Контроль надзор за деятельностью арбитражных управляющих. Мэр меняет порядок контроля за сро арбитражных управляющих. Правила осуществления Организацией контроля деятельности своих членов - арбитражных управляющих

Кто контролирует деятельность арбитражных управляющих? Определён ли какой-либо контролирующий орган? Кому можно пожаловаться на арбитражного управляющего?


С. В. Степанова,Ярославль.


Такое понятие, как «контролирующий орган» в сфере несостоятельности (банкротства) в законе отсутствует.


Орган, который осуществляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, называется регулирующим, которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации является Федеральная регистрационная служба.


Кроме того, с марта нынешнего года вступил в силу Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению проверок, отнесённых к компетенции Росрегистрации, в соответствии с которым на нашу службу возложены полномочия по проведению проверок как саморегулируемых организаций, так и самих арбитражных управляющих. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, например, по поступившим обращениям или жалобам.


Поэтому, если вы считаете, что ваши права нарушены теми или иными действиями арбитражного управляющего, вы имеете право обратиться с жалобой на его действия в управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области. По изложенным в жалобе фактам сотрудниками управления, осуществляющими контроль за деятельностью арбитражных управляющих, будет проведена проверка.



Предприятие, на котором я проработала десять лет, признали банкротом. Меня избрали представителем трудового коллектива, но конкурсный управляющий ни разу не извещал меня о собраниях кредиторов, которые проводились, как мне стало известно, уже не один раз. Работники предприятия спрашивают, когда будет продано имущество завода, по какой цене и хватит ли денег на выплату задолженности по заработной плате. А я ничего не могу им ответить, так как на собрания кредиторов меня не приглашают. Как можно воздействовать на кон-курсного управляющего? И вообще, правомочно ли собрание кредиторов, на которое приглашены не все участники?


Н. В. Семёнова,


Рыбинск.


Действительно, представитель трудового коллектива имеет право присутствовать на собраниях кредиторов, хотя и не участвует в голосованиях. Этим правом закон наделил его не случайно. Именно через представителя трудового коллектива остальные работники получают информацию о ходе конкурсного производства, которое, безусловно, затрагивает их права и интересы. Именно он может задать на собрании кредиторов интересующие работников вопросы.


Не уведомляя представителя работников о проведении собраний кредиторов, конкурсный управляющий нарушает предписания закона. Вместе с тем из положений закона следует, что присутствие либо отсутствие представителя трудового коллектива, неважно, по каким причинам, никак не влияет на правомочность собрания кредиторов.


Однако представителю трудового коллектива следует знать о том, что он вправе знакомиться с судебным делом о несостоятельности (банкротстве) предприятия. В материалах дела находятся протоколы всех собраний кредиторов, из которых можно узнать об обсуждавшихся на собрании вопросах и о принятых по ним решениях. Также в деле должны присутствовать отчёты конкурсного управляющего, которые отражают ход конкурсного производства, реестр требований кредиторов и другие документы. Недобросовестный конкурсный управляющий может препятствовать вашему присутствию на собраниях кредиторов, но препятствовать ознакомлению с материалами дела в арбитражном суде он не в силах.


Кроме того, с целью защиты прав и законных интересов работников должника закон наделяет представителя трудового коллектива правом на обращение в арбитражный суд: по его заявлению решение собрания кредиторов, нарушающее права и интересы работников, может быть признано судом недействительным.


Также с жалобой на незаконные действия арбитражного управляющего можно обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по Ярославской области, на которое возложены функции контроля за арбитражными управляющими.


На вопросы отвечала начальник отдела по конт-ролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих управления Федеральной регистрационной службы по Яро-славской области Мария УКОЛОВА.



Проработала на предприятии 15 лет, а недавно (три месяца назад) его признали банкротом. Последние полгода заработную плату мне не платили. Сумму этой задолженности конкурсный управляющий включил в реестр требований кредиторов – во вторую очередь, а деньги до сих пор не выплачивает. Что мне делать?


Н. М. Сурина,Ярославль.


