Конспект занятия по обучению грамоте "звук и, буква и". План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."

Цель: Знакомство со звуком и буквой Т, четкое произнесение звука Т.

Задачи:

  • Объяснить характеристику звука Т, учить выделять звук [Т],[ТЬ], продолжать учить детей составлению предложений со словами, где есть буква Т, продолжать учить делить слова на слоги.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии, продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
  • Развитие моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.

Оборудование:

  1. Картинки собаки Тобика и кота Татошки.
  2. Коробка с фишками красного и синего цвета.
  3. Карточки со слогами
  4. Яркая игрушка для зрительной гимнастики.
  5. Картинки с изображениями трактора, телевизора, тетради, тарелки.
  6. Картинки с изображением бесцветной буквы Т и буквы Т синего цвета.
  7. Коробочка с буквами.
  8. Картинка прописной и строчной буквы Т.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
«Звук и буква Т»

Организационный момент

Воспитатель: Дети, встали все из-за столов, выпрямились. Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места.

Ребята, это Тобик и Татошка (воспитатель показывает картинки собаки и кота). Какой звук мы слышим в начале каждого слова? Давайте произнесем эти слова (дети вместе с воспитателем произносят сначала одно, затем другое слово, затем дети сами произносят эти слова). Итак, какой же звук мы слышим в начале каждого слова?

Дети: звук Т.

Воспитатель: Сегодня мы вместе с Тобиком и Татошкой познакомимся со звуком и буквой «Т».

  1. Основная часть.

Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? (дети приближают ладонь ко рту и произносят звук). Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Как вы думаете, если он не поется то он какой? Гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука). Открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т (дети достают фишку синего цвета). Ребята, положите фишки обратно в коробочку, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Тики-так, тики-так, —

Так ходики стучат.

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

Туки-так, туки-так, —

Так колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

Токи-ток, токи-ток, —

Так стучит молоток.

(Изображают кулачками молоточки).

Туки-ток, туки-ток, —

Так стучит каблучок.

(Стучат каблучками).

Садитесь на свои места.

Давайте поиграем в такую игру, открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т. Какого цвета мы достали фишку? (воспитатель спрашивает каждого ребенка отдельно). Как только вы услышите звук Т, поднимаем фишку в верх.

А, Н, Т , О, Ж, С, Т, Ш, Т .

А теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук Т, поднимайте фишку.

ТРАКТОР, СЛОН, МЯЧ, ТАБЛЕТКА , ЦИПЛЕНОК, ТЕЛЕВИЗОР.

Ребята, наши гости устали, давайте немножко отдохнем, давайте встанем из-за столов. Подойдите все ко мне.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

Садимся на свои места, кто всех тише сядет? (дети садятся за столы).

Ребята, посмотрите, что принесли с собой наши гости Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинки).

ТРАКТОР, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕТРАДЬ, ТАРЕЛКА.

Давайте теперь покажем нашим друзьям как мы умеем делить слова на слоги. (дети делят слова на слоги и с помощью «выбрасывания» пальцев считают сколько слогов в слове, каждую картинку ставят на полотно на котором каждый ряд обозначается цифрой, т.е. если три слога, то картинку ставят на третий ряд; после того как все картинки выставлены, воспитатель убирает какую-то картинку и спрашивает детей: «Что изменилось? Какую картинку я убрала?» дети отвечают в зависимости от того какой картинки не стало).

Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дети, посмотрите, что еще принесли с собой наши гости: Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинку с изображением буквы Т). Ребята, звук Т обозначается буквой Т.

Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы должны раскрасить эту букву?

Дети: синим.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что звук Т согласный.

Воспитатель: Почему согласный?

Дети: потому что во рту появляются преграды.

Воспитатель: Возьмите коробочки с буквами и найдите там букву Т. Обведите ее пальчиками.

Давайте напишем букву Т в воздухе и посчитаем из скольки элементов она состоит (дети рисуют в воздухе букву и считают элементы).

Посмотрите на картинку и подумайте чем отличаются эти буквы? (воспитатель показывает картинку прописной и строчной буквы)

Дети: одна буква большая, другая маленькая.

