Пальчики оближешь: чем разживаются фриганы в городских помойках. Фриганство: здоровое питание из мусорки

В начале августа петербурженка Ася Сеничева устроила у себя во дворе соседский ужин из еды, найденной в мусорных контейнерах. Ужин стал завершением эксперимента: девушка неделю питалась выброшенной едой, чтобы привлечь внимание к проблеме перепотребления.

Ася рассказала «Бумаге» , какие продукты можно найти на помойке, как понять, съедобны ли они, и какие блюда можно приготовить из такой еды.

Ася Сеничева. Фото: Никита Калюжин

Год назад, в августе 2017 года, в Петербурге был фестиваль Eco Cup, где показывали документальные фильмы про экологические проблемы. Совершенно случайно я пошла на фильм, который назывался Waste Cooking . Там рассказывается про активиста, который путешествует по европейским городам и устраивает разные мероприятия, связанные с едой. Например, заходит к людям в дома, забирает еду, которую они собираются выкинуть, и прямо во дворе готовит из нее ужин на всех.

Этот фильм меня очень вдохновил, и постепенно я стала заниматься фуд-активизмом. С проектом «Еда спасет мир » мы начали устраивать кейтеринг из спасенной еды и готовить на различных социально-культурных мероприятиях. Готовили обычно на нашей кухне или у друзей.

В июле 2018 года мы с другом устроили эксперимент: в течение недели питались только спасенной едой. Целью было выяснить, кто и сколько в Петербурге выкидывает еды, и показать на своем примере, что многое из выброшенного можно есть. Ужин стал завершением этого эксперимента, там мы приготовили оставшуюся еду.

На ужин пришло около 20 человек: наши соседи и друзья. Получилось гораздо больше гостей, чем я думала. Всем понравилась еда и вообще сама идея.

До конца лета мы хотим сделать еще несколько таких ужинов во дворе. Это классная идея с освоением городского пространства, способ познакомиться с соседями и, кроме того, возможность поговорить о проблеме растраты еды. В конце августа мы также хотим сделать небольшую конференцию с разными рассказами активистов, ученых, журналистов - и на ней что-то приготовить.

Когда читаешь, что в мире выкидывается много еды, это одно. А когда идешь на помойку и реально своими руками вытаскиваешь многокилограммовые пакеты с едой, которую можно есть, - другое. Масштабы такие, что ты просто тонешь в этих килограммах, которые там находишь. Нужно что-то делать с оставшейся едой, которую не можешь взять сам.

Очень часто бывает, что у продуктов повредилась упаковка - это не продажный вид, но есть всё еще можно. Или срок годности истекает завтра. Или какие-то овощи просто не очень хорошо выглядят. Как-то мы нашли килограммов 20–30 винограда, который был лишь слегка полежавший, возможно, из-за неправильного хранения.

Как понять, съедобна ли еда, и что из нее готовить

Мое главное правило - доверять своему языку и носу. Если тебе нравится еда, ты думаешь, что она вкусная и нормальная, то, скорее всего, можешь ее есть. Всё найденное на помойке нужно мыть с мылом. То, что вызывает сомнения, - подвергать термической обработке. Допустим, делать из фруктов или овощей варенья или соусы. Подсохший хлеб, например, можно жарить с маслом и чесноком, приготовив к нему соус из спелых помидоров, лука, чеснока и специй. Получается что-то вроде брускет. Овощи, которые начали подгнивать, можно потушить с рисом или чечевицей, отрезав предварительно плохие части.

Юра не бездомный и не маргинал. Он питается едой с помоек, потому что убежден, что всю необходимую еду можно не покупать. Такой способ добычи еды называется фриганизм или фриганство. Павел Никулин провел несколько дней с фриганами - идейными противниками потребительского образа жизни.

Кризис перепроизводства

«А сейчас кто-то лишится **ала!» - нарушил ночную тишину злой мужицкий возглас.

Я услышал этот страшный крик и вжался спиной в пластмассовый мусорный бак. Ладонь нащупала ржавый канцелярский нож, найденный пару минут назад.

Выкрик отвлек меня от копания в помойке одного из продуктовых ритейлеров на окраине Питера. Ничего незаконного я вроде не сделал, но меня вдруг посетила мысль, что меня разоблачили и будут наказывать. Мой спутник Юра закрыл ладонью налобный фонарик и поднес палец к губам.

Минута в тишине. Выкрик адресован не нам. Самое время вернуться к мусорным бакам.

Наклони и потряси его, - командует Юра. Из бака выкатываются клубни картофеля. Складываем их в кислотно-зеленый пластиковый пакет для мусора. Туда же я кидаю упаковку шампиньонов, кабачок, кучу моркови в сетке, мягкий обезжиренный творог, который я обычно съедаю на завтрак. Юра набирает в свой рюкзак каких-то сладостей.

