Категории земель и виды разрешенного использования. Как можно узнать вид разрешенного использования земельного участка и что для этого нужно Земли населенных пунктов

Любая земля, предоставляемая гражданам или юрлицам в аренду, бессрочное пользование или владение, передается только на условиях ее целевого использования.

Этот подход применяется для сохранения земель в надлежащем виде , охраны окружающей среды и рядом стоящих с участком домов и предприятий.

Что входит в понятие землепользование?

Земельные отношения в России регулируются Земельным кодексом РФ . Относительно пользования участком 40-я статья говорит следующее:

Все участки могут использоваться только в соответствии с присвоенной категорией, которая указывается в и иных документах на них.

В соответствии с целевым назначением выделяют земли:

  • населенных пунктов;
  • сельскохозяйственные;
  • промышленности, транспорта, оборонного, космического предназначения и другого спецназначения;
  • лесного и водного фонда;
  • охраняемых объектов;
  • запаса.

Как и какой землей разрешено пользоваться?

Целевое назначение земли предназначено для определения порядка пользования ею , что означает характеристику деятельности, которая разрешена к проведению арендатором на имеющемся у него . Сведения об использовании внесены в .

Законодательство предписывает строго придерживаться установленных норм разрешенного использования, которые разделены на три группы:

По видам целевого использования к первой группе относятся:

  • дачное и ;
  • жилищное строительство;
  • дачное хозяйство;
  • строительство коммерческих объектов;
  • организация КФХ;
  • сельскохозяйственные угодья и производство.

Основной вид использования отличается от вспомогательного лишь тем, что при выборе второго потребуется получение специального разрешения . Оно выдается комиссией после публичных слушаний, инициированных муниципалитетом.

Основные и вспомогательные виды использования могут быть выбраны собственниками участков без получения разрешения.

Что считается использованием участка не по назначению и чем это грозит?

Земля, которой пользуются владельцы или арендаторы, всегда находится под охраной государства. Нецелевое использование земельного участка, выявленное контролирующими органами, может повлечь за собой административные санкции .

Под нецелевым пользованием подразумевается:

  • использование участка земли не по назначению, в несоответствии с категорией, неполном выполнении обязательств;
  • невыполнение мер, направленных на рекультивацию, охрану и улучшение качества земли.

Размер штрафных санкций при выявлении фактов использования земельного участка не по целевому назначению таков:

  • для физлиц (собственников или арендаторов) – 2–5 тысяч рублей ;
  • для организаций – 80–100 тысяч рублей .

В особых случаях к правонарушителю применяются и другие виды наказания:

  • установление ставки земельного налога на уровне 1,5% вместо 0,3% ;
  • лишение его прав на участок земли по решению суда;
  • арендатор же может лишиться возможности дальнейшего использования участка, и договор с ним может быть расторгнут.

Так, примером нецелевого использования может быть ситуация, если на земле, выделенной под ведение сельхозработ, был построен дачный поселок. Также нецелевым считается просто неиспользование земли, отсутствие «ухода» за ней.

Значение имеет основное (преимущественное) использование участка . Например, если на нем высажено хоть какая-нибудь растительность, использование может быть признано целевым, когда в документах указан вид «подсобное хозяйство».

Как изменить категорию земель?

Если земельный участок собственника имеет категорию, которая его не устраивает, возможно изменение вида разрешенного его использования (например, ).

Для этого необходимо обратиться в местную администрацию с пакетом документов:

Для , дополнительно потребуются:

  • проект участка;
  • проект здания;
  • согласие в письменном виде всех соседей по участку;
  • согласие всех собственников земли.

Документы можно подать самостоятельно или посредством почтового письма, сделав предварительно опись вложения.

Также провести процедуру может представитель собственника или арендатора при наличии доверенности. Принятие решения занимает 1,5 месяца или более . Процедура платная.

После получения положительного решения надо обратиться в Росреестр. Все изменения будут внесены в и документы о собственности.

Отказ возможен в двух случаях:

  • неверный список или недостача документов;
  • комиссия сделает вывод, что данные изменения приведут к нецелевому использованию участка.

В случае отказа можно подать исковое заявление .

Можно ли объединить несколько участков?

Под объединением земельных участков подразумевается способ образования участка, принципы которого описаны в статье 11.2 ЗК. Провести процедуру можно только в отношении смежных участков . В результате образуется право одного владельца или долевой собственности (если изначально владельцев несколько) на землю.

