Корнилий старообрядческая церковь. Митрополит Корнилий. Старообрядцы и государство: Родина, Отечество, Долг. «была мерзость запустения - в храме пивную сделали»

Митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов, родился 1 августа 1947 г.)

Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви (с 2005 г.) с титулом — митрополит Московский и всея Руси .

Будущий предстоятель РПсЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий родился в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье с именем в честь равноапостольного Константина Великого (именины 3 июня). До революции Орехово-Зуево был одним из городов Богородского уезда и находился на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы .

В городе находилось несколько церквей и домашних молелен, принадлежащих старообрядцам. В одной из них и молились предки будущего митрополита. Дом Титовых, что по улице Володарско-го, в котором Константин появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо-вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет-ства бабушка, Мария Никола-евна , водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото-рая располагалась на улице Куз-нецкой. В народе этот храм был известен как «черная мо-ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале-нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было небезопасно.

Окончив 8 классов средней школы, из-за материальных трудностей Константин сразу устроился на работу. Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми. На Литейно-механическом заводе будущий митрополит проработал 35 лет , совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году. Трудовая деятельность Константина Титова продолжалась до 1997 года. Последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода. Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что ухаживая за боль-ной матерью (он был единствен-ный сын), он не женился. А потом, когда её не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди-лись его знания и труды для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз-нецкая. Здесь он познакомился с настоя-телем — отцом , который и по сей день вот уже почти 30 лет окормляет Орехов-скую общину. Знакомство с отцом Леонтием помогло Константину встать на путь церковного служения.

В 1991 году Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма . В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил митрополит (Гусев). 7 марта 2004 года в Москве, в , митрополит (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий . 7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе митрополит Андриан в сослужении епископов Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский . Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания.

Владыка позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана (Четвергова). Вскоре после избрания митрополитом заявил:

Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были упрочнены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев. Так, митрополит рукоположил на Дальневосточную епархию епископа (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию — епископа (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию. За прошедшие годы со своего посвящения в сан митрополита владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Одной из ярких примет этого времени стало значительное число новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового , построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем Скорбящим Радость ».

4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение утвержденного престола и .

22 августа 2008 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение в Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена Архиерейская Литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, митрополит Корнилий освятил в селе Афанасьево Кировской области .

6 июня 2010 года во время визита митрополита Московского и всея Руси по Уральской епархии состоялось освящение Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение .

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей. 25 сентября состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, как и до революции был освящен .

8 июня 2011 года совершен чин освящения храма в селе Безводном. Как и до революции, его престол был освящен .

6 июня 2013 года, на праздник преподобного Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года преосвященный митрополит освятил Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

4 августа 2013 года митрополит Корнилий освятил придел и второй алтарь Казанского храма во имя святителя Арсения Уральского села Безводное Нижегородской и Владимирской епархии.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) состоялось освящение нового храма Русской Православной старообрядческой Церкви. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины освятили новопостроенный .

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Молдавия) освящен новый старообрядческий .

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение престола и . Эта церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, перенесения честных его мощей, была построена в начале XX века и совсем недавно передана Русской Православной старообрядческой Церкви.

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области . Новый храм освящен во имя Воздвижения Честного Креста Христова.

13 декабря 2015 года владыка совершил освящение во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение , которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малая Вишера Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый .

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви: предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода ». При содействии и финансовой помощи московских властей здесь проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и храмах, доме Причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы. 1 февраля 2015 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, состоялось знаковое событие: освящение в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества, и возвращение храму его исторического наименования было инициативой самого митрополита Корнилия.

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое Духовное Училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, закончившие МсДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За эти годы издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии ». Кроме собственно «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим. Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия музейно-архивно-библиотечный отдел митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов). Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошло около 100 ученых, писателей и работников кино.

В последние годы предстоятельства митрополита Корнилия взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой митрополии праздника св. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы.

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23-24 июня 2016 года в Московском Доме Национальностей прошла международная «Старообрядчество, государство и общество в современном мире ». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий — Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.

В президиуме конференции присутствовали предстоятели Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси . Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии отец Алексей Николаевич Жилко .

Митрополит Корнилий и государство

Динамично развиваются отношения между Русской Православной старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации . 22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил Митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой — орденом Дружбы . Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с Митрополитом Корнилием, Московским и всея Руси. В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил Президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира. В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением РПсЦ и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития, и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной старообрядческой Церкви здания старообрядческого .

31 мая 2017 года, накануне 70-летия Владыки, духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, Владимир Владимирович Путин . Цель этого визита — ознакомление со старообрядческим духовным центром РПСЦ, осмотр его храмов и территории. В ходе встречи глава государства побывал на выставке «Сила духа и верность традиции », которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. На выставке представлены уникальные памятники XVI-XX веков , хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

Митрополит Корнилий на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе, а соответственно и авторитет всего старообрядчества. Это особенно важно, потому что до митрополита Корнилия в РПсЦ был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Однако служение митрополита Корнилия совпало с готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями.