Воспитатель: Дети, давайте теперь подружим звук Т с другими звуками. (воспитатель показывает слоги на карточках и вместе с детьми читает)

ТА, ТО, ТИ, ТУ, АТ, ОТ, ИТ, УТ.

А теперь давайте с нашими гостями поиграем в игру «Добавь словечко»

  • На огороде выросла большая ….(тыква)
  • Мою подругу зовут ….(Таня)
  • У коровы маленький ….(теленок)
  • Солнце спряталось за …. (тучу)
  • Я ручкой пишу в ….(тетради)
  1. Итог.

Воспитатель: Как вы думаете Тобику и Татошке понравилось на нашем занятии? С каким звуком мы сегодня играли? Звук Т согласный или гласный? Почему?

Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются). Гости дарят детям фишки и хвалят их.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

— закрепить знания о звуках В — Вь;

— познакомить с новой буквой;

— закрепить умение соотносить звук с буквой;

— закрепить зрительный образ буквы;

— закрепить умение правильно употреблять предлоги;

— закрепить умение составлять сложные предложения;

Коррекционно — развивающие:

— развивать мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать мимическую мускулатуру лица;

Коррекционно — воспитательные :

— формировать доброжелательное отношение к друзьям и мультипликационным персонажам;

— воспитывать любовь к мультфильмам.

Оборудование: картинки с изображением Винни — Пуха, Совы, дерева, полочек, карточки (тыква, васильки, телевизор, ваза, варенье, варежки), буква В, цветы из картона (для выкладывания буквы), зеркала, игра «Найди букву», таблички с надписью «Со. а», карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Игра «Какая буква потерялась?»

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой одного из мультфильмов (Педагог помещает на доску картинку с изображением Винни — Пух а).

Дети: Винни — Пух.

Логопед : Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая Сова пригласила его на День рождения.

Педагог помещает на доску картинку с изображением Совы.

Логопед: Вы помните, что Винни — Пух любил различные дразнилки, сопелки?! Так вот. Решил он Сове на День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось.

Дети проговаривают вместе с педагогом чистоговорки.

Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.

Ва — ва — ва — вот летит сова.

Вы — вы — вы — День рожденье у совы.

Вы — вы — вы — несу подарок для совы.

Ве — ве — ве — васильков нарву сове.

Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.

Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу. Но прежде, поставьте перед собой зеркала.

Дети выполняют движения согласно тексту. Развитие мимических мышц:

Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся.

Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался.

Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил.

От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела.

Восхищение

Логопед: Зеркала не убирайте, они понадобятся нам чуть позже. Скажите, без чего не бывает Дня рождения? Ответы детей.

Я надеюсь, что Сова будет своих гостей угощать чаем с тортом. Давайте, мы тоже попьём чай вот из такой красивой чашечки.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»: показ картинки.

Логопед: Кроме торта, может быть, будет ещё какое — нибудь вкусное варенье.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»: показ картинки.

Логопед: Можете убрать зеркала. А сейчас мы должны с вами назвать одинаковый звук в словах, которые мы сегодня называли: Винни — Пух, Сова, Новый год, волшебник, вкусное варенье…

Дети: Звуки В — Вь.

Дети дают характеристику звукам.

Логопед: Винни — Пух очень долго выбирал подарок Сове, но так и не выбрал. Давайте мы ему поможем. Назовите подарки, в названии которых есть звуки В — Вь.

Дети называют слова со звуками В — Вь.

Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, выбирал подарок — очень устал. Давайте мы тоже отдохнём.

Физминутка:

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за стол спокойно сесть.

Логопед: Давайте вспомним, где жила Сова (вспоминают мультфильм)?

Дети: На дереве.

Логопед: Правильно. Вот на таком дереве.

Вы помните, что на дереве у Совы была надпись. Какая?

Дети: Сова.

Логопед: Когда Винни — Пух пришёл к Сове, он увидел на табличке вместо одной буквы точку. А так как у Совы праздник, он не стал ей об этом говорить. Но решил помочь. Как вы думаете, что произошло с буквой?

