Категории людей которым можно давать садака. Убереги себя от огня ада, даже половиной финика. Что такое садака

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников . Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (ат-Тауба, 9/75-76),

был ниспослан в отношении Саляба ибн Хатима аль-Ансари. Саляба день и ночь находился в мечети Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). То есть, за исключением времени, которое он проводил с семьей, все свое время он проводил в мечети Пророка (салаллаху алейхи ва саллям). И поэтому его прозвали «голубь мечети». От большого количество земных поклонов, его лоб стал похож на колени верблюда.

Спустя какое то время Саляба стал уходить из мечети, сразу же после того как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) завершал утренний намаз, не дожидаясь тасбиха и дуа. Заметив это, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал ему:

— О, Саляба! Что с тобой случилось, что ты, выходя из мечети (не дожидаясь тасбиха и дуа), стал совершать действия мунафиков.

— О, Посланник Аллаха! Я очень беден, беднее, чем ты думаешь. У нас всего одна рубашка. Я одеваю эту рубашку и совершаю намаз, а моя жена в это время ждет. Закончив намаз, я снимаю рубашку и отдаю ее своей жене. Затем она совершает намаз. О, Посланник Аллаха! Сделай дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство.

— О, Саляба! Горе тебе! Откажись от этого желания, ибо малое имущество, за которое ты способен благодарить, лучше, чем богатство, за которое ты не сможешь быть благодарным.

Спустя некоторое время Саляба вновь повторил свою просьбу. В этот раз Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему следующее: «Разве ты не хотел бы быть человеком похожим на меня? Клянусь Аллахом, в чьей длани моя душа, если бы я захотел, чтобы горы, превратившись в золото и серебро, шли следом за мной, это бы обязательно произошло. Однако я твердо знаю, мирская жизнь является уделом тех, кто лишен ахыра, и только умалишенный человек может обмануться мирской жизнью» .

Спустя еще некоторое время Саляба вновь пришел к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, Который отправил тебя с истиной, что если ты сделаешь за меня дуа Аллаху, я буду раздавать имущество каждому, кто имеет на это право».

В ответ на настойчивые просьбы Салябы, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сделал следующее дуа: «О, Аллах! Дай Салябе богатство».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) трижды повторил эти слова.

После дуа Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба купил одну овцу. Эта овца расплодилась. Дошло до того, что стаду Салябы стали тесны улицы Медины. Поэтому Саляба отвел стадо в одну долину. Из-за этого он перестал совершать все пять намазов джамаатом. Спустя еще немного времени овцы еще больше размножились и Саляба был вынужден перебраться в еще более отдаленное от Медины место. Теперь он не приходил в мечеть даже на джума-намаз.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спрашивал у сподвижников:

— Где Саляба, я его не вижу?

— О, Посланник Аллаха! Его имущество увеличилось и теперь не помещается даже в одной долине. Он размещает его в нескольких долинах. Поэтому он был вынужден переехать в отдаленное место.

— Горе Салябе!

Спустя некоторое время был ниспослан аят, содержавший повеление о выплате закята:

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них» (ат-Тауба, 9/103).

После ниспослания аята о закяте, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) назначил для сбора закята двух человек, одного из числа ансаров, а другого из племени Бану Сулейм. Кроме этого, он дал им с собой письмо, в котором были написаны аяты, говорившие об обязательности закята, а также разъяснения, касающиеся того, с каких видов имущества и в каком количестве следует получать закят.

Эти два человека отправились для сбора закята. Люди, узнав о ниспослании аятов предписывающих выплату закята, подготовили необходимое к выплате количество имущества и передали его сборщикам. Сборщики закята пришли и к Салябе, сказали ему о необходимости выплаты закята и показали письмо Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Саляба сказал им: «Это всего лишь джизья. Это не что иное, как брат джизьи. Вы идите, а я немного подумаю».

