Пожарный автомобиль пенного тушения. Пожарные автомобили порошкового тушения. Пожарные автомобили пенного тушения

Установки (МВПУ)

Мощная воздушно-пенная установка (МВПУ)

Пожарные автомобили пенного тушения

Автомобили пожарные пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и подачи воздушно-механической пены в очаг пожара.

Тактико-технические характеристики автомобилей пенного тушения

Таблица 33

Показатели АВ-40 АХ-6 (АВ-6)
Марка шасси Урал-375 Зил-130 (В1) Зил-130В
Максимальная скорость, км/ч 70/75
Полная масса автомобиля, т. 14,2/13,58 14,0 13,6
Марка насоса ПН-40У ПН-30 ПН-40У
Тип вакуум-аппарата газоструйный газоструйный -
Производительность насоса, 1.10 -2 м 3 /с 4,0 3,0 6,0
Число мест (с водителем), чел
Марка пеносмесителя СПС-5 ДПС-12 ПГ-150
Емкость для ПО, м 3 4,0 6,0 6,0
Пеносливы; ГПС-600; СВП-4 ГВП-600 (6 шт.) ГВП-600 (8 шт.) 4 пенослива 4 ствола
Продолжение таблицы 33
Установка для подачи пены через слой жидкости УППС-46 (4 шт.) - -
Вставки дозирующие ПО Тип “В” (4 шт.) Кассета из 4 шт. типа “В” -
Колонка КП, шт. -
Разветвление РТ-80, шт. - -
Всасывающие рукава, шт. - -
Переходники 80x70x70, шт.
Подъемники системы Трофимова, шт. -
Рукава напорные, шт. Æ 77 (8) Æ 66 (6) -

Примечание: Кроме перечисленного вооружения, на АВ-40 (375) имеется металлическая выдвижная лестница с приспособлением для крепления двух ГПС-600, стационарный комбинированный ствол производительностью 4,0.10 -2 м 3 /с; по пене 0,4 м 3 /с.

Мощная воздушно-пенная установка (МВПУ) предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, создания мощных воздушно-пенных струй, тушения разлившихся и находящихся в резервуарах нефтепродуктов.

Тактико-технические характеристики мощной воздушно-пенной

Таблица 34



Автомобили порошкового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащего порошка и подачи порошка в очаг пожара.

Тактико-технические характеристики автомобилей порошкового тушения

Таблица 35

Показатели АП-3 (130) АП-5 (53213) АСП-122 АП-1 (66) АПП-400
Тип автомобильного шасси ЗИЛ-130 КамАЗ-53213 ГАЗ-66 прицеп
Число мест для боевого расчета -
Тип используемого ОПС ПСБ, ПС, ПФ ПС, ПСБ ПС, ПСБ ПСБ, СИ
Емкость для порошка, м 3 3,9 6,5 2 х 0,56 0,45
Количество порошка (кг) при насыпной плотности 0,7 3000-3200 700 (1000)
Источник сжатого газа 2 компрессора РК-6/1 10 баллонов 4 баллона по 0,05м 3 2 баллона по 0,04 м 3
Рабочее давление (Па) 1.10 4 1,5-2,0 4,3 5-7 (12) 8,0-12,0
Резино-тканевые шланги на катушках 4 шланга по 30 м 2 шланга по 40 м 2 шланга по 40 м один шланг по 20 м
Диаметр шлангов, мм. 18 (32)
Ствол пистолет, шт. 1 (2)

Подача порошка от АСП-122 и АПП производится азотом, давление которого регулируется двумя редукторами. Рабочее давление устанавливают в зависимости от длины шлангов, высоты подъема ствола пистолета ОПС.

На АП-3 и АП-5 установлен стационарный лафетный ствол производительностью 20 и 30 кг/с соответственно (по ПСБ), который может работать при движении автомобиля на первой скорости. Нормальная и безопасная работа установки обеспечена в диапазоне температур: -30° до +40° С. Огнетушащая струя по концентрации ОПС условно подразделяется на 3 участка. Концентрация порошка распределяется примерно таким образом: 40, 40 и 20%. Наиболее эффективной для тушения большинства жидкостей и газов является средняя часть струи (примерно 4-6 м), у ручных - 10-12 м, у лафетных стволов конечная часть струи (2-6 м), где концентрация ОПС меньше, может быть использована для тушения керосина, дизтоплива, масел, древесины и других веществ. Данные о предельном расходе сжиженного газа при струйном истечении и предельной площади разлива, которая может быть потушена с помощью автомобиля порошкового тушения АП-3 (130) 148 указаны в таблице 34.

