Особенности увольнения военнослужащего по собственному желанию. Увольнение с военной службы: основания, порядок, выплаты Увольнение военнослужащего по призыву

Увольнение с военной службы во многом похоже на обычное расторжение договора, но при этом регламентируется оно специальными нормами Закона «О военной службе», а не только Трудовым Кодексом.

К примеру, военнослужащему, который работает по контракту не так легко уволиться до окончания срока действия контракта – увольняющийся должен предоставить подтверждение, что такое расторжение трудовых отношений является вынужденным. Увольнение с военной службы будет прежде всего отличаться в зависимости от того, по контракту работает человек или же попал в армию по призыву.

Любое увольнение с воинской службы возможно несколькими способами. Каждый выбирается из них зависит от того, какова причина ухода и дополнительные обстоятельства. Итак, уйти с военной службы уволенный может:

  • в запас. Будь то увольнение по окончанию контракта или увольнение военнослужащего по собственному желанию в любом случае его положено увольнять в запас. Там, где они живут, увольняемых прикрепляют к военному комиссариату, где они постоянно должны стоять на учете. Для таких граждан регулярно проводится переподготовка военнослужащих. При этом если человек ушел из армии по здоровью, по возрасту или из-за назначения судебного наказания в запас его не относят;
  • в отставку. Теперь уже военнослужащий уходит с работы навсегда, так как службу он покидает по состоянию здоровья или же из-за достижения предельного возраста для службы в армии;
  • приказ об увольнении на основании вступившего в силу судебного решения, если человек осужден по уголовной статье.

Также увольнение из армии возможно несколькими способами. Каждый конкретный случай имеет свои особенности и применяется индивидуально для каждой ситуации:

  • 2 раза в год Министр Обороны подписывает Приказ об увольнении солдат, которые несут срочную службу;
  • увольнение по окончанию контракта. Если сотрудник не планирует увольняться, то он должен за полгода до даты окончания сообщить о своем желании продлить контракт. Зачастую такие контракты заключаются в среднем на 10 лет. Если сотрудник не изъявил желания и сроки прошли, то автоматически должен быть подготовлен приказ об увольнении, когда истечет срок контракта;
  • увольнение с военной службы по собственному желанию. Если человек работает по контракту, то должны быть серьезные основания для увольнения военнослужащего до окончания контракта. Каждый такой случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке в зависимости от оснований.

Основания для увольнения военнослужащего

Определяет статья 51 основания увольнения с военной службы (Закон «О военной службе»). Перечень достаточно широк и прежде всего объясняет как уволиться с военной службы по контракту или же уйти по собственному желанию со срочной службы в армии (кстати, в данном случае к перечню добавляется также еще и смерть одного из близких родственников во время службы в армии или во время исполнения своих служебных обязанностей, если находился на военной службе).

Главные причины, по которым военнослужащий имеет право уволиться по своему желанию:

  • проблемы со здоровьем. В данном случае должно быть обязательно заключение медицинской экспертизы. Если имеет место предоставление такого документа вместе с рапортом, то в обязательном порядке нужно указать, что военнослужащий готов пройти дополнительную независимую экспертизу. К уважительным проблемам со здоровьем относят: заболевания сердечнососудистой системы, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, СПИД, рак, психический расстройства, туберкулез, проблемы со зрением;
  • наличие несовершеннолетнего ребенка, за которым второй родитель в силу каких-либо причин не может или не хочет следить;
  • смерть близкого родственника;
  • болезнь близкого родственника, за которым нужно ухаживать;
  • не способность содержать семью на жалование военнослужащего. В данном случае учитывается не субъективный взгляд на этот вопрос, а вполне конкретный объективный показатель: учитывается прожиточный минимум на каждого члена семьи и, соответственно, на всю семью и затем сравнивается с зарплатой военного (это касается служащих по контракту);
  • наличие высшего образования, которое отличается от специфики работы военного. Если военный хочет работать по специальности, то он имеет право уйти с военной службы;
  • невыполнение условий контракта. В данном случае чаще всего речь идет о выплатах и премиях, которые изначально были предусмотрены условиями контракта. Но здесь порядок таков: вначале военнослужащий должен подать рапорт руководству с просьбой урегулировать ситуацию. Если же никакой реакции не будет, то только тогда он может написать , ссылаясь на эту причину.

