Неизвестные фрески васнецова обнаружены в храме на пресне. В.М.Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX- начала XX вв

Если бы художник Виктор Васнецов не создал ничего другого, кроме знаменитых росписей Владимирского собора в Киеве, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. В Государственной Третьяковской галерее на Лаврушинском 12, здание которой построено по эскизам В.М.Васнецова, проходит выставка эскизных росписей Васнецова для храма святого князя Владимира в Киеве. Выставка продлится по 8 сентября 2013 г. Современники художника Виктора Васнецова не были осведомлены о его светских произведениях, публика и в храмах, и на выставках знала Васнецова как мастера религиозной картины. Одной из первых больших работ художника Васнецова Виктора Михайловича по церковной живописи была работа в храме Воскресения Христова [Спаса-на-крови] в С-Петербурге, в 1883-1885 гг. Здесь по рисункам Васнецова созданы мозаичные панно, украшающие фасад храма, и несколько икон для храмового иконостаса. Этот храм создавался при императоре Александре III, так же как и Владимирский собор в Киеве. В 1885 году художник получил заказ, грандиозный по своей масштабности: расписать построенный в Киеве к 900-летию крещения Руси собор святого равноапостольного князя Владимира - ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Руководил работами по декоративному убранству и росписи огромного собора историк искусства, профессор А.В.Прахов. Сдать работы по внутреннему убранству было необходимо к 1896 году. Васнецов в это период жил в Москве, сблизился с Забелиным и Буслаевым, он трудился над любимым образом былинных «Богатырей», к этому времени уже написал свою сказочную «Алёнушку», и работы для правления Донецкой дороги. Денег для семьи из пятерых детей не хватало. Помогал художнику П.М.третьяков, покупая его работы и давая новые заказы. В 1885 году В.М. Васнецов перед отъездом в Киев, посетил Италию: «Итальянские впечатления утвердили для меня многое из того, что уже в известной мере сложилось в моём воображении. И что удивительно, я во время своего предкиевского путешествия в Италию всё её искусство воспринимал через музыку. Этому меня должно быть научили вечера у Третьяковых, когда я, ни жив, ни мёртв, упивался звуками, нёсшихся от роялей. Больше чем хорошо помню, что во время путешествия весь итальянский Рафаэль мной воспринимался, как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен». Рим, Флоренция, Венеция, Равенна… Делая свои зарисовки и впитывая впечатления В.М.Васнецов согласился на грандиозный Киевский заказ по росписи Владимирского собора под руководством академика искусств Адриана Прахова. В письме из Киева к Павлу Михайловичу Третьякову он писал: «дело по назначению и по величине считаю чрезвычайно серьёзным, и дай Бог сил хорошо его исполнить. Всякое помышление о своих картинах придётся оставить <…> хотя вероятно «Богатырей» выпишу к себе. Тоскую о музыке, иногда очень и очень хочется послушать Бетховена или Баха, или Моцарта из хороших рук». Колыбель русских городов - Киев очаровала В.М.Васнецова холмами над Днепром. Киевская София, Михайловский монастырь, Кирилловская церковь Киева их изумительные мозаики произвели сильное впечатление, на В.М.Васнецова. В Киев из Москвы художник переехал со всей семьёй, скучая по дому Третьяковых: «Глубокое вечное спасибо праховскому дому за то, что он с первых дней моих в Киеве, не только создал для меня домашний уют, но и часто звучавшая по вечерам в доме музыка…одобряла меня и расшевелила мою фантазию.<…> Как хорошо было бы для меня слушать великую музыку, как бы я рад был теперь приютиться у печки между двумя столиками, где моё обыкновенное место [у Третьяковых], и слушать Баха, Бетховена, Моцарта, слушать и понимать, что взволновало их душу, радоваться с ними, страдать, торжествовать: понимать великую эпопею человеческого духа, рассказанную их звуками». Во Владимирском соборе Киева было холодно, пустынно, неприютно среди сырых, только что выбеленных и пахнущих известью стен. Преодолеть сырое и огромное пространство можно было только старым испытанным способом – громадой труда. В.М.Васнецов стал трудиться вначале над эскизами для росписей Владимирского собора. Эскизы к росписям приобрел П.М.Третьяков, они находятся в ГТГ и представлены на выставке в 39 зале Третьяковской галереи.