Дети : Буква потерялась.

Логопед: Может быть. Мы должны помочь Винни — Пуху найти букву, но прежде мы с ней познакомимся.

Показ буквы. Рассматривание элементов буквы.


Логопед: Скажите, какой подарок является основным (чаще всего)?

Дети: Цветы.

Логопед: Я предлагаю вам сделать подарок Сове — выложить букву В из цветов.

Дети выкладывают букву из бумажных цветов.

Логопед: Сове подарили очень много подарков. Давайте расставим их аккуратно на полочки, чтобы был порядок. Подарки будем расставлять в зависимости от количества слогов. Если в слове один слог — подарок ставим на первую полочку, два слога — на вторую и т.д.


Логопед: Я вам напоминаю, что Винни — Пух на День рождения пришёл без подарка. Он решил ситуацию исправить — помочь найти букву. Прежде чем начать помогать Винни — Пуху в поисках буквы, выполним гимнастику для глаз.

А сейчас попробуем найти букву.

Молодцы! Нашли букву. И всё — таки давайте подарим Сове новые таблички на дерево. У каждого из вас на столе лежит своя табличка, на которой написано «Со. а», но без буквы В. Вам нужно вписать букву и ваши таблички мы подарим Сове.

Пальчиковая гимнастика.

Дети работают с табличками.

Итог занятия.

Логопед: Кто сегодня приходил на занятие?

Куда ходил Винни — Пух?

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Спасибо вам за помощь в поисках буквы. Вы молодцы!!

учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка»,

г. Асино, Томская область, Россия.

Тема : Звук и буква У .

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.

Ход занятия.

Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

  1. «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо )».

«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».

(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).

«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».

  1. Игра «Поймай звук».

«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»

(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.

  1. Загадки.

« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).

(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).

2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).

«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка)».

5. Динамическая пауза .

«Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).

Д/и «Паровоз».

  1. Игра «Будь внимательным».

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

  1. Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У) .

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

8.Итог.

«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У» . (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.


Мария Пухач
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»

Конспект НОД по обучению грамоте

детей подготовительной группы

Педагогические технологии, применяемые в ходе НОД :

Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

Информационно – коммуникационная технология

Технология развивающего обучения ;

Технология проблемного обучения ;

Технология интегрированного обучения ;

Игровая технология;

Объяснительно-иллюстративные технологии;

Личностно-ориентировочные технологии;

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное» , «Физическое развития»

Материалы, оборудование : компьютер и проектор, зеркала, листы с письменным заданием, карандаши, образы букв А .

Тема НОД : Звук [А] , буква А

Цели : расширять знания детей о звуке [А] ;

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Упражнять детей в выделении звука [А] в начале , середине, конце слова;

Коррекционно-развивающие :

Закреплять правильное произношение звука А ;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Закреплять понятие “гласный” звук ;

Обогащать предметный словарь со звуком [А] ;

Познакомить детей с буквой А ;

Продолжать обучать навыкам слогового анализа слов;

Развивать пространственную ориентацию в помещении и на плоскости;

Развивать память, мышление на основе отработки операций анализа и синтеза, внимание на основе формирования способности к распределению;

Развивать кинестетические ощущения, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные :

Формировать положительные установки на участие в процессе НОД; усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей;

Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Ход НОД

Организационный этап

1. Орг. Момент

Дети заходят, садятся. Слайд-заставка

Здравствуйте дети! Сегодня у нас не просто урок, а урок-праздник!

Слайд-Незнайка

Посмотрите, как красиво украшен зал. Вам нравится? (да) Это наш друг Незнайка так постарался, чтобы вам было интереснее на нашем уроке! Вы любите учиться? (да) Чему вы уже научились на прошлых занятиях? (Мы научились делить предложения на слова, а слова на слоги. Мы научились определять, где находится звук в слове : в начале, середине или конце. Ещё мы узнали, что звуки бывают гласные и согласные) Верно, вот как много всего вы уже знаете!

