Примеры вертикальной социальной мобильности. Каналы и факторы социальной мобильности

II. Понятие социальной мобильности. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность.

Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в рамках стратификации общества, т. е. изменение их общественного положения, статуса. Люди перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда – группами, реже – целыми стратами и классами.

Согласно теории флуктуаций Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968), социальная мобильность – это перемещения индивидов внутри социаль­ного пространства, которое представляет некую вселенную, состоящую из народонаселения земли.

П.Сорокин выделяет три формы социальной стратифика­ции: экономическую, политическую и профессиональную.

Социальная стратификация – это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Совокупность групп, входящих в социальную вселенную, а также совокупность отношений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Подобно геометрическому пространству в социальном есть несколько осей измерения, главные среди которых вертикальная и горизонтальная.

Го­ризонтальная мобильность –переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне стратификации.

Вертикальная мобильность – переход из одной страты в другую, расположенных на разных уровнях иерархии. Существуют два типа такой мобильности: восходящая - продвижение по социальной лестнице вверх и нисходящая – ­перемещение вниз.

Основные характеристики социальной мобильности

1. Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей:

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происхо­дит именно так.

Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объем мобильности – это число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем ис­числяется количеством переместившихся индивидов, то он назы­вается абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то относительным и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности , определяет ко­личество перемещений по всем стратам вместе, а дифференциро­ванный – по отдельным стратам, слоям, классам. Например, в индустриальном обществе 2/3 населения мобильны – этот факт относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, ­к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется также как процент­ная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

2. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается также двумя показателями:

Первый – это коэффициент мобильности вы­хода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллиген­тами или крестьянами.

Второй коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев по­полняется тот или иной слой. Он обнаруживает со­циальное происхождение людей.

3. Критерии оценки мобильности

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:

Число и размер классов и статусных групп;

Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной ста­тус;

Распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они ис­пользуются для того, чтобы можно было отличить один тип стра­тификации от другого.

4. Классификация социальной мобильности

Различают главные и неглавные виды, типы, формы мобильности.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Можно классифицировать социальную мобильность по разным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность , когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.

Кроме них иногда выделяют организованную мобильность , когда перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, обществен­ные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (пере­селение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Существуют два основных вида социальной мобильности ­межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – верти­кальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Мобильность практически не происходит в демографической сфере: перемещение из одного возраста в другой не относится к явлению межпоколенной мобильности.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водо­проводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой со­циальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного по­коления к другому.

Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глу­бокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значи­тельной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоя­тельств, сопровождавших их рождение.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни не­сколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­тем начальником цеха, директором завода, министром машино­строительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а вто­рой - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – пе­ремещение из сферы физического труда в сферу умственного.

II.Горизонтальная мобильность.

Миграция, эмиграция, иммиграция.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подоб­ные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобиль­ностьподразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизи­тельно эквивалентными.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохра­нении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео­графическая мобильность превращается в миграцию . Если дере­венский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в го­род на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Миграция – это территориаль­ные перемещения. Они бывают сезонными , т. е. зависящими от времени года (туризм, лечение, учеба, сельхозработы), и маятни­ковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. По существу оба вида миграции являются времен­ными и возвратными. Миграция–перемещение населения внутри одной страны.

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

10)Понятие соц контроля
Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

§ процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

§ процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;


11)Основная проблематика социологии рекламы
Главной
проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте. Это два аспекта одного и того же процесса. Первый аспект связан с пониманием того, как рекламные образы, создаваемые для продвижения товаров, услуг, идей влияют на само общество, как реклама меняет его культурные, нравственные устои; может ли реклама изменить общественную атмосферу или культурные парадигмы конкретного общества, или она призвана пропагандировать только то, что в обыденной жизни уже есть. Все эти вопросы, в их более широкой постановке – о роли коммуникативных институтов в общественной жизни, активно обсуждаются еще с начала ХХ-го столетия, когда средства массовой информации стали стремительно вторгаться в общественную жизнь. Нельзя сказать, что в настоящий момент эти вопросы нашли свое разрешение.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияния общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института. Почему, например, в условиях функционирования советской общественной системы реклама как общественный институт практически отсутствовала, а возникновение зачатков рыночного общественного механизма привело к институционированию рекламы? Что происходит с рекламой в условиях кризиса общественной системы? Каким содержанием наполняется рекламное пространство в период политической нестабильности?