Митрополит Корнилий ревностно исполняет свой архипастырский долг, регулярно совершает архиерейские богослужения в Кафедральном Покровском Соборе г. Москвы. Он часто посещает общины Московской епархии, а также нередко бывает во всех епархиях Русской Православной старообрядческой Церкви. Внимательно относится к проблемам церковной жизни, ответственно подготавливает и рукополагает кандидатов во священные степени, возглавляет освящение многих построенных храмов. Будучи сам талантливым проповедником, архипастырь целенаправленно развивает и поддерживает в Церкви проповедническую, просветительскую и издательскую деятельность, духовное образование. Владыка очень радеет о том, чтобы результат этих трудов был направлен как внутрь Церкви, на оживление духовной жизни христиан, так и во вне, в мир, для проповеди всему человечеству истин Богом данной правой веры.

За время первосвятительского служения владыки Корнилия в Церкви особенно проявилась соборность. Это выражается не только в том, что регулярно проводимые Освященные Соборы стали реальным органом управления Церкви, но и в том, что Церковь открыто и свободно обсуждает вопросы своей внутренней жизни и каждый её член получил право соборного голоса. Владыка Корнилий известен своей открытостью и отзывчивостью. Он уважителен и смирен со своими собратьями-архиереями, по-отечески относится к подчиненным ему священнослужителям — священникам, диаконам и чтецам. Готов для общения со всяким христианином, внимателен к людям разного ранга и положения, национальности и вероисповедания. Владыка образован и начитан, открыт ко всему новому. При огромных моральных и физических нагрузках, владыка Корнилий ведет скромный и строгий образ иноческой жизни, энергичен и жизнерадостен, непритязателен в бытовых вопросах.

Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий (Титов) отмечает своё 70-летие. Старообрядческого первоиерарха с юбилеем поздравил президент Российской Федерации Владимир Путин . Накануне визита главы государства митрополит Корнилий дал интервью АиФ.ru

В кругу сочувствующих

Алексей Чеботарёв, АиФ.ru: Владыко святый, староверы, кажется, всегда хотели, чтобы государство оставило их в покое. Кто и что изменилось сейчас — государство или староверы — что Церковь уже не уклоняется от государства?

— В течение сотен лет государственные институты выступали в качестве инструментов гонения на старообрядчество. Те немногочисленные периоды истории, когда староверов на какое-то время оставляли в покое — уже считались благословенными.

В наши дни общественно-политические условия радикально изменились. Обществом и государством давно осознана ценность древнерусской культуры и традиции, официально признаны и существующие старообрядческие общины. В этих условиях, условиях свободы вероисповедания, не только возможно и допустимо, но и желательно взаимодействие старообрядчества и государства в вопросах нравственности, морали, сохранения духовных и исторических ценностей, защиты национальных и социальных интересов граждан страны.

— Что нужно от государства Старообрядческой церкви?

— Государство вполне может содействовать репатриации старообрядцев, проживающих за пределами исторической Родины, возвращать здания храмов и монастырей, осуществлять посильную помощь в развитии старообрядческих просветительских проектов, исследовательских и социальных инициатив. В частности, на встречах с главой государства мы просили помочь в реставрации здания Старообрядческого института, переданного РПСЦ недавно в разрушенном состоянии. Президент обещал содействие. Просили также о передаче храма в Гавриковом переулке, из которого в 90-е годы сделали спортзал.

— Отношения Церкви и КГБ в СССР были очень непростыми. Сложно ли вам находить общий язык с главой государства, учитывая его прошлое?

— Нет, не сложно. Все мы советские люди, выходцы из советского государства, в котором было почти невозможно жить, не соприкасаясь с разными государственными, социальными и партийными институтами. Демократические реформы, проведенные в конце 80-х — начале 90-х годов, позволили людям переосмыслить годы советского безбожия, и с тех пор очень многие пришли в Церковь или хотя бы изменили свои представления о Боге и предназначении человеческой жизни.

Президент РФ Владимир Путин и митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий во время встречи. 16 марта 2017. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

— Но всё равно о Старообрядческой церкви по-прежнему знают немного. Почему?

— Да, большинство не знает и того, что «старообрядчество» и «старообрядцы» — это навязанные нам названия, мы — православные (или древлеправославные) христиане. Мы не избалованы вниманием. За 10 лет у меня было одно интервью телеканалу «Россия-24». А газета «Аргументы и факты» вообще брала интервью у митрополита нашей Церкви Алимпия только в начале 90-х годов, на его 70-летие. И это вот интервью тоже на 70-летие — уже моё.