Аллах Всевышний в следующем аяте говорит о поведении таких, как Саляба: «Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (ат-Тауба, 9/76)

«Стали скупиться» означает, что они не выплачивают закят, являющийся правом Аллаха. А «отвернулись» означает, что они отвернулись от повиновения Аллаху. В сущности, способность «отворачиваться» есть их отличительная особенность.

Сборщики закята вернулись к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Не успели они ничего сказать, как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) дважды произнес: «Горе Салябе».

В связи с этими событиями был ниспослан вышеуказанный аят. Как только этот аят был ниспослан, Умар (радыаллаху анх) сел на верховое животное и отправился к Салябе. Приехав к нему, он сказал: «О, Саляба! Горе тебе! Аллах Всевышний ниспослал по поводу тебя эти аяты» и прочитал ниспосланные аяты. Услышав это, Саляба тотчас собрал имущество для выплаты закята и отвез Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Аллах запретил мне брать твой закят».

Саляба стал посыпать голову землей. Однако делал он это не потому, что раскаялся в своем двуличии, а потому что стеснялся людей, которые станут говорить «Закят Салябы не был принят».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Непринятие садака – это наказание за сказанные тобой слова «это не что иное, как брат джизьи». Я приказал тебе выплатить закят, а ты его не выплатил».

После смерти Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба принес закят Абу Бакру. Однако Абу Бакр (радыйаллаху анху) не принял его. Когда халифом стал Умар (радыйаллаху анху), Саляба принес закят ему. Умар также не принял его закят. А во времена правления Усмана (радыйаллаху анху) Саляба сгинул» (Рухуль-Байан 3/469).

Такой конец исходит от жадности, безграничной любви к мирскому,и отказа от подаяния. Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть три признака лицемерия — это обман при разговоре, невыполнение обещанного, предательство в доверенном» (Бухари, Тирмизи).

Однажды к Посланнику пришли некоторые сахабы и спросили:

— О Посланник Аллаха, после твоей смерти что будет лучшим для нас — быть на земле или под землей? Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Если ваши предводители будут из лучших, богатыми и щедрыми, дела вы будете решать путем советов, то жизнь на земле для вас лучше. Если же предводители будут из худших, богатые и скупые, а дела ваши — в руках женщин, то смерть для вас лучше (так как не будет возможности жить религией) (Тирмизи).

Аиша (радыАллаху анха) передает, что Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Щедрость – это дерево из Рая,ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви,тот войдет в Рай. Скупость – это дерево в Аду, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдет в Ад» (Байхаки, Шуабуль Иман).

В другом хадисе говорится:

«За себя и умерших старайтесь давать садака, пусть это будет хотя бы стакан воды. Если не можете, то читайте для них Коран, если не знаете Коран, то просите у Аллаха Его Милости и Прощения, так как Аллах обещает принять ваши молитвы» (Хаятуль-Кулюб филь- Мавида).

Как увеличивается садака

«Того, кто из халяльного заработка даст садака в размере финика, Всевышний Аллах возьмет правой рукой (наградит довольством и обилием) и увеличит его садака до размера горы» (Бухари).

В этом хадисе объясняется, что Аллах увеличивает садака не по количеству, а увеличивает баракат данного имущества, так как в суре Бакара говорится:

«Аллах уничтожает лихву (риба) и приумножает пожертвования (садака). Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (Бакара, 276).

По какой причине полагается такая большая награда за садака?

По сравнению с другими деяниями, самое сложное для человека – отдавать что-либо из имущества. Несомненно, это любимее всего для Аллаха, поэтому за него полагается и увеличенная награда. Так как Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самое наилучшее деяние — которое дается с трудом »

Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом (Али Имран, 92).

Джабир (радыАллаху анху) передает однажды Посланник Аллаха во время хутба сказал:

«О, люди, пока не настигла вас смерть, совершайте покаяние; пока есть возможность, совершайте хорошие деяния. Вспоминайте больше Аллаха, тайно и явно давайте садака, вы будете близки к Аллаху, если будете таковыми, получите помощь Аллаха и найдете утерянное» (Ибн Маджа).

Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Садака препятствует семидесяти бедам» (Табарани, аль-Муджамуль-Кабир)

Виды награды за садака

Саваб за садака делится на четыре вида:

1. Один к десяти.
2. Один к семидесяти.
3. Один к семисот.
4. Один к семи тысячам.

Один к десяти — это садака, данная бедным. Один к семидесяти – садака, данная нуждающимся родственникам. Один к семисот – садака, данная братьям и сестрам. Один к семитысячи, садака, данная тем, кто получает знания ради Аллаха. Это подтверждается в следующем аяте:

«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий» (Бакара, 261).

Анас бин Малик (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха сказал:

«У кого есть имущество, пусть дает садака с имущества. Если нет его, пусть дает знания.Если нет знаний и имущества, а есть сила (физические возможности), пусть помогает силой».

Садака может ускорить скорость ветра

Также Анас бин Малик (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха сказал так:

«Когда Всевышний Аллах создал этот мир,то земля начала трястись, затем Всевышний установил горы, таким образом земля перестала трястись, чему ангелы очень удивились и спросили Всевышнего:

— О Аллах, есть ли что-либо сильнее гор?

— Да, железо.

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее железа?

— Огонь!

— О Аллах, есть ли еще то, что сильнее огня?

— Вода!

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее воды?

— Ветер!

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее ветра?

— Да, садака, данная скрыто — что правоя рука не знает, что делает левая. Эта садака сильнее ветра» .

Как нужно давать садака?

Как и было сказано в хадисе, садака, данная скрыто, сильнее ветра. И в суре Бакара говорится

«Но если вы скрываете это и раздаете ее неимущим, то это еще лучше для вас» (271 аят).

В одной из предшествующих общин случился голод. Бедный человек пришел к дому богатого и попросил что-нибудь поесть. Дочь богатого сразу же угостила его свежеиспеченным хлебом. Когда вернулся отец, и узнал об этом, он велел отрезать правую руку дочери.

Но со временем положение этого человека стало ухудшаться, имущество как будто испарилось, он стал нищим и умер. Дочь после смерти отца стала бродить по улицам и просить на пропитание, а она была очень красивой. В один день она пришла к дверям щедрых людей. Хозяйка дома заметила, что девушка была очень скромной и красивой, пригласила к себе в дом, а затем предложила выйти замуж за своего сына, и она согласилась.

В ночь свадьбы они сели с мужем за ужин, и девушка вытянула левую руку. Супруг удивился:

— Я слышал, что бедные не знают правил приличия. Значит, ты ешь левой рукой. Ешь, пожалуйста, правой!

Но девушке пришлось снова вытянуть левую руку, и муж снова настоял на правой.

«О рабыня моя! Вытяни правую руку и ешь ею. Ты только ради довольства Моего подала кусочек хлеба, Я же возвращаю твою правую руку». Девушка высунула правую руку и стала есть. С помощью и силой Аллаха рука была в сохранности (Зубтадуль Ваизин).

Дурратуль-ваизин

Перевод с турецкого Аиша Хумейра

Садака (милостыня) – это передача человеком своего имущества нуждающейся стороне с цель получения довольства Всевышнего Аллаха и награды от Него. Если же человек желает получить больше награды, то ему следует давать садака скрытно от всех. Садака имеет огромную пользу для общества, ибо оно порождает братство и взаимопомощь среди мусульман. Тех, кто раздавал садака, Всевышний Аллах в Судный День размещает под тенью Арша, когда нет другой тени.

Посланник Аллаха (ﷺ) в достоверных хадисах часто указывал на ценность садака .