Осталось поделить бананы. На мой взгляд, их тут около двух килограммов. Большие ярко-желтые с тонкими черными прожилками бананы лежали в деревянном ящике. Настоящее богатство. Праздник. Пир.

Юра - анархист. У него есть дом, он часто делает какую-нибудь работу за деньги, любит путешествовать.

«Я полтора месяца катался без денег. Воровать я не очень умел, и было стремно там воровать - я не знал, какая будет ответственность. Для меня было большим открытием, что там на помойке были био-йогурты, тростниковый сахар, тортики. То, что я там не могу купить, - там лежит в помойке», - рассказывает он.

Фриганство стало популярным на западе не так давно - чуть больше 10 лет назад. Идея в том, что можно забирать с помоек пригодную к употреблению пищу, количество которой иногда достигает половины ассортимента магазина. Многие из фриганов, как мой знакомый Юра, - анархисты или же по крайней мере занимают жесткие антикапиталистические и антиглобалистские позиции. Поэтому объяснение того, почему пригодная еда попадает в мусорки, у них простое: кризис перепроизводства. Владельцу или директору магазина проще выкинуть на свалку мешок картошки или яблок, чем его перебрать.

«Самая лучшая помойка - это та, где нужно чуть труда, чтобы туда попасть, - перелезть забор, что-то отогнуть. Чтобы это было тяжело», - объясняет Юра.

«Все помойки открытые. Я видел, что порой с них срезают замки, но такие помойки популярны и быстро истощаются. Ты приходишь, а там все разобрано», - разводит он руками и улыбается.

Вместе с ним и двумя его товарищами Аней и Гошей мы пакуем собранную еду на газоне у супермаркета.

Кефир лучше не бери. Тяжелый, да и портится действительно быстро. А молоко и йогурты можешь брать спокойно. Они часто дольше срока годности живут, - делится опытом Гоша.

А сыр? - спрашиваю я, видя, как Юра берет кусок, покрытый по бокам плесенью.

Сыр это вообще круто. Сразу после того, как еду стали запрещать, мы нашли целый бак, полный твердого сыра.

Привет! - нас окликают парень и девушка, появившиеся откуда-то из темноты. Тоже Юрины знакомые. У парня большой пакет. У девчонки - пластиковый ящик, полный пирожных, бананов, йогуртов, а еще пиво и вино. Ребята охотно делятся частью добычи. Я на их еду не претендую. Домой я беру грибы с картошкой, творог, бананы.

Грибы с картошкой я зажарил на ужин. Творогом с бананами позавтракал. Сытно.

«Отрыжка капитализма»

Не затем твои деды воевали, чтобы ты бросил охоту и собирательство! - шутит Гоша. Он называет фриганство «отрыжкой капитализма», хотя и не брезгует фриганить сам. - Фриганство - это крутой инструмент. Ты можешь жраку найти и всякую одежду. Реально на халяву и не вовлекаясь в товарно-денежные отношения. А еще ты видишь, как работает капитализм. Бананы, за которые люди **ярятся в Эквадоре, стоят приличных денег, а на помойке они потом кучей лежат.

Мы сидим с ним, Юрой и Аней в фудкорте одного из питерских ТЦ. Люди рядом то и дело оставляют недоеденные порции риса, картошки-фри, салатов. На приличный ужин еды можно набрать минут за двадцать, а запить все чьей-нибудь недопитой колой. Я так и сделал, пока ждал ребят, на следующий день после похода на первую помойку.

Один наш товарищ не ест не fair trade продукты типа кофе или сахара, но объедается ими с помойки, - кивает Юра (справедливую торговлю или fair trade часто позиционируют как альтернативу свободной торговле. Сторонники fair trade уверены, что рыночные цены не отражают истинной стоимости производства, и считают, что новые правила торговли должны способствовать экономическому росту в развивающихся странах и предлагать лучшие торговые условия для производителей и рабочих - прим. автора). - Он не платит денег за товар, который в рабских условиях произведен, а потом выкидывается тоннами.

Бананы действительно самый частый продукт, который можно найти в мусорке, поэтому любой фриган, как шутит Аня, знает тысячи рецептов блюд из бананов. Она перечисляет основную продуктовую корзину фригана: бананы, молочка, картошка, морковь, «короче, все, что быстро портится, или что-то, что теряет товарный вид».

95% еды можно найти на помойках, говорит Юра. Но покупать что-то все равно приходится. Например, на помойках не бывает продуктов с долгим сроком хранения - сахара, растительного масла, муки, чая, кофе и всякой бытовой химии вроде стирального порошка. Правда, европейцы нашли выход из подобной ситуации. Западные анархисты, когда у них кончался кофе, пробивали нужные им упаковки ножами, а потом забирали с помоек, рассказал Егор.

