Как бороться с фальшивым тсж. Разрешение споров с ТСЖ: куда жаловаться на действия Товарищества, как составить жалобу и как происходит ее рассмотрение? Причины возникновения споров

Ст. 136 ЖК РФ. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья

Ст. 137 ЖК РФ. Права товарищества собственников жилья

Ст. 138 ЖК РФ. Обязанности товарищества собственников жилья

Судебная практика

    Решение № 2-125/2019 2-125/2019(2-4012/2018;)~М-4530/2018 2-4012/2018 М-4530/2018 от 29 мая 2019 г. по делу № 2-125/2019

    Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) - Гражданские и административные

    Что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (л.д.9, 138 том 1). В 2009 году в квартире по адресу: осуществлена перепланировка, согласно проекта, утвержденного актом приемочной комиссии Калининского административного округа г.Тюмени от 22.12.2009 ...

    Решение № 2-54/2019 2-54/2019~М-38/2019 М-38/2019 от 29 мая 2019 г. по делу № 2-54/2019

    Подосиновский районный суд (Кировская область) - Гражданские и административные

    Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ). Исследовав материалы дела, руководствуясь положениями ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 137 , 154, 156, 158 ЖК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, при этом исходит из следующего. Положения ст. 153 ЖК РФ устанавливают круг...

    Решение № 2-1614/2019 2-1614/2019~М-638/2019 М-638/2019 от 29 мая 2019 г. по делу № 2-1614/2019

    Пушкинский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    И в силу Закона уже не находится в муниципальной собственности, находится в собственности правообладателей помещений в доме, с которыми истец вправе его разделить (л.д. 136 - 138 ). Представители третьих лиц Банка «Возрождение» (ПАО), ООО «РСУ-7», Банка ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России», Управления Росреестра по МО в судебное заседание не явились, о дате...

    Решение № 2-1352/2019 2-1352/2019~М-734/2019 М-734/2019 от 28 мая 2019 г. по делу № 2-1352/2019

    Ломоносовский районный суд г. Архангельска (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Выборе способа управления данным домом в виде создания ТСЖ «Тимме 17 корпус 2», оформленное протоколом №1 от 18 апреля 2006 года. В силу ст. ст. 135 , 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья оказывает услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказывает коммунальные услуги собственникам...

    Решение № 2-1187/2019 2-1187/2019~М-297/2019 М-297/2019 от 28 мая 2019 г. по делу № 2-1187/2019

    Индустриальный районный суд г. Перми (Пермский край) - Гражданские и административные

    Резервного фонда оставил на усмотрение суда. Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. Частями 1,2 ст. 135 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в...

    Решение № 2-790/2019 2-790/2019~М-503/2019 М-503/2019 от 27 мая 2019 г. по делу № 2-790/2019

    Котласский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Протокола № общего собрания собственников помещений в МКД от __.__.__ собственники приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (т.1. л.д. 135 - 136 ). Таким образом, истец является потребителем коммунальной услуги по газоснабжению, оказываемой ООО «Газпром межрегионгаз Ухта». В соответствии с п. 4 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья...

    Решение № 2-2139/2019 2-2139/2019~М-1509/2019 М-1509/2019 от 27 мая 2019 г. по делу № 2-2139/2019

    Кировский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) - Гражданские и административные

    148 Жилищного кодекса Российской Федерации. ТСЖ «Гагарина-33» обязано ежегодно в течение первого квартала текущего года в силу п. 2 ст. 20, п. 9 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации представлять копию такого надлежащим образом оформленного реестра в уполномоченный по контролю за соблюдением жилищного законодательства орган, но умышленно не делало этого, а при...

    Решение № 2-2859/2019 2-2859/2019~М-2048/2019 М-2048/2019 от 23 мая 2019 г. по делу № 2-2859/2019

    Советский районный суд г. Липецка (Липецкая область) - Гражданские и административные

    От него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Согласно ст. 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса. В соответствии с ч.1.1 ст. 161 Жилищного...