Объединение возможно лишь при условии, что в процессе объединения участок не превысит градостроительных норм по площади , установленной региональным законодательством.

При объединении земельных участков с разным разрешенным использованием (например, если один предназначен для сельского хозяйства, а другой – для строительства) необходимо действовать следующим образом:

Целевое использование наделов строго контролируется государственными органами. Штрафы сравнительно невелики, однако повторные или грубые нарушения установленных норм могут привести даже к лишению права собственности.

Видео: Возможные категории земель при покупке участка

В видеосюжете дается разъяснение для чего в России установлены категории для различных видов земель.

Объясняется, в чем различие земельных участков по категории их возможного использования. Даются советы, какую категорию выбрать при приобретении земельного участка для строительства на нем жилого дома.

Каждый участок земли приобретается в собственность или пользование с главной целью – получения пользы от его обработки. Под пользой практически каждый правообладатель понимает то, что ему ближе, что отражает возможность исполнения собственных желаний и намерений при обработке земли. В числе приоритетов могут быть следующие:

  1. Обработка земли с целью выращивания фруктов, овощей как для собственного потребления в пищу, так и для возможной реализации и получения прибыли.
  2. Разведение сада, как для удовлетворения эстетического вкуса хозяев, так и для возможной реализации плодов как оптом, так и в розницу.
  3. Использование земли под индивидуальное предпринимательство.
  4. Возведение капитального строения, которым может быть как частный дом, так и жилое здание с вариантами допустимой этажности.
  5. Развитие промышленных зон или нежилых деловых и торговых участков как в населённых пунктах, так и за их пределами.

Каждая из перечисленных целей, а также иные возможные цели обработки и приобретения ЗУ, отражаются в их целевом использовании, которое более дифференцированно, чем разделение земель на категории, отражает характеристики допускаемых работ в земельном и территориальном массиве.

Однако целевое назначение земель также имеет свои структурные образования, которые предоставляют стандартный набор условий для правообладателей при пользовании участками.

То есть фактическое использование земли должно опираться на представленные виды разрешения, к которым относятся:

  • основной вид;
  • условно-разрешённый;
  • дополнительный.

Основной вид использования ЗУ определяет регламент его использования. Например, в определённых зонах градостроительный регламент предусматривает исключительно строительство двухэтажек, а в других – коттеджей.

Фактическое и разрешённое использование земель должны совпадать, в противном случае – договор пользования может быть аннулирован, а правообладатель оштрафован.

Если участок используется на правах собственности – владелец имеет возможность согласовать собственные интересы в эксплуатации участка с интересами хозяйствующего субъекта.

Объективно, участки должны использоваться так, чтобы между правообладателями осуществлялось взаимодействие и соответствующая гласная или негласная договорённость. Дело в том, что каждый персональный участок объединяется с другими межевыми границами, которые относятся к совместно используемым землям.

Между ними проложены земли, где проходит транспортное и иное сообщение . Инженерные коммуникации и участки, обременённые публичным сервитутом – это далеко не полный перечень земель, в пользовании которыми должен быть установлен порядок.

В силу этого основной вид разрешения вменяет в ответственность гражданам соблюдать установленный порядок. Его специфика заключается в том, что в местах общественного пользования землями, например на автобусных остановках или вблизи линий электропередач и т.п., не санкционированы те или иные действия субъектов пользования.

Но практически каждый из них осведомлён о том, каким образом они используются совместно.

То есть ЗУ, используемые совместно, в соответствии с видом разрешённого использования, опираются на установленный порядок . Как правило, если исключить вандалистические действия хулиганов, добросовестные граждане, следуют установленным правилам безоговорочно. Но в жилых массивах, где имеются дворовые участки общего пользования, могут возникать разногласия, перерастающие в конфликт.

Зачастую граждане запутываются в своих правах и неправомерно начинают претендовать на общественную территорию. Для них определены условия пользования, которые заключаются в следующем:

  1. На территории частной долевой собственности владельцы имеют право на часть земли, пропорционально доле собственности в жилом доме (п.2 ст.247 ГК РФ). Но в пределах разрешённого использования.
  2. Если доля не определена, порядок пользования разделяется в равных долях (п.1 ст.245, п.2 ст.247 ГК РФ). Но также, исключительно в пределах разрешённого использования.

Это регламентирует для всех собственников определение порядка в пределах допустимых регламентом разрешённого использования, форм деятельности.