А мясо? - спрашиваю я.

Юра не ест, потому что ему кажется, что мясом с помойки легко отравиться. А Гоша ест, хотя и считает себя вегетарианцем.

Этого мяса до хера, плюс можно найти всякие вкусняшки типа семги, которую я не ел много лет. Раньше мне казалось, что веган не должен пить молочку. А потом я понял, что если ты не покупаешь и не воруешь, то ничего страшного нет, ты же не участвуешь в потреблении и не поддерживаешь индустрию. Не жрать мясо и молоко с помойки - это не очень. Гниет и гниет. Какая разница?

А еда должна быть бесплатной? - спрашиваю я Гошу, пока Юра идет искать чей-нибудь недопитый стакан с колой.

Да стопудово! Это вытекает из права на жизнь. Это наша привилегированная позиция - мы можем пойти на помойку за едой. У каких-то африканских детей такой возможности нет. Даже бомжей уже будет прогонять охрана, а мы прилично выглядим.

И большинство из нас работает. Это просто один из методов добывать жраку. Мы не на тачку с квартирой копим. Не на винишко тратим. Мы бабки вкладываем в важные проекты, в помощь товарищам.

Место преступления

Ребят, это вообще насколько законно? - спросил я Юру и Женю.

Все-таки мы проникли на запертую помойку.

В Европе были случаи, когда фриганами занималась полиция, но тут обычно всем все равно, - ответил кто-то из них. В большинстве случаев таких, как мы, стараются не замечать. Нас для них просто нет, хотя иногда могут наорать или, наоборот, подсказать, что молоко еще не испортилось.

***
С едой мы управляемся быстро. В этот раз у нас полно мучного, йогуртов, яиц и, конечно же, бананов.

***
Когда я смотрел телевизор, кто-то с экрана сказал, что копаться в мусоре не стыдно, но стыдно быть от этого счастливым. Я думал об этом в полупустом вагоне питерского метро, который нес меня в центр города. От меня воняло тухлой курицей, обувь была перемазана в раздавленных фруктах и овощах, зато рюкзак раздувало от найденной в мусорке еды.

В этот момент я был по какой-то непонятной причине абсолютно счастлив.

Новость последней недели – свалку в Балашихе наконец закрыли. Кошмарный вид и отвратительный запах давно надоели местным жителям. Свалка гнила, дымилась, воняла, но, как это ни странно, приносила некоторым гражданам неплохой доход.

ПО ТЕМЕ

30% мусора на полигоне – пищевые отходы. И ковыряться в них неприятно. Но может случится так, что старания будут вознаграждены сторицей. В выброшенных вещах можно откопать довольно-таки интересные штучки. А отдельные предметы могут принести неплохой доход.

Конечно, редкости попадаются нечасто. На помойке много старой советской мебели. Мало кто из бывших владельцев знает, что она из массива дуба или ореха. Потому что выглядит она как рухлядь. Если собрать много таких обломков – можно их неплохо продать. Кубометр массива дуба продается за 30 тысяч рублей, а ореха – за 60 тысяч.

На полигонах много сломанной техники. Люди выкидывают компьютеры и неработающие телевизоры. А предприимчивые граждане собирают выброшенные мониторы и системные блоки, разбирают по частям и несут в скупку. Можно найти старую одежду, битую посуду. И, самое главное, среди всего этого хлама реально отыскать очень интересные, а порой совсем не дешевые вещицы. Практически все более-менее приличные находки с помоек продаются на блошиных рынках, таких как "Салтыковка".

сайт поинтересовались у завсегдатаев "блошки", сколько можно заработать на мусоре

Андрей Анатольевич – вольный торговец-старьевщик – рад тому, что закроют помойку в Балашихе: "Хоть свободно проехать можно будет". Он вообще уверен, что сейчас найти на помойках что-то ценное практически невозможно. Это редкость и большая удача. Лет семь назад он ходил в пункт приема макулатуры как на работу. В неделю находил 3-4 антикварных книги в нормальном состоянии, а не оборвыши (когда нет обложки или листов). Теперь не ходит. Основной более или менее нормальный товар собирают дворники, когда разбирают квартиры при переездах. Все найденное заносят в подвал – потом сдают оптом. Он у них и покупает.

"А ходить самому, конечно, можно, – говорит продавец, – но во-первых, надо хорошо разбираться, а во-вторых, успеть опередить конкурентов. Вот сейчас, например, приехала бригада из Киргизии, так у них дети даже фантики выгребают – все в макулатуру сдают. Я на большие помойки – в тех же Кузьминках – раньше за упаковкой ходил. Из магазинов коробки выкидывают – так можно было найти, сейчас и этого нет. Выгодный ли бизнес? Ну не знаю. Иногда, конечно, попадается. Вот, например, смотри что выкидывают".

