Передача частной собственности государству называется. Приватизация в россии. Значения слова национализация. Что такое национализация
Результативность, эффективность деятельности предприятий определяется во многом типом экономической системы и, прежде всего, формой собственности.
Рыночная экономика, точнее, ее смешанный вариант, исторически доказала большую эффективность, нежели командная. Хотя рыночная экономика демонстрирует наличие экономических кризисов, наносящих существенный урон экономике и снижающих уровень жизни населения.
Командная экономика (ее часто называют административно-командной) имеет такие существенные недостатки, как:
негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения ресурсов включаются, как правило, лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике достигает критической точки;
низкая производительность, вызванная подавлением хозяйственной инициативы и получением необходимых административных разрешений.
Необходимыми условиями формирования подлинно рыночных отношений являются, во-первых, экономическая свобода производителей и потребителей, а, во-вторых, конкурентная сфера хозяйствования. А необходимым условием социальной направленности экономики является соответствующая стратегия государства и поддержка государством субъектов экономики в этом направлении. Поэтому в тот или иной период, в связи со сложившимися экономическими условиями, происходит перестройка структуры экономической системы либо в сторону усиления государственной собственности, либо усиления частной собственности.
Переход объектов из частной собственности (негосударственной) в государственную носит название национализации . Переход объектов из государственной собственности в частную называется приватизацией .
Национализация, как правило, осуществляется в период экономических кризисов, когда частные предприятия разоряются, становятся банкротами, а продукция, которую они выпускают, необходима, к тому же необходимо сохранить рабочие места, ослабить безработицу, всегда сопровождающую кризисы.
Приватизация осуществляется либо как процесс, обратный национализации, когда в результате подъема экономики государство вновь передает объекты в частные руки, либо как один из вариантов разгосударствления экономики. Второй случай сопряжен с принципиальной сменой экономической системы – переходом от командной экономики к смешанной (рыночной).
Разгосударствление – это крупномасштабный передел собственности более широкий процесс, чем просто приватизация. Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы.
Основными признаками приватизации являются следующие:
Переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
Полная продажа госпредприятия частным лицам;
Продажа части активов.
Авторитарно – бюрократические механизмы управления и централизованно распределительная система бывшего СССР с ее господством государственной собственности не смогли обеспечить эффективность экономики, более того, они оценивались враждебными обществу, высокомерно провозглашенному социалистическим. Поэтому переход России к рыночной экономике предопределил необходимость разгосударствления собственности на средства производства и, разумеется, на результаты производственной, а, равно, и любой другой (например, научной, культурной, общественной и др.) деятельности.
Опыт цивилизованных обществ убеждает в том, что они развиваются тем успешнее, чем четче очерчены и разграничены функции государства и конкретных сфер жизнедеятельности общества и их членов.
Опыт же СССР показывает со всей очевидностью, что функция государства была чрезмерно расширена за счет сужения функций иных сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества.
Указанное обстоятельство позволяет заключить, что разгосударствление как совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, во-первых, оптимизирует соотношение указанных функций, снимая с государства многие, но, разумеется, далеко не все, функции управления, а, во-вторых, способствует повышению креативных (творческих) начал в производственно–хозяйственной деятельности за счет наиболее активного фактора прогрессивного развития производства, каковым является человеческий фактор.
Разгосударствление собственности имеет целью развитие предпринимательства в пространстве конкурентной среды хозяйствования и вне монопольного пространства. Осуществление этого мероприятия предполагалось на основе определенной законодательной базы по следующим направлениям: создание многообразных форм хозяйствования и создание новых организационных структур хозяйствования (ассоциаций, концернов); признание каждого работника (физического лица) и трудового коллектива организаций (юридических лиц) равноправными участниками процесса разгосударствления собственности.
Итак, различие между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что первая призвана охватывать весь комплекс мер, направленных на упразднение авторитарной системы с ее монополизацией прав собственности, а вторая выступает в форме передачи собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам), что знаменует собой трансформацию отношений собственности.