То есть одна из главных проблем социологии рекламы связана с исследованием механизмов, закономерностей функционирования рекламы как общественного института, ее влияния на общество и обратного воздействия общества на рекламу .

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности. Например, как реклама влияет на семью и как семейный быт влияет на методы, средства распространения информации рекламного характера. Несомненный интерес вызывают проблемы влияния рекламы на воспитательные и образовательные институты общества. И, конечно, рекламистов очень интересует, как изменения в образовательной сфере отразятся на функционировании отдельных видов рекламной практики: реклама на телевидении, в прессе, на радио и т.д.

Особо в этом ряду стоит проблема влияния рекламы на средства массовой информации, поскольку именно средства массовой информации являются основными носителями рекламы. Как, например, повлияет на изменение рекламной практики возникновение интерактивного телевидения? Или функциональное слияние телевизора и компьютера?

Прогноз развития средств массовой информации как носителей рекламы очень важен, поскольку он позволяет прогнозировать развитие рекламного рынка, распределение и перераспределение финансовых потоков между различными субъектами рекламной индустрии.

Таким образом, прогнозирование изменений общественных институтов и влияние этих изменений на формы, способы, средства распространения рекламы выступает одной из главных проблем социологии рекламы.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы. Как известно, общество – это постоянно развивающийся социальный организм. Основной вектор развития задается отдельными постоянными общественными процессами. В частности, одним из таких существенных процессов выступает социальная мобильность. Реклама существенным образом меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.

Не менее важным выступает процесс лигитимации властных институтов общества. Во многом он связан с политической рекламой, умением специалистов в области политических технологий, используя механизмы и средства политического маркетинга, конституировать демократические институты общества.

Важно также здесь подчеркнуть необходимость анализа влияния рекламы на процесс интеграции и дезинтеграции общественной системы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама». Другими словами, речь идет о взаимосвязи рекламного воздействия и культуры конкретного общества, о влиянии культуры на рекламу и рекламы на культуру конкретного общества. В практическом смысле это значит: какова эффективность зарубежных рекламных спотов, которых на отечественном телевидении достаточно много? Не отторгаются ли они массовым сознанием, поскольку не учитывают национальную культуру и менталитет отечественных потребителей? Каким должно быть рекламное сообщение, рассчитанное на так называемого «нового русского» или домашнюю хозяйку, не обремененную тугим кошельком? В общем, проблемы менталитет и реклама, культура и реклама, национальные стереотипы и реклама составляют значительный блок вопросов, включенных в предметное поле социологии рекламы.

Если перевести все вышеотмеченные вопросы с достаточно высокого философского уровня на операциональный, связанный с практической деятельностью социолога, то можно сказать, что его при изучении рекламы как общественного института интересует: как реклама влияет на поведение людей, как реклама влияет на общественные настроения, как реклама влияет на интеграцию общественной жизни, как реклама влияет на социальную мобильность, как реклама влияет на лигитимацию власти, на какую систему символов опирается реклама, какие механизмы воздействия использует, с какой эффективностью.


12)Основная проблематика социологии и культуры

13)Основная проблематика социологии образования


Похожая информация.


Вертикальная социальная мобильность — это изменение субъектом (личностью, или группой) своего социального статуса, при котором происходит повышение уровня доходов, образования, престижа и власти. Более детально о социальной мобильности мы рассказывали в курсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» .

Примеры вертикальной социальной мобильности

В обществе всегда были люди, которые очень быстро делали карьеру, или становились мультимиллионерами. Как им это удавалось? Только ли с доходом связана вертикальная социальная мобильность?

Вот вам своеобразный хит-парад таких людей.

Наталья Касперская – 1966 года рождения, соучредитель кампании Лаборатория Касперского.

Начала свой жизненный путь Наталья как все советские ребята: с поступления в институт. Она окончила Московский институт электронного машиностроения по специальности «Прикладная математика». В 1993 году стала продавцом программного обеспечения. Затем – менеджером в этой же компании. Потом надавила на мужа – Евгения Касперского – , чтобы открыть свою компанию – Лабораторию Касперского.

Стала ее соучредителем. Однако в уставных документах компании не было прописана ее доля. В результате в 2011 году она, развелась с мужем и ушла с поста председателя совета директоров Лаборатории Касперского. Все свое время Наталья посвятила своей компании InfoWatch. Компания сегодня является лидером в корпоративной защите информации.