Кроме того законодательство предусматривает также и основания, по которым работник может быть уволен и против своей воли. Эти основания указаны в ст. 51 Закона «О военной службе».

Итак, основные причины для увольнения по статье 51:

  • — увольнение военнослужащего по предельному возрасту;
  • — увольнение военнослужащего по окончании контракта;
  • — из-за проблем со здоровьем;
  • — из-за утраты доверия руководства. Тогда сотрудник мог быть замечен в нарушении конфиденциальности, из-за чего мог потерять допуск к военной тайне;
  • — утрата звания. Чаще всего происходит из-за вынесения обвинительного приговора судом по уголовной статье;
  • — нарушение условий контракта. Если сотрудник отказался переезжать в другую местность или переходить на другую должность, когда это предусмотрено условиями контракта. Также к таким основаниям относится отказ от выполнения своих обязанностей, предоставления сведений о своих доходах (а также доходах членов семьи), выезд за пределы РФ без разрешения командира;
  • из-за нарушений дисциплины и требований. При этом необходимо минимум два нарушения за разные проступки (несколько наказаний за один и тот же проступок не учитываются). Это может быть и не получение ВПД в отпуск. Перевозочный документобязательное условие перемещения военнослужащего. Без него любые переезды считаются незаконными и приравниваются к нарушению дисциплины и условий контракта.

Если происходит увольнение по окончанию контракта, то здесь особых тонкостей нет. Приказ об увольнении готовится заранее на основании истечения срока действия срочного трудового договора.

Запись в трудовой делается соответственно стандартным нормам: указывается основание расторжения трудового договора, дата и номер приказа.

Увольнение с военной службы происходит по четко установленному плану в соответствии с такой последовательностью:

  1. Подача . Воинский сотрудник должен это сделать не за 14 дней, как все остальные граждане, кто увольняется в соответствии с нормами Трудового Кодекса, а за месяц до предполагаемой даты увольнения.
  2. Рапорт по своей структуре схож с обычным заявлением на увольнение, но имеет некоторые особенности. Причину увольнения важно не просто указать в рапорте, но и предоставить документы, подтверждающие действительно значительную важность этой причины.
  3. Рапорт рассматривается специальной комиссией, учитываются все обстоятельства и выносится решение. Обычно на это Законом предусмотрено 14 дней, но, как показывает практика, такое решение принимается за 7-10 дней.
  4. После этого сотрудник все равно еще дорабатывает до даты, указанной в рапорте. В день увольнения ему выдаются все документы.

Выплаты при увольнении

Выплаты военнослужащим при увольнении обычно больше по размеру, чем другим гражданам РФ. Даже если это увольнение по окончанию контракта, то выплаты все равно предусмотрены. При этом их размер зависит от среднемесячного оклада с учетом доплаты за звание.

Если сотрудник вынужден уйти с работы по состоянию здоровья, то ему выплачивается дополнительно страховая помощь – ее размер определяется в каждом случае индивидуально специализированной комиссией в зависимости от каждого конкретного случая и прежде всего исходя из будущих перспектив – сможет ли военнослужащий еще работать или нет (годен, частично или не годен совсем к службе).

Во всех других случаях при увольнении выплачивают пособие в размере двух окладов. Если сотрудник прослужил более 20 лет, то 7 окладов. Для солдат срочной службы или служащих по контракту – одна ежемесячная зарплата.

Если военнослужащий – сирота (солдат срочной службы) или же во время службы имел государственные награды, то помощь может быть увеличена. Но если военнослужащий за время службы имел какие-то дисциплинарные взыскания, то в таком случае выплата пособия может быть снижена либо вовсе отменена.

Дополнительные особенности

Согласно нормам законодательства увольнение с воинской службы имеет различные дополнительные особенности:

Конечно, нормы данного Закона не могут противоречить во многом Трудовому Кодексу, но все же для военнослужащих они являются первоочередными и при разрешении любых трудовых споров в первую очередь ссылка идет именно на Закон «О военной службе».