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора

В.М.Васнецов лично расписал 4000 аршин (2844 кв. метров) поверхности Владимирского храма в Киеве. «Виктор Михайлович Васнецов в длинной синей блузе, выпачканного краской с большой палитрой в руке» работал среди «целой массы лесов, где при входе в собор лишь кое-где виднелась голова гигантского святого, пророка, рука, часть аксессуара…», вспоминал Нестеров о встрече с Васнецовым. М.В.Нестеров был привлечен руководителем проекта Владимирского собора в помощь В.М.Васнецову для стенной росписи собора, поскольку художник В.Д. Поленов от работы отказался, а М.А.Врубель был отвергнут комиссией. В.М. Васнецовым за 11 лет работы в Киеве было создано 15 огромных живописных стенных росписей, написано 30 фигур святых, не считая медальонов. Труд был по плечу только человеку высочайшего дарования и колоссальной физической силы. Мужественно преодолевая безмерную усталость и изнурение от головокружительной высоты и стояния на лесах, Васнецов справился со всеми условиями заказа. «Вчера я с утра снова осматривал собор, уже более сознательно и спокойно Чудный памятник о себе оставит Васнецов русским людям… Вот как живые стоят Феодосий, Сергий Радонежский, Филипп митрополит Московский, повыше пророки. Тут типы равны Микеланджело». Непосредственными помощниками Васнецова по росписи Владимирского собора кроме М.В.Нестерова были живописцы В.П.Костенко и В.Д.Замирайло. В росписи Владимирского собора Васнецов придерживался византийских канонов, внося в них лирически-личностное начало. Образы святых исторически правдоподобны и реалистичны. Большинство из них в виде эскизов демонстрируются на выставке в Третьяковской галерее. Внутри храма было холодно, художник часто простужался, несколько раз с риском для жизни срывался с лесов. Наконец, спустя 11 лет, в 1896 году, работа была завершена: созданы грандиозное панно «Крещение Руси князем Владимиром». Написан сильный образ княгини Ольги: по летописи это храбрая женщина, жестоко отмстившая древлянам за убийство мужа. У Васнецова Ольга изображена с крепко зажатым в руках крестом, с яростным, пылающим ненавистью взглядом. Реалистичен образ Андрея Боголюбского, – закованного в латы с мечом в правой руке и полным решимости защищать свой город. Под образом князя Андрея Боголюбского изображёна крепость древнего города Владимира, которую не отдаёт врагу доблестный князь. Князь Александр Невский у Васнецова, это образ одухотворённого древнерусского витязя, левой рукой опирающегося на стяг. На стенных росписях изображены Дмитрий Донской, летописец Нестор, живописец Алимпий, князь Борис, изображён на фоне цветущей русской степи, создающей настроение печали у прихожан храма.

Самым монументальным и величественным, объединяющим стенные росписи Владимирского собора по праву считается центральный алтарный образ Богоматери, над которым Васнецов работал два года. Образ Божией Матери сразу виден при входе в собор, она изображена высоко стоящей на облаке, в полный рост, в глухом темно-коричневом омофоре, крепко обнимающей двумя руками своего младенца-Христа. В ГТГ на выставке представлен графический образа Богородицы, в серых тонах, специально написанный В.М.Васнецовым для Павла Михайловича Третьякова и хранящейся в музее. Развёрнутый триптих о торжестве ангелов представлен на выставке в ГТГ в живописном виде. Это созданный Васнецовым В.М. картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве большого формата под названием «Радость праведных о Господе. Предверие рая», трёхчастная композиция, созданная маслом на холсте. В центральной части триптиха мы видим трёх ангелов с распростёртыми крыльями. Ангелы изображены на фоне освещённого солнцем церковного пейзажа с силуэтом храмового зодчества. В руках у ангелов символы их власти: копьё (скипетр) и держава в виде шара с изображённым на ней крестом. В левой и правой частях триптиха «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Изображены сами верующие «грешные» и «праведные» люди: старики, дети, женщин, эмоционально взирающие на это «Торжество трёх ангелов», центральную часть композиции триптиха «Предверия рая». В соборе эта огромная трёхчастная композиция занимает всю верхнюю часть храма.