  • ...этом, в части выдачи документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства, технические условия, по мнению должностного лица, выявлены нарушения статей 36, 135 , 137 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 2006 № 491, пункта 4 статьи 26 Федерального закона...

Роман Кузьмак, юрист ЗАО «ЛексКледере консалтинг», город Санкт-Петербург

[email protected]

В силу положений части 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья . Указанной нормой Жилищного кодекса РФ императивно установлен запрет на создание двух и более ТСЖ для управления одним многоквартирным домом, но данной нормой, как показала практика, не предусмотрено реальное создание двух ТСЖ в одном многоквартирном доме, а именно:

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в числе прочих: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны; что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения. Статьей 23 указанного выше закона установлено, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается, только если заявитель не предоставит документы в соответствии с перечнем, установленным законом о регистрации, и по другим формальным основаниям, в связи с чем регистрирующий орган не проверяет предоставляемые документы на государственную регистрацию на соответствие законодательству, тем более на соответствие в данном случае Жилищному кодексу РФ. Поэтому вполне реальна ситуация, когда по одному многоквартирному дому будут зарегистрированы два ТСЖ хоть и в нарушение запрета, установленного Жилищным кодексом РФ. В связи с этим встает вопрос, какое именно из ТСЖ является легитимным, и как законными способами бороться с ТСЖ, которое создано в нарушение требований законодательства.

Правомочным ТСЖ является то, которое было зарегистрировано первым, но в таких ситуациях создается неопределенное положение для обоих ТСЖ, собственников многоквартирного дома и членов обоих ТСЖ.

Первый способ отстаивания прав по управлению многоквартирным домом - оспаривание государственной регистрации незаконного ТСЖ.

В описанном случае возможно обратиться в судебное производство с заявлением по делам, возникающим из публичных правоотношений, с требованием о признании государственной регистрации, осуществленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы незаконной, а решение о государственной регистрации подлежащим признанию недействительным в порядке, установленном статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, как несоответствующее закону и нарушающее права заявителя. В таком случае заявителем может быть собственник многоквартирного дома, заинтересованным лицами будут Регистрирующий орган и незаконно зарегистрированное ТСЖ. В судебной практике неоднозначно решен вопрос - в публичном ли порядке необходимо заявлять требование, или же требование должно быть заявлено в исковом производстве, и требования должны быть не о признании государственной регистрации недействительной (поскольку налоговый орган, как указывалось выше, формально не нарушил требования закона), а о признании решения общего собрания о создании ТСЖ недействительным.

Судебная практика: Решением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 13.03.2014 года по делу № 2-1520/2014 было отказано в требовании о признании государственной регистрации, осуществленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы, незаконной, а решение о государственной регистрации подлежащим признанию недействительным в порядке, установленном статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ. Суд посчитал, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты права и должен обращаться в порядке искового производства непосредственно к ТСЖ с требованием о признании недействительным решения о создании ТСЖ.

Несмотря на то, что заявитель по указанному делу заявлял и предоставлял доказательства того, что не только Регистрирующий орган, формально проверяющий документы, предоставляемые на государственную регистрацию, который при формальном подходе не проверяет полноценно документы на соответствие законодательству, но и о нарушении при проведении общего собрания, его незаконности по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Пункт 5 этой же статьи Жилищного кодекса РФ требует при государственной регистрации товарищества собственников жилья предоставления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие соответствующих решений), на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, устава товарищества, а также сведений о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Между тем такой протокол, соответствующий вышеуказанным нормам Жилищного кодекса РФ и содержащий, согласно требованиям статьи 12 Закона, достоверные сведения, не мог быть представлен в регистрирующий орган лицами, принявшими решение о создании ТСЖ, поскольку собрание проведено в отсутствие установленного Жилищным кодексом РФ кворума (если вообще проводилось).

Заявитель о созываемом собрании не знал, участия в нем не принимал, так как в обход положений части 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, обеспечивающих собственнику реализацию его права на участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и голосовании по вопросам повестки дня, инициаторы собрания не уведомили заявителя о созываемом собрании и его повестке и не довели до его сведения принятые решения и результаты голосования ни одним из способов, установленных указанными нормами. Учитывая отсутствие уведомлений о созыве собрания не только заявителя, но и других собственников жилых помещений в многоквартирных домах, а также то, что голоса, принадлежащие заявителю, составляют около 42% от общего количества голосов в домах, решение о создании ТСЖ, а также об утверждении его устава, не могло быть принято при наличии кворума.