Отвечает специалист-эксперт отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области Вера Марахонова.


В данной ситуации с момента признания предприятия банкротом прошло не так уж много времени – всего 3 месяца. Как правило, данного срока недостаточно, чтобы приступить к расчётам с кредиторами.


Выплаты по реестру требований кредиторов осуществляются за счёт средств конкурсной массы предприятия-должника. Чтобы сформировать конкурсную массу, конкурсный управляющий должен выполнить ряд необходимых мероприятий. Сначала проводится инвентаризация и оценка имущества должника, выявляется дебиторская задолженность. Затем конкурсный управляющий согласовывает с кредиторами порядок, сроки и условия продажи выявленного и оценённого имущества, ищет покупателей. Одновременно с этим предпринимаются меры по взысканию дебиторской задолженности, нередко это сопровождается судебными тяжбами.


С целью продажи имущества стоимостью более 100 000 рублей конкурсному управляющему необходимо организовать торги. Более того, случается, что одни и те же объекты недвижимости выставляются на торги по нескольку раз (до четырех раз), прежде чем будут проданы.


Как видно, чтобы появились денежные средства для расчётов с кредиторами должника, необходимо определённое время. В три месяца конкурс-ному управляющему не уложиться. Именно поэтому конкурсное производство вводится судом сроком на 1 год, после чего в случае необходимости может быть продлено.


В случае если кредитор считает, что конкурсный управляющий допускает нарушения, затягивая расчёты с кредиторами, он имеет право обратиться с жалобой на его действия в управление Федеральной регистрационной службы по Ярослав-ской области. По изложенным в жалобе фактам сотрудниками управления, осуществляющими контроль за деятельностью арбитражных управляющих, будет проведена проверка.


МЭР представил проект своего приказа "О Порядке осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих органом по контролю (надзору)" Фото Право.Ru

Минэкономразвития РФ сегодня вечером представило проект своего приказа "О Порядке осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих органом по контролю (надзору)". Ниже следует текст документа:

" 1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления органом по контролю (надзору) контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
2. Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (…)
(далее — Закон о банкротстве), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
3. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется путем проведения плановых и внеплановых документарных проверок, а в исключительных случаях, предусмотренных настоящим приказом, выездных проверок с соблюдением требований и в порядке, установленном Законом о банкротстве и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (…).

4. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводится органом по контролю (надзору) не чаще чем один раз в два года.
Плановые документарные проверки проводятся на основании разрабатываемых органом по контролю (надзору) ежегодных планов проведения плановых проверок.
В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, деятельность которых подлежит плановой проверке;
2) цель и основание проведения плановой проверки;
3) дата и сроки проведения плановой проверки;
4) наименование территориального органа органа по контролю (надзору), которому поручено осуществления проверки.
Подготовка органом по контролю (надзору) плана проведения плановых проверок осуществляется в порядке, установленном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706).
Плановые документарные проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на основании решения органа по контролю (надзору).
В решении органа по контролю (надзору) о проведении плановой документарной проверки указываются:


цели проверки;
предмет проверки с указанием исчерпывающего перечня документов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, отражающих соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций и запрашиваемых у саморегулируемой организации органом по контролю (надзору) при проведении проверки;

срок (сроки) представления запрашиваемых документов;
наименование территориального органа органа по контролю (надзору), которому поручено осуществление проверки;

5. В ходе проведения документарной проверки кроме запрашиваемых у саморегулируемой организации документов рассматриваются также документы и информация, направляемые саморегулируемой организацией в орган по контролю (надзору) в соответствии с Законом о банкротстве, иные документы саморегулируемой организации, имеющиеся в распоряжении органа по контролю (надзору), в том числе акты предыдущих проверок.
6. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся или полученных органом по контролю (надзору), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют установить соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций, орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию мотивированный запрос с требованием представить документы, не предусмотренные решением органа по контролю (надзору), в соответствии с которым проводится проверка, но необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки.