От Абу Малика Аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

الطهور شطر الإيمان ، والحمد لله تملأ الميزان ، وسبحان الله ، والحمد لله تملآن أو تملأ ما بين السماوات والأرض ، والصلاة نور ، والصدقة برهان ، والصبر ضياء ، والقرآن حجة لك أو عليك ، كل الناس يغدو ، فبائع نفسه ، فمعتقها أو موبقها

«Чистота - половина веры. «Аль-Хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) наполняет весы. А «Субхана Ллах» (Преславен Аллах) и «Аль-Хамду ли-Ллях» заполняют собой (пространство) между небесами и землёй. Намаз - свет, садака - доказательство, терпение - сияние, а Коран – довод за или против тебя ». (Муслим)

Слова Пророка (ﷺ) «садака - доказательство» подразумевают, что расходование человеком своего имущества в качестве садака является доказательством истинности его веры, ибо имущество очень любимо для человека, а когда человек расстаётся со своим имуществом ради довольства Всевышнего Аллаха, то это, несомненно, является доказательством его крепкой веры.

Из всего вышеприведенного мы узнали, что садака является высоко вознаграждаемым деянием, а какое же садака считается в Исламе самым лучшим?

Отвечая на такой вопрос, невозможно однозначно утверждать, что какое-то садака является абсолютно лучшим, ибо это зависит от множества факторов, влияющих на его ценность. Ценность садака зависит:

- от положения того, кто даёт садака;

Например, садака, которое даётся бедным человеком, лучше, чем садака (в таком же размере) богатого человека, или садака здорового лучше, чем садака больного.

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:

جاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبيِّ - صلى الله عليه وسلم - فَقَالَ: يَا رسولَ الله، أيُّ الصَّدَقَةِ أعْظَمُ أَجْرًا؟ قَالَ: أنْ تَصَدَّقَ وَأَنتَ صَحيحٌ شَحيحٌ، تَخشَى الفَقرَ وتَأمُلُ الغِنَى، وَلاَ تُمهِلْ حَتَّى إِذَا بَلَغتِ الحُلقُومَ قُلْتَ لِفُلان كذا ولِفُلانٍ كَذا، وقَدْ كَانَ لِفُلانٍ

«Один человек, пришедший к Пророку (ﷺ), спросил: «О посланник Аллаха, за какое садака (милостыню) обещана наибольшая награда? » Он ответил: «За то, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, чтобы лишь тогда сказать: «Такому-то столько, а такому-то столько», – тогда как это уже будет принадлежать такому-то ». (Бухари, 1419; Муслим, 1032)

- от того, куда или кому даётся садака и положения человека, которому даётся садака;

Например, садака нуждающемуся человеку лучше, чем садака другому человеку, а садака близкому родственнику лучше, чем садака чужому человеку.

От Хакима бин Хизама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ) о том, какое садака является самым лучшим. На это он ответил:

أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الصَّدَقَاتِ , أَيُّهَا أَفْضَلُ ؟ قَالَ عَلَى ذِي الرَّحِمِ الْكَاشِحِ

«(Самым лучшим садака является то, которое дается) своему родственнику, даже если он является врагом ». (Имам Ахмад)

- от того, что даётся в качестве садака;

Обучение полезным знаниям считается лучшим садака, ибо Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ يَتَعَلَّمَ الْمَرْءُ الْمُسْلِمُ عِلْمًا ثُمَّ يُعَلِّمَهُ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ

«Лучшим садака является обучение мусульманином человека полезным знаниям, которым он в дальнейшем обучит другого брата ». (Ибн Маджа)

- от времени, когда даётся садака;

Например, садака в месяц Рамадан, в пятницу или в другое благоприятное время лучше, чем садака в обычное время.

Во всяком случае, садака является одним из лучших деяний человека. Если же человек объединит все факторы, от которых зависит увеличение награды за садака, тогда это садака, несомненно, будет считаться самым лучшим.

Милостыня – это помощь нуждающемуся человеку материально, физически, доброе слово или просто улыбка тоже является милостыней. То есть, если у человека нет возможности помочь большими подарками или финансами, то просто слова поддержки тоже милостыня.

Милостыня – великая милость для нашей общины, как для имущих людей, так и для бедных, нуждающихся людей. Богатые люди, отдавая милостыню, обретают вознаграждения и благодать в обоих мирах, а бедные приобретают материальную помощь от имущих людей.