Например, в многоэтажных домах дворы общего пользования недопустимо использовать для содержания домашних животных или под огород. Не разрешено разбивать клумбы в ущерб другим жильцам, чьи малолетние дети могут стать причиной конфликта в случае повреждения насаждений.

Как правило, после вселения в новостройку, жильцы, большинством голосов, определяют порядок пользования и на его реализацию. В этом и в аналогичных случаях места общего пользования обеспечиваются дополнительным видом разрешения, который приобщается к основному виду в качестве варианта установленного порядка.

Не только земли общего (совместного) пользования обусловлены установлением и соблюдением порядка. Каждый ЗУ, находящийся в пользовании и даже в собственности, может эксплуатироваться исключительно в соответствии с правилами, установленными для всех без исключения правообладателей.

Право пользования участком возникает при переходе права собственности непосредственно на ЗУ или опосредованно – при приобретении права на капитальное строение, расположенное на ограниченном участке (ст. 35 ЗК РФ).

Независимо от целевого назначения земель, ответственные лица обязаны осуществлять пользование без ущерба в сторону:

  • плодородия почв;
  • других собственников;
  • окружающего ландшафта;
  • экологии всей территории.

При несоблюдении обозначенных правил, лица, пользующиеся участками могут:

  • подвергаться штрафам;
  • предупреждениям;
  • изъятию участков.

Перечисленные санкции вменяются местной администрацией, в ведении которой находится территориальная зона. Изъятие осуществляется только по разрешению суда.

Таким образом осуществляется надзор и контроль за эксплуатацией участков. При их или не в соответствии с представленным разрешённым использованием, также может быть поставлен вопрос об изъятии.

Ниже вы видите закон об использовании земельных участков:

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Глава 8, Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

При постановке вопроса об использовании (не использовании) участка по целевому назначению и в соответствии с разрешённым использованием, определяют по срокам, в течение которых осуществляется неиспользование ЗУ, что возводит его в разряд бесхозного имущества или неэффективно используемого.

Это касается не только земель сельхозназначения и участков под ИЖС. Аренда городских территориальных зон под застройку существует по тем же правилам. Если арендатор в течение 3 лет со дня подписания договора аренды, так и не начал использовать ЗУ – это является серьёзным основанием расторжения договора в одностороннем порядке.

То же самое касается арендаторов земель сельскохозяйственного назначения – индивидуальных предпринимателей, которые не обрабатывают земли, а также частных лиц. Через 3 года с момента подписания договора, он может быть аннулирован (п.2 ст.46 ЗК РФ).

Если речь идёт о ЗУ, который находится в собственности , даже после оставления его бесхозным после смерти собственника в случае отсутствия наследников, хозяйствующий субъект имеет законное право обратиться в суд с целью его изъятия только после 10 лет не использования по назначению.

В других случаях, если собственники известны, в их адрес отправляются предупреждения с установленными административной комиссией сроками, которые требуется соблюдать для исправления беспорядка на участке, во избежание его отнятия.

Определение сроков играет существенную роль также при оформлении (переоформлении) договоров аренды или пользования ЗУ. Ст. 7.34 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов за просрочку оформления договоров.

Период в течение которого земельный участок может использоваться в соответствии с приносимой им пользой, что определяет его кадастровую стоимость. В определении сроков полезного использования существенную роль играет разрешённое использование, так как различные виды эксплуатации земель требуют применения различных технологий.

Например, участки плодородных почв периодически должны оставляться «под пар», когда уровень их полезного использования принципиально снижается, но формально они используются собственником или арендатором. При возведении здания, полезное использование земель не может превышать эксплуатационного срока использования сооружения.

Понятие срока полезного использования ЗУ введено для определения его стоимости. Особенно важно его определение для начисления арендной платы или определения стоимости сервитута.

Он необходим и профессиональным оценщикам для выдачи заключительных актов независимой экспертизы. Несмотря на то, что земли теоретически определяются в качестве «вечных ценностей», при расчёте стоимости используется срок в 49 лет.

Постановление Правительства от 24.02.09, постулировало за № 160 правила для особых условий землепользования, за подписью Президента РФ В.В. Путина.

Они разработаны в отношении линий электропередач, которыми обеспечиваются территории всех населённых пунктов. Разработанные правила предусматривают соответствующие нормативы и регламент пользования землями:

  1. Собственниками участков , которым приходится обрабатывать земли или эксплуатировать их в непосредственной близости от линий электропередач.
  2. Специалистами электросетевых хозяйств , которые обязаны обеспечить безопасность землепользователей.