Кроме «Преддверия рая» в Государственной Третьяковской галерее хранится картон для росписи плафона главного нефа Владимирского собора в Киеве «Бог Саваоф» . На синем фоне звёздного неба восседает седой величественный Бог Саваоф с распростёртыми руками в окружении ангелов. На груди Саваофа Васнецов изображает Духа Святого в виде белого голубя. За его головой нимб формы восьмиконечной звезды. Образ Бога Саваофа как мудрого старца строг и торжественен одновременно. Он является полной противоположностью созданного Васнецовым образа юного Иисуса Христа под названием: «Единородный Сын Слово Божие» , размещённого в главном нефе Владимирского собора. Молодой Христос, опираясь правой рукой на посох в виде креста, восседает на облачном небе, окруженный четырьмя евангелистами с крыльями в виде Голубя. Тельца, Льва и Архангела. За головой «Единородного Сына» золотой нимб. Киевские фрески Васнецова поражают монументальным мастерством художника. Он прекрасно использовал всё пространство храма, несмотря на технические сложности, сложный объём, сводчатый потолок, арки, простенки, ниши. Стены Владимирского собора, помимо образов святых, художник покрыл причудливыми орнаментальными узорами, в которых затейливо переплетены красочные фантастические цветы и диковинные звери. Орнамент был уникален, Васнецов был непревзойдённым декоратором. Орнамент по всей поверхности стенной росписи Владимирского собора в Киеве украшает храм. Живописные эскизы, созданных Виктором Васнецовым узоров орнамента, приобрёл меценат П.М.Третьяков, чем вызвал негодование писателя Льва Толстого, который написал в письме Павлу Михайловичу Третьякову, что тот лучше бы тот купил картину художника Ге «Что есть истина», на что Третьяков отвечал, что и Васнецова и его орнаменты он любит, а картину Ге нет.

Господь Вседержитель.