Андрей достает из закромов двое часов. Оба циферблата – швейцарские. Причем одни часы – наградные. С памятной надписью – "офицеру … за долгую службу". "Обидно, – говорит он, – это ведь после войны вручали. Человек заслужил, а родственникам вообще все равно. Все выбрасывают. Так нельзя". Но тем не менее, раз выбросили и никому не нужно – можно продать. Такие часы стоят порядка 5000 рублей.

Практически все, чем торгует Андрей – с помойки. Он особо товар не разбирает. Просто рассортировывает по коробкам. Значки – со значками. Бусы – с бусами. Часы – с часами. Его личное увлечение – старые книги. Но продавать приходится все. Среди груды мелочи попадаются и настоящие раритеты. Покупатели, зная это, приходят к Андрею регулярно. Работает ранок только по субботам и воскресеньям – и не близко. Вот раз в неделю и приезжают искать богатства. Куда дальше попадает купленный здесь товар – неизвестно. Может быть, в антикварные салоны. Может, в личные коллекции. Единственное, что советует Андрей Анатольевич: "Все, что купил – обработай сначала хотя бы водкой – а то ведь на помойке нашли".

Здесь, на "блошке", многие работают в перчатках. Не для того, чтобы, как в музее, ценность экспоната не нарушить, а чтобы не испачкаться или еще хуже – чем-нибудь не заразиться. У Натальи Ивановны – исключительно фарфор. Разного качества и разного времени. В основном свой, из дома. Но бывает, и она покупает у того, кто приносит. Она вообще не уверена, что со свалки.

"Я ведь не спрашиваю. Подойдет бабка какая-нибудь, а иногда и парень молодой – надо? Если цена устраивает – беру. Закон рынка, если знаю, что продам – конечно, возьму", - рассказывает она.

Спрашиваю пожилого мужчину, у которого на покрывале вполне приличные старые керосиновые лампы, самовары и прочая жестяная утварь – можно ли заработать на "помоечных сборах"? Дядя Боря, как он представляется, обижается: "Во-первых, сам я по помойкам не хожу. Кто это вам нарассказывал? А деньги заработать? Много тут миллионеров видите? Дай бог на хлеб наскрести! Не от хорошей жизни вся эта торговля. Вот при СССР у меня пенсия была бы 132 рубля, сегодня это 86 тысяч – хорошие деньги, я разве бы торговал? А то вон бабка сегодня целый день стояла – так никто ничего не купил. Мы ей сбросились, кто сколько мог – чтобы неделю до следующего рынка было на что поесть…"

Вот такой вот бизнес. Ненадежный…

Но есть и здесь настоящие "акулы". Это не одинокие старики, и не вольные торговцы. Они приезжают на "Газелях", битком забитых барахлом. Это и старая одежда, и потертые предметы быта. Продавец попросил имени не называть, но сказал, что все это собирается бригадами на свалках и отправляется в перевалочный пункт, а торговцы приезжают и забирают оптом – на вес.

Нашлись люди, которые попытались сделать "помоечный бизнес" цивилизованным. И предложили жителям сразу нескольких городов не выбрасывать ненужные вещи, а позвонить им. Приедут, все заберут и вывезут абсолютно бесплатно. И старую мебель, и домашний хлам, и посуду. Назвали свой проект соответственно – "Свалка".

Граждане избавляются от всех ненужных предметов, вообще не доходя до помойки. А вывезенные вещи собирают на складе, где все разбирается, моется, дезинфицируется кварцеванием, а потом продается. Сотрудник "Свалки" Ирина уверена, что часто люди вообще не понимают, что выбрасывают и отдают, например, "кузнецовские" старинные чашки или другие раритеты. Правда, она убеждена, что сейчас подобное случается чрезвычайно редко. Но закон один – что для одних хлам, то для других ценность.

Покупать старье, как ни странно, приходит очень много молодежи. Покупают виниловые диски, прикольную одежду ищут. Люди постарше приходят за книгами. Молодые родители – за игрушками. Продается все, и каждая вещь находит своего хозяина. Но поскольку цель проекта благотворительная, дело это не очень выгодное. Зато, по мнению Ирины, интересное и приятное: "Приходят люди и радуются, говорят, как тут у вас интересно. Сколько всего разного. И покупатели – люди необычные, неординарные. Поговорить с ними всегда интересно".

Как выяснилось, не все, что находится на помойке, является мусором. Но к вечеру даже на блошином рынке остается много вещей, так и не нашедших хозяина. И весь хлам вновь сваливают в контейнеры неподалеку. Казалось бы – мусор от мусора…Так нет! И здесь еще неуемные граждане умудряются найти что-то ценное. В основном – книги. Которые сегодня совсем никому не нужны… Такой вот круговорот мусора в природе.