Особо подчеркнем, что приватизация не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.
Мировой опыт свидетельствует о множественности задач, решаемых с помощью приватизации. Сюда можно отнести повышение рентабельности деятельности предприятия, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынков кап талов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, создание широкой социальной базы мелких собственников.
Исходная правовая база приватизации в России была представлена двумя, принятыми в июле 1991 года законами: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и «Об именных и приватизационных счетах и вкладах РСФСР», и Указом №721, предписывающим приватизацию каждого крупного предприятия в срок до 2 ноября 1992 года.
Объектами приватизации были обозначены: средние и крупные предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и др., что привело в качестве итога приватизации к образованию новых субъектов собственности, ими стали частные лица, работники приватизированных предприятий, трудовые коллективы, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и др.
Так в России на смену монопольного господства общественной собственности в двух формах (государственной и колхозно–кооперативной), пришел, фактический полиформизм собственности, обусловивший возникновение и развитие указанных выше структур (форм) хозяйствования.
1См.: Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учебник//Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2003. – С.175.
1Маркс К., Энгельс Ф. – Соч.- 2е изд. – Т. 4.- С. 438.
2Те же. Там же.
3Те же. Там же.- С. 439.
4 Те же. Там же.
5 Те же. Там же.
1См.: Нуреев Р. Основы экономической теории // Вопросы экономики. – 1996. - №8. - С. 123.
2Маркс К. Капитал Критика политической экономии. Т.3. Кн. 3 (Цит. соч. К. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 25. С. 484).
1Чернышевский Н.Г. Капитал и труд // Соч. в двух томах. – Т. 2. – С. 18.
2 Тот же. Там же.
3 Тот же. Там же.
4 Тот же. Там же. – С. 23.
1Привод. по: Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. и др. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: Фортуна- Пресс, 1997. – С.48.
Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
РЕШЕНИЕ:
Командно-административная экономика (Плановая, централизованная).
Признаки:
Государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат.
Государство является собственником всех средств производства.
Управление экономикой осуществляется при помощи командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение).
Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем.
Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
Таким образом, основа командной экономики - государственная собственность.
Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.
Как называется процесс обратный приватизации? т.е переход из частного в государственное владение. и получил лучший ответ
Ответ от Ари Ша[гуру]
Национализация
Ответ от XXX
[гуру]
муниципализация
Ответ от Madame Bovary
[гуру]
РАСПРИВАТИЗАЦИЯ жилого помещения - одна из гражданско-правовых сделок. Смысл ее состоит в следующем. Лица (которые участвовали в приватизации) , проживающие в приватизированной квартире, могут расторгнуть договор передачи квартиры в частную собственность и заключить с предыдущим собственником (например, Комитетом муниципального жилья) договор найма. Поскольку приватизации подлежат жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма, при расторжении договора передачи квартиры в частную собственность предыдущий собственник (Комитет муниципального жилья) заключает с гражданами (заново) договор социального найма. Граждане, которые приватизировали жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (Закон, ст. 9.1).
Ответ от Ётанислава
[гуру]
Национализация Экспроприация экспроприаторов
Ответ от Youденич
[гуру]
деприватизация!
Ответ от Џро$love
[гуру]
Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Особенности реализации права на проведение любых формальных сделок закреплены в целом ряде профильных законов и актов. В этом отношении у собственников любого имущества не имеется практически никаких ограничений. Отчуждение может быть произведено несколькими способами. О том, как в гражданском порядке может быть осуществлена передача недвижимого объекта, будет рассказано далее.
Передача недвижимого имущества - что это такое?
В данном случае многое будет зависеть от наименования сторон. Если это физические лица, в том числе и родственники, то под подобной передачей понимается временное или постоянное изменение собственника. Если изменение является временным, то здесь уместно говорить о договоре аренды или условного проката. Если это постоянное изменение, то в данном случае квартира и любой другой объект переходит на основании договора по купли-продажи, либо по ряду безвозмездных сделок, которыми являются в большей части наследственные процедуры. Поэтому такой процесс предполагает смену собственника.
Особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность называется формальной приватизацией. В этом случае муниципальный объект меняет свое первоначальное значение и передается в пользование в частную собственность. Помимо этого, если одной стороной является РФ, то изменение собственности может быть проведено посредством государственного торга.
Какие есть способы передачи имущества?
В текущем году к таким способам относятся следующие:
- Дарение;
- Формальная купля-продажа;
- Аренда в должном порядке;
- Федеральная приватизация;
- Мена;
- Любые наследственные безналоговые сделки по отчуждению собственности;
- Государственные торги.
Важно знать, что в порядке приватизации не имеют право участвовать организации и учреждения, регистрация которых проходила на территории России. В силу статьи 182-ой Жилищного Кодекса государственное здание и любой другой объект не может подвергнуться отчуждению в адрес предприятия. Правовой смысл смены собственности заключается в улучшении положения населения в части жилищного сегмента. Поэтому приватизация предполагает только частную собственность без каких-либо исключений.
Передача имущества из публичной в частную собственность - особые способы
Если речь идет о частной собственности, то наиболее важным и ключевым особым способом по изменению наименования собственности недвижимого объекта является именно приватизация. Если объект находится в государственной собственности, и представляет собой именно жилищный сегмент то, при такой необходимости он будет подлежать приватизации.
В каждом регионе определенное количество объектов принадлежит специальному приватизационного фонду, который предполагает передачу их в частную собственность. От частных лиц прием заявлений и документов проводится не реже одного раза в год, с обязательным извещением об этом в средствах массовой информации (статья 190-я ЖК РФ). Круг частных лиц, имеющих право участвовать в данной процедуре, не связан с какими-либо ограничениями. Это процедура является полностью публичной.
Изменение способа исполнения передачи имущества
Данное изменение после завершения процедуры перехода из публичной формы в частную возможно только в соответствии с решением территориального судебного органа. Если изменение публичного порядка в частный проводится посредством государственного торга, то после его завершения исполнение преференций выигравшего данный аукцион являются императивными. Документы текущий собственных получает ровно через 10 дней, путем обращения в территориальный Росреестр. Изменение порядка исполнения решения суда о передаче имущества невозможно к проведению без решения апелляционной инстанции. В противном случае любые действия по отношению к частному лицу, как к текущему собственнику, будут незаконными.
Безналоговые способы передачи недвижимого имущества
Безналоговыми способами текущим законодательством признаются всего два варианта. Первый заключается в оформлении условного договора дарения , когда сторона одаряемая имуществом освобождается от исчисления налоговой базы. Здесь и бывший собственник, естественно, не должен платить никаких налогов. Все ограничивается лишь уплатой фиксированной госпошлины, которая вносится еще до подачи формального заявления в территориальный Росреестр. Второй способ можно обозначить в виде совокупности таких вариантов как наследование по закону и по должному завещанию. В обоих случаях наследники освобождаются от исчисления налоговой базы, потому что в Российской Федерации получаемое наследство не приравнивается к подоходному налогу. Все остальные платежи, уже в процессе содержания и использования объекта, будут обязательными.
Добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности, в государственную собственность производится безвозмездно или путем их выкупа для государственных нужд.
Добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, в государственную собственность производится на основании их заявлений по решению Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией.
Добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, в государственную собственность производится на основании их заявлений по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией.
Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Комментарий
1. Добровольная передача земельных участков в государственную собственность является одним из прав собственника по распоряжению земельными участками. Она ведет к переходу земельных участков из частной собственности в государственную, то есть к смене собственника. Называя такое действие «добровольной передачей», законодатель указывает на существование особого (не гражданско-правового) порядка перехода участков из частной собственности в государственную, который закреплен в ч. 2, 3 данной статьи.