Еще одним сложным юридическим моментом является следующий.По такого рода делам заявитель обычно не располагает сведениями о том, кто был инициатором собрания; где и когда оно было проведено; какие вопросы выносились на повестку дня; каким образом осуществлялся подсчет голосов и каковы были результаты голосования ввиду указанных выше нарушений норм Жилищного кодекса РФ, допущенных инициаторами собрания, поскольку не принимал участия в собрании ТСЖ, и, как показывает практика, на запросы собственника ТСЖ не предоставляет протокол, составленный по итогам собрания.

Также непростым с точки зрения права является вопрос по доводу, который указывал заявитель по рассматриваемому судебному делу, а именно:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, создание одного ТСЖ для обслуживания двух и более многоквартирных домов возможно только в случае, если общее количество квартир в них не превышает тридцати, и если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

Заявитель считал государственную регистрацию ТСЖ незаконной еще и потому, что последнее создано в нарушение норм закона, не допускающих создание одного ТСЖ для обслуживания двух и более многоквартирных домов, и одновременного существования двух ТСЖ для управления общим имуществом собственников в одном и том же многоквартирном доме.

Также было указано, что общее количество квартир в домах превышает тридцать, данные дома имеют раздельное инженерно-техническое обеспечение, а земельные участки, на которых расположены указанные дома, не имеют общей границы, а потому не могут управляться одним ТСЖ.

Описанные аргументы не были приняты судом при рассмотрении дела.

Заявитель указывал, что в силу положений части 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. При этом Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц товарищество собственников жилья, которое осуществляло управление указанными выше многоквартирными домами, по настоящее время эта организация не ликвидирована, сведения о ней содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, государственная регистрация ТСЖ проведена на основании документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, относительно соблюдения установленного законом порядка учреждения данного юридического лица, что уже само по себе должно было послужить основанием для отказа в государственной регистрации, а кроме того, нарушает требования, установленные в отношении товариществ собственников жилья действующим жилищным законодательством. Допущенные при создании ТСЖ нарушения являются грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Вторым способом решения сложившейся ситуации с двумя ТСЖ в одном многоквартирном доме может являться следующий (не судебный).

В соответствии с Жилищным кодексом РФ общее собрание собственниковможет провести общее собрание и принять решение о ликвидации незаконно созданного ТСЖ. На собрании собственники помимо решения о ликвидации ТСЖ должны назначить физическое лицо ликвидатором ТСЖ.

Трудностями при таких событиях могут быть следующие: для того чтобы начать процесс ликвидации ТСЖ (при уже принятом собственниками решения о ликвидации ТСЖ) необходимо заверить у нотариуса заявление (по форме установленной правительством РФ) об уведомлении налогового органа (регистрирующего органа) о начале процесса ликвидации ТСЖ. Но чтобы заверить указанный документ, нотариусу необходимо предоставить свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет ТСЖ.

Указанные документы выдаются при регистрации ТСЖ, и, соответственно, в случае, если председатель ТСЖ не передаст документы ликвидатору, то возникает вопрос, каким образом заверить заявление на ликвидацию ТСЖ, поскольку законом не предусмотрено получение даже дубликата таких документов посторонним лицом, даже ликвидатором ТСЖ. В таком случае остается только начинать судебные тяжбы с председателем ТСЖ об истребовании необходимых документов.

Таким образом, несмотря на установление Жилищным кодексом РФ описанных в статье запретов, эти нормы явно не согласованы с другими законами, что приводит к описанной правовой и фактической неопределенности по появлению нескольких равных субъектов.

Выводы суда: судом удовлетворены требования прокурора: решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ признано незаконным.

