Что включает в себя деятельность по стандартизации. Стандартизация это деятельность по установлению норм правил. Научные подходы к пониманию толкования

Деятельность по стандартизации осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация в России осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • технической и информационной совместимости;
  • взаимозаменяемости продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.

К документам в области стандартизации относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации :

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта всем заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования. Проект национального стандарта передается разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. С учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное заключение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Объект стандартизации Продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п.

Стандартизация осуществляется в целях: n повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; n повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; n обеспечения научно-технического прогресса; n повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; n рационального использования ресурсов; n технической и информационной совместимости; n сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; n взаимозаменяемости продукции.

Основными задачами стандартизации являются: n обеспечение взаимопонимания между разработчиками, n n n изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками); установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции; согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций; установление метрологических норм, правил, положений и требований; нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

Основными задачами стандартизации являются: n установление требований к технологическим процессам, в n n том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий; создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации; нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально экономических и научнотехнических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.); создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции; содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Методы стандартизации: 1. Симплификация (упрощение) - заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время. 2. Упорядочение объектов стандартизации универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. В него входят: n Систематизация заключается в расположении в определенном порядке и последовательности, удобной для пользования. n Классификация заключается в расположении предметов и понятий по классам и размерам в зависимости от их общих признаков.

Методы стандартизации: 3. Унификация - заключается в объединении двух и более документов (технических условий) в один с таким расчетом, чтобы регламентируемые этим документом изделия были взаимозаменяемыми. 4. Агрегатирование - это метод создания и эксплуатации машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных, унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. 5. Типизация - заключается в установлении типовых объектов для данной совокупности, применяемых за основу (базу) при создании других объектов, близких по функциональному назначению.

Нормативный документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Стандарт документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения

Категории стандартов: 1. Государственные стандарты (ГОСТ Р) - документы для всех предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности. Государственные стандарты разрабатывают на группы однородной продукции (массового и крупносерийного) межотраслевого производства и применения, конкретную продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение, а также на правила межотраслевого применения, обеспечивающие разработку, производство и применение продукции.

Категории стандартов: 2. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают на группы однородной продукции отраслевого производства и применения, конкретную продукцию, закрепленную за данной отраслью. Отраслевые стандарты устанавливаются на изделия мелкосерийного производства, продукцию ограниченного применения, сырье, материалы, детали и типовые технологические процессы, используемые только в данной отрасли.

Категории стандартов: 3. Стандарты предприятий (СТП) обязательны только для определенного предприятия и утверждаются его руководством. Стандарты предприятий устанавливаются на технологические правила и нормы, полуфабрикаты, оснастку и инструмент, используемые на данном предприятии. Готовая продукция не может служить объектом стандартизации на предприятии.

Категории стандартов: 4. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) - по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера.

Основные межотраслевые системы стандартов: ГСС – Государственная система стандартизации (шифр 1) ЕСКД – Единая система конструкторской документации (2) ЕСТД - Единая система технологической документации (3) УСД – Унифицированная система документации (6) СИБИД – Система информационно-библиографической документации (7) ГСИ – Государственная система обеспечения единства измерений (8) ССБТ – Система стандартов безопасности труда (12) ЕСТПП – Единая система технологической подготовки производства (14) ЕСПД – Единая система программных документов (19) СПДС – Система проектной документации по строительству (21)

Закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184 -ФЗ вступил в силу с 1 июля 2003 г.

Технические регламенты приняты в целях: n защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества; n охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; n предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; n обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: n n n n безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384 -ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Постановления правительства РФ: от 21 июня 2010 г. N 1047 -р "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений " от 26 декабря 2014 г. № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 г.

§ Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. § Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

§ Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора. § Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. § Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Нормативно-технические документы в строительстве 1. 2. 3. 4. технические регламенты; документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); национальные стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ); в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;

Нормативно-технические документы в строительстве 5. 6. 7. 8. стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией; стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции (СТП и СТО могут использоваться другой организацией только по договору с авторской организацией); руководящие документы (РД) принимают (утверждают) органы надзора и контроля в установленном порядке; своды правил по проектированию и строительству (СП);

Нормативно-технические документы в строительстве территориальные строительные нормы ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; 10. технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на её изготовление. 9.

Исполнительная техническая документация это документация, оформляемая в процессе строительства и фиксирующая как процесс (кто делал, из чего, в какой последовательности, в какое время) производства строительно-монтажных работ, так и условия производства работ (погодные, технологические [чем и кем]), а также техническое состояние объекта (какое оборудование, инженерные системы установлены, насколько качественные использовались материалы и т. д.).