Насте Лапше 21 год, и она фриганит уже почти год. Она нигде не учится и не работает, а большую часть еды и вещей находит на помойках. По ее словам, в мусорных баках можно отыскать практически любой деликатес - от овощей и фруктов до консервированной фунчозы и блюд из ресторанов. Там же Настя однажды находила дневник нациста-семиклассника и муляж человеческого черепа. The Village Екатеринбург пообщался с Настей и узнал, как и зачем фриганы находят еду на помойках, насколько безопасно есть такие продукты, и как девушку воспринимают в обществе.

Настя Лапша

фриган

Об идеологии фриганизма

Фриганы - это люди, которые вместо того, чтобы тратить деньги на еду, на вещи, целенаправленно идут за ними на мусорку. Движение фриганизма пришло из капиталистического центра мира, США, во второй половине прошлого века. От бомжей и нищих фриганы отличаются идеологической составляющей движения - тем, что они сознательно хотят снизить уровень потребления. Мы живем в мире, где магазины и рестораны каждый день выбрасывают тонны абсолютно нормальной еды, которая остается к вечеру.

Фриганы имеют много общего с веганами. Слово «фриганизм» образовалось от английского free - «свободный, бесплатный» и vegan - «веганизм». Некоторые фриганы при этом не отказываются от мяса: если покупаешь мясо в продуктовых, то спонсируешь корпорации, которые убивают животных, а если находишь мясо в мусорке, то животное уже было убито и выброшено. Ты не причастен к этому - наоборот, ты освобождаешь его. Я не ем мясо даже из помойки, но некоторые едят, при этом никогда не его специально покупая, они тоже считаются веганами. Кто-то из фриганов сортирует отходы, устраивает фри-маркеты, то есть бесплатно раздает одежду. Некоторые устраивают лекции, благотворительные концерты в поддержку кого-либо.

Одна из причин стать фриганом у многих заключается в отсутствии денег. Некоторые люди просто отрицают современное общество и не хотят в нем жить

Одна из причин стать фриганом у многих заключается в отсутствии денег. Некоторые люди просто отрицают современное общество и не хотят в нем жить. Они сквоттируют (Сквоттинг - процесс самовольного заселения незанятого или покинутого здания людьми, не являющимися его арендаторами или собственниками, и живущих там без разрешения , - прим. ред.), живут на вписках и едят из помоек. По сути, они маргинализируются, чтобы меньше трудиться на работе и меньше зарабатывать. Сейчас труд такой, что на работе ты тупеешь - а когда ты фриганишь, для жизни в месяц необходимо тысяч пять, не больше. Поэтому выбор многих очевиден.

В России движение развито не очень хорошо - даже в Москве и Питере, не говоря о Екатеринбурге. Вокруг фриганизма есть множество стереотипов: что это нестерильно, что фриганы ведут себя, как бомжи. Но мы всегда надеваем перчатки, пользуемся фонариками, внимательно нюхаем и проверяем еду, моем все с мылом и дезинфицируем. Невозможно заразиться чем-то, если не совать все сразу в рот. В Европе вообще много лайфхаков бесплатной жизни. Например, можно собирать и сдавать бутылки. Там топят за экологию, поэтому таким образом можно нормально зарабатывать.

О пути к фриганизму, работе и деньгах

Я пришла к фриганизму прошлой осенью, практически год назад. Сейчас мне 21. Главными мотиваторами стали отсутствие денег и нежелание спонсировать систему. Мне не нравится, какую работу предлагает современное общество. Оно предлагает работать за мизерную зарплату с утра до ночи, горбатиться в ужасных условиях. Это не кажется мне справедливым. Остается либо заниматься любимым делом, либо фрилансить. Но любимое дело - не всегда заработок. А фриланс иногда идет в разрез с тем, что ты хочешь - массовое искусство или андеграунд.

Сейчас я практически ничем не занимаюсь, только начинаю рисовать для себя. Недавно я отчислилась из университета. Я стала разъезжать и жила то в Москве, то в Екатеринбурге, то где-то еще в России. Весной мы с друзьями как-то сквоттировали в центре Екатеринбурга, устраивали там поэтические вечера, концерты и все там изрисовали. В бараках было много советской литературы и вещей, детские игрушки.