Доводы кассатора о том, что при решении о создании ТСЖ количество голосов, которым обладал г. Москва не имело значения и не могло повлиять на результаты голосования, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с положениями п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

См. другие примеры обжалования решения общего собрания собственников о создании ТСЖ : 1) примеры удовлетворения иска и 2) примеры отказа в иске .

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Судья: Перова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Кобыленковой А.И.
и судей Котовой И.В., Карпушкиной Е.И.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В. дело по кассационным жалобам ТСЖ "Бибирево-11", МИФНС N 46 по г. Москве на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2010 года, которым постановлено:
Иск Бутырского межрайонного прокурора города Москвы - удовлетворить.
Признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ "Бибирево-11" от 12.05.2009 N 1 незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия.
Признать недействительными решение о государственной регистрации ТСЖ "Бибирево-11" N ... от 05.08.2009 и свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии..., выданное Межрайонной ИФНС России N ... по г. Москве 05.08.2009, и аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц о создании ТСЖ "Бибирево-11",

установила:

Прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ТСЖ "Бибирево-11", с учетом уточненных требований просил, признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ "Бибирево-11" от 12.05.2009 N 1 незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия данного решения, признать недействительными решение о государственной регистрации ТСЖ "Бибирево-11" и свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии..., выданное МИФНС N 46 по г. Москве 05.08.2009, аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц о создании ТСЖ "Бибирево-11", в обосновании своих требований ссылаясь на то, что при создании ТСЖ "Бибирево-11" были допущены грубые нарушения требований законодательства, поскольку данное решение было принято без извещения и без учета интересов города Москвы, что повлекло нарушение прав и законных интересов собственников жилых и нежилых помещений на участие в выборе формы управления своим имуществом и предоставление заявителем в регистрирующий орган недостоверных сведений при регистрации товарищества собственников жилья.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, представители ТСЖ "Бибирево-11" иск не признали, представитель ГУ "ИС района Бибирево" исковые требования поддержал, представитель Северо-Восточное территориальное агентство Департамента имущества г. Москвы исковые требования поддержал, МИФНС России N 46 по г. Москве, третьи лица ИФНС России N 15 по г. Москве и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в судебное заседание своих представителей не направили.

Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам кассационных жалоб просят отменить ТСЖ "Бибирево-11" и в части исковых требований к МИФНС N 46 по г. Москве - МИФНС N 46 по г. Москве.

Выслушав представителя ТСЖ "Бибирево-11" - Н., представителя МИФНС N 46 по г. Москве - Б., представителя ГУ "ИС района Бибирево" г. Москвы - С.А., прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: ..., в форме заочного голосования , оформленным протоколом N ... от 12.05.2009 г., было создано ТСЖ "Бибирево-11".

05.08.2009 г. МИФНС России N 46 по г. Москве было принято решение N ... о государственной регистрации ТСЖ "Бибирево-11".

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, правильно распределив бремя доказывания и уставив фактические обстоятельства дела, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, учитывая, что в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 14.05.2008 г. N ... государственные учреждения города Москвы инженерные службы районов являются уполномоченными Правительством Москвы организациями, выполняющими функции по представлению интересов города Москвы как собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе при голосовании на общих собраниях членов ТСЖ по вопросам, выносимым на рассмотрение таких собраний, принимая во внимание, что достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих направление сообщения в ГУ "ИС района Бибирево" о проведении общего собрания в форме заочного голосования с указанием даты окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и места или адреса, куда должны передаваться такие решения, не представлено, оспариваемым решением место хранения протоколов и решений собственников не определено, при этом количество голосов, которым обладает город Москва в объединении указанных многоквартирных домов, составляет 25,04%, - суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение о создании ТСЖ "Бибирево-11" было принято с нарушением требований действующего законодательства, которые являются существенными, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.

Судебная коллегия, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также учитывая, что, как правильно указал суд, срок обращения в суд с заявлением об обжаловании решения общего собрания не пропущен, поскольку о своем нарушенном праве ГУ "ИС района Бибирево" узнало в декабре 2009 г. из открытой информации, размещенной в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, о чем 28.12.2009 направлено сообщение прокурору, который 16.03.2010 г. обратился в суд с настоящим иском, - в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении.