Ну к примеру, не нравится вам, что ваши сотрудники в рабочее время пользуются своей почтой, а не корпоративной. Кто знает, может они сливают информацию конкуренту? Вот тут-то вам и понадобятся услуги InfoWatch по обеспечению информационной безопасности Вашей компании.

Таким образом, Наталья Касперская c делала головокружительную вертикальную социальную мобильность по всем четырем параметрам: доход (состояние 230 млн. долларов), власть (управляет своей компанией), престиж (признанный эксперт мирового уровня в области защиты информации), образование (высшее специалист по математике, бакалавр в области ведения бизнеса).

Павел Дуров – основатель социальной сети «Вконтакте»

Наверное каждому молодому программисту хочется изменить мир до неузнаваемости — хакнуть нормальность. Павлу Дурову это удалось! Кстати, прочитай .

Павел родился 10 октября 1984 года в Ленинграде в семье доктора филологических наук. С 11 лет увлекался программированием. То есть его отец мог позволить себе дать сыну компьютер в пользование.

После школы Павел стал обучаться на филологическом факультете, одновременно учась в на военном факультете по специальности «Психологическая война». Заодно обучался на военной кафедре. За время учебы Павел несколько раз стал стипендиатом Президентской и потанинской стипендий.

По ходу обучения создал несколько проектов для облегчения жизни студентов: проект по рефератам и пр. Однажды его знакомый приехал со стажировки в США и рассказал Паше про facebook.

Идея была переработана для российских реалий и в 2006 году в тестовом режиме был запущен сайт Студент.ру, который затем был переименован во «Вконтакте». В 2007 году в новую социальную сеть ходило уже 2 млн. человек. Сразу посыпались предложения купить проект Дурова. Но все предложения были отклонены. Только в 2008 году Павел стал монетизировать ресурс. Тогда там уже было 20 миллионов пользователей.

Вскоре личное состояние Павла Дурова было оценено журналом Forbes в 7,9 миллиардов рублей (прим. 263 миллиона долларов). В 2012 году начался прессинг со стороны властей на социальную сеть «Вконтакте» из-за дела Навального. В результате свою долю акций (12 %) основатель социальной сети продал своему другу, а сам мультимиллионер Павел Дуров уехал в США. Говорят, сейчас вернулся и живет в России.

Хотя вряд ли. Сейчас Павел развивает свой новый проект Telegram, где можно абсолютно бесплатно обмениваться сообщениями, и файлами [внимание!], объемом до 1 гигабайта. Причем сообщения шифруются и, по заявлениям Дурова, их никто не может расшифровать, даже сами разработчики. Кстати, в 2015 году стало известно, что этим сервисом, возможно, пользуются террористы. На такие выпады в адрес своего проекта Павел заявил, что террористы итак найдут, где общаться.

Таким образом, Павел Дуров сделал ошеломительную вертикальную социальную мобильность сразу по всем параметрам: доход (возрос в миллиарды раз), престиж (культовое лицо в рунете и не только), власть (власть на аккаунтами 70 миллионов пользователей), образование (СПбГУ закончил с красным дипломом, диплом из вуза до сих пор не забрал).

Сейчас в Сети много мнений по поводу того, украл ли Дуров идею Facebook или не украл. Лично моя позиция такова, что конечно похожие элементы в навигации есть. Но лично я больше всего сижу вконтакте. Facebook сложен, непонятен, постоянные письма на мой почтовый ящик меня убивают («Привет, у тебя новое сообщение», «Привет, мы скучаем без тебя», «У вас новое уведомление»). Меня это бесит. А вас?

Татьяна Бакальчук — пример вертикальной социальной мобильности

Татьяна была обычным учителем английского языка. В 2004 году в связи с рождением ребенка она осознала, что средств на жизнь просто не хватает. Она придумала перепродавать немецкую одежду с наценкой. Поначалу они с мужем просто заказывали одежду из немецких каталогов Otto и Quelle, а затем перепродавали с наценкой. Поначалу это были знакомые.

Выражаясь советским языком, Татьяна стала спекулянткой. Но сегодня куда не плюсь – одни спекулянты. Поэтому мы назовем Татьяну не спекулянткой, а вполне оригинальной bisneswoomen. Затем, очевидно, она уговорила мужа вложиться в создание своего небольшого Интернет-магазина немецкой одежды.