Поэтому мы иногда сталкиваемся с противодействием строительству наших храмов только из-за незнания. Местные власти говорят, что, мол, нам не нужны эти «сектанты». Приходится губернаторам и их помощникам рассказывать историю нашей Церкви, объяснять, что нас признают в высших эшелонах власти и я член совета при президенте... На самом «верху» намного чаще встречаются люди, которые хорошо знают старообрядчество, или вспоминают о своих корнях. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин , например, — из старообрядческих мест, поэтому у него доброе к нам отношение. Но в сознании многих мы что-то вроде мамонтов, которые когда-то были, а потом куда-то делись.

Считаю, чтобы понять наше древлее православие, надо жить им. Но и до внешних всё-таки что-то доходит. Есть круг сочувствующих нам, и он всё сильнее расширяется.

Флот в помощь

— А число верующих растёт?

— Сложно сказать. Вроде бы нынешний уровень развития техники и общества облегчает жизнь верующим и исполнение ими церковных правил и традиций. Раньше иной раз требовалось много часов, чтобы добраться до храма, а если до отдаленного монастыря — то на дорогу уходили недели и месяцы. Сейчас есть автотранспорт, авиация, флот, которые позволяют добраться в любую точку земного шара в десятки раз быстрее. Интернет помогает получить быстрый доступ к просветительским материалам, библиотекам, архивам. Легче стало поститься. Сегодня и зимой, и летом легко купить разнообразные овощи, фрукты, в то время как в совсем недавнее советское время в Великий пост многие были вынуждены питаться лишь макаронами да картошкой.

Но современным людям всё равно трудно войти в нашу Церковь, трудно пребывать в ней. Походят, посмотрят — и разворачиваются: здесь надо поститься, молиться, здесь богослужения долгие, надо бороду носить, нельзя блудить, курить и пьянствовать. Даже многие из наших коренных и те, кто крестился, долго не выдерживают, отпадают.

— Даже подстригать бороду нельзя? А если начальство велит?

— Нельзя. Это неправильно, когда мы поправляем данный Богом образ — он мужчину создал с бородой, а мы пытаемся прикинуться красивей и моложе. Не должно быть такого протестантского духа, должен быть дух смирения. Борода — это твой крест. Его хотя бы понеси, такой маленький крестик — тебя не жгут, руки не отрубают, в земляную яму не сажают. Потерпи или лучше поменяй работу.

— По этой логике нужно и магазины в воскресенье закрывать, как предлагают ваши коллеги из РПЦ...

— Не думаю, что закрытие магазинов поможет христианизации общества и заставит людей активней посещать богослужения.

Но нужно стараться жить независимо от этого мира. Есть пример — знаменитая Агафья Лыкова . Она живёт в тайге, по-прежнему далеко от нынешней цивилизации, но мир сам к ней тянется.

— То есть нужно всем в леса уйти, как её семейство?

— Нет, городской человек не сможет жить без цивилизации. Но уйти от грехов — необходимо, нужно их изживать.

— Но как можно, живя в мире, уйти из мира?

— Для начала хотя бы телевизор не смотреть, пореже пользоваться интернетом — только для доброго дела или просмотра душеспасительного фильма, передачи или чтения книги. Апостол говорит: «Всё мне позволительно, но не всё мне полезно». Нужно всегда ставить себе вопрос — полезно ли то, что я хочу сказать или сделать, для моей души?

Мы должны жить в этом мире, но не должны жить по его духу, потому что нынешним миром правит дьявол. И всё агрессивнее наступает на нас с Запада с его однополыми браками. Наш путь — это выверенная святыми дорога в Царство Божие, вдоль которой вешки расставлены.

А заповеди — «не сотвори себе кумира», «не убей», «не укради» — всегда современны и должны исполняться в любую эпоху.

Константин Титов родился 1 августа 1947 года в городе Орехово-Зуево, Московская область. Был крещен в младенчестве с именем в честь равноапостольного Константина Великого. Воспитывался в старообрядческой семье. Окончив 8 классов средней школы, из-за семейных трудностей вынужден был пойти на работу, став учеником токаря.

На Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината - предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми, будущий старообрядческий митрополит отработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году.

До 1997 года Титов Константин работал начальником отдела технического контроля завода. В 1991 году был избран председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В мае 1997 года, дав обет безбрачия, поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященнейший митрополит Алимпий (Гусев).

В Покровском кафедральном соборе 7 марта 2004 года в Москве, преосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятыя Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника. На Освященном Соборе 21 октября 2004 года иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. В 2005 году, 14 марта о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий.

В 2005 году, 7 мая в Покровском кафедральном соборе преосвященнейший митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского, а 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

Освященный Собор 18 октября 2005 года, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана. Вскоре после избрания митрополитом заявил: «Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ».