Доводы кассационной жалобы ТСЖ "Бибирево-11" о том, что прокурор не имел надлежащих полномочий на предъявление настоящего иска в суд, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат положениям ст. 45 ГПК РФ , ст. 35 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации".

Доводы кассационной жалобы ТСЖ "Бибирево-11" о том, что данный спор подведомственен арбитражному суду, были предметом исследования при рассмотрении дела судом, нашли свое отражение в решении суда и обоснованно были признаны судом несостоятельными. Данные доводы также основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы кассационной жалобы ТСЖ "Бибирево-11" о том, что при решении о создании ТСЖ "Бибирево-11" количество голосов, которым обладал г. Москва не имело значения и не могло повлиять на результаты голосования, также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с положениями п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, - что и было установлено судом в рамках настоящего гражданского дела. Кроме того, как было установлено судом и обоснованно указанно в решении суда, в связи с неопределением места хранения протоколов собрания и решений собственников, в настоящее время невозможно достоверно установить итоги голосования, а сведения, изложенные в протоколе N 1 от 12.05.2009 г. о количестве поступивших решений собственников (физических лиц) не подтверждены надлежащими письменными доказательствами (решениями собственников) и не могут быть проверены на предмет их соответствия действительности.

Доводы кассационной жалобы МИФНС N 46 по г. Москве о том, что свидетельство о государственной регистрации юридического не может быть признано недействительным, поскольку не является правоустанавливающим документом, что запись в ЕГРЮЛ о создании ТСЖ "Бибирево-11" не может быть аннулирована, поскольку существует иной порядок внесения записей в ЕГРЮЛ, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о неправильности выводов суда, изложенных в решении и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. При этом, судебная коллегия отмечает, что в случае возникновения затруднений в исполнении решения суда МИФНС N 46 по г. Москве вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения решения суда.

Остальные доводы кассационных жалоб также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, при этом не опровергают выводов суда.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ , судебная коллегия

определила:

Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы ТСЖ "Бибирево-11", МИФНС N 46 по г. Москве - без удовлетворения.

) . Но если смотреть внимательно, то в Жилищном кодексе не предусмотрена ответственность ТСЖ за нарушение обязательств, которые связаны с теми или иными факторами. То есть, если вы хотите привлечь товарищество собственников жилья к ответственности, обращения к жилищному законодательству недостаточно.

Вам придётся в первую очередь обратиться к уставу, чтобы ознакомиться с основными его положениями. ТСЖ является юридическим лицом. Поэтому, чтобы привлечь сотрудников ТСЖ к ответственности, необходимо искать соответствующие нормы в Административном, Уголовном и Гражданском законодательстве.

В зависимости от того, в какой сфере или области произошло превышение полномочий со стороны ТСЖ, правоведы подразделяют несколько видов ответственности:

  • Перед участниками товарищества, то есть перед собственниками жилья в многоквартирной постройке и перед остальными сотрудниками.
  • Перед другими собственниками квартиры (имеется в виду, что члены ТСЖ несут ответственность перед теми гражданами, которые также являются собственниками, однакою, в состав ТСЖ не входят).
  • Перед поставщиками коммунальных услуг. Поставщики коммунальных услуг часто имеют дело с должниками, ввиду того, что жильцы не платят по счетам. Однако ответственность за такую неуплату и долги возлагается непосредственно на членов товарищества собственников жилья.
  • Перед муниципальным образованием. Ответственность перед муниципальным образованием наступает в случае, если ТСЖ не выполняет требования, которые изложены местным законодательством или напрямую противоречат требованиям местной администрации.
  • ТСЖ несет ответственность перед государством, если по каким-либо причинам не исполняет установленных законом требований. Например, не платит налоги, не регистрируется в налоговом органе и так далее.

Виды взысканий

Ответственность ТСЖ можно поделить на материальную и субсидиарную.

Каждый из этих видов ответственности заслуживает особого детального рассмотрения.