Исполнительная техническая документация Представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ. Ведение исполнительной документации регламентировано законодательством Российской Федерации. Исполнительная документация, оформленная соответствующим образом, является документом построенного здания или сооружения, облегчающим процесс эксплуатации, отражающим техническое состояние, дающим четкое представление об ответственных производителях работ по любому из видов выполненных работ.

Исполнительная техническая документация 1. Первичные документы о соответствии - это документация, оформляемая в процессе строительства и фиксирующая процесс производства строительно-монтажных работ, а также технического состояния объекта. Состав первичных документов о соответствии определяется строительными правилами в установленном порядке и проектом (акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ). Эти первичные документы комплектуются генеральным подрядчиком и контролируются техническим надзором заказчика. Документы передаются генподрядчиком заказчику по перечню, который является приложением к перечню основных документов. Комплект первичной документации после ввода объекта в эксплуатацию передается заказчиком в установленном порядке эксплуатирующей организации для постоянного хранения.

Исполнительная техническая документация 2. Исполнительная документация (исполнительные чертежи) - это комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ СП 68. 13330. 2017 «СНи. П 3. 01. 04 -87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (от 27 июля 2017 г. , дата введения через 6 месяцев) В общем случае исполнительные чертежи (ИД) выполняются в трех/четырех экземплярах (договор подряда): n один экземпляр передается заказчику, n один/два - эксплуатационной организации, n один экземпляр остается в организации, проводившей работы.

Рекомендательные документы Документы, определяющие состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения: 1. РД 11 -02 -2006 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения

Рекомендательные документы 2. РД 45. 156 -2000 Исполнительной документации на законченные строительством линейные сооружения магистральных и внутризоновых волн 3. ГОСТ Р 51872 -2002 Документация исполнительная геодезическая (правила выполнения) 4. РД 11 -05 -2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства

К исполнительной документации относятся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Акты приемки геодезической разбивочной основы. Исполнительные геодезические схемы возведенных конструкций, элементов и частей зданий, сооружений. Исполнительные схемы и профили инженерных сетей и подземных сооружений. Общий журнал работ. Специальные журналы работ, журналы входного и операционного контроля качества. Журнал авторского надзора проектных организаций (при осуществлении авторского надзора). Акты освидетельствования скрытых работ. Акты промежуточной приемки ответственных конструкций.

К исполнительной документации относятся: 9. 10. 11. 12. 13. Акты испытаний и опробования оборудования, систем и устройств. Акты приемки инженерных систем. Исполнительные схемы расположения зданий, сооружений на местности (посадки), являющиеся исполнительной архитектурной документацией. Рабочие чертежи на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам (с учетом внесенных в них изменений), сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Другие документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, по усмотрению участников строительства с учетом их специфики.

Международная организация по стандартизации ИСО создана в 1946. Задачи ИСО: nсодействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами; nразвитие сотрудничества в интеллектуальной, научно -технической и экономической областях.

Международная электротехническая комиссия - МЭК основана в 1906 году Международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется в целях :

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

В настоящее время национальным органом по стандартизации согласно постановлению правительства РФ является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Национальную систему стандартизации включает следующие компоненты:

1) Национальные стандарты .

Национальный стандарт действует на всей территории России, во всех отраслях, а не только в отдельной отрасли. Национальные стандарты утверждаются национальным органом РФ по стандартизации.

Национальные стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

ГОСТ (государственный стандарт) - это документ, по которому государство, выступая как участник рынка, устанавливает требования к продукции, которую оно закупает у других участников рынка. Национальный стандарт имеет более широкий смысл. Кроме государственных закупочных требований к продукции, он может разрабатываться с другими целями, например, для стимулирования научно-технического прогресса (стандарты с прогрессивными показателями и отложенным сроком введения в действие), инвестиций, регулирования внешнеторговой деятельности и т.п.


Национальный стандарт может разрабатываться любым лицом.

Основными субъектами, осуществляющим разработку стандартов и их экспертизу, являются технические комитеты по стандартизации. В 95% они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности.

2) Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (сокращенно – общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с классами, группами и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем.

3) Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, услуг.

Стандарты организаций применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. То есть никакое ведомство не имеет права устанавливать обязательные для кого-либо правила и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

То есть технические комитеты по стандартизации обязаны проводить экспертизу проекта по желанию разработчика и не вправе ему отказать в такой экспертизе. Разработчик, в дальнейшем, может учитывать результаты экспертизы или не учитывать.