Интервью с главным старообрядцем России: о меме «Путин и голубь», контактах с РПЦ, мусульманами, положительном татарстанском примере и возвращении староверов на Родину

В эти дни в Татарстане находится предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий (Титов). Прибыл он в Казань для участия в конференции «Старообрядчество и революция». Именно владыка удостоился чести открыть форум и принять участие в мероприятиях , связанных с ним. В ходе визита он дал интервью корреспонденту «Реального времени». В беседе с нашим журналистом высокопоставленный священник поведал о своей недавней встрече с Путиным и пояснил происхождение шутливого мема с голубем, появившимся после президентского посещения. Также глава РПСЦ рассказал о своих контактах с мусульманами, прекратившихся спорах с никонианами (РПЦ), похвалил татарстанские власти и анонсировал всемирный съезд староверов всех согласий.

«Татарстан отличился в хорошем отношении»

Уважаемый Владыка, расскажите для начала, какова ваша программа пребывания в Татарстане? Я так понимаю, вы в Казани уже не первый раз.

В Казани я не первый раз . Знаю, что здесь много наших старообрядцев, у которых хорошие отношения с властями. Несколько раз здесь встречались и с президентом Миннихановым, и с госсоветником Шаймиевым. У нас здесь хорошие связи и духовные, и материальные. Мы приехали сюда в первую очередь для того, чтобы помолиться с нашими братьями. Здесь был большой праздник явления Казанской иконы Божией Матери. Поэтому наш основной мотив был молиться. Также у нас была поездка в Челны, где месяц назад освятили храм. Посетили музеи в Елабуге - Шишкина, Цветаевой. А сегодня - конференция «Старообрядчество и революция». Такие основные вехи нашего путешествия.

- А почему все-таки Казань выбрана площадкой для такой конференции?

Из всей России особенно здесь власти заботятся о возрождении нравственности, духовности. Именно здесь я вижу историческую оценку событий. Инициаторами форума выступило правительство Татарстана, за что я очень благодарен. Это очень важная тема - 100-летие революции, отмечаемое в этот юбилейный год. Конференция, проводимая нашими старообрядцами по инициативе республиканского правительства, является знаковым событием.

Наш владыка Геронтий - епископ, который 10 лет отсидел в сталинские времена в 1930-е годы, - отмечает, что с ним в лагерях было много и татар. Он очень положительно о них пишет: они с ним быстро нашли общий язык, поддерживали, были как братья в такие трудные времена. Мусульмане и православные объединились, выживая в тяжелых условиях

- Получается, в других регионах меньше уделяется внимания этой теме - староверы и революция?

Полгода прошло с начала 2017 года, и нигде - ни в Москве, ни где-либо еще - не было. Татарстан , можно сказать, отличился в хорошем отношении.

Хотя кому-то может показаться странным, что в Татарстане проводится старообрядческий форум, поскольку в головах обывателей республика считается условно мусульманской…

Тут ведь говорим о столетии репрессий, гонений. Мусульмане тоже преодолевали все эти трудности, гонения от советской власти, разрушения - всем досталось. Наш владыка Геронтий - епископ, который 10 лет отсидел в сталинские времена в 1930-е годы, - отмечает, что с ним в лагерях было много и татар. Он очень положительно о них пишет: они с ним быстро нашли общий язык, поддерживали, были как братья в такие трудные времена. Мусульмане и православные объединились, выживая в тяжелых условиях. Такая дружба ему помогла.

Сегодня на конференции были представители других старообрядческих согласий, РПЦ и люди светские. Как удалось всех собрать под одной крышей?

Я только рад, что здесь собрались эти люди, которые оценивают исторические события с духовной точки зрения. Конечно, советское время, наше прошлое по-разному сейчас оценивают: коммунистическая партия под одним углом, историки - под своим, верующие - под третьим. А сейчас, как мы видим, присутствует самая правильная оценка - с духовной точки зрения: нарушаются или не нарушаются заповеди Божьи. Конечно, было много печальных нарушений, которые привели к таким событиям 30-х годов, как репрессии, ГУЛАГи - вот это мы и вспоминаем. Конечно, все конфессии говорят об этих печальных страшных днях и годах.

Я думаю, наш президент старается консолидировать все слои общества, все религиозные традиционные организации, церкви и обратиться к русской истории, которая тесно связана со старообрядчеством

«Впервые за 350 лет после раскола глава государства посетил нас»

- Вы сказали, что правительство Татарстана уделяет внимание старообрядцам. Месяц назад и президент Владимир Путин встречался с вами . Почему государственная власть вдруг озаботилась вопросами, пожалуй, одной из самых традиционных конфессий России?

Вы правильно сказали про самую традиционную конфессию. Мне трудно сказать, почему они обратили внимание на нас: они же сами выбирают. Наверное, есть какая-то политика, которая кем-то одобряется, продумывается. Мы просто были извещены, что президент хочет посетить. Конечно, были очень рады такому вниманию, потому что и в царское время гонений (особенно в романовское), и в советское время старообрядцы были преследуемы: они были вне закона, подвергались разным репрессиям. Поэтому расселение по всему миру произошло из-за гонений.