Сегодня ее магазин Wildberries имеет выручку 7 миллиардов рублей. Состояние самой Татьяны журнал Forbes оценивает примерно в 330 млн. долларов.

Таким образом, Татьяна Бакальчук по характеру и скорости социальной мобильности встала вровень с Павлом Дуровым: она имеет высшее образование (учитель английского), имеет крайне высокие по российским меркам капитал, имеет власть над своим собственным брендом и Интернет-магазином одежды, где покупают вещи миллионы посетителей, само собой имеет высокий престиж, так как включена в списки журнала Forbes .

Продолжение следует…... , чтобы не пропустить продолжение!

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная стратификация - это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. У различных авторов понятие страты нередко заменяется иными ключевыми словами: класс, каста, сословие. Употребляя далее эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравенства мог быть различным. Необходимо было вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.

К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия. Вот почему М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического - отношение к собственности и уровень доходов - он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям)

Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на "верхние ступени" социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Выделение у М. Вебера политических критериев стратификации выглядит еще недостаточно аргументированным. Более четко об этом говорит П. Сорокин . Он однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической. Собственник, обладающий большим состоянием, значительной экономической властью, мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессионально престижной деятельностью. И, напротив, политик, сделавший головокружительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что тем не менее не мешало ему вращаться в кругах высшего общества.

В дальнейшем социологами предпринимались неоднократные попытки расширить число критериев стратификации путем включения, например, образовательного уровня. Можно принимать или отвергать дополнительные стратификационные критерии, но видимо нельзя не согласиться с признанием многомерности этого явления. Стратификационная картина общества многопланова, она состоит из нескольких пластов, не совпадающих полностью друг с другом.

В 30-40-е годы в американской социологии была предпринята попытка преодолеть многомерность стратификации путем предложения индивидам самим определить свое место в социальной структуре.) В исследованиях, проведенных У.Л. Уорнером в ряде американских городов, стратификационная структура была воспроизведена на основе принципа самоидентификации респондентов с одним из шести классов на основе разработанной автором методики. Данная методика не могла не вызвать критического отношения в силу дискуссионности предложенных критериев стратификации, субъективизма респондентов и, наконец, возможности эмпирические данные по нескольким городам представить как стратификационный срез всего общества. Но такого рода исследования дали другой результат: они показали, что сознательно или интуитивно люди ощущают, осознают иерархичность общества, чувствуют основные параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

Тем не менее, исследование У. Л. Уорнера не опровергло утверждение о многомерности стратификационной структуры. Оно лишь показало, что разные виды иерархии, преломляясь через систему ценностей человека, создают у него целостную картину восприятия этого социального феномена.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, а также по некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов. После определения оснований стратификации перейдем к рассмотрению ее вертикального среза. И здесь перед исследователями встает проблема делений на шкале социальной иерархии. Иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полным. Введение такого критерия как уровень богатства или доходов вело к тому, что в соответствии с ним можно было выделить формально бесконечное множество слоев населения с разным уровнем благосостояния. А обращение к проблеме социально-профессионального престижа давало основание сделать стратификационную структуру очень похожей на социально-профессиональную.

Иерархическая система современного общества лишена жесткости, формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние ступени социальной лестницы или находиться "внизу". Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к "размыванию" иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное "вытягивание" последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации, прежде всего за счет "усечения" верхушки конуса - явление повторяющееся в истории всех обществ. И важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность "гасится" не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет.

"Размывание" среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями.

Итак, вертикальный срез общества подвижен, его основные пласты могут увеличиваться и уменьшаться. Это связано со множеством факторов: спады производства, структурная перестройка экономики, характер политического режима, технологическое обновление и появление новых престижных профессий и т.д. Однако стратификационный профиль не может "вытягиваться" беспредельно. Автоматически срабатывает механизм перераспределения национального богатства власти в виде стихийных выступлений масс, требующих восстановления справедливости, либо, чтобы избежать этого, требуется сознательное регулирование этого процесса. Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расширения среднего слоя. Забота о среднем слое - залог стабильности общества.

Социальная мобильность

Социальная мобильность - это механизм социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов.