7. В течение десяти рабочих дней со дня получения такого мотивированного запроса саморегулируемая организация обязана представить в орган по контролю (надзору) указанные в запросе документы.
8. Все запрашиваемые органом по контролю (надзору) в ходе проведения документарных проверок документы, сведения и информация представляются саморегулируемой организацией в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью руководителя саморегулируемой организации или иного уполномоченного в соответствии с законодательством представителя.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган по контролю (надзору), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
9. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных саморегулируемой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа по контролю (надзору) документах, информация об этом направляется в саморегулируемую организацию с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. В этом случае саморегулируемая организация представляет дополнительные документы и сведения, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

10. По результатам проверки должностными лицами органа по контролю (надзору), проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах по форме, установленной приказом Минэкономразвития России
от 30 апреля 2009 г. № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован в Минюсте 13 мая 2009 г. № 13915), с указанием сведений о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, а также сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя саморегулируемой организации, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.
11. Саморегулируемая организация в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки ее деятельности, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган по контролю (надзору) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом саморегулируемая организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные саморегулируемой организацией копии, либо в согласованный срок передать их в орган по контролю (надзору).

12. Внеплановая проверка может быть документарной и выездной.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах и информации, представляемых саморегулируемой организацией в орган по контролю (надзору);
оценить фактическое исполнение саморегулируемой организацией требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций.
13. Предметом выездной проверки является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных Законом о банкротстве, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций, в части фактической реализации саморегулируемой организацией указанных требований.
14. Выездная проверка проводится по месту нахождения саморегулируемой организации.

15. Выездная проверка осуществляется на основании решения органа по контролю (надзору), принятого в соответствии и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В таком решении органа по контролю (надзору) указываются:
наименование юридического лица, в отношении которого (которых) проводится проверка;
правовые основания проведения проверки;
цели проверки;
предмет проверки с указанием исчерпывающего перечня обязанностей (функций) саморегулируемой организации, которые подлежат проверке;
дата начала и окончания проверки;
наименование территориального органа органа по контролю (надзору), которому поручено осуществления проверки;
состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей лиц, уполномоченных на проведение проверки.

16. При проведении проверки должностные лица, проводящие проверку, не вправе:
проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, если исполнение таких требований не является обязанностью саморегулируемой организации;
осуществлять выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного уполномоченного представителя саморегулируемой организации;
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки.

17. При проведении плановых и внеплановых проверок деятельности саморегулируемой организации орган по контролю (надзору) проверяет:
а) выполнение саморегулируемой организацией обязательных требований, касающихся соответствия не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
б) соблюдение саморегулируемой организацией утвержденного
в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, порядка подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
в) наличие разработанных в соответствии с требованиями Закона о банкротстве обязательных для выполнения членами саморегулируемой организации стандартов и правил профессиональной деятельности;
г) соблюдение требований по организации и проведению саморегулируемой организацией стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего установленных федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности;
д) организацию саморегулируемой организацией повышения уровня профессиональной подготовки своих членов в соответствии с установленными требованиями;
е) обеспечение свободного доступа к включаемым в Реестр арбитражных управляющих сведениям заинтересованным в их получении лицам в порядке, установленном регулирующим органом.
ж) наличие документов, подтверждающих сформированный компенсационный фонд саморегулируемой организации для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
з) соблюдение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих установленного Законом о банкротстве порядка размещения средств компенсационного фонда.

18. При проверке осуществления саморегулируемой организацией контроля профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, а также анализа деятельности своих членов орган по контролю (надзору) устанавливает:
а) наличие утвержденных правил осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
б) осуществление саморегулируемой организацией контроля профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
в) наличие утвержденного саморегулируемой организацией порядка предоставления в саморегулируемую организацию ее членами информации об их деятельности в форме отчетов;
г) наличие утвержденного саморегулируемой организацией порядка рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации, исполняющих обязанности арбитражных управляющих в делах о банкротстве, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, других федеральных законов (далее — Порядок рассмотрения жалоб);
д) осуществление саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации.