- Это первая в истории встреча руководителя страны со старообрядцами?

Да, впервые за 350 лет после раскола глава государства посетил наш духовный исторический центр - очень большое, важное и знаковое для нас событие. Почему это произошло? Я думаю, наш президент старается консолидировать все слои общества, все религиозные традиционные организации, церкви и обратиться к русской истории, которая тесно связана со старообрядчеством. Старообрядцы были патриотами своей родины во все времена - и в Смутное время 1612 года, и в Отечественной войне 1812 года с французами, и в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Старообрядцы всегда были защитниками своего Отечества. Я думаю, президент приехал к нам для того, чтобы выразить свою признательность, свое почтение русским из русских, православным из православных - старообрядцам. Также, наверное, его цель была и познакомиться с нами, поскольку это было первый раз.

После этой встречи в интернете появился шутливый ролик с голубем, где вы шагаете с Владимиром Владимировичем. Видели ли вы его?

Видел, конечно.

- Как относитесь к подобным шуткам?

В каждой шутке есть доля правды. Действительно, голубь слетел с колокольни прямо под ноги Путину, а он и жест сделал, мол, посмотрите, какой голубь к нему навстречу пошел. Потом пририсовали, что птица левым крылом отдает честь - такая вот шутка. А вообще, интересное событие, поскольку голубь символизирует в православии благодать Святаго духа, его так и изображают иногда. Возможно, и Господь так устроил, трудно мне сказать. Но такое было действительно.

Было интересное событие в прошлом году в Москве, в котором государство приняло участие: впервые за круглым столом собрались все старообрядческие согласия - беспоповцы, еще несколько разветвлений, РДЦ. Мы встретились, познакомились, пообщались - это было тоже историческое событие

«С РПЦ у нас споров нет»

- А как выстраиваются отношения с Русской православной церковью (Московским патриархатом)?

У нас добрососедские отношения, достаточно мирные. Если в царские времена Романовых и в советские наша церковь была гонимой и преследуемой, наши священнослужителей в тюрьмы сажали, храмы разрушались, то сейчас государство устранилось в какой-то мере от того, чтобы нами руководить, тем более противопоставлять одну конфессию другой. Мы традиционные, живем в относительно мирное время. В какой-то мере получаем и помощь от государства в деле возрождения духовности, поскольку государство, да и здесь в Татарстане местное правительство (мы встречались), понимают важность духовного возрождения. Борьба со страстями, пороками, вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания), с абортами - общая платформа с той церковью, которую называете патриаршей. Как раз эти вопросы на конференциях вместе обсуждаем и вместе с государством пытаемся как-то решить. Основное наше дело Церкви - это молитва, но и такое социальное служение имеет место, в том числе забота о нищих, бездомных, больных, посещение тюрем.

- Тем не менее, у вас есть некоторые споры с РПЦ вокруг возвращения храмов…

Эти споры были до 2010 года, пока не было специального закона. Сейчас, слава Богу, храмы, которые принадлежали конфессиям, возвращаются.

- И РПЦ на ваши храмы руку не накладывает?

Нет. Мирное сосуществование. Они свои храмы возвращают, а мы, как видите, свои. И мы не претендуем на чью-то собственность. Слава Богу мы этот храм возвратили (митрополит указал на восстанавливаемый Кафедральный собор Казанской иконы Божией матери на ул. Старообрядческой, 17 ). Так что у нас таких споров нет.

А как с другими старообрядческими конфессиями контактируете - Древлеправославной церковью, с беспоповцами?

Было интересное событие в прошлом году в Москве, в котором государство приняло участие: впервые за круглым столом собрались все старообрядческие согласия - беспоповцы, еще несколько разветвлений, РДЦ. Мы встретились, познакомились, пообщались - это было тоже историческое событие. Тем более государство поприветствовало это мероприятие и поддерживает наше сотрудничество. Мы готовимся к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума - это наш общий святой, который положил жизнь за веру. Он родился в 1620 году. То есть 400-летие мы будем отмечать в 2020 году. Мы, старообрядцы-поповцы и беспоповцы, обратились к президенту Путину с письмом о поддержке в масштабах всей России этой даты. Президент Путин поддержал, подписал положительную резолюцию. Сейчас с Министерством культуры, в том числе и в Татарстане, согласовываем мероприятия в рамках подготовки к юбилею. Такое сотрудничество началось совсем недавно, год назад. И здесь, как видим, собрались старообрядцы всех согласий - и поповцы, и беспоповцы.

Сравнивая с другими регионами, могу сказать: здесь находится на передовых позициях руководитель республики, который дружественно и на равных относится ко всем конфессиям. Он хорошо знает историю старообрядчества. И мы видим эту поддержку в делах

Расскажите, как вы выстраиваете отношения с другими конфессиями? Меня в первую очередь интересуют мусульмане.