​Согласно действующему законодательству одним из оснований для досрочного увольнения военнослужащего является его желание расторгнуть заключенный им контракт. Увольняясь по данному основанию, военнослужащий должен обозначить те причины, которые побудили его принять такое решение, а аттестационная комиссия их всесторонне рассматривает, оценивает и дает командиру свое заключение по этому вопросу.

Невзирая на то, что вышеуказанное основание законодателем сформулировано достаточно четко, многим командирам, принимающим окончательное решение по вопросу увольнения военнослужащего, непонятен механизм применения данного основания. Поэтому мы постараемся раскрыть ключевые моменты процедуры прекращения действия контракта по инициативе военнослужащего.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

При расторжении контракта по желанию военнослужащего должен быть соблюден определенный порядок и самим инициатором, и его непосредственным командиром (начальником):

  1. Военнослужащий должен предупредить командира в письменном форме о своем намерении прекратить военную службу . Подобное уведомление на имя командира или другого должностного лица воинской части (например, начальника отдела кадров) составляется в виде рапорта. Так как законом не предусмотрен типовой бланк для этого документа, военнослужащий составляет рапорт в произвольной форме. В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.

Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом:

Командиру (начальнику)

воинской части №____

Рапорт

Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются ________ (указать, желательно, несколько обстоятельств).

Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Приложение: (копии всех необходимых документов)

Должность, воинское звание Подпись Фамилия

Дата

Рапорт оформляется в двух экземплярах, которые подлежат регистрации в строевом отделе воинской части. Сотрудник отдела наносит специальные отметки, содержащие информацию о номере регистрации входящего документа и дате его поступления. Первый экземпляр остается в воинской части, а второй - возвращается подавшему его военнослужащему. При этом представители строевого отдела не могут отказать в приеме указанного рапорта, так как это будет являться грубым нарушением основ делопроизводства и документооборота . При наличии возможности военнослужащий также может передать рапорт командиру воинской части лично в руки.

Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации . По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ. Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

  1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу . При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными. Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта. Можно выделить следующие причины:
  • если близкие родственники военнослужащего (родители, жена, дети и др.) проживают за пределами Российской Федерации;
  • такие религиозные взгляды и личные убеждения, которые препятствуют прохождению службы военнослужащим;
  • если размер денежного довольствия настолько невелик, что у военнослужащего отсутствует возможность обеспечивать свою семью, а иные источники дохода при этом отсутствуют (данная причина оценивается исходя из минимального размера заработной платы, установленного для той области, где военнослужащий служит);
  • если военнослужащий самостоятельно (без материальной поддержки другого родителя, который в судебном порядке не лишен родительских прав) воспитывает и содержит несовершеннолетних (малолетних) детей (эта причина увольнения может быть рассмотрена при условии, что расторгнуть контракт по семейным обстоятельствам невозможно);
  • если во время беременности военнослужащей-женщины существенно изменилось состояние ее здоровья в худшую сторону (при условии, что у военнослужащей-женщины отсутствуют основания для прекращения действия контракта по состоянию здоровья);
  • если смерть одного из членов семьи военнослужащего стала причиной того, что военнослужащий не может продолжить свою военную службу;
  • если военнослужащий не может использовать на той должности, которую он занимает, весь свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.

Военнослужащий должен приложить к рапорту копии (или оригиналы) документов, подтверждающих наличие одной (или нескольких) из вышеуказанных причин увольнения.