Мы всегда надеваем перчатки, пользуемся фонариками, внимательно нюхаем и проверяем еду, моем все с мылом и дезинфицируем

Сейчас мне финансово помогают родители, но я хочу отказаться от помощи и жить самостоятельно. Я трачу мало и даже не знаю, на что мне тратить, одежда есть. Даже если не рыться в помойке, можно есть самую дешевую гречку из магазина. Когда я жила в Москве, я тратила тысячи четыре в месяц: две - на безлимитный проездной, еще две - на что-то нужное. Деньги могут понадобиться только на лекарства, на вещи первой необходимости. Если ты художник, то деньги нужны на краски, а фанеру и доски тоже можно найти в заброшенных зданиях. Если я покупаю что-то в пластиковых или картонных стаканчиках, то потом на них рисую. Еще до фриганизма я рисовала на коробках от пиццы, которые оставались после доставки.

В будущем мне хочется по максимуму познать взаимодействие с миром, с людьми. Есть мечта - объединиться с художниками по интересам, делать что-то совместное, не только для себя, но и для людей. Какое-нибудь действенное социальное искусство. Все это можно связать с веганством, сквоттированием, волонтерством. Хорошо заниматься чем-то для себя и совмещать это с социальной работой, с помощью ущемленным людям.

О сообществах фриганов

В Екатеринбурге сообщество фриганов «ВКонтакте» четыре года назад создали мои друзья, сейчас им занимаюсь я. У нас есть своя интерактивная карта, из которой можно узнать, где существуют полезные точки и в какое время магазины и кафе избавляются от продуктов. Время от времени мы устраиваем рейды и исследуем город совместно с другими участниками сообщества.

Есть определенная тусовка людей, которые выступают против потребления. Если ты заинтересовался фриганством, тебе становится любопытно, как еще можно жить. Есть сообщество фриганов «ВКонтакте» - «Сфриганили», там можно найти информацию о фриганах любого города России. Кого-то можно встретить прямо на мусорках. Например, в центре Москвы есть кафешки, которые регулярно выкидывают много готовой еды в большую мусорку. За раз у нее могло собраться по 15-20 человек - так и знакомились.

Среди фриганов можно встретить разных людей - и студентов, и работающих. Когда я жила в Москве, бывало, что из магазинов мы выносили по 3-6 коробок - еды было так много, что мы даже не знали, куда ее девать. Помимо просроченной продукции, в мусорку попадает и та, у которой закончился срок реализации. Он короче срока годности, поэтому магазины избавляются также от товаров, соответствующим всем нормам употребления, но запрещенным к продаже.

Есть определенная тусовка людей, которые выступают против потребления. Если ты заинтересовался фриганством, тебе становится любопытно, как еще можно жить

О бомжах и малоимущих

Если говорить про бомжей, то мне кажется, они мало знают о фриганизме. Когда люди понимают, что есть халява, они начинают относиться к этому более жадно, поэтому иногда среди фриганов возникает конкуренция. Главное - не намусорить, потому что бывали случаи, что если намусорили, то по этой причине магазины и кафе закрывали помойки от всех зевак.

Нужно проводить акции по их просвещению. Нужно не давать им бесплатную еду, а учить их существовать и выживать более-менее цивильно. Рассказывать, что есть такая субкультура, образ жизни, что действительно выкидывают много хорошей еды. Потому что когда ты даешь что-то человеку, он начинает просить все больше. В Москве у меня не было конкуренции с бомжами, потому что мусора там много, и почти весь - открытый. В Екатеринбурге в своем районе я часто прихожу на помойку и встречаю бомжей - я сразу ухожу, потому что не хочу отбирать и драться с ними за еду.

Я считаю, что о фриганизме важно рассказывать всем бедным, малоимущим, многодетным, безработным, которым не хватает времени, чтобы работать. Этим людям надо показывать. Это несправедливо: ты приходишь на мусорку, а там, например, целая коробка выкинутого хлеба, который можно было отдать тем, кто голодает. Магазины должны вносить закон, о том, чтобы еду не выкидывали, а отдавали.

Это несправедливо: ты приходишь на мусорку, а там, например, целая коробка выкинутого хлеба, который можно было отдать тем, кто голодает

В Москве и Питере подобным взаимодействием занимались Food Not Bombs - группы активистов, бесплатно раздающие веганскую и вегетарианскую еду. Движение зародилось в США в начале 1980-х. Значительное количество пищи, распространяемой активистами, - это излишки, которые иначе испортились бы на складах, рынках и в супермаркетах и оказались бы выброшенными. Поэтому они тоже фриганят и раздают еду бедным людям.

В Екатеринбурге еду бездомным раздавали возле церквей и вокзала, но от моей помощи и фриганства там отказались. Мне кажется, что нужно связываться с конкретными организациями, которые помогают людям, и снабжать их едой. В Екатеринбурге мне сложно это сделать, потому что здесь выкидывается относительно немного еды, и нужно прокормить сначала себя. Это, скорее, тема для Питера и Москвы.