إن الصدقة لتطفئ غضب الرب وتدفع ميتة السوء

Смысл: «Поистине милостыня подавляет гнев Аллаха, а также плохую кончину » (ат-Тирмизи).

Также Аллах Всевышний повелевает истинным верующим в Коране, в следующем аяте:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنفِقُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُم

Смысл: «О вы, верующие! Расходуйте лучшее из того, что вы зарабатываете, или из того, что дарует вам земля… » (Сура аль-Бакара, аят 267).

Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من استطاع منكم أن يستتر من النار ولو بشق تمرة فليفعل

Смысл: «Тот, кто имеет возможность уберечь себя от огня Ада даже половиной финика, пусть сделай это » (Имам Муслим). Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Половина или кусочек финики может стать причиной спасения от огня Ада ».

Щедрость - это прекрасное качество истинного мусульманина, потому как только истинный мусульманин ищет способы довольства Творца и Райскую обитель, а щедрость – это и есть качество людей Рая, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

السخاوة شجرة اصلها فى الجنة واغصانها متدليات فى دار الدنيا فمن تعلق بغصن منها يسوقه الى الجنة

Смысл: «Щедрость – это дерево, корни которого находятся в Раю, а ветка в этом мире и того, кто схватится за эти ветки (будет щедрым в этом мире) они приведут в Рай ».

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала

لَأَنْ أَتَصَدَّقَ بِخَاتَمِي هَذَا عَلَى مِسْكِينٍ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَلْفِ درهم أهْدِيهَا إِلَى الْبَيْتِ

Смысл: «Отдать милостыней мой перстень бедняку дороже для меня, чем подарить тысячи серебряных монет своему дому (то есть, оставить на нужды своего дома )».

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ , رَضِيَ الله عَنْهُ ، قَالَ : مَا مِن رَجُل يَتَصَدَّقَ بِصَدَقَةٍ إِلاَّ وَقَعَتْ فِي يَدِ اللَّهِ قَبْلَ أَنْ تَقَعَ فِي يَدِ السَّائِلِ وَقَرَأَ أَنَّ اللَّهَ هُوَ يَقْبَلُ التَّوْبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَأْخُذُ الصَّدَقَاتِ

От Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передают, что он сказал: «Милостыня, отданная (искренне) человеком, раньше принимается Аллахом, чем она попадает в руку бедняка», далее он прочитал аят, смысл которого в следующем: «Аллах принимает покаяние (покаявшихся искренне) и принимает милостыню (данную ради Него) ».

Так, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أَيُّمَا مُسْلِمٍ كَسَا مُسْلِماً ثَوْباً على عُرْيٍ ، كَسَاهُ اللَّهُ مِنْ خُضْرِ الجَنَّةِ ، وَأَيُّمَا مُسْلِمٍ أَطْعَمَ مُسْلِماً على جُوعٍ أَطْعَمَهُ اللَّهُ مِنْ ثِمَارِ الجَنَّةِ ، وأَيُّمَا مُسْلِمٍ سقى مُسْلِماً على ظَمَإٍ ، سَقَاهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مِنَ الرَّحِيقِ المَخْتُومِ

Смысл: «Если мусульманин оденет (даст или купит одежду) голого мусульманина (то есть, не имеющего возможности купить одежду,) то Аллах наденет на него одеяние в Раю, если мусульманин накормит голодающего мусульманина, то Аллах накормит этого человека плодами из Рая (в Раю), если же мусульманин напоит жаждущего мусульманина, то Аллах напоит этого человека из Райского источника » (Абу Давуд).

Какую милостыню давать

Мусульманам желательно проявлять щедрость, по возможности, при раздаче милостыни и подавать беднякам не устаревший и ненужный хлам, а действительно то, что дорого самим, предпочитая искренне помочь человеку более нуждающемуся, чем они.