19. При проверке осуществления саморегулируемой организацией применения мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Законом о банкротстве и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключения из членов саморегулируемой организации, орган по контролю (надзору) устанавливает:
а) наличие утвержденного общим собранием членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности (далее — Порядок рассмотрения дел);
б) наличие утвержденных общим собранием членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, соответствующих требованиям Закона о банкротстве (далее — Меры дисциплинарного воздействия);
в) применение саморегулируемой организацией Мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Законом о банкротстве и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
г) соблюдение Порядка рассмотрения дел и Порядка рассмотрения жалоб, в том числе при применении Мер дисциплинарного воздействия.

20. При осуществлении проверки обеспечения саморегулируемой организацией информационной открытости своей деятельности и деятельности арбитражных управляющих орган по контролю (надзору) устанавливает:
а) наличие размещенных саморегулируемой организацией с соблюдением требований Закона о банкротстве, федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных), на своем сайте в сети Интернет документов и сведений, установленных пунктом 1 статьи 221 Закона о банкротстве, и своевременность их размещения;
б) своевременность и полноту представления саморегулируемой организацией в орган по контролю (надзору) документов и информации, установленных Законом о банкротстве, в том числе пунктами 2, 3 и 4 статьи 221 Закона о банкротстве;
в) наличие в саморегулируемой организации требований к раскрытию членами саморегулируемой организации информации о своей деятельности;
г) соблюдение саморегулируемой организацией требований по хранению отчетов арбитражных управляющих и иных документов, утвержденных решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
д) направление саморегулируемой организацией в установленный Законом о банкротстве срок ходатайств в арбитражный суд об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации. "

Арбитражных управляющих. Порядок привлечения

Арбитражных управляющих к административной

Ответственности

Деятельность арбитражных управляющих носит разносторонний характер и сопряжена с большим количеством рисков при ее осущест­влении.

Принятие управленческих и иных решений на любой стадии бан­кротства затрагивает интересы различных категорий лиц, участвующих в этих процедурах, которые должны быть застрахованы от различных ошибок, упущений или нарушений со стороны арбитражного управляю­щего как преднамеренных, так и нет.

В своих действиях арбитражный управляющий наиболее часто допу­скает следующие ошибочные действия (небрежности, упущения):

Неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанностей по ве­дению реестра требований кредиторов, повышающие убытки для лиц, участвующих в деле о банкротстве;

Выход за пределы полномочий, предоставленных управляюще­му законом, а также собранием или комитетом кредиторов;

Нарушения при подготовке и проведении собраний кредиторов;

Произведение необоснованных расходов на ведение процедуры банкротства;

Нарушение порядка расчетов с кредиторами: неправомерное или несоразмерное удовлетворение требований кредиторов одной очереди;

Нарушение законодательства при увольнении работников должника;

Неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанности по выяв­лению и возврату имущества должника;

Разглашение или использование в личных целях коммерческой тайны или иной конфиденциальной информации, ставшей известной ар­битражному управляющему при осуществлении своей профессиональ­ной деятельности;

Действия, направленные на получение управляющим личных до­ходов, вознаграждений или льгот, не предусмотренных законом и т.д.

В соответствии с требованиями законодательства арбитражный управляющий обязан всегда действовать добросовестно, разумно, не до­пускать предвзятости, принимать решения, основанные на достоверных фактах, сложившейся ситуации, не нарушая интересов лиц, участвую­щих в деле о банкротстве.

Росреестр, в свою очередь, осуществляет контроль за СРО, в том числе и за тем, как СРО соблюдают положения закона о контроле дея­тельности своих членов. В случае получения жалобы на арбитражного управляющего, Минюст РФ должен направить эту жалобу в СРО, а та, в свою очередь, обязана проконтролировать своего члена и обязать его выполнять закон. В случае необходимости СРО применяет в отношении своего члена меры воздействия, предусмотренные уставными докумен­тами организации. К членам СРО, нарушившим Положения и правила деловой этики этих организаций применяются следующие виды наказа­ний: замечание, выговор, исключение.