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Кабина боевого расчета – штатная кабина автомобильного шасси, салонного типа, 2-х дверная , 2-х местная (либо с отдельной кабиной боевого расчета 4-х дверная 7-ми местная). В дверях кабины и у дверных проемов имеются поручни для удобства и оперативной посадки боевого расчета. Во 2-м ряду кабины установлены 4 посадочных места с индивидуальными спинками. В непосредственной близости может размещаться однобалонный дыхательный аппарат со сжатым воздухом. Каждое место имеет отдельный механизм фиксации дыхательного аппарата, а под сиденьями имеются места для пожарно-технического оборудования. Созданное единое пространство размещения бойцов, позволяет сделать работу команды, более скоординированной и оперативной. Кабина оборудована поручнями, плафонами внутреннего освещения, обогревателем, люком на крыше и специальными приборными панелями систем управления автомобиля и оборудования. Имеются подножки для удобства подъема команды, которые выполняются в стационарном или автоматическом виде.

Цистерна и пенобак изготовлены из коррозионностойкого армированного стеклопластика (опциональная возможность исполнения из углеродистой стали, нержавеющей стали, полипропилена и полиэтилена). В креплении цистерны к кузову присутствуют упругие демпфирующие элементы, предотвращающие вредное воздействие на цистерну от скручивания рамы. Опциональная возможность установки автономного или стационарного подогрева емкостей, а также их утепление.

Кузов и кабина представляют собой сборную конструкцию из алюминиевых профилей , облицованных алюминиевыми листами с применением клеевой технологии (опциональная возможность - облицованными армированными стеклопластиковыми листами). Кузов является составной частью надстройки и служит для размещения и защиты ПТВ и АСИО от повреждений при транспортировке. Используются собственные сэндвич-панели для повышенной тепло и шумо изоляции, а также для повышенного комфорта.

Кузов состоит из отсеков для размещения ПТВ и АСИО, а также насосного отсека в задней части кузова.

В креплении кузова к надрамнику присутствуют упругие демпфирующие элементы, предотвращающие вредное воздействие от скручивания рамы на кузов.

Двери отсеков шторного типа (опциональная возможность исполнить двери панельного типа). Шторы изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Дверь насосного отсека шторного типа (опциональная возможность исполнить двери панельного типа, в таком случае выполняет роль защитного козырька). Шторы изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Все двери кузова оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, а также датчиком открытого положения с индикацией ее в кабине водителя на панели управления.

Открытые при стоянке двери , люки, и другие элементы конструкции автомобиля, увеличивающие габаритные размеры, оборудованы световозвращающими элементами и другими сигнальными устройствами, указывающими габариты автомобиля при открытых дверях.

Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова имеют уплотнения, предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи.

Размещение ПТВ в отсеках учитывает тактику его оперативного использования, обеспечивает надежность фиксации оборудования, доступность, удобство и безопасность при съеме и установке.

При размещении оборудования, ПТВ объединено по группам назначения (стандартно):

Личное снаряжение пожарных;

Оборудование для забора воды и подачи первого ствола;

Оборудование для подъема личного состава на высоту;

Оборудование для вскрытия и разборки конструкций;

Оборудование для прокладки и обслуживания магистральных рукавных линий и т.п.;

Иное оборудование.

Пожарно-техническое вооружение надёжно установлено и закреплено в отсеках пожарного автомобиля.

Пеналы с всасывающими рукавами установлены в верхней части на крыше пожарного автомобиля и также выполнены из коррозионностойких материалов.

Лестницы для подъёма на крышу автомобиля выполнены из алюминиевого сплава.

Для удобства команды кузов имеет складные подножки .

Пожарный автомобиль оборудован насосной установкой, состоящей из:

Пожарного насоса с вакуумной системой забора воды и системой ручного дозирования пенообразователя (опциональная возможность установить автоматическую систему пеносмешения);

Водопенных коммуникаций с запорной и соединительной арматурой ручного управления (опциональная возможность установить дистанционное управление);

Системы управления.

Пожарный насос Esteri установлен в насосном отсеке (опциональная возможность установки пожарных насосов всех типов производительностью от 40 л/с до 150 л/с)

В автомобиле используются энергосберегающие технологии на основе LED.

Для оформления подробного предложения с параметрами просим отправить к нам заявку либо обратиться в нашу компанию по контактным телефонам.

Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов .

Общие сведения

Автомобили пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, пенообразователя , пожарного оборудования для получения и подачи воздушно-механической пены . Основная область применения автомобилей пенного тушения – тушение пожаров на объектах добычи, переработки, хранения нефти и газа, а также, других горючих легковоспламеняющихся веществ. Так же автомобилями пенного тушения оснащаются специализированные пожарно-спасательные подразделения, подразделения предназначенные для тушения крупных пожаров , а так же опорные пункты пожаротушения .

Автомобиль пенного тушения состоит из: шасси, кабины водителя и пожарного расчета, пожарной надстройки, на которой размещены емкость для пенообразователя, коммуникации для подачи

Огнетушащие вещества

Под огнетушащими веществами (в пожарной тактике) понимаются такие вещества, которые непосредственно воздействуют на процесс горения и создают условия для его прекращения (вода, пена, порошки и др.)

, отсеки для размещения пожарного оборудования и инструмента .

Для хранения и транспортировки огнетушащих веществ на шасси автомобиля установлена одна или несколько емкостей, которые покрыты теплоизоляционным материалом, уложенным между их стенками и наружной обшивкой. Внутри емкости изготовленной из нержавеющей стали установлены дренажная труба и успокоители, а внизу вварен всасывающий патрубок , предназначенный для ее заполнения или опорожнения с помощью насоса или самотеком. Наверху емкости имеется люк для ее осмотра и наливания горловина. В задней стенке емкости вмонтированы датчики уровня жидкости. Контрольные лампочки сигнализации уровня жидкости расположены на панелях приборов в заднем отсеке и в кабине водителя.

Для поддержания положительной температуры пенообразователя в емкостях и в отсеке насосной установки предусмотрена система обогрева.

Для формирования раствора пенообразователя и подачи воздушно-механической пены на АПТ имеются пеногенераторы ГПС-600 , ГПС-2000 или иные аналогичные приборы. Так же могут быть установлены пеноподъемники , переносные пеносмесители , и иная рукавная арматура .

Насосная установка может:

Работа на пожарных автомобилях пенного тушения

Действия личного состава при проведении развертывания автомобиля для подачи пенообразователя в магистральную линию аналогичны подаче воды из автоцистерны . Подача пенообразователя производится после подсоединения напорного рукава автомобиля к дозирующей вставке магистральной линии, которая регулируется системой управления насосом (рычагом изменения оборотов двигателя, маховиком напорной заслонки) до появления устойчивой воздушно-механической пены. По окончании работы на автомобиле пенные коммуникации промываются водой.

По команде "Дозирующую вставку в рукавную линию - ставь!" пожарный открывает отсек и освобождает от креплений дозирующую вставку , производит ее переноску и соединение с рукавной линией. Командир отделения берет из отсека рукавную скатку, раскатывает рукав в направлении места установки вставки, соединяет рукав с напорным патрубком насоса и приемным патрубком вставки. Водитель включает насос и работает с ним. При эксплуатации АПТ запрещается:

  • допускать к работе с автомобилем посторонних лиц или лиц, не прошедших обучение по специальной программе;
  • работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;
  • работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;
  • работать, не включив стояночную тормозную систему;
  • допускать попадание пенообразователя в водоисточник, из которого происходит забор воды.

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей пенного тушения

В данной таблице можно увидеть ТТХ пожарных автомобилей пенного тушения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.
Модель Запас пенообразователя Пожарный насос Боевой расчет Максимальная скорость Пеноподъемники Масса Лафетный ствол
АВ-6(130В1) 6000 ? 3 4
АВ-40(375)Ц-50 4000 ПН-40УВ 7
АПТ 4,0-40(5557) 4000 ПН-40УВ 3 2
АПТ 4,0-40(43101) 4000 ПН-40УВ 3 2
АПТ 5,0-70(43253) 420 НЦПН-70/100М 7 90 0 14710
АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто 5300 НЦПН-40/100 6 80 2 17610 ?
АПТ 6,0-40(5557) СТ-Авто 5300 НЦПН-40/100 ? 90 0 17485 ?

ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.).

Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами:

химическим механическим.

Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах.

Воздушно-механическая пена получается в результате механического перемешивания воды, пенообразователя и воздуха в специальных воздушно - пенных стволах, а дозирование пенообразователя в смесителях. Так как аппаратура для получения воздушно-механической пены более компактна, а хранение пенообразователя и его транспортировка к смесителям и воздушно-пенным стволам удобнее, чем пеногенераторных порошков, наибольшее распространение в последнее время получила воздушно-механическая пена.

В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40 (375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3.

Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы.

Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ.

За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.