Процедура разработки и утверждения национальных стандартов

1. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

2. Разработчик уведомляет национальный орган по стандартизации о разработке национального стандарта.

Уведомление о разработке должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

3. Ознакомление заинтересованных лиц с проектом национального стандарта и предоставление ими замечаний к проекту (в письменной форме).

4. Доработка разработчиком проекта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц:

– Проведение разработчиком публичного обсуждения проекта и составление им перечня замечаний заинтересованных лиц кратким изложением содержания замечаний и результатов обсуждения;

– Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Завершение публичного обсуждения проекта национального стандарта:

– Представление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц);

– Со дня уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект и перечень полученных замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам.

6. Предоставление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц):

– Проведение техническим комитетом по стандартизации экспертизы проекта, подготовка и направление в национальный орган по стандартизации предложений об утверждении или отклонению проекта;

– Принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Стандартизация как вид упорядочивающей деятельности

В современном понимании стандартизация трактуется как деятельность, за- ключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, тех- ники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядоче- ния в определенной области, заканчивающаяся разработкой нормативного доку- мента.

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, на- правленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг .

Деятельность в области стандартизации на всех уровнях направлена на удовле- творение трех основных социально-экономических потребностей:

– упорядочение объектов, создаваемых в процессе научно-технического твор- ческого труда человека;

– установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических, и натуральных тех- нико-экономических норм и требований;

– правоприменение, то есть использование и соблюдение оптимальных требо- ваний, установленных в нормативной документации по стандартизации.

Цели и принципы стандартизации

Основными целями стандартизации являются:

– повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества фи- зических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объ- ектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

– обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости

технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопостави- мости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономи- ко-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соот- ветствия продукции (работ, услуг);

– содействие соблюдению требований технических регламентов;

– создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

– добровольного применения документов в области стандартизации;

– максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинте- ресованных лиц;

– применения международного стандарта как основы разработки национально- го стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозмож- ным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатиче- ским и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федера- ция в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия ме- ждународного стандарта или отдельного его положения;

– недопустимости создания препятствий производству и обращению продук- ции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных выше;

– недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат тех- ническим регламентам;

– обеспечения условий для единообразного применения стандартов.


Виды стандартов

Виды стандартов определяют содержание стандарта в зависимости от его на- значения. Это основополагающие стандарты, стандарты на продукцию, процессы, услуги, на методы контроля, на совместимость, на термины и определения.

основополагающие стандарты – ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Россий- ской Федерации. Основные положения;

стандарты на продукцию – ГОСТ 1908-88 Бумага конденсаторная. Общие технические условия;

стандарты на процессы - ГОСТ 18690-82 Кабели, провода, шнуры. Марки- ровка, упаковка, транспортирование, хранение;

на методы контроля – ГОСТ 28097-89 Лакоткани. Методы ускоренного ис- пытания на нагревостойкость;

на совместимость – ГОСТ Р 51524-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы электропривода с регулируемой скоростью вращения. Требования и методы испытаний;

на термины и определения - ГОСТ Р 52002-2003 Электротехника. Термины и определения основных понятий.

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область рас- пространения и содержащий общие положения для определенной области деятель- ности.

ГОСТ Р 8.000-2000 Государственная система обеспечения единства измерений.

Основные положения

ГОСТ Р 50779.0-95 Статистические методы. Основные положения

СНиП 10.01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно- технические или организационно-методические положения для определенной об- ласти деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обес- печивающие взаимопонимание, техническое единство, взаимосвязь различных об- ластей науки, техники, производства. Основополагающий стандарт может приме- няться непосредственно в качестве самостоятельного стандарта или служить осно- вой для разработки других стандартов. Основополагающие стандарты подразделяют на два подвида: организационно-методические и общетехнические .

Стандарт на продукцию стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

Стандарты на продукцию в РФ получили следующие наименования:

– стандарты общих технических условий на продукцию, в них устанавливают- ся требования к группе однородной продукции;

– стандарты технических условий на продукцию, в них устанавливаются тре- бования для одной или нескольких марок или моделей продукции.


– требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации.

Стандарт на процесс стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управ- ленческие процессы в рамках системы обеспечения качества продукции – это управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Управ- ленческий процесс – типичный объект стандартизации в стандартах организации (СТО), на котором внедрена система качества.

В стандартах на производственные процессы или работы могут устанавливать- ся требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к части этих аспектов, например отдель- ный стандарт на правила упаковки продукции.

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг с тем, чтобы обеспе- чить соответствие услуг их назначению.

Стандарт на методы контроля стандарт, устанавливающий методы, прие- мы, методики проведения испытаний, измерений и (или) анализа.