Отстранение управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей осуществляется на основании судебного акта того арби­тражного суда, который рассматривает дело о банкротстве.

Определение арбитражного суда об отстранении управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Арбитражный управляющий может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в форме возложения на него санкций имуще­ственного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов кредиторов, должника и третьих лиц.

Обязательность возмещения причиненного имущественного ущер­ба, и, в определенных случаях, морального вреда предусматривается и в рамках положений законодательства, регулирующих привлечение управляющего за неправомерные действия к административной и уго­ловной ответственности.

Управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненад­лежащего исполнения требований Закона о банкротстве убытки, обязан возместить указанные убытки в полном объеме.

Взыскание с управляющего убытков производится по решению суда вне рамок дела о банкротстве. Требование о возмещении убытков может быть предъявлено и удовлетворено судом вне зависимости от того обстоятель­ства, был или нет управляющий отстранен от исполнения своих обязанно­стей в деле о банкротстве. Требование о взыскании убытков, причиненных управляющим при осуществлении своих профессиональных обязанностей, может быть удовлетворено в пределах срока исковой давности (три года с момента, когда кредитор, должник или иное лицо обнаружило или могло обнаружить факт причинения убытков действиями управляющего) вне за­висимости от окончания дела о банкротстве.



Арбитражный управляющий несет ответственность и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Наиболее часто встречающимися административными правонару­шениями являются следующие:

Действия (бездействия) по умышленному созданию или увели­чению неплатежеспособности юридического лица или индивидуально­го предпринимателя (преднамеренное банкротство), за которые частью 2 ст. 14.12. КоАП РФ предусмотрено назначение наказания виновному лицу в виде наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет;

Неправомерные действия при банкротстве (часть 1 ст. 14.13. КоАП РФ), в том числе: сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной инфор­мации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов;

Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и испол­нения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмо­тренных законом (часть 3 ст. 14.13. КоАП РФ), которое влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквали­фикацию на срок до трех лет;

Использование полномочий по управлению организацией вопре­ки ее законным интересам и/или интересам ее кредитора (ненадлежащее управление), повлекшее уменьшение собственного капитала организа­ции и (или) возникновение убытков (ст. 14.21. КоАП РФ), либо заключе­ние лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сде­лок и совершение иных действий с превышением полномочий (ст. 14.22. КоАП РФ), за которые обе статьи кодекса предусматривают одинаковые наказания виновным лицам в виде наложения административного штра­фа в размере до 10 МРОТ или дисквалификации на срок до трех лет.

Ненадлежащее управление юридическим лицом может проявляться в необеспечении управляющим своевременного и качественного выполне­ния всех договоров и обязательств должника; необеспечении своевремен­ной выплаты заработной платы; совершении сделок с имуществом вопреки интересам должника и его кредиторов, использовании предоставленных должнику третьими лицами целевых средств не по назначению и т.п.

К действиям, выходящим за рамки полномочий управляющего, могут быть отнесены действия, которые управляющий или вообще не вправе со­вершать, или которые он может совершать с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий.

Поводом к возбуждению дела и составлению протокола о совершен­ном управляющим административном правонарушении, предусмотренном одной из вышеперечисленных статей КоАП РФ, может являться поступле­ние уполномоченному органу (должностному лицу) сообщений и заявлений от собственника имущества должника – унитарного предприятия, органов управления юридического лица – должника, собрания (комитета) кредито­ров должника, а также поступление из государственных органов, органов местного самоуправления и от общественных объединений материалов, со­держащих данные о наличии события административного правонарушения (ст. 28.1. КоАП РФ).

Привлечение управляющих к административной ответственности за правонарушения, за которые КоАП РФ предусматривает возможность применения наказания в виде дисквалификации, осуществляется исклю­чительно арбитражным судом по правилам гл. 25 АПК РФ. При этом, применение в отношении управляющего административной ответствен­ности в виде дисквалификации не допускается по истечении одного года со дня совершения управляющим этого правонарушения.