Материальная

В соответствии с законом, под материальной ответственностью понимают правовой термин, который в своем роде, обозначает обязанность лица по возмещению ущерба, который был причинять другому лицу. Материальная ответственность – это термин, который очень часто встречается в российском законодательстве.

Материальная ответственность в Жилищном праве раскрывается в обязанности товарищества собственников жилья возместить убытки, которые были причинены либо другим собственником ТСЖ, либо третьим лицом, которое является физическими или юридическим. Возмещение происходит из средств бюджета ТСЖ.

Необходимость взыскать с ТСЖ материальный ущерб также может быть прописана на уровне устава.

Субсидиарная

Понятие субсидиарной ответственности встречается, в основном, в Гражданском законодательстве. Например, познакомиться с проявлением такого понятия можно в статье 363 Гражданского кодекса . Субсидиарная ответственность может быть рассмотрена в соответствии с разными точками зрения правоведов.

  1. В первую очередь – это взыскание долга, который не был получен с лица, который нёс обязанность по его возмещению. При этом первое лицо не может внести денежные средства.
  2. Второе описание субсидиарной ответственности сводится к термину дополнительная ответственность, которая возлагается на членов товарищества в ситуации, когда один из них не может оплатить возникшие у него долги.

Субсидиарная ответственность прописывается на уровне устава, но никак не является обязательной в соответствии с законом.

Это значит, что члены правления совместно с председателем самостоятельно решают, будет ли нести товарищество субсидиарную ответственность в отношении конкретной ситуации или же нет.

Какие незаконные действия возможны?

В соответствии с практикой существования товарищества собственников жилья, существует перечень, который устанавливает, какие действия можно отнести к незаконным со стороны товарищества, а какие не могут повлечь за собой меры ответственности:

  • невыполнение установленных законом требований;
  • несоблюдение прав и интересов жильцов;
  • невыполнение обязанностей по обеспечению санитарного и технического состояния постройки;
  • невыполнение обязательств, которые были приняты на общем собрании или же предусмотрены договорами.

В зависимости от того, кто нарушает права третьих лиц или установленные локальными актами требования, выделяют несколько видов ответственности:

  • перед участниками товарищества;
  • перед поставщиками услуг;
  • перед собственниками недвижимости;
  • перед государством или муниципальным образованием.

Кто несет ответственность? Она может возникнуть как у председателя, так и у правления, а также иных членов товарищества.

У председателя

В соответствии с уставом, председатель является органом управления товарищества в полном смысле этого слова. Он имеет множество полномочий, основным из которых является ведение хозяйственной деятельности от имени юридического лица. А также председатель принимает важнейшие решения.

На действия председателя распространяется . Она же предусматривает ущерб, который может быть причинен ТСЖ в соответствии с деятельностью председателя. Жилищный кодекс не предусматривает ответственности для данного лица. Однако, меры ответственности могут быть предусмотрены в уставе.

Персональная ответственность такого гражданина, как председатель рассматривается за такие нарушения как убытки, которые возникли у товарищества в результате его деятельности и необоснованных решений, а также за искажение информации или сокрытие информации о деятельности товарищества.

У членов правления

Помимо председателя нести ответственность могут и члены правления товарищества собственников жилья.

Ведь именно эти лица, которые были избраны из общей массы собственников, обеспечивают полное исполнение обязательств организации перед всеми контрагентами и собственниками.
В общем и целом, правление является исполнительным органом товарищества, который берет на себя ответственность по реализации решений, которые были приняты председателем, правлением или общим собранием. В соответствии со статьей 53.1 Гражданского кодекса правление отвечает и за вред, который был причинён юридическому лицу в результате осуществления действий.

Вред может выражаться в виде штрафа, а также в выплате нанесённого ущерба. В такой ситуации члены правления также подлежат ответственности, а возможно и переизбранию.

У членов товарищества

Если члены ТСЖ подлежат уголовной или административной ответственности, это значит, что они нарушили правила, которые были установлены государством в соответствующих санкциях и нормах. Ответственность ТСЖ, а точнее его членов, наступает в случаях, которые перечислены в главе 7 Кодекса об административных правонарушениях . Данная глава рассказывает об области охраны собственности.