Слайд-Незнайка рассеянный

Ой, что это с Незнайкой? (он, наверное, просто ничего не знает) Наверное. Научим его всему, что умеем? (да) Ну тогда начнём наш урок, будем учить незнайку и учиться сами.

(звенит звонок)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Мы тихонечко сидим,

Смело, чётко говорим

2. Пальчиковая гимнастика

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. (Сжимаем и разжимаем пальчики) слайд 1

На поляне дом стоит (упражнение ДОМ) слайд 2

Ну а к дому путь закрыт (упражнение ВОРОТА ЗАКРЫТЫ) слайд 3

Мы ворота открываем (упражнение ВОРОТА ОТКРЫТЫ) слайд 4

Всех к нам в гости приглашаем!

3. Артикуляционная гимнастика

А еще, чтобы четко говорить, нужно с язычком дружить!

Хоботок слайд 5

Улыбка слайд 6

Бегемот слайд 7

Собачка слайд 8

Основная часть

4. Введение в тему

Молодцы, зарядку для язычка сделали!

Слайд 9 ПИСЬМО с изображением Незнайки на конверте

Ой, а что это такое? (Письмо)

Кажется это письмо от Незнайки. Просит вас отгадать какие-то сложные загадки. Хотите ему помочь? (да)

СЛАЙД 11 ВОПРОС

На столе стеклянный дом.

В нём живёт усатый сом,

Золотые рыбки

И серые улитки. (аквариум)

СЛАЙД 12 ОТВЕТ-КАРТИНКА

СЛАЙД 13 ВОПРОС

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

СЛАЙД 14 ОТВЕТ-КАРТИНКА

СЛАЙД 15 ВОПРОС

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

СЛАЙД 16 ответ-картинка

Ребята, может эти слова чем-то похожи? Аквариум, Автобус, Аист… (все эти слова начинаются с одного звука - звука «а» )

СЛАЙД 17 Незнайка вспоминает

5. Беседа о характеристиках звука [А]

Правильно, со звука «а» . Давайте красиво произнесем ААА, смотрите на себя в зеркала. (дети произносят звук А , рассматривая при этом в зеркало артикуляцию) Как мы произносим этот звук ? (мы широко открываем рот, а губы и язык нам не мешают) А пропеть мы его можем? (да) Давайте пропоем (поем ААА) Получилось? (да) Значит звук А какой ? (Звук А гласный , потому, что его можно пропеть) Правильно, значит как мы будем его обозначать? (Мы будем его обозначать красным цветом) Молодцы.

6. Знакомство с буквой А

Для каждого звука , ребята, есть своя буква . Вот так выглядит буква А . СЛАЙД 18 С ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ А

Посмотрите на неё внимательно. Давайте нарисуем большую букву А в воздухе , вот так. Запомнили, как она выглядит? (да)

А хотите посоревноваться, кто лучше всех запомнил? (хотим) Тогда выходите на волшебную поляну букв . (буквы А разного размера и вида (шрифт, заглав. /мал.) лежат на цветах)

СЛАЙД 19 НЕЗНАЙКА

Ребята, которые сидели справа, будут первой командой, а ребята, которые сидели слева – второй. А победителей получат приз от нашего Незнайки.

7. Мультфильм про букву А

Вот какой приз для вас подготовил Незнайка – он приглашает вас в свой кинотеатр! Хотите посмотреть, что он для вас приготовил? (хотим) Тогда пойдём.

СЛАЙД 20 Мультик от Мудрой Совы

Какие слова на звук А вам показала Мудрая Сова? Что они означают? (выясняется значение каждого слова, отдельно) А какие ещё слова вы знаете на звук А ? (ответы детей)

8. Физминутка (видео)

Молодцы, ребята. Вы всё внимательно слушали? (да) Хорошо занимались? (да) А что надо сделать после хорошего занятия? (размяться, сделать зарядку) Вот я для вас и приготовила интересную зарядку с вашими любимыми героями. Вставайте лицом к экрану, смотрите внимательно и выполняйте.