Если у человека статус изменен на более престижный, лучший, то можно сказать, что имела место восходящая мобильность. Однако человек в результате потери работы, болезни и т.д. может перейти и в низшую статусную группу - при этом срабатывает нисходящая мобильность.

Кроме вертикальных перемещений (нисходящая и восходящая мобильность) существуют горизонтальные перемещения, которые складываются из естественной мобильности (переход с одной работы на другую без изменения статуса) и территориальной мобильности (переезд из города в город).

Остановимся сначала на групповой мобильности. Она вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали менеджеры крупных предприятий. Неслучайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция "революции управляющих" (Дж. Бернхейм), согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит "размывание" социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, революционные события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на "государственно-политический Олимп" новых социальных слоев, с новой культурой и новым мировоззрением. Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния, жесткой борьбы и всегда является очень болезненной.

Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, постоянно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние ступени социальной лестницы. Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, "взращенная" соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры, обосновавшейся у власти в советский период, так и путем обращения части последней "в новую веру", т.е. путем ее перехода в состояние либо новоявленного предпринимателя, либо демократа.

Экономические кризисы , сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы: работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные группы. Падение социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы "выправляется", она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту в социальной иерархии.

Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны ,

во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии.

Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение "наверх" тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.

Перемещения в экономической, политической и профессионально-статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причина этого - во взаимозависимости вызывающих их факторов. Изменения в социально-экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так, осуждающе-недоверчивое отношение россиян к предпринимателям начало меняться в сторону одобрения и даже надежды, связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция (как свидетельствуют социологические опросы) проявляется в молодежной среде, менее связанной с идеологическими предрассудками прошлого. Поворот в массовом сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с возвышением класса предпринимателей, с его переходом на высшие социальные ступени.


Индивидуальная социальная мобильность

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более и менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе "водораздел" между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь "наверх", идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу. Круг профессий, имеющих вертикальную структуру, как, например, в артистическом мире - звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками, ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель падает "вниз", теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся без всякого сопротивления. П. Сорокин пишет:

"Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка-пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот".

Роль "сита" выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и "консервируют" стратификационную систему. Это - социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца "на прочность", на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он попадает. П. Сорокин, на наш взгляд, убедительно показывает, как различные институты выполняют функции социальной циркуляции. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного "социального лифта", который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на "высшие этажи" социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собствеников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использования движущей силы какого-либо социального института для подъема "наверх" не всегда бывает достаточно. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично "вписаться" в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, возможного развития комплекса неполноценности, чувства неуверенности, ухода в себя и потеря связи со своим прежним социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился, или в которой он оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как "социальные лифты", то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль "фильтра", осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося "наверх", и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении "вниз". Утратив право, обеспеченное, например, капиталом, состоянием на нахождение в высших слоях индивид спускается на более "низкую ступень", но оказывается не в состоянии "открыть дверь" в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чуждой для него культуре, он испытывает серьезные психологические затруднения. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологиимаргинальностью.

Маргинал, маргинальная личность - это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, ориентациями и правилами. Сознательные усилия, предпринимаемые для адаптации к новым условиям, порождают серьезные внутренние противоречия, вызывают постоянные психологические стрессы. Поведение такого человека отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо слишком агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

В представлении многих людей жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии.

Благодаря социальной мобильности члены общества могут менять свой статус внутри социума. У этого явления есть множество особенностей и характеристик. Характер социальной мобильности колеблется в зависимости от особенностей конкретной страны.

Понятие социальной мобильности

Что такое социальная мобильность? Это изменение человеком его места в структуре общества. Индивид может переместиться из одной социальной группы в другую. Такая мобильность называется вертикальной. В то же время человек может изменить свое положение в пределах одного и того же общественного слоя. Это уже другая мобильность – горизонтальная. Перемещение принимает самые разные формы – рост или падение престижа, изменение дохода, продвижение по карьерной лестнице. Такие события оказывают серьезное влияние на поведение человека, а также его отношения с окружающими людьми, установки и интересы.

Вышеописанные виды мобильности приняли современные формы после возникновения индустриального общества. Возможность сменить свое положение в социуме – важный признак прогресса. Обратный случай представляют собой консервативные и сословные общества, где существуют касты. К такой группе человек, как правило, приписан с самого своего рождения до смерти. Больше всего известна индийская кастовая система. С оговорками подобные порядки существовали в средневековой феодальной Европе, где была велика социальная пропасть между бедными и богатыми.