Правовые формы использования земельных участков – это признанные Российским законодательством формы правообладания, к которым относятся, в том числе, земли. Существует 2 вида прав:

  • вещные (в т.ч. ограниченные);
  • обязательственные.

Вещное право на землю предоставляется при условии разрешения её использования в соответствующем качестве при выделе:

  • в постоянное (бессрочное) пользование;
  • пожизненно наследуемое владение.

Оно же регламентировано в случае аренды земель.

Характеристики данного вида права предполагают для землевладельца пользование участком в качестве объекта. Если, при этом, устанавливается срок пользования, можно говорить об ограниченном вещном праве.

В случае приобретения вещного права землепользователем, предусматривается сохранение обязательственного права за хозяйствующим субъектом или иным лицом, владельцем ЗУ. Поэтому правообладатель ограничен в правах исключительно разрешением пользования. А при пожизненно наследуемом владении приобретает дополнительно право передавать ЗУ по наследству.

В случае:

  • приватизации;
  • переоформления в собственность;
  • выкупа у администрации,

правообладатель приобретает обязательственное право. Хозяйствующий субъект делегирует право распоряжения участком собственнику, с вытекающими из этого правовыми последствиями.

Правообладатели этого типа приобретают имущественное право , которое расширяется до пределов самостоятельного распоряжения не только участком в качестве вещи, но и ответственностью за правообладание. То есть собственник может отчуждать своё право другому лицу или разделить его по своему усмотрению.

Правовой режим использования ЗУ предполагает наличие объекта и субъекта правопорядка в пользовании землёй. Под субъектом понимается как лицо, так и вид права, которым он обладает. Объект права трёхсоставен:

  1. Общий объект – это часть земли, расположенная на поверхности земного шара в качестве целостного земельного массива, или земля как форма существования определённого вида почв, со своеобразным ландшафтом, растительностью и т.п.
  2. Родовой объект определяется спецификой земельного массива, который наделён соответствующими харатеристиками такими как категории земель, их целевое назначение.
  3. Конкретный объект имеет кадастровые адреса, разрешённое использование и правовую принадлежность к хозяйствующему субъекту, осуществляющему функции инспектирования и контроля.

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Если участки имеют различное целевое использование, их объединение путём перераспределения частным лицом допустимо только при условии изменения разрешённого использования одного из них по выбору собственника или администрации.

Если перераспределение производится администрацией – она вправе решать вопрос о назначении ЗУ по собственному усмотрению. А если участком пользуется застройщик, у него в зоне территории застройки могут оказаться здания разного предназначения, этажности и т.п. однако ему это не доставит проблемы, так как он осуществляет деятельность на основании градостроительного проекта и других документов, регламентирующих деятельность (ст. 37,38 ГрК РФ).

Поправка на разрешённое использование

В некоторых случаях, когда разрешённое использование при перераспределении участков имеет несущественные различия в их основном разрешении, координацию их использования можно осуществить основного вида использования на условноразрешённый.

Но и это может не потребоваться, если вопрос можно решить путём внесения поправки в имеющееся разрешённое использование ЗУ. Поправка осуществляется путём внесения в документы заявленных изменений, при сохранении кода классификации участка. Поправка вносится путём дополнительного административного разрешения на конкретные виды деятельности, если они:

  • целесообразны для собственника;
  • не противоречат градостроительному регламенту;
  • органичны с контекстом.

Заключение

Для правомерного использования ЗУ потребуется соблюдать определённый регламент, который допускает набор действий в применении к участку. А также запрещает несанкционированные действия в отношении к нему. При необходимости таких действий, участок необходимо перевести в другую целевую категорию или изменить его разрешённое использование.