  1. Командир воинской части после получения рапорта передает его аттестационной комиссии для рассмотрения , в состав которой входят заместители командира части, представители кадрового и юридического отделов, а также командиры подразделений. Комиссия рассматривает (не более семи дней) все представленные материалы дела, заслушивает военнослужащего по вопросу изъявленного им желания уволиться с военной службы и дает объективную оценку данному обращению, признавая или не признавая указанные военнослужащим причины расторжения контракта уважительными. По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который подписывают все участники аттестационной комиссии. Решение комиссии, указанное в протоколе, по своей природе является рекомендацией для командира, которой он может (если сочтет нужным) воспользоваться.
  2. Окончательное решение принимает тот командир, которому делегированы полномочия по изданию приказа по личному составу об увольнении военнослужащих с военной службы. В тех случаях, когда военнослужащий не согласен с выводами аттестационной комиссии или решением командира, он может обжаловать действия указанных должностных лиц в суде или обратиться с заявлением в прокуратуру для защиты нарушенных (по его мнению) прав.

Российским законодательством не установлены конкретные сроки для издания приказа об увольнении военнослужащего по собственному желанию. Предполагается, что командиром подобное решение принимается в разумный срок, но на практике часто встречаются случаи, когда процесс увольнения затягивается.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

В соответствии с нормами приказа Министра обороны № 2700 военнослужащему, изъявившему желание расторгнуть контракт, при увольнении производятся следующие выплаты :

  1. Единовременное пособие . Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада. Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия . Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь . Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Размеры вышеуказанных выплат для каждого военнослужащего будут разными. Окончательная сумма зависит от воинского звания военнослужащего и занимаемой им должности на момент увольнения.

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу увольнения военнослужащего по собственному желанию или вам требуется помощь для обжалования решения об увольнении в суде, то наш дежурный юрист готов оперативно ответить вам на все вопросы.

Служба в ВС РФ производится по контракту и в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ (Далее – ФЗ № 53-ФЗ). Военнослужащий может уволиться с воинской службы по собственному желанию, включая досрочное прерывание контракта при наличии уважительных причин.

Основания, признаваемые уважительными для увольнения

Увольнение в связи с достижением предельного возраста или истечением срока действия контракта не требует представления подтверждающих документов. Одновременно к моменту подачи рапорта в/с обязан пройти медкомиссию (для исключения в дальнейшем претензий со стороны лица).

При направлении рапорта на досрочное увольнение в/с должен тщательно изложить и подтвердить уважительность причины увольнения. Уважительными признаются причины, не позволяющие военнослужащему выполнять обязанности в полном объеме. Перечень оснований для возможности досрочного увольнения приведен в ст. 51 ФЗ № 53-ФЗ . Досрочным считается увольнение до окончания действия имеющегося контракта.

Основание Краткое описание
Достижение предельного возраста Предельный возраст службы зависит от звания в/с
Окончания срока контракта В/с имеет право не продлевать контракт при достижении предельного возраста и подать рапорт на увольнение
Нарушение условий контракта Рассматриваются основания, при которых допускается нарушение условий контракта в отношении в/с
Состояние здоровья Для признания у в/с состояния здоровья, ограниченно годного для продолжения службы, необходимо пройти ВВК
Семейные обстоятельства Наличие медицинских противопоказаний у членов семьи к проживанию в местности несения службы с отсутствием возможности перевода
Перемена места службы супруга-военнослужащего или супруги
Потребность в исполнении опекунства несовершеннолетних брата или сестры
Потребность обеспечения ухода за членом семьи или ребенком до 18 лет при отсутствии второго родителя
Назначение на должности законодательной или исполнительной власти Рассматриваются случаи исполнения полномочий федерального, регионального или муниципального уровня

Основания увольнения определены ст. 34 Указа президента РФ от 16.09.1999 № 1237 .

Подача рапорта командиру

Решение об увольнении в/с принимает вышестоящий воинский начальник на основании рапорта лица и решения аттестационной комиссии. О намерении досрочно уволиться военнослужащий сообщает непосредственному командиру в рапорте. Порядок обращения к вышестоящему должностному лицу, командиру установлен в гл. 6 Дисциплинарного Устава ВС РФ . Особенности обращения:

  • Лица, подавшие рапорт, должны получить письменный ответ. Отказ в удовлетворении просьбы доводится до в/с излагается с указанием оснований, ссылок на законодательные нормы.
  • Неудовлетворительное решение по рапорту может быть оспорено в суде.
  • Командир, которому представляется рапорт, не имеет права препятствовать обращению.