Господь Вседержитель Самым трудным в росписи Владимирского собора было создать главный образ Христа Вседержителя под главным куполом. Сложность в исполнении была в том, что купольный образ благословляющего Христа находился в барабане купола за кольцом из 12 высоких окон, расположенными по окружности барабана. Поражала мощь и величественность созданного Васнецовым образа ХРИСТА. Правой рукой грандиозных размеров ИИСУС ХРИСТОС благословляет, придерживая левой рукой большого формата раскрытое Евангелие, расположенное на руке от предплечья до кисти Иисуса Христа. Вокруг самого лика Христа расположен высокий нимб. Образ Иисуса Христа написан на фоне синего звёздного неба. Художник говорил, что «Задача найти образ Христа …задача всего европейского искусства, а русского в особенности». Кроме «Благословляющего Христа Спасителя», Виктор Васнецов создал знаменитую свою роспись «Крещение Руси», которая находилась над входом на хоры Владимирского собора. Сохранился картон росписи «Крещение Руси» . В центе композиции мы видим святого праведного князя Владимира, в святом крещении Василия, с поднятыми вверх руками, в короне на голове и золотых одеждах. Он крестит всех верующих Киевской Руси. Рядом со святым князем Владимиром огромный крест, лучи яркого света освещают торжество Крещения Руси. За спиной святого князя Владимира художник пишет образы святых православной веры. Многофигурная композиция В.М.Васнецова для росписи над входом на хоры Киевского собора «Крещение Руси» торжественна и величава. Стоимость всех внутренних работ по отделке храма вылилась в 400 тысяч рублей, из них за свою работу Виктор Васнецов получил 51 тысячу. Росписи Владимирского собора поражали всех своей мощью и величием. По окончании работ художнику было присвоено почетное звание профессора живописи, он в 1893 г. художник был избран действительным членом императорской Академии художеств. О нем начали говорить и писать как о «религиозном гении» в русской живописи и анализировать, каков был его «путь к свету». После росписи Владимирского собора в Киеве, В.М.Васнецову поступало большое количество заказов по росписи храмов: в 1897-1899 Виктор Васнецов создал образ Богородицы для мозаики главного придела русской церкви в немецком городе Дармштадте, затем выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Киевские работы отозвались усилением декоративного начала в станковой живописи Васнецова, о чем свидетельствует его историческая картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). После 1900 года Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, о которых критики говорили, что «глядя на которые уже нельзя отрицать существование мира Божия». Его грандиозные работы «Сошествие Спасителя во ад», «Евхаристия», «Распятие», «О Тебе радуется», «Отечество» и самая большая по размерам – «Страшный Суд» были выставлены на два месяца в залах Исторического музея в Москве. Переход к работам религиозного содержания он считал «делом Вышнего предуказания и Божьего внушения», он знал, что религиозная живопись - главное в его жизни. Многие храмы по сей территории России расписывались в конце XIX начале XX века по Васнецовским канонам. Образы Богоматери, его величественных и романтизированных святых можно было встретить в Москве, С-Петербурге, Новочеркасске, Верхотуръе. Художник М.В.Нестеров говорил: «Слава Васнецова росла и не всегда радовала его, настолько она была великой <…> почитатели его работ снова сравнивали его с Рафаэлем и Микеланджело», на что Васнецов в силу природной скромности только отшучивался. Он продолжал работать над своими сказочно-былинными картинами, которые давали ему вдохновение и которые он очень любил. В 1901-1902 гг. В.М.Васнецов работал над проектом фасада и фриза Дома Третьякова в Москве, он [дом для ГТГ] построен по его проекту в древнерусском стиле. Во время революции 1905 г. Виктор Васнецов вышел из Академии художеств, после того как студенты устроили митинг в академических залах в С-Петербурге, где размещалась выставка его работ. Ужасы террора 1905 года способствовали формированию у художника твердой политической позиции: он вступил в «Союз русского народа», как и протоиерей Иоанн Кронштадтский. «Русский народ, - писала в те дни газета «Киевлянин», - свято верит в Бога, его земная путеводная звезда - Русский Царь, он глубоко любит свое Отечество. Не касайтесь его святынь и уважайте его народное чувство. Не говорите, что русский народ - раб. Это великий и любящий народ. Вы не понимаете его веры, вы не понимаете его любви, как он не понимает вас. Но вы заставили его понять, что значит революционное насилие, вы заставили его понять, что вы предаете поруганию его святейшие верования…» 9 сентября 1914 года В.М.Васнецову был вручен Диплом почетного члена Императорской Московской Духовной Академии. Двое его сыновей в 1914 г. отправились воевать на фронт Первой мировой. Он был православным и истинно-русским человеком. В это время Васнецов создавал рисунки для Общества красного креста, по которым были напечатаны открытки, продающиеся на нужды фронта тысячными тиражами. Одна из открыток называлась «Один в поле воин!» и изображала молниеносно несущегося витязя на встречу тучам вражеских стрел. Церковная живопись, которую сын священника Виктор Михайлович Васнецов знал и любил, удивляла его своими строгими канонами и однообразием. Он наполнил её внутренним эмоциональным содержанием, создав в ней нечто новое и величавое. «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, - это поистине дело народное, и дело высочайшего искусства». Он рассказал про героическую старину Руси прямо в храме, куда мог прийти каждый верующий человек, даже несведущий в искусстве и живописи. Критики то восхищались, то расходились с Васнецовым: «А потом – нечего греха таить - случались между нами какая-то трещина…а я чувствовал, мой художественный мир был для Вас чужд, а я Русью только и жил…»

Принять участие в оформлении интерьера только что отстроенного Владимирского собора в Киеве - храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, - Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор А.В.Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал «дело по значению и величию... чрезвычайно серьёзным», живописец посвятил ему десять лет жизни.