Передают, что одним из благих качеств Пророка Ибрахима (мир ему) являлось то, что он отдавал в качестве милостыни лучшее, и однажды ему сказали: «Если бы ты отдал и меньше чем это, было бы достаточным», на что Ибрагим (мир ему) ответил: «Я не желаю, чтоб Аллах видел меня просящим Его благое, что находится у Него, давая худшее, что есть у меня (взамен дарованного Аллахом)».

Так же поступал и советовал другим Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал:

لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ

Смысл: «О, верующие! Вы никогда не достигнете благочестия, к которому стремитесь и которым Аллах Всевышний будет доволен, пока не будете расходовать ради Аллаха из того, чем вы дорожите и любите… » (Сура «Алу-Имран», 92 аят).

Милостыня продлевает жизнь

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ان الصدقة وصلة الرحم يزيد الله بهما في العمر ويدفع بهما ميتة السوء ويدفع الله بهما المحذور والمكروه

Смысл: «Поистине милостыня и поддерживание родственных отношений являются действиями, посредством которых Аллах продлевает жизнь, спасает от плохой кончины, от бедствий и неприятностей » .

В другом хадисе сказано:

ما من رجل يتصدق يوم أو ليلة إلا حفظ أن يموت من لدغة أو هدمة أو موت بغتة

Смысл: «Если человек даст милостыню днём или ночью, то он сохраняется (в этот день или ночь) от смерти по причине укуса змеи, обрушения и от внезапной смерти ». Самое важное, успеть до смерти покаяться, а если человек покинет этот мир внезапно, то, естественно, покаяться не успеет, а милостыня спасает от внезапной смерти.

Милостыня оберегает от бед

Также милостыня остерегает от бед, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение):

باكروا بالصدقة فإن البلاء لا يتخطى الصدقة

Смысл: «Начинайте день (с утра) с милостыни, ибо беда не обходит садака (то есть, милостыня блокирует беды) » (аль-Байхаки). Так же в другом хадисе сказано:

الصدقة تسد سبعين باباً من السوء

Смысл: «Милостыня блокирует (не дает открыться) семьдесят врат бед » (ат-Табарани). Ученые сказали: «Даная милостыня и беда, которая должна была настигнуть, борятся между небесами и землей до дня Суда (то есть, милостыня преграждает путь наступления беды)». Человек, желающий предостеречь себя и свою семью от бед на этом свете и в мире вечном, пусть даёт почаще милостыню.

В арабском языке слово «Садакагь» состоит из четырёх согласных букв, означающих:

1) «С» – сохранение человека от бед

2) «Д» – указывающий на путь в Рай, в то время как люди будут в замешательстве (в день Суда).

3) «К» – совершение благих действий, приближающих к Аллаху.

4) «Гь» – наставление человека Аллахом на совершение благих дел.

Кому давать садака

Милостыню нужно давать реально нуждающимся людям. Очень часто бывает, что богатый человек даёт садака богатому же, ради какой-то выгоды, такая милостыня не принимается Аллахом, и милостыней это не является, а просто взаимовыгодной сделкой.

Аллах в Коране сказал:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ

Смысл: «Поистине милостыня даётся бедным, нищим… », хоть в аяте имеется ввиду закят (обязательная милостыня), однако благотворительная милостыня также может входить в этот аят, потому как в нем используется слово «садакагь».

Конечно, если кому-то нужна срочная помощь, то самая достойная милость будет этому человеку вне зависимости от родственных связей и т.д., потому, если у человека есть материальная возможность, то он обязан помочь нуждающемуся мусульманину.

Если такого положения срочного нет, то самой достойной милостыней является садака близким родственникам, а затем дальним, после родственников соседям, а затем уже и другим людям, мусульманам (книга «Иаанат ат-Талибин», 2 том, стр.408)

Запретная милостыня

Милостыня является запретной в некоторых случаях:

1. Если семья и пожилые, немощные родители мусульманина, которых он по шариату обязан материально обеспечивать, испытывают нужду.