История явления

Появление вертикальной мобильности стало возможным после начала индустриализации. Около трехсот лет назад промышленное развитие европейских стран значительно ускорилось, что привело к разрастанию пролетарского класса. Одновременно с тем государства всего мира (с разной степенью успеха) стали вводить систему доступного образования. Именно оно стало и до сих пор является основным каналом вертикальной социальной мобильности.

В начале XX столетия большую часть населения любой страны составляли рабочие без квалификации (или с зачатками общего образования). В то же время происходила механизация и автоматизация производства. Экономика нового типа требовала все больше и больше высококвалифицированных кадров. Именно этой потребностью объясняется увеличение количества образовательных учреждений, а значит, и возможностей для социального роста.

Мобильность и экономика

Одна из особенностей индустриального общества такова, что мобильность в нем определяется структурой экономики. Другими словами, возможности для подъема по социальной лестнице зависят не только от личностных качеств человека (его профессионализма, энергичности и т. д.), но и от того, как взаимосвязаны между собой разные отрасли хозяйства страны.

Мобильность возможна далеко не везде. Она является атрибутом общества, давшего своим гражданам равные возможности. И хотя абсолютно равных условий нет ни в одной стране, многие современные государства продолжают двигаться к этому идеалу.

Индивидуальная и групповая мобильность

В каждой стране виды и типы мобильности представлены по-разному. Общество может избирательно поднимать по социальной лестнице одних индивидов и опускать других. Это естественный процесс. Например, талантливые и профессиональные люди обязательно должны заменить более посредственных и получить их высокий статус. Подъем может быть индивидуальным и групповым. Эти виды мобильности отличаются количеством индивидов, меняющих свой статус.

В индивидуальном случае человек может повысить свой престиж в обществе благодаря своим талантам и трудолюбию (например, стать известным музыкантом или получить престижное образование). Групповая мобильность связана с гораздо более сложными процессами, охватывающими значительную часть социума. Ярким примером такого явления могут быть изменения престижности профессии инженеров или падение популярности партии, которое обязательно повлияет на положение членов этой организации.

Инфильтрация

Для того чтобы добиться изменения своего положения в обществе, индивиду необходимо приложить определенные усилия. Вертикальная мобильность становится возможной только в том случае, если человек способен преодолеть все барьеры, лежащие между разными социальными слоями. Как правило, восхождение по общественной лестнице происходит благодаря амбициям и потребности индивида в собственном успехе. Любые виды мобильности обязательно связаны с энергичностью человека и его желанием изменить свой статус.

Инфильтрация, которая есть в каждом обществе, отсеивает людей, приложивших недостаточно усилий для смены социального слоя. Немецкий ученый Курт Левин даже вывел собственную формулу, с помощью которой можно определить вероятность восхождения конкретного человека в общественной иерархии. В теории этого психолога и социолога важнейшей переменной является энергия индивида. Вертикальная мобильность также зависит от общественных условий, в которых живет человек. Если он соответствует всем требованиям социума, то он сможет пройти инфильтрацию.

Неизбежность мобильности

Есть как минимум две причины существования явления социальной мобильности. Во-первых, любое общество неизменно меняется в процессе своего исторического развития. Новые черты могут появляться постепенно, а могут и моментально, как это бывает в случае революций. Так или иначе, но в любом социуме новые статусы подрывают и заменяют старые. Этот процесс сопровождается изменениями в распределении труда, благ и ответственности.

Во-вторых, даже в самых инертных и застойных обществах никакая сила не может контролировать природное по своему характеру распределение способностей и талантов. Этот принцип продолжает действовать и в случае, если элита или власть монополизировала и ограничила доступность образования. Поэтому всегда есть возможность, что верхний слой будет хотя бы периодически пополняться достойными людьми «снизу».

Мобильность по поколениям

Исследователи выделяют еще один признак, по которому определяется социальная мобильность. В качестве этой мерки может выступать поколение. Чем объясняется эта закономерность? История развития самых разных обществ показывает, что положение людей разных поколений (например, детей и родителей) не только может отличаться, но и, как правило, является разным. Данные из России подтверждают эту теорию. В среднем с каждым новым поколением жители бывшего СССР и РФ понемногу поднимались и поднимаются вверх по социальной лестнице. Эта закономерность имеет место и во многих других современных странах.