Стандарт на совместимость стандарт, устанавливающий требования, ка- сающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения. Совмес- тимость – пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, не вызы-

вающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения заданных требований. Взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Стандарт на термины и определения – устанавливает термины и их опреде- ления, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Характер требований в технических регламентах и стандартах

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании», Федеральным Законом «Об энергосбережении» и рядом других законов РФ часть требований вы- делена в категорию обязательных. Обязательными являются требования:

– обеспечивающие безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан (безопасность излучений, взрывобезопасность, био- логическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность);

– обеспечивающие электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

– обеспечивающие единство измерений;

– не введение в заблуждение приобретателей.

Если государство в процессе надзорных работ на рынке обнаружило, что про- дукция отклоняется от требований, установленных в добровольно применяемых стандартах, но на них есть ссылки на этикетке, то за обман потребителя производи- тель может быть привлечен к ответственности.

Выделение части требований в категорию обязательных связана с тем, что оценка соответствия продукции, процессов ее жизненного цикла обязательным тре- бованиям нормативных документов, контролируется отделами технического кон- троля предприятий и государством, за счет бюджетного финансирования через сис- тему государственного метрологического надзора и через систему обязательной сертификации или декларирования соответствия. Оценка соответствия продукции, процессов ее жизненного цикла, выполняемых работ и услуг, систем менеджмента качества, систем управления всем остальным требованиям контролируется соответ- ствующими службами предприятий и по желанию по хозяйственному договору тре- тей стороной, независимой от потребителя и изготовителя (исполнителя) через сис- тему добровольной сертификации.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанав- ливают минимально необходимые обязательные требования к продукции и к про- цессам ее жизненного цикла

В действующих в настоящее время национальных стандартах содержится ряд обязательных требований. Те из них, которые не противоречат целям принятия тех- нических регламентов, останутся обязательными для применения, до тех пор, пока не будут разработаны соответствующие технические регламенты. После их приня- тия и введения в действие эти стандарты перейдут в разряд применяемых на добро- вольной основе документов.

Национальные стандарты

Национальные стандарты являются частью национальной системы стандарти- зации. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Феде- ральным законом РФ «О техническом регулировании» .

Одним из принципов стандартизации является то, что международные стан- дарты применяются как основа разработки национальных стандартов. Исключением

может являться, если такое применение признано невозможным вследствие несоот- ветствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим осо- бенностям или по иным основаниям, например, Российская Федерация в соответст- вии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

К национальным стандартам относятся действующие государственные и меж- государственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.

Ростехрегулирование определяет порядок разработки, оформления, изложения, утверждения, учета, официального опубликования национальных стандартов Рос- сийской Федерации, внесения в них изменений и их отмену.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов определены Федеральным законом «О техническом регулировании».

Требования к построению, изложению и оформлению национальных стандар тов приведены в ГОСТ Р 1.5-2004 .

Стандарты организаций

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов ор- ганизаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4-2004 «Стан- дартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» .

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в техни- ческий комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта техниче- ский комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработ- чику проекта стандарта.

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной ор- ганизации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продук- цию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:

Составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изго- тавливаемой продукции;

Процессы организации и управления производством;

Процессы менеджмента;

Технологическая оснастка и инструмент;

Технологические процессы, а также общие технологические нормы и требо- вания с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окру- жающей среды и имущества;

Методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;

Услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

Номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

Процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации нацио- нальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стан- дартов других организаций.

Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия со- блюдению требований технических регламентов.

Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5. Организациями самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов. Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель ру- ководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Что такое стандартизация?

2. Каковы цели и принципы стандартизации в соответствии с законом «О тех- ническом регулировании»?

3. В чем заключается экономическая эффективность стандартизации?

4. Какие существуют функции стандартизации?

5. Охарактеризуйте работу органов по стандартизации.

6. Чем технический регламент отличается от стандарта?

7. Каковы правила разработки национальных стандартов?

8. Каковы правила и порядок разработки стандартов организаций?

9. Что такое национальный стандарт, каков его статус и каково его содержа-



10. Охарактеризуйте основные аспекты стандартизации.

11. Какие комплексы стандартов Вы знаете?

12. Каковы пути развития национальной системы стандартизации в России?


МЕТРОЛОГИЯ

Общие сведения о метрологии

Метрология – наука об измерениях физических величин, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Слово «мет- рология» по своему образованию состоит из греческих слов «метро» мера и «ло- гос» учение и означает учение о мерах. Слово «мера» в общем смысле означает средство оценки чего-либо. В метрологии оно имеет два значения: как обозначение единицы (например, «квадратные меры») и как средство для воспроизведение еди- ницы величины.

Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность.

Метрология состоит из трех разделов:

теоретическая метрология рассматривает общие теоретические проблемы (разработка теории и проблем измерений, физических величин, их единиц, методов измерений).

прикладная метрология изучает вопросы практического применения разра- боток теоретической метрологии. В еѐ ведении находятся все вопросы метрологиче- ского обеспечения.


законодательная метрология устанавливает обязательные технические и юридические требования по применению единиц физической величины, методов и средств измерений.

Основными целями и задачами метрологии являются:

– создание общей теории измерений;

– образование единиц физических величин и систем единиц;

– разработка и стандартизация методов и средств измерений, методов опреде- ления точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (так называемая «законодательная метрология»);

– создание эталонов и образцовых средств измерений, поверка мер и средств измерений. Приоритетной подзадачей данного направления является выработка системы эталонов на основе физических констант.

Также метрология изучает развитие системы мер, денежных единиц и счѐта в исторической перспективе.

История метрологии. Исторически важными этапами в развитии метрологии являются:

XVIII век – установление эталона метра (эталон хранится во Франции, в Музее мер и весов; в настоящее время является в большей степени историческим экспона- том, нежели научным инструментом);

1832 год – создание Карлом Гауссом абсолютных систем единиц; 1875 год – подписание международной Метрической конвенции;

1960 год – разработка и установление Международной системы единиц (СИ); XX век – метрологические исследования отдельных стран координируются

Международными метрологическими организациями.

Вехами отечественной истории метрологии служит присоединение России к Метрической конвенции и создание в 1893 году Д. И. Менделеевым Главной пала- ты мер и весов (современное название: «Научно-исследовательский институт мет- рологии им. Менделеева»).

Всемирный день метрологии отмечается ежегодно 20 мая. Праздник учрежден Международным Комитетом мер и весов в октябре 1999 года.

Бурное развитие науки, техники и технологии в ХХ веке потребовало развития метрологии как науки.

В СССР метрология развивалась в качестве государственной дисциплины, т.к. нужда в повышении точности и воспроизводимости измерений росла по мере инду- стриализации и роста оборонно-промышленного комплекса. Зарубежная метрология также отталкивалась от требований практики, но эти требования исходили в основ- ном от частных фирм. Косвенным следствием такого подхода оказалось государст- венное регулирование различных понятий, относящихся к метрологии, которые не- обходимо стандартизовать. За рубежом эту задачу взяли на себя негосударственные организации, например ASTM. В силу этого различия в метрологии СССР и постсо- ветских республик государственные стандарты (эталоны) признаются главенствую- щими, в отличие от конкурентной западной среды, где частная фирма может не пользоваться плохо зарекомендовавшим себя стандартом или прибором и догово- риться со своими партнѐрами о другом варианте удостоверения воспроизводимости измерений.


Метрическая система единиц

Метрическая система – это общее название международной десятичной сис- темы единиц, основными единицами которой являются метр и килограмм. При не- которых различиях в деталях элементы системы одинаковы во всем мире.

История. Метрическая система выросла из постановлений, принятых Нацио- нальным собранием Франции в 1791 и 1795 по определению метра как одной деся- тимиллионной доли участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.

Декретом, изданным 4 июля 1837, метрическая система была объявлена обяза- тельной к применению во всех коммерческих сделках во Франции. Она постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах Европы и была зако- нодательно признана как допустимая в Великобритании и США. Соглашением, подписанным 20 мая 1875 семнадцатью странами, была создана международная ор- ганизация, призванная сохранять и совершенствовать метрическую систему.

Ясно, что, определяя метр как десятимиллионную долю четверти земного ме- ридиана, создатели метрической системы стремились добиться инвариантности и точной воспроизводимости системы. За единицу массы они взяли грамм, определив его как массу одной миллионной кубического метра воды при ее максимальной плотности. Поскольку было бы не очень удобно проводить геодезические измерения четверти земного меридиана при каждой продаже метра ткани или уравновешивать корзинку картофеля на рынке соответствующим количеством воды, были созданы металлические эталоны, с предельной точностью воспроизводящие указанные иде- альные определения.

Вскоре выяснилось, что металлические эталоны длины можно сравнивать друг с другом, внося гораздо меньшую погрешность, чем при сравнении любого такого эталона с четвертью земного меридиана. Кроме того, стало ясно, что и точность сравнения металлических эталонов массы друг с другом гораздо выше точности сравнения любого подобного эталона с массой соответствующего объема воды.