2. Дающий знает или предполагает по каким-то признакам, что это будет использоваться в запретных Исламом делах, например, в производстве или продаже спиртных и табачных товаров и т.д., потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

من أعان على معصية ولو بشطر كلمة كان شريكا فيها

Смысл: «Тот, кто помог состояться греху хотя бы полусловом, тот соучастник в этом грехе».

3. Жена не может отдавать имущество мужа без его согласия на это. По этому поводу сказано в книге «Аль-Мусаннаф» аль-Хафиза Абдураззака (да смилуется над ним Аллах):

عن أبي هريرة أنه سئل عن المرأة تصدق من مال زوجها فقال لا إلا من قوتها والأجر بينها وبين زوجها ولا يحل لها أن تصدق من مال زوجها إلا بإذنه

Смысл: «Однажды спросили Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) о милостыне женщины без разрешения мужа из его имущества, он ответил:

“Нельзя отдавать милостыню из имущества мужа без его дозволения, однако она может отдать из своего (личного) и награда будет ей и её мужу, так дозволяется дать милостыню из имущества мужа с его дозволения”». Конечно, есть и другие мнения учёных по этому вопросу, но пусть же знают женщины, что без разрешения мужа запрещено отдавать милостыню, а когда пишут «его имущество» имеют ввиду то, что он зарабатывает для семьи, для дома.

Завершение

Всё обещанные награды Аллаха в аятах Корана и Посланника Аллаха в хадисах –это истина, которая сбывается, однако нужно иметь искренность и давать милостыню, как сказал Пророк (мир ему и благословение): «…чтоб левая рука не знала, как даёт (милостыню) правая рука» – настолько скрытно и только ради Аллаха.

Человеку очень тяжело выработать в себе такую искренность самостоятельно в наше время, когда ухищрения Сатаны настолько разнообразились (соблазнов и запретного стало много), а вера человека стала очень слабой и уязвимой, поэтому самое лучшее для мусульманина – это вступить на путь очищения своего сердца и души под опекой духовного наставника, истинного устаза.

Суфизм (тасаввуф, тарикат) – это наука очищения души и сердца, под руководством духовного наставника, от таких пагубных качеств как зависть, скупость, показуха и т.д. С помощью Аллаха человек исцелится от этих пагубных болезней посредством шейха, иншааллах.

Вся хвала Единому Аллаху.

Есть два вида милостыни:

1. Обязательная – являющаяся столпом Ислама (закят) .

2. Желательная милостыня (садака) .

Мы в нашем материале затронем вторую, которая совершается по своему желанию и является сунной Пророка (мир ему и благословение). Милостыня – объединяет людей и разжигает любовь и милость в сердце каждого человека. Если бы люди оказывали милостыню всем нуждающимся, на земле вряд ли остались бы бедные.

Есть выражение – сытый голодного не разумеет . К сожалению, оно соответствует действительности. Но мы должны понять одно: уходя из этого мира, мы не заберём ничего, кроме своих деяний.

Милостыня – это удивительная вещь, которая сближает сердца, объединяет людей и укрепляет дружбу. Великий сподвижник Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Намаз – опора религии, джихад – вершина деяний, а садака– это что-то удивительное! а садака– это что-то удивительное! Когда его спросили о посте, он ответил: «Пост–это щит от огня ада ». Далее Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая? » Он ответил: «Большая и лучшая », а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага(полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами » (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)? Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества ». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе? » Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей ». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет? » На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что- то сделает) » Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать? » Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика ». Его спросили: «А если и этого он не может? » Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям » (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Поистине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ”Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите к Господу вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше, чем большее – но не содержащее бараката », ангелы просят: «О Аллах, ускорь увеличение имущества отдающему милостыню, и ускорь порчу имущества – скупому » (Байхаки).

Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этом мире. Ухватившегося за них, они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них, они (корни) приведут в а Ад » (Байхаки).

Щедрый человек радует и притягивает сердца людей. И как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Скупой – далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей, и близок к Огню. Щедрый – близок к Аллаху и Раю, близок к людям и долёк от Огня » (Тирмизи). Человека, который помог в трудную минуту, никогда не забывают и молятся за него.

