должностные обязанности пожарного инспектора:

  • своевременное выявление, предупреждение, пресечение нарушений в сфере ППБ с полным использованием полномочий, данных ему государством;
  • сотрудник обязан досконально изучить законодательство РФ и другие нормативные документы, относящиеся к пожарной безопасности, уметь работать с законодательной информаций, точно применяя статьи и положения;
  • организовывать и проводить мероприятий, контролирующими ППБ на объектах вверенной ему территории, в действиях руководствоваться законами и нормативами РФ;
  • выполнять проверки сотрудник ГПС имеет право только для исполнения своих должностных обязанностей, на месте предъявлять удостоверение и копии распоряжений своего руководства;
  • при осуществлении ревизии давать объяснения по вопросам, появляющимся у сотрудников предприятия или организации, информацию давать в нужном объеме;
  • по завершению проверки инспектор обязан ознакомить руководство предприятия или владельцев объекта с результатами;
  • своевременно принимать меры по нарушениям, согласно их критичности и степени опасности для населения, имущества и окружающей среды;
  • не допускать ограничение прав организаций и людей по необоснованным причинам;
  • проводить разъяснительные работы по применению статей и положений законодательства РФ;
  • хранить тайну, вне зависимости от ее статуса: государственная, коммерческая или иная.

Права проверяющего сотрудника ГПС:

  • создание нормативных документов по ППБ, обязательных к выполнению, совместно с органами исполнительной власти, а так же их утверждение;
  • осуществлять контроль ГПС за соблюдением требований ППБ государственными, федеральными, субъектными, местными органами власти, должностными лицами;
  • регулярно и своевременно проверять здания, помещения, территории, сооружения для выявления нарушений по ППБ с целью их пресечения;
  • если проверяющий инспектор ГПС имеет достоверные данные о нарушениях по ППБ, угрожающих пожаром или людям, он имеет право беспрепятственно входить в жилые объекты, на земельные участки, на производства, в социальные объекты, в служебные помещения для выявления угроз;
  • выдавать должностным лицам, гражданам, руководителям предприятий и организаций предписаний по устранению нарушений по ППБ, которые они обязаны выполнить, они могут относиться к товарам, продукции, услугам, оборудованию, помещениям;
  • предписания проверяющего сотрудника ГПС могут не только определять устранение нарушений и сроки, но и снятие с производства продукции, прекращение продажи товаров, временное прекращение деятельности предприятия;
  • работать, как дознаватель по делам о возгораниях и нарушениях ППБ;
  • налагать административные взыскания за нарушение нормативом ППБ на юридические и физические лица, это может быть производитель, продавец, исполнитель, включая неисполнение постановлений должностных лиц ГПС.

На этом видео вы можете посмотреть один обычный рабочий день пожарного инструктора.