Исполнение вступившего в силу постановления или судебного реше­ния о дисквалификации управляющего производится немедленно им самим путем прекращения управления юридическим лицом, а также арбитраж­ным судом путем отстранения управляющего от исполнения обязанностей по проведению процедуры банкротства должника по своей инициативе. Вступившее в силу постановление или судебное решение о дисквалифика­ции арбитражного управляющего направляется в реестр дисквалифициро­ванных лиц. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления.

Арбитражному управляющему следует иметь в виду, что правонаруше­ния в области экономической деятельности могут повлечь для него и уго­ловную ответственность . Уголовная ответственность является наиболее суровым видом юридической ответственности, наступает за совершение общественно опасного деяния (преступления), запрещенного Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания, и заключается в лишении и ограничении прав и свобод лица, виновного в его совершении.

В силу положений п. 5 ст. 20 Закона о банкротстве в отношении обяза­тельности применения любых мер ответственности, установленных феде­ральными законами для руководителя должника, к внешнему и конкурсному управляющему, на которых закон возлагает все полномочия руководителя должника, внешний и конкурсный управляющий могут быть привлечены к уголовной ответственности за:

Сокрытие имущества или имущественных обязательств должника, сведений об имуществе, его отчуждение или уничтожение, сокрытие или уничтожение бухгалтерских и иных учетных документов должника;

Неправомерное удовлетворение требований отдельных кредито­ров в условиях фактической несостоятельности должника, заведомо в ущерб другим кредиторам;

Умышленное увеличение неплатежеспособности должника в личных интересах или интересах других лиц.

Уголовная ответственность за деяния, предусмотренные статьями 195 и 196 УК РФ наступает только в случае причинения в результате их совершения управляющим крупного ущерба (деяние повлекло суще­ственное ухудшение экономического положения потерпевшего должни­ка и кредиторов).

Максимальное наказание, предусматриваемое указанными статьями, заключается в лишении свободы на срок до шести лет (ст. 196), на срок до двух лет (ч. 1 ст. 195) и на срок до одного года (ч. 2 ст. 195).

Временный и административный управляющий могут быть при­влечены к уголовной ответственности лишь за преступление, предусмо­тренное ст. 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями".

Признать арбитражного управляющего виновным может только суд.

Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых орга­низаций арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном регулирующим орга­ном (Росреестр), который имеет право:

Возбуждать дело об административном правонарушении в от­ношении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматрива­ет такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд (территориальный орган);

Возбуждать дело об административном правонарушении в отно­шении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматри­вает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд (территориальный орган).

2.2.Контроль за деятельностью саморегулируемой организации арбитражных управляющих

В предыдущих главах были рассмотрены: статус, функции и ответственность саморегулируемой организации. Теперь следует обратить внимание на такое понятие, как контроль или надзор за деятельностью саморегулируемых организаций. Любая некоммерческая организация должна проходить определенные проверки и контролироваться специализированными органами, саморегулируемая организация не исключение.

Регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба. Федеральная регистрационная служба ведет также единый государственный реестр саморегулиемых организаций арбитражных управляющих.

Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Контроль (надзор) осуществляется двумя способами: путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих является самой распространенной проверкой, она проводится органом по контролю один раз в два года.

В свою очередь внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводится на основании представления в орган по контролю (надзору) мотивированной жалобы на действия или бездействия саморегулируемой организации,

нарушающие требования федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, такая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих не может превышать тридцать дней. Руководитель проверяемой саморегулируемой организации арбитражных управляющих вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности саморегулируемой организации, руководителю органа по контролю (надзору), а также в судебном порядке.

Орган по контролю (надзору) обязан сообщить в письменной форме в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о принятом по результатам проверки решении в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения. Решение органа по контролю (надзору) по результатам проверки деятельности саморегулируемой организации может быть обжаловано ею в арбитражный суд Беспалов, Ю. Ф. Процедура банкротства: условия и применение в российской экономике. - М., 2013. - 33 с..