В связи с этим Международная комиссия по метру в 1872 постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже, «такой, каков он есть». Точно так же члены Комиссии приняли за эталон массы архивный платино- иридиевый килограмм, «учитывая, что простое соотношение, установленное созда- телями метрической системы, между единицей веса и единицей объема представля- ется существующим килограммом с точностью, достаточной для обычных примене-


ний в промышленности и торговле, а точные науки нуждаются не в простом чис- ленном соотношении подобного рода, а в предельно совершенном определении это- го соотношения».

В 1875 г. многие страны мира подписали соглашение о метре, и этим соглаше- нием была установлена процедура координации метрологических эталонов для ми- рового научного сообщества через Международное бюро мер и весов и Генераль- ную конференцию по мерам и весам.

Новая международная организация незамедлительно занялась разработкой ме- ждународных эталонов длины и массы и передачей их копий всем странам- участницам.

Эталоны длины и массы, международные прототипы . Международные прототипы эталонов длины и массы – метра и килограмма – были переданы на хра- нение Международному бюро мер и весов, расположенному в Севре – пригороде Парижа.

Эталон метра представлял собой линейку из сплава платины с 10% иридия, поперечному сечению которой для повышения изгибной жесткости при минималь- ном объеме металла была придана особая X-образная форма. В канавке такой ли- нейки была продольная плоская поверхность, и метр определялся как расстояние между центрами двух штрихов, нанесенных поперек линейки на ее концах, при тем- пературе эталона, равной 0 С.

За международный прототип килограмма была принята масса цилиндра, сде- ланного из того же платино-иридиевого сплава, что и эталон метра, высотой и диа- метром около 3,9 см. Вес этой эталонной массы, равной 1 кг на уровне моря на гео- графической широте 45 , иногда называют килограмм-силой. Таким образом, ее можно использовать либо как эталон массы для абсолютной системы единиц, либо как эталон силы для технической системы единиц, в которой одной из основных единиц является единица силы.

Международные прототипы были выбраны из значительной партии одинако- вых эталонов, изготовленных одновременно. Другие эталоны этой партии были пе- реданы всем странам-участницам в качестве национальных прототипов (государст- венных первичных эталонов), которые периодически возвращаются в Международ- ное бюро для сравнения с международными эталонами. Сравнения, проводившиеся в разное время с тех пор, показывают, что они не обнаруживают отклонений (от международных эталонов), выходящих за пределы точности измерений.

Масса, длина и время

Все основные единицы системы СИ, кроме килограмма, в настоящее время оп- ределяются через физические константы или явления, которые считаются неизмен- ными и с высокой точностью воспроизводимыми. Что же касается килограмма, то еще не найден способ его реализации с той степенью воспроизводимости, которая достигается в процедурах сравнения различных эталонов массы с международным прототипом килограмма. Такое сравнение можно проводить путем взвешивания на

пружинных весах, погрешность которых не превышает 1·10–8. Эталоны кратных и дольных единиц для килограмма устанавливаются комбинированным взвешиванием на весах.

Поскольку метр определяется через скорость света, его можно воспроизводить независимо в любой хорошо оборудованной лаборатории. Так, интерференционным


методом штриховые и концевые меры длины, которыми пользуются в мастерских и лабораториях, можно поверять, проводя сравнение непосредственно с длиной волны света. Погрешность при таких методах в оптимальных условиях не превышает од- ной миллиардной (1·10–9). С развитием лазерной техники подобные измерения весьма упростились, и их диапазон существенно расширился.

Точно так же секунда в соответствии с ее современным определением может быть независимо реализована в компетентной лаборатории на установке с атомным пучком. Атомы пучка возбуждаются высокочастотным генератором, настроенным на атомную частоту, и электронная схема измеряет время, считая периоды колеба- ний в цепи генератора. Такие измерения можно проводить с точностью порядка 10- 12 – гораздо более высокой, чем это было возможно при прежних определениях се- кунды, основанных на вращении Земли и ее обращении вокруг Солнца. Время и его обратная величина – частота – уникальны в том отношении, что их эталоны можно передавать по радио. Благодаря этому всякий, у кого имеется соответствующее ра-

диоприемное оборудование, может принимать сигналы точного времени и эталон- ной частоты, почти не отличающиеся по точности от передаваемых в эфир.