О находках

Я стараюсь выходить за едой каждый вечер, если у меня есть время. Обычно в моем районе попадаются мешки картошки, фрукты, молочка, фунчоза по сто рублей, в баночке, абсолютно нормальная. Еще лайфхак - приходить на рынки по вечерам, когда продавцы уже собираются. На полу валяется много целых фруктов и овощей, их тоже можно брать.

В Екатеринбурге продукты мы находим еду в основном у магазинов - в обычные помойки люди выкидывают уже тухляк. Фриганы не едят протухшую еду (кроме молочной продукции, которую можно использовать в приготовлении блинов). В моей практике фриганы редко травились - а если травились, то это были люди со слабым желудком или те, кто съедали не очень хорошее мясо с помоек.

Часто выбрасывают интересные вещи. Я находила старые монеты, старые фотокарточки, кроссовки и много одежды. В нашем городе люди живут беднее, чем в Москве - москвичи богатых районов зажрались и выкидывают то, что еще даже не успело износиться. У нас хорошие точки есть в районе Ботаники и метро Динамо. Я живу в Пионерском, и здесь с этим сложновато.

Самое странная вещь, которую я находила - личный дневник нациста-семиклассника. Сверху были нацисткие знаки и изображения Сталина с Гитлером, внутри - много рисунков. Мне кажется, чья-то мама просто нашла его и выкинула на помойку. Дневник я забрала себе, но потом где-то потеряла. Однажды я нашла череп - похожий на тот, что стоит в школьных кабинетах биологии. Его я поставила у себя дома.

Сотрудники магазинов и кафе относятся к фриганам по-разному. Кто-то отдает продукты, с некоторыми можно договориться. Некоторые выгоняют сразу, как только видят. К примеру, в Москве есть дорогой магазин «Азбука вкуса», где сотрудники очень остро реагируют на фриганов. Мусорки там находятся за забором, поэтому чтобы до нее добраться, приходится влезать на частную территорию. По факту, фриганам даже могут предъявить, что они похищают чужие продукты. Но это же смешно: магазин уже выкинул продукты, но по факту они до сих пор ему принадлежат. В Москве я чаще всего фриганила по ночам, поэтому меня не замечали.

Во многих кафешках в центре Москвы еду просто выносили во двор на больших мусоровозках и говорили: «Вы только потом за собой уберите». Но в одном кафе, например, наоборот: перед тем, как вынести продукты, специально их всех открывали и портили, чтобы мы не могли взять их себе. Могли высыпать продукты в один бак, сверху полить коктейлями и все перемешать. И недоумевали: «Почему ты берешь еду из мусорки, пойди и купи ее в магазине».

Обычные прохожие воспринимают фриганов нормально. Пару раз нас даже принимали за бомжей и давали деньги. Бывает, что со мной начинают знакомиться, чтобы узнать, чем мы таким занимаемся - для людей это выглядит необычным. Некоторые видели, что это интересно, и начинали рыться в помойке вместе со мной. В Москве у меня было много забавных случаев с маргинальными людьми, попадались всякие фрики, тронутые на голову и старики. Они начинали со мной говорить, рассказывать какие-то шутки, травить байки про свою жизнь.

Мой друг как-то познакомился с девятнадцатилетним бомжом, который уехал из Самары, чтобы делать в Москве бизнес. Полгода он жил по впискам, три дня в «Кофешопе» - просто брал там печеньки по акции

Мой друг как-то познакомился с девятнадцатилетним бомжом, который уехал из Самары, чтобы делать в Москве бизнес. Полгода он жил по впискам, три дня в «Кофешопе» - просто брал там печеньки по акции. Он не обычный бомж: он подросток, который пытается замутить бизнес, но вообще не знает, как это сделать. Все время ходит с рюкзаком и с пакетами, в которых кастрюли. Просто он так вот взаимодействует с миром и верует в Христа и колдунов.

Агрессии со стороны прохожих я не встречала. Правда, знакомые рассказывали мне, как их кусали бомжи или били бабки, которые продают еду с помоек. Да, некоторые умудряются продавать найденную еду в переходах и на остановках. Часто, когда я еду в метро с открытой коробкой, у меня все спрашивают: «Это что, продается?» Мои близкие не знают, что я фриганю, но я рассказывала им, что в этом нет ничего плохого.

Что это за явление – борьба за экологию, пример умеренного потребления, протест против общепринятых норм? В Соединенных штатах стремительно растет число людей, которые специально ищут еду на помойках. Это не бомжи и не больные люди. Это фриганы.

Мусорные баки на улицах служат нам для утилизации бытовых отходов и только. Так мы не скапливаем мусор в домах, не выбрасываем его на улицы города. А питаться отходами – удел совершенно не нашего уровня. Бомжи, алкоголики и нищие считают своим вторым домом помойки, и, как показывает практика, менять ничего не хотят, за редким исключением. Но, как оказывается, они не единственные такие – санитары общества и иерархической пирамиды, только вот в мире людей, а не животных.