Таким образом, перечисляя виды мобильности, нельзя забывать о межпоколенной мобильности, пример которой описан выше. Для того чтобы определить прогресс по данной шкале, достаточно сравнить положение двух людей в определенный момент развития карьеры в приблизительно одном и том же возрасте. Мерилом в данном случае является ранг в профессии. Если, например, отец в свои 40 лет был начальником цеха, а сын в этом возрасте стал директором завода, то это и есть межпоколенный рост.

Факторы

У вялотекущей и постепенной мобильности может быть множество факторов. Важным примером в этом ряду является переселение людей из аграрных районов в города. Серьезную роль в истории всего человечества сыграла международная миграция, особенно начиная с XIX века, когда она охватила весь мир.

Именно в этом столетии огромные массы крестьянского населения Европы переселялись в США. Также можно привести пример колониальной экспансии некоторых империй Старого Света. Захват новых территорий и подчинение целых народов были благодатной почвой для подъема одних людей и сползания вниз по социальной лестнице других.

Последствия

Если горизонтальная мобильность по большей части влияет только на конкретного индивида или группу людей, то вертикальная мобильность влечет за собой гораздо большие последствия, которые с трудом поддаются каким-либо измерениям. На этот счет существуют две противоположных точки зрения.

Первая гласит, что любые примеры мобильности в вертикальном направлении разрушают классовую структуру общества и делают его однороднее. У этой теории есть как сторонники, так и противники. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой, высокий уровень социальной мобильности только укрепляет систему общественных слоев. Происходит это по той простой причине, что люди, оказавшиеся на более высокой ступеньке положения, становятся заинтересованными в сохранении классовых различий и противоречий.

Скорость

Согласно социологической науке, основные виды социальной мобильности имеют показатель собственной скорости. С его помощью специалисты дают количественную оценку данного явления в каждом определенном случае. Скорость – это дистанция, которую индивид проходит за некий промежуток времени. Она измеряется в профессиональных, политических или экономических стратах.

Например, один выпускник университета за четыре года карьеры успел стать заведующим отделом на своем предприятии. В то же время его однокурсник, окончивший вуз вместе с ним, к концу того же срока стал инженером. В данном случае скорость социальной мобильности первого выпускника выше, чем у его товарища. На этот показатель могут влиять самые разные факторы – личное устремление, качества человека, а также его окружение и обстоятельства, связанные с работой в компании. Высокая скорость социальной мобильности может быть присуща и процессам, противоположным вышеописанному, если речь идет о человеке, лишившемся рабочего места.

Интенсивность

Рассматривая 2 вида мобильности (горизонтальную и вертикальную), можно определить количество индивидов, меняющих свое положение в обществе. В разных странах этот показатель дает отличные друг от друга цифры. Чем больше число этих людей, тем выше интенсивность социальной мобильности. Как и скорость, данный показатель демонстрирует характер внутренних преобразований в обществе.

Если речь идет о собственно числе индивидов, то тогда определяется абсолютная интенсивность. Кроме того, она может быть еще и относительной. Так называется интенсивность, определяемая долей индивидов, поменявших свое положение, от общего числа членов социума. Современная наука дает разные оценки важности этого показателя. Совокупность интенсивности и скорости социальной мобильности определяет общий индекс мобильности. С помощью него ученые легко сравнивают состояние разных обществ.

Будущее мобильности

Сегодня в западных и экономически развитых обществах значительные масштабы приобретает горизонтальная мобильность. Связано это с тем, что в таких странах (например, в Западной Европе и США) социум становится все более бесклассовым. Различия между слоями размываются. Этому способствует развитая система доступного образования. В богатых странах выучиться может любой человек, вне зависимости от своего происхождения. Единственным важным критерием становится его заинтересованность, талантливость и способность приобретать новые знания.

Есть и другая причина, почему в современном постиндустриальном обществе больше не актуальна прежняя социальная мобильность. Перемещение наверх становится все более условным, если в качестве определяющего фактора взять размер дохода и финансовое благополучие. Сегодня стабильное и обеспеченное общество может ввести социальные пособия (как это делается в скандинавских странах). Они сглаживают противоречия между людьми на разных ступеньках общественной лестницы. Так стираются границы между привычными классами.