Механика. Исходя из единиц длины, массы и времени, можно вывести все единицы, применяемые в механике, как было показано выше. Если основными еди- ницами являются метр, килограмм и секунда, то система называется системой еди- ниц МКС; если – сантиметр, грамм и секунда, то – системой единиц СГС. Единица силы в системе СГС называется диной, а единица работы – эргом. Имеется ряд еди- ниц с особыми названиями, не входящих ни в одну из указанных систем единиц. Бар, единица давления, применявшаяся ранее в метеорологии, равен 1 000 000 дин/см2. Лошадиная сила, устаревшая единица мощности, все еще применяемая в британской технической системе единиц, а также в России, равна приблизительно 746 Вт.

Температура и теплота

Механические единицы не позволяют решать все научные и технические зада- чи без привлечения каких-либо других соотношений. Хотя работа, совершаемая при перемещении массы против действия силы, и кинетическая энергия некой массы по своему характеру эквивалентны тепловой энергии вещества, удобнее рассматривать температуру и теплоту как отдельные величины, не зависящие от механических.

Термодинамическая шкала температуры . Единица термодинамической температуры Кельвина (К), называемая Кельвином, определяется тройной точкой воды, т.е. температурой, при которой вода находится в равновесии со льдом и па- ром. Эта температура принята равной 273,16 К, чем и определяется термодинамиче- ская шкала температуры. Данная шкала, предложенная Кельвином, основана на вто- ром начале термодинамики. Если имеются два тепловых резервуара с постоянной температурой и обратимая тепловая машина, передающая тепло от одного из них другому в соответствии с циклом Карно, то отношение термодинамических темпе- ратур двух резервуаров дается равенством T 2 /T 1= –Q 2Q 1, где Q Q 1– количества теплоты, передаваемые каждому из резервуаров (знак «минус» говорит о том, что у одного из резервуаров теплота отбирается). Таким образом, если температура более теплого резервуара равна 273,16 К, а теплота, отбираемая у него, вдвое больше теп- лоты, передаваемой другому резервуару, то температура второго резервуара равна 136,58 К. Если же температура второго резервуара равна 0 К, то ему вообще не бу-


дет передана теплота, поскольку вся энергия газа была преобразована в механиче- скую энергию на участке адиабатического расширения в цикле. Эта температура называется абсолютным нулем. Термодинамическая температура, используемая обычно в научных исследованиях, совпадает с температурой, входящей в уравнение состояния идеального газа PV = RT , где P – давление, V – объем и R – универсальная газовая постоянная. Уравнение показывает, что для идеального газа произведение объема на давление пропорционально температуре. Ни для одного из реальных га- зов этот закон точно не выполняется. Но если вносить поправки на вириальные си- лы, то расширение газов позволяет воспроизводить термодинамическую шкалу тем- пературы.

Международные температурные шкалы. Температуру можно с весьма вы- сокой точностью (примерно до 0,003 К вблизи тройной точки) измерять методом газовой термометрии. В теплоизолированную камеру помещают платиновый тер- мометр сопротивления и резервуар с газом. При нагревании камеры увеличивается электрическое сопротивление термометра и повышается давление газа в резервуаре (в соответствии с уравнением состояния), а при охлаждении наблюдается обратная картина. Измеряя одновременно сопротивление и давление, можно проградуировать термометр по давлению газа, которое пропорционально температуре. Затем термо- метр помещают в термостат, в котором жидкая вода может поддерживаться в рав- новесии со своими твердой и паровой фазами. Измерив его электрическое сопро- тивление при этой температуре, получают термодинамическую шкалу, поскольку температуре тройной точки приписывается значение, равное 273,16 К.

Существуют две международные температурные шкалы – Кельвина (К) и Цельсия (С). Температура по шкале Цельсия получается из температуры по шкале Кельвина вычитанием из последней 273,15 К.

Точные измерения температуры методом газовой термометрии требуют много труда и времени. Поэтому в 1968 была введена Международная практическая тем- пературная шкала (МПТШ). Пользуясь этой шкалой, термометры разных типов можно градуировать в лаборатории. Данная шкала была установлена при помощи платинового термометра сопротивления, термопары и радиационного пирометра, используемых в температурных интервалах между некоторыми парами постоянных опорных точек (температурных реперов). МПТШ должна была с наибольшей воз- можной точностью соответствовать термодинамической шкале, но, как выяснилось позднее, ее отклонения весьма существенны.

Температурная шкала Фаренгейта . Температурную шкалу Фаренгейта, ко- торая широко применяется в сочетании с британской технической системой единиц, а также в измерениях ненаучного характера во многих странах, принято определять по двум постоянным опорным точкам – температуре таяния льда (32º F) и кипения воды (212 º F) при нормальном (атмосферном) давлении. Поэтому, чтобы получить температуру по шкале Цельсия из температуры по шкале Фаренгейта, нужно вы- честь из последней 32 и умножить результат на 5/9.