Здесь в Казани очень уместный вопрос - возрождение святынь. Храм, в котором сейчас идет конференция, совсем недавно был в разрушенном состоянии. Правительство Татарстана обратило внимание на это, у нас было несколько встреч с президентом Миннихановым, с Шаймиевым. Рустам Нургалиевич и сам приезжал сюда на открытие памятника. Это деловое сотрудничество, мы очень рады поддержке старообрядцев. Сравнивая с другими регионами, могу сказать: здесь находится на передовых позициях руководитель республики, который дружественно и на равных относится ко всем конфессиям. Он хорошо знает историю старообрядчества. И мы видим эту поддержку в делах: помощь в восстановлении кафедрального собора, открытие памятника, организация встреч, выставок, сегодняшняя конференция. Как мы помним, на открытие памятника были приглашены и мусульманские лидеры, представители новообрядческой церкви, католики. Вот такая дружеская созидательная атмосфера здесь царит.

- Хотя бы с муфтиями, которых у нас десятки в стране, были у вас встречи тет-а-тет?

Мы периодически встречаемся, в том числе и с Талгатом Таджуддином (верховный муфтий, председатель ЦДУМ России, – прим. ред. ), но не тет-а-тет, а на официальных мероприятиях. Раз в квартал в Кремле нас, представителей конфессий, собирает глава администрации президента. Обсуждаем вопросы, которые интересуют и церковь, и государство. Да, у нас добрые хорошие отношения.

«Многие старообрядцы хотят вернуться в Россию»

- Есть информация, что в 2018 году в России пройдет всемирный старообрядческий собор. Что это будет за форум?

Я бы не сказал, что собор, скорее, съезд. Это продолжение круглого стола, который был в прошлом году. Сейчас мы хотим его расширить с приглашением бо́льшего числа старообрядцев. Среди тем, которые мы еще подняли перед президентом Путиным месяц назад, было переселение старообрядцев, которые убежали в царское и советское времена за границу. Есть общины в Латинской Америке, Австралии, в Румынии, Молдавии и Украине. Многие хотят вернуться в Россию. Президент тоже одобрил. И наша встреча будет как раз посвящена созданию условий для того, чтоб старообрядцы возвращались на родину. Это большой и трудный вопрос: опыта нет, нужны колоссальные материальные и людские ресурсы. Слава Богу, этим вопросом президент заинтересовался. Министерство получило от него задание разработать программу переселения старообрядцев. Этот съезд будет в какой-то мере подводить итоги по содействию возвращению старообрядцев на родину.

Среди тем, которые мы еще подняли перед президентом Путиным месяц назад, было переселение старообрядцев, которые убежали в царское и советское времена за границу. Есть общины в Латинской Америке, Австралии, в Румынии, Молдавии и Украине. Многие хотят вернуться в Россию

- Где и когда он будет проходить?

В Москве, летом. С точной датой будем определяться.

- Какие согласия изъявили желание принять участие?

В основном поповцы и беспоповцы, есть у нас еще Русская древлеправославная церковь (РДЦ) с патриархом Александром - они тоже будут. Как раз эти три согласия проводили круглый стол, сейчас идет подготовка к совместному съезду.

- А единоверцы будут участвовать?

Мы имеем в виду лишь старообрядцев. Единоверцы на сегодняшний день находятся в духовном подчинении новообрядческой церкви (РПЦ, - прим. ред. ).

«Князя Владимира можно по-современному назвать старообрядцем»

- В Татарстане недавно был скандал, когда ряд священников РПЦ отказались молиться за патриарха Кирилла, обвинив его в экуменизме и припомнив его встречу с Папой Римским. Где грань между диалогом и экуменизмом?

Не буду комментировать, что происходит в той церкви. У них свои вопросы, а мы независимо от них решаем свои вопросы внутреннего содержания. А экуменизм для старообрядцев - неприемлемая вещь, это тот духовный плавильный котел, в котором хотят все религии соединить, сделать что-то общее и тем самым уничтожить суть православия, провести какие-то реформы. Старообрядцы как раз на этом и стоят: никаких реформ не допускается. Это то, что передали нам наши предки, хранила Святая Русь в средние века - все это мы и сохраняем. А экуменизм пытается нивелировать все, сделать что-то общее, непонятное, создать аморфную массу и уничтожить веру. Мы, старообрядцы, во все времена никогда не участвовали в экуменистическом движении. Мы, как и вы, в этом вопросе выступаем сторонними наблюдателями - как смотрим какой-то матч. Нас это напрямую не касается, и сами мы, слава Богу, далеки от этого экуменического движения.

- Сколько в России сейчас старообрядцев и старообрядческих храмов?

Статистика говорит, порядка 200 храмов в России, на Украине - 50, в Молдавии - 30. Есть рассеянные по зарубежью храмы и общины… Это говорю о наших, РПСЦ. Совсем недавно появились общины в Уганде. Заинтересовались в Пакистане общины, уже приезжали, присоединились. Это для нас, старообрядцев, тоже необычная картина - люди со всего мира интересуется старообрядчеством, и кто-то приходит к истинной спасительной вере.