«Радость праведных о Господе». По клику - на весь экран.


Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошёл к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма», и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем. «Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», - писал он В.Д.Поленову.
Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства, затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.







Во Владимирском соборе Васнецов при участии помощников выполнил основную работу - расписал весь центральный неф храма, три стороны столпов, отделяющих центральную часть собора от двух боковых нефов, и среднюю часть хор. Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост. Среди них «Радость праведных о Господе» в барабане главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Бог Саваоф» и «Распятый Иисус Христос» - на плафонах главного нефа…



«Распятый Иисус Христос»



«Бог Саваоф»



«Страшный суд»


П.М.Третьяков высоко ценил творчество Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе. Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.
И хорошо, что выставка расположена в залах, завершающих экспозицию главного здания - очень яркая точка от посещения музея остаётся, так сказать, с сильным послевкусием… Хотя не показать самые знаменитые работы художника, собирающие просто толпы зрителей, было бы неправильно. Тем более, что на официальном сайте Третьековской галерее представлены далеко не все и, по какой-то печальной традиции, с отвратительной цветопередачей. Не скажу, что наши фотографии - идеальные репродукции, но, даже снятые обычной «мыльницей», выглядят лучше, чем во многих дорогих альбомах, не говоря уж об Интернете… Но лучше, конечно, один раз увидеть - своими глазами!



«Богатыри»



«Три царевны подземного царства»



«Алёнушка»



«Витязь на распутье»



«Иван Царевич на Сером волке»

P.S.Васнецов Виктор Михайлович. Обучался с перерывами в Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1868–1874. Посетил Францию (1876–1877) и Италию (1885). Действительный член ИАХ (1893–1905). Почётный член многих российских и иностранных учебных и художественных учреждений. Принимал участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1880-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878), художественного союза «Изограф» (1917), Союза русских художников (с 1918) и других объединений. Васнецов занимает особое место в русской исторической живописи второй половины ХIХ века, он является основоположником национально-романтического направления. С 1880-х обратился к национальному эпосу – былинам, сказкам. Начав творческий путь с реализма, в дальнейшем пришёл к декоративно-монументальному неорусскому стилю. В 1885–1896 гг. исполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.

Со времени работы над "Каменным веком" Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.

Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между народом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другой, в их отношении к русской иконописи.

На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.

Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.

Князь Александр Невский.


Княгиня Ольга.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Княгиня Евдокия.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Дом-музей В.М.Васнецова

Нестор-летописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алипий-живописец.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.


Крещение святого князя Владимира.
В.М. Васнецов. 1890 г. Холст, масло.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве
Государственный музей русского искусства, Киев


Князь Андрей Боголюбский.
В.М. Васнецов. 1885-1893, акварель.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Крещение Руси.
В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Третьяковская галерея, Москва

На художника легла основная часть работы - центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь.к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.

За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников Новгородского,Московского Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.

Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажей живыми участниками истории,пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независим ость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.

Богоматерь с Младенцем на престоле.
В.М. Васнецов. 1885-1893.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».


Богоматерь с младенцем.
Васнецов Виктор Михайлович.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX -начале ХХ века.


Христос-Вседержитель.
Эскиз росписи плафонa главного купола Владимирского собора в Киеве
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Распятый Иисус Христос.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг. Холст, масло. 134х249.
Государственная Третьяковская галерея


Бог Саваоф.
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Единородный сын Слово Божие".
В.М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Страшный суд.
Васнецов В.М. 1885-1896 г. Холст, масло 290 х 277.
Картон для росписи западной стены главного нефа Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.