Конкретные составы, которые могут применяться в данной ситуации названы в статьях 7.22 – 7.23.3 . Что касается уголовной ответственности товарищества, то применяется она уже в отношении конкретно взятых лиц, но не в отношении юридического лица.

Часто встречаются составы, касающиеся растраты (), мошенничество (), злоупотребление полномочиями ().

Статья 7.22 КоАП РФ. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как выявляются нарушения в работе?

Нарушения могут быть выявлены путем обращения в офис товарищества с жалобой, подача инициативной группой судебного искового заявления в инстанцию на товарищество.

Правонарушения могут быть выявлены в ходе проведенных проверок или аудита.

Можно ли и как пожаловаться собственнику?

Если в отношении собственника было допущено нарушение его прав, существует несколько сценариев развития событий.

  1. Собственник может попытаться решить проблему процедурой медиации. Для этого он должен написать жалобу и отправить ее в офис ТСЖ. Жалоба должна рассматриваться в течение двух недель. По прошествии этого времени товарищество собственников жилья должно отреагировать на обращение.

    В случае, если реакции не поступило, это значит, что товарищество не собирается осуществлять исправительные меры в сторону собственника.

  2. В таком случае гражданин может подать жалобу вместе с обращением в виде заявления в Жилищную инспекцию, Прокуратуру или судебную инстанцию.

Жилищная инспекция может запустить процедуру проверки в случае, если действительно установлен факт правонарушения.

То же самое касается Прокуратуры Российской Федерации. Данный правоохранительные органы проведет проверку по факту нарушения, если данный факт будет выявлен, то тоже будет подлежать штрафной или иным санкциям.

Обращаясь судебную инстанцию, собственник должен подготовить пакет документов, а также доказательственную базу. В ходе рассмотрения дела, суд выяснит, кто же прав в данной ситуации, и в случае, если товарищество действительно допустило правонарушение в отношении гражданина, суд может обязать организацию удовлетворить все требования жильца.

Прежде, чем стать основателем товарищества собственников жилья, необходимо ознакомиться с правилами его функционирования. В случае, если вы не предусмотрите, какие меры ответственности наступают за то или иное действие, вполне вероятно, что в будущем подобные открытия станут для вас неприятным сюрпризом.

Сами оказались в такой же ситуации. Вот советы юриста- пошаговая инструкция борьбы с незаконными ТСЖ.
Что делать, если ТСЖ уже создано, но без волеизъявления жильцов дома и без учета их мнения?

В случае, если в вашем доме создано ТСЖ без решения общего собрания собственников жилого дома, вы можете обжаловать создание такого ТСЖ в судебном порядке. Для этого необходимо:

1. Создать инициативную группу из числа собственников помещений вашего жилого дома. Для создания инициативной группы необходимо не менее трех собственников жилого дома. Инициативная группа создается на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и ЖК РФ». Целью создания инициативной группы является оспаривание общего собрания собственников жилого дома, на котором был принят протокол о создании фиктивного ТСЖ.

2. Собрание инициативной группы оформляется протоколом. Лицо, избранное председателем инициативной группы, либо иное уполномоченное им лицо запрашивает выписку из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ) по созданному ТСЖ. Выписка из ЕГРЮЛ запрашивается в МИФНС России соответствующего района города. Вместе с выпиской следует запросить протокол общего собрания собственников жилого дома, на основании которого было создано ТСЖ.

1 0 -1 0

3. После получения вышеуказанных документов следует подать исковое заявление «Об оспаривании решения общего собрания собственников жилого дома о создании ТСЖ» в районный суд.

Процесс оспаривания законности создания ТСЖ займет определенное время.

Неужели все это время жильцам придется просто ждать решения суда и мириться с некачественными услугами, оказываемыми управляющей компанией, с которой «липовое» ТСЖ заключило договор?