В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформле- ния земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы постановляет: 1. Утвердить Перечень видов разрешенного использования зе- мельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве (приложение). 2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Правитель- ства Москвы от "О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участ- ков на территории города Москвы". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубли- кования в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в по вопросам гра- достроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве __________________________________________________________________ N Наименование видов разрешенного Кодовые Номера групп п/п использования земельных участков обозначения видов и объектов капитального - индексы разрешенного строительства видов использования разрешенного земельных использования участков для земельных государствен- участков и ной объектов кадастровой капитального оценки земель строительства __________________________________________________________________ 1 2 3 4 __________________________________________________________________ 1. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВЕН- НО-ДЕЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 1.1. Участки размещения администра- 1001 тивно-деловых объектов: 1.1.1. Объекты размещения администра- 1001 01 1.2.17 тивно-управленческих учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с проживанием населе- ния, общественных организаций и объединений, организаций и уч- реждений обеспечения безопас- ности 1.1.2. Объекты размещения некоммерчес- 1001 02 1.2.17 ких организаций, связанных с проживанием населения 1.1.3. Объекты размещения научных, 1001 03 1.2.7 исследовательских, творческих, проектных, медиа-организаций, инновационных центров 1.1.4. Объекты размещения финансо- 1001 04 1.2.7 во-кредитных учреждений и орга- низаций 1.1.5 Объекты размещения организаций 1001 05 1.2.7 и учреждений страхования 1.1.6. Объекты размещения организаций 1001 06 1.2.17 и учреждений пенсионного обес- печения 1.1.7. Объекты размещения офисных по- 1001 07 1.2.7 мещений, деловых центров с нес- колькими функциями 1.1.8. Объекты размещения коммерческих 1001 08 1.2.7 организаций, связанных с прожи- ванием населения 1.1.9. Объекты размещения коммерческих 1001 09 1.2.7 организаций, не связанных с проживанием населения 1.1.10. Объекты размещения помещений 1001 10 1.2.7 технопарков малого и среднего бизнеса 1.1.11. Объекты размещения помещений 1001 11 1.2.7 бизнес-инкубаторов 1.2. Участки размещения учебно-обра- 1002 зовательных объектов: 1.2.1. Объекты размещения учреждений 1002 01 1.2.17 высшего образования, в т.ч. совмещающих учебный процесс с научно-исследовательской дея- тельностью 1.2.2. Объекты размещения учреждений 1002 02 1.2.17 среднего профессионального об- разования 1.2.3. Объекты размещения учреждений 1002 03 1.2.17 образования для взрослых 1.3. Участки размещения культур- 1003 но-просветительных объектов: 1.3.1. Объекты размещения досуговых и 1003 01 1.2.7 клубных организаций 1.3.2. Объекты размещения зрелищных 1003 02 1.2.7 организаций 1.3.3. Объекты размещения учреждений и 1003 03 1.2.17 организаций просвещения, в т.ч. публичных библиотек, музеев, выставок, учреждений дополни- тельного образования и др. 1.3.4. Объекты размещения помещений и 1003 04 1.2.17 технических устройств парков культуры и отдыха, зоопарков, ботанических садов и т.п. 1.3.5. Объекты размещения культовых и 1003 05 1.2.17 религиозных организаций 1.3.6. Объекты размещения помещений и 1003 06 1.2.7 технических устройств, обеспе- чивающих деятельность учрежде- ний, предприятий, организаций средств массовой информации и печати 1.4. Участки размещения торгово-бы- 1004 товых объектов: 1.4.1. Объекты размещения организаций 1004 01 1.2.5 розничной торговли продовольст- венными, непродовольственными группами товаров 1.4.2. Объекты размещения организаций 1004 02 1.2.5 оптовой торговли 1.4.3. Объекты размещения организаций 1004 03 1.2.5 общественного питания 1.4.4. Объекты размещения учреждений и 1004 04 1.2.5 организаций бытового обслужи- вания, в т.