Из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих исключаются все сведения о некоммерческой организации, которая объединяет арбитражных управляющих, в результате решения:

органа по контролю (надзору) в случае принятия членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих или арбитражным судом решения о ее ликвидации;

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору);

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) в случае выявления факта нарушения саморегулируемой организацией более двух раз в течение года иных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

В арбитражный суд по месту ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих представляется заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Также орган по контролю (надзору) выполняет важные функции в устранении всякого рода нарушений, например, согласно ч.10,статьи 23.1 Федерального закона« О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (в ред.29.12.2014)

«В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих требований, установленных абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении такого нарушения, обязательное для выполнения в течение десяти рабочих дней со дня его получения.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока выполнения этого предписания в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.»

Предписание органа по контролю (надзору) об устранении такого нарушения может быть обжаловано саморегулируемой организацией в арбитражный суд.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока его выполнения в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В свою очередь арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный суд принимает указанное решение также в случае, если выявленное нарушение носит неустранимый характер.

Процедура проходит следующим образом: сначала арбитражный суд в коллегиальном составе рассматривает заявление органа по контролю об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение месяца с даты поступления этого заявления.

Затем арбитражный суд выносит решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которое

вступает в силу с даты его принятия. Данное решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, но обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения.

Если же арбитражный суд кассационной инстанции вынес постановление об отмене решения арбитражного суда, в таком случае сведения о некоммерческой организации подлежат включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение трех дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.

Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (в ред.29.12.2014) регламентирует такую ситуацию, когда саморегулируемая организация арбитражных управляющих, самостоятельно выявившая свое несоответствие требованиям настоящего Федерального закона, обязана представить в орган по контролю (надзору) заявление в письменной форме, которое должно содержать:

описание такого несоответствия;

дату возникновения такого несоответствия;

описание мер, принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией для устранения такого несоответствия.

Заявление предоставляется в течение четырнадцати рабочих дней с даты выявления такого несоответствия.

В свою очередь орган по контролю(надзору) при получении данного заявления на протяжении двух месяцев после его получения не имеет право обращаться в арбитражный суд с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Тем самым сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении.

Но если до истечения указанного срока саморегулируемая организация не представит в орган по контролю (надзору) доказательство устранения несоответствия требованиям Федерального закона«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (в ред.29.12.2014), то орган по контролю (надзору) обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В результате исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, данная организация не может получить статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих в течение года после даты ее исключения.

Обобщив выше изложенное, можно сделать вывод, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих контролируются органом по контролю(надзору), предметом контроля которых является соблюдение саморегулируемыми организациями требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Данный надзор осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок.

В случае выявления нарушений либо несоответствия требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, орган по контролю (надзору) обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. И уже арбитражный суд решает судьбу саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ...

Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

В оперативно-розыскной деятельности особое значение имеет ведомственный контроль. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности...

Государственный контроль и надзор в сфере образования

Отдельные изменения коснулись контроля над образовательной деятельностью (п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). Как уже отмечалось выше...

Действующее законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)

Главными функциями специалиста по вопросам несостоятельности (антикризисного управляющего) является обеспечение квалифицированной помощи в процессе управления реорганизуемым либо ликвидируемым должником...

Законодательное и государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности

Изучая нотариальную деятельность, нами уже было отмечено, что она представляет собой публичную деятельность, осуществляемую от имени РФ (ст. 1 Основ) "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 19.07...

Ответственность при банкротстве

Для соблюдения законности при проведении процедур банкротства законодатель предусмотрел необходимость введения соответствующего института арбитражного управления...

Правовое регулирование акционерного общества как организационно-правовой формы юридического лица

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Банковские операции Согласно Закону о банках под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели деятельности...

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих определяется как некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ...

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Рассматривая статус, права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих, можно выделить основные цели саморегулируемой организации такие...

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Арбитражные управляющие несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на них. Кроме того...

Функции арбитражного управляющего на разных стадиях в деле о банкротстве

Для обеспечения исполнения предусмотренных процедур банкротства и судебной санации арбитражным судом назначается арбитражный управляющий. Арбитражный управляющий - это гражданин Российской Федерации...