Рассмотрение рапорта производится в течение 30 суток, исчисляемых от дня регистрации рапорта в книге учета письменных обращений. Увеличение срока рассмотрения производится командиром в связи с необходимостью проведения дополнительных мероприятий, запросов, проверки сведений. О продлении периода, предоставляемого нормами на ответ, дополнительно сообщается военнослужащему.

Форма и сведения рапорта об увольнении

В документообороте ВС РФ применяется форма письменного обращения к командиру – рапорт. Документ имеет произвольную форму, составляется аналогично гражданскому заявлению.

Раздел рапорта Состав данных
Шапка, расположенная в правом верхнем углу Должность, ФИО командира, должность, звание, ФИО в/с
Оглавление документа, располагаемое по центру «Рапорт об увольнении»
Первая часть основного раздела Просьба об увольнении с военной службы, указание причины, ссылка на статью закона. Обстоятельства, побудившие к досрочному увольнению, описываются подробно
Вторая часть Просьба о рассмотрении просьбы о досрочном увольнении аттестационной комиссией
Третья часть основного раздела Приложения – документы, подтверждающие уважительность причины
Заключительная часть Дата, подпись лица

Рапорт составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у в/с для подтверждения факта обращения.

Особенности увольнения военнослужащих, не обеспеченных жильем

Лицам, имеющим выслугу более 10 лет и увольняемым в связи с ОШМ, достижением предельной выслуги, состоянием здоровья, предоставляется возможность приобретения жилья в населенном пункте, выбранном в/с по желанию (ст. 23 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

При нарушении закона в/с имеет право оспорить увольнение в судебном органе. Лицо восстанавливают в рядах ВС РФ с выплатой положенного довольствия. Увольнение без обеспечения жильем допускается только в случаях добровольного согласия лица. При этом обязанность обеспечения принимают военкоматы, курирующие уволенных со службы лиц.

Дата увольнения со службы

В/с числится в рядах ВС РФ до дня издания приказа, исключающего лицо из списков личного состава части. Днем увольнения считается дата поступления выписки из приказа в воинскую (войсковую) часть и регистрация документа.

Пример неправильного определения даты увольнения

Вышестоящему органу было направлено представление об увольнении в/с майора Р. по состоянию здоровья. Приказ об увольнении был продиктован в воинскую часть телефонограммой. На основании данных о приказе было произведено увольнение и произведен расчет с в/с Р. Приказ поступил в часть спустя 14 дней. В/с оспорил увольнение, был восстановлен в должности, несмотря на состояние здоровья, не позволяющее продолжение службы. Увольнение произведено в день поступления приказа.

Расчет при увольнении военнослужащего

При увольнении в/с получает в части полный расчет:

  1. Денежным довольствием, причитающегося в/с. Довольствие, выплачиваемое за неполный месяц, рассчитывается пропорционально.
  2. Компенсацией взамен вещевого довольствия.
  3. Компенсацией взамен продовольственного обеспечения.

В зависимости от выслуги лет в/с получает выходное пособие. При выслуге менее 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Лицам, представленным к государственной награде, дополнительно выплачивают один оклад. В/с, имеющие выслугу свыше 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

Ошибки, допускаемые при увольнении военнослужащего

По выводам Верховного Суда РФ, незаконно уволенный военнослужащий, заявивший на компенсацию морального вреда, имеет право на возмещение. Отмена приказа об увольнении с восстановлением в списках части производится непосредственным начальником.

Председатель ВС РФ В.М.Лебедев (Пост. Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 )

Вопрос № 1. Как определяется предельный срок для службы и заключения контракта?

Для лиц высшего командного состава, в отношении которых установлено ограничение в 65 лет, допускается заключение контракта еще на 5 лет, остальные в/с имеют возможность для продления контракта до 65 лет.

Вопрос № 2. Как производится служба по истечении контракта, если в отношении в/с не выполнено условие предоставления жилья?

В/с не увольняется до исполнения обязательств, находится в списках части без выплат надбавок.

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.


Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:

– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.

Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.

Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.

Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);

2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);

3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавшего испытание;

ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:

е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».

2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.

4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.