ч. приемные пункты предприятий, обозначенные в пункте 3 настоящего перечня как объекты с индексами 3004 05, 3004 06 1.4.5. Объекты размещения организаций 1004 05 1.2.5 обслуживания туристов, за иск- лючением гостиниц и прочих мест временного проживания 1.4.6. Объекты размещения помещений и 1004 06 1.2.11 технических устройств пасса- жирских терминалов, вокзалов, причалов, станций, остановок транспорта, в т.ч. скоростного внеуличного транспорта, транс- портно-пересадочных узлов, дис- петчерских пунктов наземного общественного транспорта, пунк- тов контроля безопасности дви- жения 1.4.7. Объекты размещения гостиниц и 1004 07 1.2.6 прочих мест временного прожива- ния 1.4.8. Объекты размещения помещений и 1004 08 1.2.9 технических устройств общест- венных туалетов 1.5. Участки размещения лечебно-оздо- 1005 ровительных объектов: 1.5.1. Объекты размещения стационарных 1005 01 1.2.17 лечебно-профилактических учреж- дений (в т.ч. клинических) без специальных требований к разме- щению 1.5.2. Объекты размещения стационарных 1005 02 1.2.17 лечебно-профилактических учреж- дений со специальными требова- ниями к размещению (инфекцион- ных и других специализированных больниц, в т.ч. клинических) 1.5.3. Объекты размещения амбулаторно- 1005 03 1.2.17 поликлинических учреждений без стационарных отделений, объекты размещения молочных кухонь 1.5.4. Объекты размещения станций ско- 1005 04 1.2.17 рой и неотложной помощи 1.5.5. Объекты размещения медицинских 1005 05 1.2.17 лабораторий, учреждений сани- тарно-эпидемиологической службы, учреждений судебно-медицинской экспертизы и др. 1.5.6. Объекты размещения санаторно- 1005 06 1.2.8 курортных учреждений 1.5.7. Объекты размещения аптек, мага- 1005 07 1.2.5 зинов оптики, магазинов меди- цинских товаров и оборудования 1.5.8. Объекты размещения ветеринарных 1005 08 1.2.17 клиник с содержанием животных, питомников и приютов для без- надзорных и бесхозных животных 1.5.9. Объекты размещения ветеринарных 1005 09 1.2.17 лабораторий, ветеринарных цент- ров, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участ- ков, ветеринарных клиник без содержания животных 1.6. Участки размещения спортивно- 1006 рекреационных объектов: 1.6.1. Объекты размещения помещений и 1006 01 1.2.17 технических устройств крытых спортивных сооружений ограни- ченного посещения 1.6.2. Объекты размещения помещений и 1006 02 1.2.17 технических устройств крытых спортивных сооружений массового посещения 1.6.3. Объекты размещения помещений и 1006 03 1.2.17 технических устройств открытых спортивных сооружений массового посещения 1.6.4. Объекты размещения помещений и 1006 04 1.2.17 технических устройств крытых физкультурно-оздоровительных комплексов 1.6.5. Объекты размещения помещений и 1006 05 1.2.17 технических устройств открытых спортивных сооружений ограни- ченного посещения 1.7. Участки размещения социально- 1007 реабилитационных объектов: 1.7.1. Объекты размещения учреждений и 1007 01 1.2.17 организаций нестационарного со- циального обслуживания 1.7.2. Объекты размещения специализи- 1007 02 1.2.17 рованных реабилитационных уч- реждений для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея- тельности 1.7.3. Объекты размещения специализи- 1007 03 1.2.17 рованных стационарных учрежде- ний социальной защиты населения 2. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫХ ОБЪЕК- ТОВ, в т.ч.: 2.1. Участки размещения одноквартир- 2001 ных жилых домов: 2.1.1. Объекты размещения жилых и не- 2001 01 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования коттеджей с участ- ками, усадеб 2.1.2. Объекты размещения жилых и не- 2001 02 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования малоэтажных таун- хаусов, блокированных жилых до- мов 2.1.3. Объекты размещения жилых и не- 2001 03 1.2.2 жилых помещений, инженерного оборудования личных подсобных хозяйств 2.2. Участки размещения многоквар- 2002 тирных жилых домов: 2.2.1. Объекты размещения жилых и не- 2002 01 1.2.1 жилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов 2.2.2. Объекты размещения жилых и не- 2002 02 1.2.1 жилых помещений, инженерного оборудования городских особня- ков и малоквартирных элитных жилых домов 2.2.3. Объекты размещения жилых поме- 2002 03 1.2.1 щений в жилых комплексах с обс- луживающими функциями 2.2.4. Объекты размещения жилых поме- 2002 04 1.2.1 щений в жилых домах-комплексах с объектами малого бизнеса 2.2.5. Объекты размещения общежитий 2002 05 1.2.1 2.3. Участки размещения учебно-воспи- 2003 тательных объектов: 2.3.1. Объекты размещения учреждений 2003 01 1.2.17 дошкольного воспитания 2.3.2. Объекты размещения учреждений 2003 02 1.2.17 начального и среднего общего образования 2.3.3. Объекты размещения учреждений 2003 03 1.2.17 дошкольного, начального и сред- него общего образования с пос- тоянным проживанием 2.3.4. Объекты размещения учебно-про- 2003 04 1.2.17 изводственных комбинатов 2.3.5. Объекты размещения учреждений 2003 05 1.2.17 кружковой деятельности и учреж- дений для организации досуговой работы с населением по месту жительства, в т.