Старообрядцы как раз на этом и стоят: никаких реформ не допускается. Это то, что передали нам наши предки, хранила Святая Русь в средние века – все это мы и сохраняем. А экуменизм пытается нивелировать все, сделать что-то общее, непонятное, создать аморфную массу и уничтожить веру

Эксперты подчеркивают, что именно старообрядчество и ислам в России являются самыми быстрорастущими конфессиями. У других замедлился или приостановился рост…

Нам трудно судить. Нам отвечать перед Богом и перед своей Церковью. У нас есть какая-то особенность, которую другим сложно понять. Церковь - это сообщество живых и мертвых. Конечно, сейчас нас не так много, как до революции. Но Господь сам говорит: «Не бойся малое стадо, я с вами. Пусть те, которые хранят заветы Господа, живут по его законам». Это и есть стадо Христово. Это совокупность в том числе и тех, кто ушел из жизни, прожив ее в православии. А истинное православие принес на Русь князь Владимир. И всех святых до раскола, в их числе и князя Владимира, можно по-современному назвать старообрядцами. А если говорить о количестве старообрядцев, то говорят об 1-2 миллионах человек. Официальная статистика, как вы знаете, не может полностью отражать реальное положение дел. Кто-то дальше, кто ближе к Богу, к истине. Только Господь может определять. Наше дело - стремиться жить по законам Божьим, спасать свою душу, помогать нашему обществу, нашей родине на земле, а самое главное - Отечеству, которое уже будет после этой жизни, - Царству Небесному. Каждому из нас надо подготовиться к встрече с Господом в этой вечной истинной жизни - Царстве Божьем.

Тимур Рахматуллин, фото Олега Тихонова

Царьград побеседовал с предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым), который накануне встречался с российским президентом Владимиром Путиным. Владыка рассказал подробности встречи и высказал мнение, что Россия сейчас нуждается не только в экономическом, но и в духовном импортозамещении. Кроме того, митрополит поддержал передачу Исаакиевского собора Церкви и добавил, что у старообрядческих церквей сегодня остается та же проблема.

Встреча с главой государства

Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию, разделение русского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революции 1917 года, отметил в одном из своих первосвятительских слов предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И сегодня, в год столетия революционной катастрофы 1917 года и 350-летия трагического церковного раскола XVII века, особенно важно осознать корни этих разделений.

Владыка, очень важным событием последних недель стала ваша встреча с главой государства Владимиром Путиным. Расскажите, пожалуйста, как прошла встреча, какие вопросы обсуждались?

Несколько дней назад состоялась историческая знаменательная встреча с главой нашего государства, когда впервые официально в Кремле в кабинете президента был прием главы Старообрядческой Церкви.

Мы помним, что в те времена, когда были гонения, советское прошлое, совершенно нельзя было представить, что руководители встречаются с главой Старообрядческой Церкви. И вот сейчас благоприятное время, когда мы можем встретиться, поговорить о наших насущных вопросах, наметить какие-то пути совместного творчества, совместного действия нашего для блага Родины. Для того, чтобы нашу церковь укрепить, помочь, для того чтобы встретить наши знаменательные даты - основной будет 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума.

Впервые обсудили такой глобальный вопрос, как переселение русских из зарубежья, и многие-многие другие вопросы, о которых мы сумели с Владимиром Владимировичем поговорить.

Самое главное, я увидел доброе, заинтересованное отношение и государства, и президента к православию, и нас, русских православных людей, которые и находятся сейчас в церкви - в Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Так что я очень благодарен и президенту, и, конечно, Богу, что такая встреча состоялась.

Исаакиевский собор: Церкви надо возвращать

Также обсуждался вопрос возвращения церковной собственности, очень острый и больной для Русской Православной Церкви и для Русской Православной Старообрядческой Церкви. И, конечно, нам очень важно поддерживать друг друга в этом вопросе.

В одном из недавних интервью владыка Корнилий высказался за возвращение Московскому Патриархату Санкт-Петербургского Исаакиевского Собора. Попрошу Вас, владыко, рассказать поподробнее о своей позиции по этому вопросу.

Вероника Иващенко. Фото: Телеканал "Царьград"

Здесь я, может быть, не столько Московский Патриархат поддерживаю, но я поддерживаю нашу Церковь в первую очередь, у нас тоже есть вопросы по возвращению собственности. Слава Богу, я и президента поблагодарил, что в 2010 году было постановление, указ, который говорит о возвращении церковного имущества, в первую очередь церквей, он работает, слава Богу. Есть положительные результаты, но есть еще вопросы, о которых я и сказал президенту - прямо по Москве.