Единицы теплоты . Поскольку теплота есть одна из форм передачи энергии, ее можно измерять в Джоулях , и эта метрическая единица была принята междуна- родным соглашением. Но поскольку некогда количество теплоты определяли по из- менению температуры некоторого количества воды, получила широкое распростра- нение единица, называемая калорией. Калория равная количеству теплоты, необхо- димому для того, чтобы повысить температуру одного грамма воды на 1 С. В связи с тем, что теплоемкость воды зависит от температуры, пришлось уточнять величину


калории. Появились по крайней мере две разные калории – «термохимическая» (4,1840 Дж) и «паровая» (4,1868 Дж). «Калория», которой пользуются в диететике, на самом деле есть килокалория (1000 калорий). Калория не является единицей сис- темы СИ, и в большинстве областей науки и техники она вышла из употребления.

Электричество и магнетизм

Все общепринятые электрические и магнитные единицы измерения основаны на метрической системе. В согласии с современными определениями электрических и магнитных единиц все они являются производными единицами, выводимыми по определенным физическим формулам из метрических единиц длины, массы и вре- мени. Поскольку же большинство электрических и магнитных величин не так-то просто измерять, пользуясь упомянутыми эталонами, было сочтено, что удобнее ус- тановить путем соответствующих экспериментов производные эталоны для некото- рых из указанных величин, а другие измерять, пользуясь такими эталонами.

Ниже дается перечень электрических и магнитных единиц системы СИ.

Ампер, единица силы электрического тока, – одна из шести основных единиц системы СИ. Ампер – сила неизменяющегося тока, который при прохождении по двум параллельным прямолинейным проводникам бесконечной длины с ничтожно малой площадью кругового поперечного сечения, расположенным в вакууме на рас- стоянии 1 м один от другого, вызывал бы на каждом участке проводника длиной 1 м силу взаимодействия, равную 2·10-7Н.

Вольт , единица разности потенциалов и электродвижущей силы. Вольт – элек- трическое напряжение на участке электрической цепи с постоянным током силой 1 А при затрачиваемой мощности 1 Вт.

Стандартизация.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения документов в области стандартизации;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

В технике стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

  • позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов;
  • повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике;
  • упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизации может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Стандартизацию проводят органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов. В России компетентными органами в области стандартизации являются ГОССТАНДАРТ России и ГосСтрой. Основополагающим нормативным документом по стандартизации ГОССТАНДАРТа России установлена «Государственная система стандартизации» (ГСС). Комплекс стандартов ГСС РФ (ГОСТ Р1.0, ГОСТ Р1.1, ГОСТ Р1.2 и др.) представляет собой систему взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС устанавливает порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля за их внедрением и соблюдением.

Под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ. (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании".

Стандарты должны оказывать помощь производителю в выполнении требований, закрепленных в технических регламентах. Законом определены цели и принципы стандартизации, виды документов в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Согласно Закону о техническом регулировании стандартам отводится вспомогательная роль. Они должны оказывать помощь производителю в выполнении требований, закрепленных в технических регламентах. Законом определены цели и принципы стандартизации, виды документов в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

В соответствии со ст. 11 Закона о техническом регулировании целями стандартизации являются:

— повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

— обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

— содействие соблюдению требований технических регламентов;

— создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Важнейшими принципами стандартизации выступают добровольный характер применения стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречили бы требованиям технических регламентов.

Согласно ст. 13 Закона о стандартизации к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерация, относятся;

— национальные стандарты;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

— стандарты организаций;

— своды правил

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил входят в качестве элементов в национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты представляют собой стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Функции указанного органа в настоящее время исполняет федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 2004 г. № 294".

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия, под которым понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Правила разработки и утверждения национальных стандартов определены в ст. 16 Закона о техническом регулировании.

Правит стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации относятся к нормативным документам по стандартизации и соответствуют ранее используемому в международной практике понятию регламента. Действующее законодательство о техническом регулировании не дает определения указанным документам. Правила разработки, принятия и регистрации норм по стандартизации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 4 июля 2001 г. № 258-ст 2, действуют в части, не противоречащей гл. 3 Закона о техническом регулировании.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации приставляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными дня применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межправительственном обмене информацией. В перечень общероссийских классификаторов в социально-экономической области входит 31 их разновидность.

Своды правил представляют собой документы в области стандартизации в которых содержатся технические правила и (или) описание проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки. :эксплуатации. хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются предпринимателями на добровольной основе.

Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требовании технических регламентов.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ на основе отдельных положении правил разработки и утверждения национальный стандартов.