ч. детского творчества 3. УЧАСТКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДС- ТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 3.1. Участки размещения коммунально- 3001 складских объектов: 3.1.1. Объекты размещения предприятий 3001 01 1.2.9 по ремонту и техническому обс- луживанию общественных и личных транспортных средств 3.1.2. Объекты размещения автопарков и 3001 02 1.2.9 депо транспортных средств, по- мещений дорожно-эксплуатацион- ных служб 3.1.3. Объекты размещения складских 3001 03 1.2.9 предприятий 3.1.4. Объекты размещения предприятий 3001 04 1.2.9 по первичной переработке, рас- фасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслу- живанию сельхозпроизводства, в т.ч. распределительные комплек- сы оптовой торговли продоволь- ствием 3.1.5. Объекты размещения предприятий 3001 05 1.2.9 растениеводства, питомников и оранжерей садово-паркового хо- зяйства 3.1.6. Объекты размещения предприятий 3001 06 1.2.9 по переработке отходов произ- водства и потребления 3.1.7. Объекты размещения мусороперег- 3001 07 1.2.9 рузочных прессовальных и сорти- ровочных станций 3.1.8. Объекты размещения снегоприем- 3001 08 1.2.9 ных и снегоплавильных камер 3.2. Участки размещения промышленно- 3002 производственных объектов: 3.2.1. Объекты размещения промышленных 3002 01 1.2.9 предприятий II и III класса вредности 3.2.2. Объекты размещения промышленных 3002 02 1.2.9 предприятий IV и V класса вред- ности 3.2.3. Объекты размещения помещений и 3002 03 1.2.10 технических устройств теплоэ- лектроцентралей (ТЭЦ), госу- дарственных электростанций (ГЭС), районных тепловых стан- ций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектрос- танций (ТЭС), электроподстанций открытого типа 3.2.4. Объекты размещения помещений и 3002 04 1.2.10 технических устройств электро- подстанций закрытого типа, рай- онных тепловых станций мощ- ностью до 200 Гкал/час, повыси- тельных и понизительных тепло- вых насосных станций 3.2.5. Объекты размещения промышленных 3002 05 1.2.9 предприятий V класса вредности 3.2.6. Объекты размещения промышленных 3002 06 1.2.9 предприятий III класса вреднос- ти 3.2.7. Объекты размещения промышленных 3002 07 1.2.9 предприятий I класса вредности 3.3. Участки размещения специальных 3003 объектов: 3.3.1. Объекты размещения помещений и 3003 01 1.2.9 технических устройств водопро- водных станций (водозаборных и очистных сооружений), общего- родских водозаборных сооружений промышленного водопровода (во- дозаборных сооружений и насос- ных станций) 3.3.2. Объекты размещения помещений и 3003 02 1.2.9 технических устройств водопро- водных регулирующих узлов, по- высительных водопроводных на- сосных станций, водозаборных узлов с артезианскими скважина- ми и резервуарами 3.3.3. Объекты размещения помещений и 3003 03 1.2.9 технических устройств городских канализационных очистных соору- жений, насосных станций и регу- лирующих резервуаров 3.3.4. Объекты размещения помещений и 3003 04 1.2.13 технических устройств пунктов перехода ВЛЭП в КЛЭП 3.3.5. Объекты размещения помещений и 3003 05 1.2.13 технических устройств контроль- но-распределительных пунктов (КРП) на газопроводах высокого давления Р=5,5 Мпа, газораспре- делительных станций (ГРС) и го- ловных газорегуляторных пунктов (ГГРП) на газопроводах высокого давления Р=1,2 Мпа, узлы расче- та расхода газа 3.3.6. Объекты размещения помещений и 3003 06 1.2.13 технических устройств антенных полей 3.3.7. Объекты размещения помещений и 3003 07 1.2.9 . технических устройств кладбищ 3.3.8. Объекты размещения помещений и 3003 08 1.2.9 технических устройств кремато- риев 3.3.9. Объекты размещения помещений 3003 09 1.2.13 тюрем, исправительных колоний 3.3.10. Объекты размещения помещений и 3003 10 1.2.13 технических устройств специаль- ного назначения, в т.