СЛАЙД 21 заставка

9. Работа «в тетради»

Понравилась зарядка с Крошем? (да) Отдохнули, готовы опять заниматься? (да) Тогда садитесь за парты. Перед вами листы с заданиями. Контур какой буквы вы видите вверху листа? (контур буквы А ) Как вы думаете, что с ним нужно сделать? (обвести и раскрасить букву красным цветом ) Правильно, начинайте.

В следующем задании нужно определить, где в названии картинки звук А – в начале , середине или конце? (каждому ребенку задается вопрос, что у него нарисовано и где в названии звук [А] , сколько в слове слогов)

Теперь раскрашивайте.

Заключительная часть

10. Итог занятия.

Слайд Незнайка веселый

Понравилось вам занятие? (да) Как вы думаете, многому мы научили Незнайку? (да) А кто расскажет, что мы узнали нового и чему смогли его научить? (Мы учились правильно произносить звук А , делали зарядку для языка, пальчиковую гимнастику и зарядку с Крошем. Мы рассказывали о звуке А и узнали , как выглядит буква А . Посмотрели мультфильм про букву А . Мы узнали несколько новых слов на звук А и сами придумывали слова на этот звук . Мы обводили и раскрашивали буквы А , находили место звука А в словах .) Правильно, вы все сегодня большие молодцы и хорошо со всем справились. Вон даже Незнайка повеселел.

А у меня осталось для вас последнее задание. Внизу вашего листа нарисовано лицо человечка. Чего в нём не хватает? (рта) Верно, если вам занятие понравилось – нарисуйте человечку улыбку, а если нет – наоборот, сделайте личико расстроенным. Закончили? (да)

(звенит звонок)

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.

Это нужно детворе

для здоровья, при игре.

До свидания ребята!

Обучение грамоте в детском саду. Звук «И». Буква И

Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звука «И»; учить выделять ударный гласный звук; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память, логическое мышление и внимание. Знакомство с буквой И.

Ход занятия

1.Организационный момент: садится сначала тот, кто вспомнит слово, начинающееся на звук «А» или «У».

2.Повторение пройденного.
Дети отвечают на вопрос, какие звуки они учили?
Называют звук, при произношении которого губы сложены трубочкой. Называют звук, при произношении которого рот широко открыт.
Дают характеристику звуков.

3.Дидактическая игра «Живые звуки». Детей называют звуками:
- Ты будешь звук «А», а ты – звук «У». когда логопед произносит звукосочетание, дети должны встать в том порядке, в каком идут звуки (ау, уа).

4. Знакомство со звуком «И».
Логопед декламирует четверостишие:
Инна, Нина и Марина,
Лида, Игорь, и Ирина
Вышли в прятки поиграть,
Букву И в словах искать.
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

5.Артикуляция и характеристика звука. Логопед объясняет: чтобы произнести звук «И», нужно растянуть губы в улыбке.

6.Выделение на слух звука «И»:
Из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои..;
Из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан..;
Из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испугаться, уголок, удивляться..;
Из имен: Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья…

7. Игра «Доскажи словечко».

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется…ишак.

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…игрушки.

Не колючий,
Светло – синий
По кустам развешан…иней.

Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу
Усердную…иголку?.

8. Физкультминутка.
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают, на звук «И» хлопают в ладоши.

9. Дидактическая игра «Посмотри и запомни». Логопед использует 5 картинок.

10. Договаривание предложений словом ИВА в косвенных падежах:
Дети посадили во дворе маленькую…
Все лето они ухаживали за…
Весной распустились зеленые листочки на…
Дети весело играют под зеленой…
Они поставили скамейку под своей…
Вместе с воспитателями они посадили цветы около…

11. Игра «Эхо» (именительный падеж множ.числа существительных)
Дыня – дыни, муха-, нога-, конь-, книга-, окно-, мак-, петух-, улитка-, утка-, утюг-, утенок-, паук-, дом-, лебедь-, индюк-, линейка-, калитка-.

12. Знакомство с буквой И.

На калитку посмотри –
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И!
Рассматривание буквы
Нахождение в кассе
Сколько элементов в букве
Прорисовывание в воздухе
Печатание в тетради

14. Итог. Произнесение, характеристика, припоминание картинок на И.