Так же милостыня лечит нас и наших близких. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уберегайте ваше имущество закятом, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой » (Абу Давуд, Табарани от Ибн Масуда). То есть, если кто-то болеет, то пусть ради Аллаха раздаёт милостыню.

Заххак, со слов Наззаля Ибн Субрата, сказал: «На вратах Рая написаны три строчки :

«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник ».

«Община – грешна, а Господь –Прощающий ».

«Мы нашли наши деяния – и получили выгоду из совершенного, и остались в убытке – от упущенного ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того кто дает милостыню и днем и ночью, Аллах сохранит от укуса змеи, от катастрофы и от внезапной смерти ».

Также говорят: «От того, кто отвергает пять вещей, Аллах отвергает столько же :

1. От отвергшего закят Аллах отвергает сохранность его имущества .

2. От отвергшего милостыню Аллах отвергает здоровье .

3. Землю, с которой не отдавалась десятая часть урожая (закят,) Аллах лишает благодати .

4. Отвергавшему мольбу Аллах не отвечает .

5. Пренебрегающему намазом Аллах отвергает слова свидетельства перед смертью .

Нередко люди, имеющие большие деньги, тратят их необдуманно, бывает что и на запретное. Однако могут отказать действительно нуждающемуся в помощи, а если и дадут, ещё и упрекают тем что помогли.

Они забывают, что человек, который, отдал милостыню ради Аллаха, всё равно, что отдал в долг, который вернётся ему в самое нужное для него время – в День суда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине ангел взывает из врат небес: ”Давшему в долг сегодня – его (долг) вернут завтра! ” (ибн Хаббан). Каждый, давая милостыню, должен думать, что просто откладывает в свою копилку на День суда.

У некоторых богатых людей сложилось ошибочное мнение, что нуждающиеся – это изгои и недостойные люди, так как Аллах им не дал, а значит – унизил. Знали бы такие люди, как они ошибаются, потому что:

1. Всё принадлежит Аллаху. В Коране Он сказал: «Всё, что на небесах и земле, – принадлежит Аллаху » (Аль-Бакара). Значит, всё, что имеют богачи, – данное Аллахом.

2. Также в Коране Аллах сказал: «Аллах наделяет уделом кого пожелает, без учёта». Дающий– только Аллах, и никто не может преувеличить что-либо без ведома Аллаха.

3. Где гарантия, что сам не обеднеет? Если же обеднеет, вряд ли будет считать себя униженным.

Каждый должен понимать, что уйдёт из этого мира. Покидая этот бренный мир, человек, кроме своих дел, ничего отсюда не забирает. И зависимости от них, ему уготовят могилу его.

Да поможет нам Аллах, и не окажемся мы из числа скупых людей. Аминь!

«Фитр» означает разговение, воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца рамадана называется Ид-уль-фитр (Праздник разговения), так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой фитр-садака (садакат-уль-фитр).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)

Поэтому данная милостыня с целью очищения поста необходима (ваджиб). Другой ее целью является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться этому счастливому дню вместе со своими более богатыми собратьями.

В сборнике имама Тирмизи приводится рассказ о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке:

Внимание! Фитр-садака– ваджиб для каждого мусульманина: мужчины и женщины, свободного и раба, молодого и старого. Она составляет два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур!

Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр» . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:

1. Для принятия поста.

2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в рамадан.

3. Очищение поста и получение всех благ от него.

4. Празднование завершения поста.

5. Демонстрация величия праздничного дня.

6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздник разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.

Правила раздачи фитр-садаки

Фитр-садака (или фитра) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.

Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.

Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.

Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца рамадана. Фитру можно раздать даже до рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т. е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра»

Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.

Фитр - садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам. Сумма (в зависимости от благосостояния семьи): 100 руб . - для малоимущих; 300 руб . - людей среднего достатка; от 500 руб . и выше - для состоятельных.