Предусматривая добровольную передачу участков в государственную собственность (ст. 54) и отчуждение (ст. 51) как самостоятельные способы перехода земельных участков из частной собственности в государственную, законодательство не разграничивает их. Из смысла этих статей можно сделать вывод, что добровольная передача не рассматривается как отчуждение земельных участков, которое возможно в том числе соответствую-
щим исполнительным комитетам (см. комментарий к ст. 51). Следовало бы уточнить, понимает ли законодатель под отчуждением земельных участков исполнительным комитетам только добровольную передачу участков в государственную собственность, или отчуждение возможно и другими способами.
2. Статья 54 предусматривает два способа добровольной передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в государственную собственность: безвозмездно; путем выкупа для государственных нужд, что в целом соответствует ст. 51 Кодекса о земле, закрепляющей механизм отчуждения земельных участков, который предусматривает возмездное и безвозмездное отчуждение. Вместе с тем названные в ст. 54 действия по добровольной передаче участков в государственную собственность, не охватывают всех возможных способов отчуждения.
Добровольная безвозмездная передача земельного участка по инициативе собственника имеет сходство с такой сделкой, как дарение (ст. 543 ГК). Однако применительно к переходу земельных участков в государственную собственность в результате добровольной передачи или отчуждения соответствующему исполкому законодательство не определяет эти действия как сделки (см. комментарий к ст. 51). По нашему мнению, это связано с тем что исполнительный комитет, которому добровольно передается земельный участок (или отчуждается), не является собственником земель, находящихся в государственной собственности (см.
Комментарий к ст. 12), поэтому эти отношения (по передаче в собственность государства) юридически имеют публично-правовой характер, хотя по форме схожи со сделками.
Добровольная передача путем выкупа для государственных нужд производится, если собственник согласен на такое изъятие и участок может предоставляться заинтересованному лицу по решению исполнительного комитета (см. комментарий к ст. 35). В соответствии с п. 8 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков при необходимости использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, право частной собственности на этот участок может быть прекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его в собственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитета
при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие для государственных нужд.
3. Части 2, 3 данной статьи определяет порядок добровольной передачи земельных участков в государственную собственность. Она производится по решению соответствующих исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией по предоставлению земельных участков (см. комментарий к ст. 35) на основании заявления гражданина или юридического лица.
Порядок оформления и подачи такого заявления законодательством не определен, поэтому волеизъявление собственника может быть выражено в произвольной форме, однако, по нашему мнению, в заявлении необходимо обязательно отразить, во-первых, точные сведения о правообладателе и земельном участке, который передается в государственную собственность (размер, целевое назначение, местоположение и др.), во-вторых, точное волеизъявление собственника (безвозмездная передача, отчуждение, выкуп). Причины, которые побудили собственника отказаться от земельного участка, не имеют значения, так как это его безусловное право (см. комментарий к ст. 69).
При выкупе для государственных нужд, как определено Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, требуется согласие собственника на изъятие (а не инициатива), поэтому в заявлении должно быть отражено, что собственник поставлен в известность о конкретной цели изъятия земельного участка и не заблуждается об этом. Заявление может оформляться следующим образом: «Прошу произвести выкуп для государственных нужд (указать цель) принадлежащего мне на праве частной собственности земельного участка (указать признаки)».
Часть 4 ст. 54 закрепляет возмездную передачу земельного участка в государственную собственность только при выкупе для государственных нужд, что рассматривается как одна из гарантий прав землепользователей (см. комментарий к ст. 73). Вместе с тем спорным остается вопрос о возмездном отчужде-
нии земельных участков исполкому, не связанному с государственными нуждами, в том числе добровольном возмездном отчуждении. Статья 51, в которой говорится об отчуждении земельных участков, не ограничивает его только безвозмездным отчуждением.
Порядок выкупа земельных участков определен только при выкупе их для государственных нужд и урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 1. Выкуп производится по кадастровой стоимости на момент выкупа, то есть размер возмещения в данном случае регулируется законодательством и не может изменяться по усмотрению участников этих отношений (см. комментарий к ст. 73, 75).