Ангел с лампой
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Левая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Центр.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва


"Радость праведных о Господе". Преддверие рая. Правая часть.
В.М. Васнецов. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (барабан главного купола).
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи».


Блаженство Рая.
В.М.Васнецов. 1885-1896 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве


Искушение Евы змием.
В.М. Васнецов. 1885-1896
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев

В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.

«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта», - таково было мнение самого Васнецова.

Этот отзыв - мужественное и горькое признание мастера, считавшего,что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма».

Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого художественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное новаторское значение.

Журнал "Мир искусства" писал о соборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания».

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год. Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

О судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком. Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это. Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму. Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте». В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд. В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля. Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал. А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги. Хотя портретного сходства в работе нет.

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм. Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку. Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов. К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии. Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора. Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

«Васнецовский» пирог с капустой

Для его приготовления понадобятся: килограмм муки, 50 граммов дрожжей, пол-литра молока и столько же воды, четыре яйца, пять столовых ложек растительного масла, 100 граммов растопленного сливочного масла, четыре с половиной чайные ложки соли и три чайные ложки сахара. А для начинки — небольшой кочан капусты, 6 вареных яиц, 150 граммов сливочного масла, соль и перец по вкусу.

Замесить дрожжевое тесто. Когда оно начнет отставать от рук, раскатать корж и разделить его на две части — одну побольше, вторую — поменьше. Большую выложить на смазанный растительным маслом противень. Поместив на корж начинку из капусты и мелко нарезанных отварных яиц (предварительно капусту нарезать не очень мелко, отварить до полуготовности, отжать от влаги, добавить нарезанные яйца, сливочное масло, соль и перец по вкусу), накрыть второй его частью, защипнув со всех сторон. На верхнем слое теста надрезать ножницами «галочки». Смазать пирог яйцом. Печь в духовке при температуре 200 градусов до готовности.

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред. ) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный. По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем». Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

Русский живописец, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте, автор картин на исторические и сказочные сюжеты. Брат художника Аполлинария Васнецова. Был членом «Товарищества передвижников». Кисти мастера принадлежит множество известных картин, назову лишь некоторые - "Богатыри", "Алёнушка", "Иван Царевич на сером волке", "Витязь на распутье", "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали", "Спящая царевна", Царь Иван Васильевич Грозный и др.

Обладая декоративным даром, Виктор Васнецов принимал участие в оформлении театральных постановок.

В последние годы расцвел архитектурный талант художника. По его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896).

«…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия», - значилось в подписанном Васнецовым договоре.

Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. Он любил повторять, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

Хотя поначалу Васнецов… отказался от предложения Прахова участвовать в росписи собора. Адресок киевский, правда, на всякий случай взял. А на другой день, на даче, сидя на лавочке перед верандой, Васнецов был поражен образом своей супруги с сыном-младенцем на руках. Ребенок как бы потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул ручонками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии, чем очень обрадовал профессора.

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов тот образ. А когда леса были убраны и для приемки работы собралась комиссия, открылся такой вид росписей, что всем стало ясно: в соборе явился образец совершенной живописи.

Особенно потрясала икона Богоматери. Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица Небесная несет грешному миру своего Сына... Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».

Готовясь к работам в храме, Васнецов познакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучил мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.

«…Глаза всех фигур Васнецова - традиционные глаза византийской иконографии - преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета. Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», - замечает один из исследователей росписей собора.

Работая над воплощением образов русских князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих других, Васнецов воплотил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды – в композиции Крещение Святого князя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князя Владимира.

В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров. Труд просто титанический! Собор отапливался плохо. Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Но Матерь Божия, судя по всему, оберегала мастера. По завершении работ Виктор Михайлович произнес сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу».

Скончался В.М. Васнецов 23 июля 1926 года, похоронен в Москве, на Введенском кладбище (18 уч.).