В Москве есть храм в Гавриковом переулке, Старообрядческий. Но, к сожалению, в 1990-е годы он был продан - вот так храм взяли и продали. Сейчас там находится спортивный зал. Несколько раз мы обращались и к московским властям, и к другим. Здесь не смогли найти какое-то приемлемое решение, поскольку сказали, что частная собственность - вот через суды возвращаем. А суды защищают собственность, собственника. Поэтому, конечно, большая надежда на обращение, которое я оставил у президента о помощи. Он, конечно, сказал, что это трудный вопрос. Но я думаю, что власть президента сможет с мэром Москвы Собяниным Сергеем Семёновичем [сделать так], чтобы спортивный зал переместить, где он должен был быть. Для спортивного зала в Москве найдется место, а вот храм должен быть храмом, святое место должно быть святым местом, вне зависимости от того, Московский ли это патриархат, как Исаакиевский Собор, еще несколько храмов. Во Владимире храм у Золотых Ворот - сейчас там находится музей хрусталя. И другие объекты, которые надо возвращать, это справедливо.

Сакральный аспект

Самое главное, что ещё может быть сакральная сторона этого дела, духовная. Ведь когда храм освящается, Господь приставляет своего ангела-хранителя у алтаря этого храма. Как мы в молитве потом говорим - на веки вечные приставлен. То есть если это даже оскверненный храм, все равно благодать там находится, и ангел там находится. Конечно, мы должны понимать, что этому ангелу, как и Господу, неприятно, что спортсмены, как по-простому говорят, друг другу морды бьют. Конечно, это не положено. Это осквернение чувства верующих - тех, кто проходит туда, на этот храм молится, а там внутри безобразие такое…

Мы должны все делать, чтобы храмы возвращались Церкви, как бы это трудно не было. Да, в Питере, можно сказать, это особый город со своим менталитетом, западным, трудно проходит, а в других местах это легче. Поэтому я думаю, с Божией помощью благое настроение и здравомыслие победят, и все-таки храм останется храмом.

Митрополит Корнилий. Фото: Телеканал "Царьград"

Духовное импортозамещение

Русских православных людей, придерживающихся разных богословских традиций, объединяют общие культура и ценности.

Скажите, есть ли возможность взаимодействия нашего в этих вопросах, например, в деле борьбы с абортами или противодействия экспансии чуждой нам культуры? Когда-то Вы даже выступали за общественный контроль над телевидением…

Да. Сейчас, после введения санкций, есть экономическое понятие - импортозамещение. Вот эту борьбу с внедрением западного наполнения, начиная со времен раскола, Петра I особенно, когда попиралось все русское, все духовное, все православное, сейчас нужно, чтобы в это импортозамещение за более чем 300 лет как-то вошел дух, плоть русского человека.

К сожалению, мы часто оглядываемся на Запад, берем оттуда примеры, которые не должно брать нам, православным. Поэтому все, что оттуда негативное берем, конечно, надо отвергать. Потому что Православие само по себе и самодостаточно, и спасительно, и те обычаи, которые пытались и при царе Алексее Михайловиче, и при Никоне внедрять, вспоминаем собор 1666-1667 годов, это же все было насильно, без соборного решения, и поэтому народ протестовал.

Сейчас мы должны в этом импортозамещении возвращаться к своему исконному духовному русскому, спасительному, святому. Конечно, Святая Русь - это тот ориентир, тот компас, к которому надо возвращаться и идти по этому пути. Потому что наш вектор и наша Церковь - мы считаем, что старообрядчество началось со времен апостольских, 20 веков назад. Князь Владимир, как я думаю, это первый старообрядец, полноту Православия принес, потом это, конечно, Сергий Радонежский и плеяда святых. Вот сегодня Макария вспоминаем - потому что они все молились по такому уставу, жили в русском духе, поэтому мы и считаем, что старообрядцы, как бы им трудно не было, все века отстаивали русское, национальное, спасительное - самое главное. Это, конечно, помогает и в борьбе с пороками…

Молиться, чтобы стать людьми Святой Руси

Эти страшные аборты - говорят, Русь Святая, Православная, а какая она православная, если каждые 5 секунд - вот я посчитал - каждые 5 секунд убивается в утробе младенец? Мы говорим, и каждые 5 секунд русское общество теряет своего, может быть, потенциального Кулибина, Менделеева, Пушкина и так далее. Конечно, страшно, что миллионы русских - есть и алкоголизм, и наркомания, и все, что с эти связано негативное - очень многое взяли у Запада. Их этой "либеральной свободы".

Конечно, свобода должна быть, но свобода, как говорит апостол, от греха. Сейчас Великий Пост, об этом очень актуально говорить. И мы готовы призывать и сотрудничать. Недавно собрались все старообрядческие согласия, год назад, и с Московской Патриархией, с другими традиционными конфессиями - мы готовы со всеми этими пороками бороться, принимать свое участие и, самое главное, молиться, чтобы Господь нам дал разум, согласие, мир, долготерпение, и все, что Господь дает, чтобы мы были православными людьми. Людьми Святой Руси.