Нередко сюжетом одного из репортажей вечерних новостей становиться история, как бомж нашел целое состояние на помойки, просто так выкинутое кем-то. Наверное, разонравилось. Но никто из нас не пойдет завтра на помойку обогащаться, разве что другой нищий, вдохновленный трофеями ближнего. Для нас же, как и раньше, свалка останется отвратительным местом.

Не съел сам – отдай другому

Совсем другая ситуация в Америке. Разумеется, там тоже есть свои бомжи, которые всегда не прочь покопаться в ближайшем мусорном баке. Однако в последние годы все больше молодых и успешных людей, которые имеют высокооплачиваемую работу и хорошее жилье, отправляются за продуктами для ужина не в ближайший супермаркет, а на помойку. Вот только делают это они не от бедности, а, так сказать, по идейным соображениям.

Движение фриганов возникло в Америке в самом конце XX века с появлением поколения Y. Слово «фриган» (freegan) образовано из двух английский слов: «free» (бесплатно) и «vegan» (полный вегетарианец). Собственно, изначально фриганизм был одним из радикальных видов вегетарианства. Фриганы придерживались вегетарианской диеты, однако оставили себе небольшую лазейку: есть мясные продукты можно, если они достаются тебе бесплатно.

Со временем фриганизм отделился от вегетарианства и стал самостоятельным общественным движением. Фриганы стали добывать на помойках не только мясо, но и другие продукты, а также одежду, бытовую технику и вообще все, что необходимо для жизни. Они лезут в мусорные контейнеры не потому, что не могут себе позволить купить продукты в магазине. Фриганизм для них – это стиль жизни, своего рода философия.

Исследователи западной экономики давно уже бьют тревогу. По подсчетам специалистов, от 27 до 50% продуктов питания, которые поступают в продажу в США, так и не доходят до потребителя и попадают на помойку. Например, если в большой партии помидоров несколько плодов оказывается испорченными, то в помойку отправляются вся партия. Выкинуть контейнер для компании дешевле, чем нанять человека, который будет сортировать овощи.

Фриганы, большую часть которых составляют образованные молодые люди левых взглядов, считают, что в ситуации, когда в развивающихся странах люди умирают от голода, выкидывать миллионы тонн съедобной еды в помойку – это преступление. И в этом, они, разумеется, правы, но число голодной смерти в Африке от этого не уменьшается.

Американская помойка – весело и вкусно!

Американские фриганы ищут себе еду в мусорных контейнерах ресторанов и супермаркетов. Как правило, работники таких заведений аккуратно упаковывают в чистые пластиковые мешки те продукты, у которых скоро должен истечь срок хранения, или те, у которых чуть помята упаковка. В конце рабочего дня эти мешки выносят на улицу и кладут в чистенькие мусорные контейнеры, которые стоят на задворках. Тут-то из темноты и появляются фриганы.

Надо сказать, что фриганы очень тепло относятся к себе подобным. На их главном сайте www.freegan.info приводятся подробнейшие рекомендации, как отличить испорченные продукты от нормальных, какие товары лучше не брать.

Фриганам, живущим в Нью-Йорке, повезло еще больше. Для них на том же сайте размещены подробнейшие инструкции, где и в каком режиме работают самые «вкусные» помойки. Там подробно описано, в какой мусорный контейнер следует заглянуть любителям экзотической кухни, в каком часу выкидывают мешки в помойку у одного из самых пафосных ресторанов, у какого заведения выбор выброшенных продуктов особенно богат. Это своего рода кулинарный гид для тех, кто ходит по помойкам.

Не поваляешь – не поешь

В России фриганизм явление утопичное по ряду причин. (Если же нет, то дайте нам знать). Помойки у нас неаппетитные – все валится в одну кучу – еда, батарейки, пакеты, поношенные кеды. Что же здесь съедобного? Там, где есть хоть какая-то культура чистоты и раздельного мусора, это и было бы возможным, но пока это привилегия таких районов элитного жилья, где и мусорки чуть ли не под замком. Фриганам вход воспрещен!

Владельцы российских ресторанов не спешат разделять объедки от слегка подпорченных продуктов или продуктов с помятой упаковкой, а просто выкидывают их, когда в США шеф-повар может рассортировать на “съедобное-несъедобное” и оставить на задворках ресторана еду в пакетике для нищих и нуждающихся. Многие компании занимаются благотворительностью, а простых вещей сделать почему-то не могут. Ну уж если вдруг кто хочет полакомиться чем-то вкусненьким на помойке, милости просим в Америку! Тамошние фриганы все равно со всей едой не справляются.