Нет, не придется. Все дело в том, что согласно ч.3. ст.161 Жилищного Кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в то время, как, например, Устав ТСЖ и решения его правления обязательны только для членов ТСЖ, а членами ТСЖ являются собственники жилья только те, кто письменно писал заявление о вступлении в ТСЖ. Отсюда следует, что изменение способа управления многоквартирным домом на управление Управляющей компанией и избрание новой Управляющей компании, означает прекращение всех договорных прав у ТСЖ с другими обслуживающими организациями. То есть собственники вправе в любое время изменить «выбранный» ранее без их участия способ управления, своим домом проведя общее собрание с соответствующей повесткой дня.

Если в доме создан ТСЖ значит ли это, что все собственники этого дома автоматически являются его членами и для изменения способа управления многоквартирным домом необходимо сначала выйти из ТСЖ?

Согласно п. 2 ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, нельзя заставить собственника стать членом ТСЖ против его желания. Если собственник помещения не подавал письменного заявления с просьбой принять его в члены ТСЖ, то и выходить оттуда ему нет никакой надобности. Кроме того, как я уже говорил, наличие в многоквартирном доме ТСЖ не препятствует изменению способа управления этим домом.

Продолжение следует 28.04.2010 13:50:43, Львица ДС

1 0 -1 0

Если же собственники решат, что наиболее подходящим для них способом управления является именно ТСЖ, но не тот, что был создан ранее, что им следует делать? Можно ли в этом же доме создать новое ТСЖ?

Можно, но в этом случае придется все-таки дождаться решения суда. Все дело в том, что согласно жилищному кодексу многоквартирным домом может управлять только одна Управляющая компания или быть создано одно ТСЖ. Поэтому для создания другого ТСЖ необходимо, чтобы было ликвидировано первое ТСЖ. В случае если решение общего собрания жильцов, на основании которого было создано фиктивное ТСЖ, будет признано судом недействительным, это фактически повлечет за собой ликвидацию такого ТСЖ. Однако, следует помнить, что сроки такой ликвидации законом не установлены, а правление ТСЖ с этим торопиться скорее всего не будет.

Нужно ли предварительно согласовывать передачу управления домом Управляющей компании с этой компанией или достаточно просто проголосовать за выбор этой компании в качестве управляющей на общем собрании? Как вообще правильно выбрать Управляющую компанию?

Да, получить предварительное согласие Управляющей компании необходимо еще на стадии подготовки общего собрания. Ведь ВСЕ Управляющие компании в Волгограде являются коммерческими организациями и совсем не обязаны заключать договор управления с каждым обратившимся к ней домом. Для этого должны существовать техническая и финансовая возможность исполнения договора управления. Кроме этого целесообразно, так же на стадии подготовки общего собрания жильцов дома, согласовать с Управляющей компанией условия предлагаемого этой компанией договора управления, форму и содержание отчета, который она будет предоставлять собственникам помещений этого дома. Если Управляющая компания работает честно, она как правило, старается предоставить собственникам всю необходимую информацию о том, сколько и на какие цели будут потрачены собранные средства. Какие виды ремонтных работ были выполнены в истекшем периоде и какие планируется выполнить в будущем. Обсудить все вопросы взаимодействия с Управляющей компанией необходимо до заключения договора управления и до проведения общего собрания. Чем меньше неясностей, тем правильнее будет выбор.

Выбирайте ту Управляющую компанию, которая зарекомендовала себя среди жильцов тех домов, которые она обслуживает с положительной стороны. Не поленитесь посмотреть дома, дворы и подъезды, поговорить с жильцами домов, зайдите в офис этой компании. И ваше сердце поможет вам сделать правильный вывод.

И последний, но очень важный совет. Все мы хотим жить в красивом современном городе. Но ведь город, это не только Центральная набережная и Аллея Героев. Город это и те дома, в которых мы живем, дворы в которых гуляют наши дети, подъезды через которые мы каждый день проходим в свои квартиры. И только от нашей с Вами гражданской позиции зависит, каким будет наш город. Голосуя на общем собрании собственников вашего дома за выбор способа управления или выбор той или иной Управляющей компании мы решаем, на что будут истрачены наши деньги – на содержание жуликов или на содержание общего имущества дома, двора, города в целом. 28.04.2010 13:51:48,