ч. обеспе- чения военной безопасности 3.3.11. Объекты размещения помещений и 3003 11 1.2.9 технических устройств очистных сооружений поверхностного сто- ка, прудов-регуляторов 3.4. Участки размещения жилищно-ком- 3004 мунальных объектов: 3.4.1. Объекты размещения помещений и 3004 01 1.2.10 технических устройств кварталь- ных тепловых станций (КТС), теплоэлектростанций малой мощ- ности (мини-ТЭС) 3.4.2. Объекты размещения помещений и 3004 02 1.2.10 технических устройств распреде- лительных пунктов (РП), распре- делительных трансформаторных пунктов (РТП), трансформаторных подстанций (ТП), соединительных пунктов (СП), центральных и ин- дивидуальных тепловых пунктов (ЦТП, ИТП), автономных источни- ков теплоснабжения (АИТ), теп- ловых камер - павильонов, газо- регуляторных пунктов (ГРП) на газопроводах давлением менее 1,2 Мпа, индивидуальных артези- анских скважин, канализационных насосных станций малой произво- дительности, блок-станций и звуковых трансформаторных подс- танций (БС, ЗТП) 3.4.3. Объекты размещения аварийно- 3004 03 1.2.9 эксплуатационных и спасательных служб, пожарных депо 3.4.4. Объекты размещения помещений и 3004 04 1.2.9 технических устройств автомати- ческих телефонных станций (АТС) и концентраторов абонентского доступа (КАД) 3.4.5. Объекты размещения предприятий 3004 05 1.2.5 по ремонту бытовой аппаратуры и приборов, а также различного оборудования непроизводственно- го и бытового назначения 3.4.6. Объекты размещения предприятий 3004 06 1.2.5 по производству, ремонту, стир- ке, чистке, крашению, иной об- работке бытовых изделий из тка- ни, кожи, меха и других матери- алов 3.4.7. Объекты размещения автозапра- 3004 07 1.2.5 вочных, газонаполнительных станций, автомоек 3.4.8. Объекты размещения стоянок, 3004 08 1.2.3 помещений гаражей боксового типа 3.4.9. Объекты размещения помещений и 3004 09 1.2.3 технических устройств многоэ- тажных и подземных гаражей, стоянок 3.4.10. Объекты размещения помещений и 3004 10 1.2.3 технических устройств подземных гаражей, стоянок 3.4.11. Объекты размещения помещений и 3004 11 1.2.13 технических устройств тяговых подстанций 3.5. Участки размещения объектов 3005 транспортной инфраструктуры: 3.5.1. Объекты размещения помещений и 3005 01 1.2.11 технических устройств аэропор- тов, аэродромов, а также иных помещений и технических уст- ройств, связанных с эксплуата- цией воздушного транспорта 3.5.2. Объекты размещения помещений и 3005 02 1.2.13 технических устройств линейных объектов железнодорожного и скоростного внеуличного транс- порта, конечных станций, тяго- вых подстанций, технических служб обеспечения эксплуатации железнодорожного и скоростного внеуличного транспорта 3.5.3. Объекты размещения помещений, 3005 03 1.2.13 технических устройств и соору- жений технической инфраструкту- ры железнодорожного транспорта, грузовых и сортировочных стан- ций 3.5.4. Объекты размещения помещений и 3005 04 1.2.11 технических устройств речных портов, речных вокзалов, прича- лов, пристаней, гидротехничес- ких и иных сооружений (включая гидроузлы), обеспечивающих экс- плуатацию водного транспорта 3.5.5. Объекты размещения помещений и 3005 05 1.2.13 технических устройств транс- портных сооружений магистраль- ной улично-дорожной сети, техни- ческих служб обеспечения экс- плуатации магистральной улич- но-дорожной сети 4. УЧАСТКИ СМЕШАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, в т.ч.: 4.1. Участки смешанного размещения 1000 1.2.5/1.2.6/ общественно-деловых объектов 1.2.7/1.2.8/ различного вида, указанных в 1.2.9/ пункте 1 настоящего перечня 1.2.11/1.2.17 4.2. Участки смешанного размещения 2000 1.2.1/1.2.2/ жилых объектов различного вида, 1.2.17 указанных в пункте 2 настоящего перечня 4.3. Участки смешанного размещения 3000 1.2.3/1.2.5/ производственных объектов раз- 1.2.7/1.2.10/ личного вида, указанных в пунк- 1.2.11/1.2.13 те 3 настоящего перечня 4.4. Участки смешанного размещения 1200 1.2.1/1.2.2/ общественно-деловых и жилых 1.2.5/1.2.6/ объектов, указанных в пп.1,2 1.2.7/1.2.8/ настоящего перечня 1.2.9/1.2.11/ 1.2.17 4.5. Участки смешанного размещения 1300 1.2.3/1.2.5/ общественно-деловых и произ- 1.2.6/1.2.7/ водственных объектов, указанных 1.2.8/1.2.9/ в пп.1,3 настоящего перечня 1.2.10/1.2.11/ 1.2.13/1.2.17