Что такое Золотой Рог в Стамбуле? В каком городе находится залив золотой рог

– единственный мегаполис, который располагается по берегам пролива Босфор на двух континентах одновременно, а естественная гавань — залив Золотой Рог в свою очередь делит европейскую часть на «старый» и «новый» город. Во все времена люди ценили красоты этих мест, где еще в византийский период начали сооружаться прибрежные дворцы, летние резиденции и виллы. Османы тоже строили здесь не только крепости. Так, после завоевания , турецкие султаны возвели по берегам новые дворцы, особняки, павильоны и шале. До сих пор украшением берегов Босфора остаются элегантные виллы – . Сегодня Босфор вместе с Золотым Рогом омывают берега следующих округов : , (исторический округ) и .

Босфор

Босфор (греч. Bosporus, или Bosphorus), известный также как стамбульский (İstanbul Boğazı) или внутренний пролив (Boğaziçi), представляет естественную водную границу между европейской и азиатской частью Турции. Название этого пролива связано греческой мифологией: в жрицу Геры — дочь царя Инаха Ио влюбился Зевс. Законная супруга любвеобильного бога тут же обратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня. Тщетно Ио бежала от него, прячась в водах Босфора , который и получил от этого свое название — «коровий брод» (греч., βους – корова, πόρος — брод). Впрочем, речь в этом мифе идет, скорее всего, о Босфоре Киммерийском – Керченском проливе.

Одна из существующих теорий говорит о том, что Босфор сформировался примерно в 5600 г. до н.э. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды резко повысился. Мощный поток всего за считанные дни пробил себе дорогу из Средиземного моря в Черное, которое в то время было еще пресноводным озером. В ходе недавних археологических исследований на подводных склонах Черноморского побережья Турции обнаружены затопленные города. Возможно, именно образование Босфора послужило поводом к возникновению мифа о Всемирном потопе и ( находится относительно неподалеку, в Восточной Анатолии). Поверхностное течение в Босфоре направлено из Черного в Мраморное море, а придонное (из более соленой воды) — в обратную сторону.

Босфор — важнейшая транспортная артерия для морской перевозки нефти. Проход судов регулируется специальным соглашением, принятым на международной конференции в Монтре (Швейцария, 1936 г.), которое дает право на беспошлинный проход, как в мирное, так и в военное время, для любых торговых судов любых стран. Кроме того, Босфор — оживленная транспортная магистраль , обеспечивающая пассажирские и грузовые перевозки в мегаполисе. Длина пролива составляет примерно 30 км. Самое широкое место в среднем течении Босфора — в районе (3,5 км), а самое узкое – между и (ок. 700 м). Глубина пролива, при среднем значении 60 м, достигает 110 м около мыса , где скорость течения очень высока — более 12 км/ч.

Золотой Рог

Примерно 7 тыс. лет назад воды рек Алибей и Кагытхане, которые до сих пор впадают в северную часть Золотого Рога , слились с водами Босфора и образовали естественную гавань. На протяжении столетий Золотой Рог (Altın Boynuz) слыл одной из лучших природных гаваней в мире. Долгое время он оставался центром базирования военных и торговых флотов сначала Византийской, а затем и Османской империи. Воды этой бухты, действительно по форме напоминающей рог, изобиловали рыбой, а плодородная земля по берегам давала богатые урожаи. Бухту часто сравнивали с рогом изобилия, причем считается, что назвал залив сам Визант — в честь своей матери – Кероессы, ведь по-гречески Золотой Рог — Крисокерас (Χρυσοκέρας). Правда, есть еще одна красивая легенда, говорящая о том, что воды залива под лучами солнца искрятся настоящим золотом. Современное турецкое название Золотого Рога – Халич (haliç — залив), которое происходит от османского Халич-и Дерсаадет (Haliç-i Dersaadet – залив врат блаженства). Напомним, что Десаадет – одно из многочисленных . В верховьях Золотого Рога располагаются два небольших острова, которые византийцы называли Космидион (греч. Κοσμιδίων), а османы – Бахарийе (Bahariye). Длина залива составляет около 12 км, при средней ширине — 100 м и глубине — 47 м.

С приходом турков берега Золотого Рога стали популярным местом отдыха, где строились летние резиденции и богатые особняки. Однако со временем здесь начали появляться многочисленные фабрики и мастерские. Бесконтрольное промышленное развитие привело к сильному загрязнению окружающей среды. Золотой Рог превратился в настоящую клоаку, наполненную городскими нечистотами и промышленными отходами. Только в 1980-х гг. муниципалитет принял решение вернуть этому древнейшему району города его былую красоту. Сегодня на берегах Золотого Рога вновь раскинулись уютные зеленые парки, его прибрежные кварталы хранят на своих улицах деревянные дома византийского и османского периодов, церкви и синагоги, а закат вновь золотит воды этой очаровательной бухты.

Бухта Золотой Рог в столице Турции - это одна из самых красивых естественных гаваней в целом мире. Во времена султана на этих местах располагались торговые суда оттоманцев и византийцев, и даже военные корабли. Сегодня же вдоль берегов тянутся пешеходные тротуары и благоустроенные парки. Это место посещают множество туристов.

Гавань Золотой Рог - это залив Босфора, который благодаря природным катаклизмам и течению приобрел изогнутую форму и впивается глубоко в берег. Длина залива около 13 км, а ширина 120 м, глубина Босфора - 47 м. В западной части залива в него впадают две речушки: Киатханесу так называемый древний Барбизес и Алибейсу, или древний Кидарос. Эти воды омывают берега европейской части города Стамбул. Через бухту перекинулись 4 моста: Старый Галатский мост, но он уже не выполняет свои функции, а также Галатский мост и Мост Халич и еще один Мост Ататюрка.

Около 7000 лет назад, здешние воды залива Босфор и речек Алибей и Кагытхане, которые до сих пор впадают в Золотой Рог, слились в одно целое и образовали естественную, очень красивую гавань, которая по своей форме похожа на рог. На протяжении многих столетий Золотой Рог считали одной из красивейших природных мировых гаваней. В ее водах было полно рыбы, а плодородная почва по берегам бухты давала богатые урожаи, что и привлекло местных аборигенов, которые со временем заселили оба берега гавани. Бухту Золотой рог называли еще рогом изобилия, а также, считается, что этот залив назвал сам Визант в честь своей мамы, которую звали Кероесса, с греческого Золотой Рог звучит - Крисокерас. Существует еще один миф о том, что под яркими лучами светящего солнца, водное полотно залива переливается настоящим золотом. Сегодня Золотой Рог называется Халич-и Дерсаадет, что в переводе с турецкого означает «Залив Врат Блаженства».

Летом, в период пика туризма на территории Золотого Рога погода очень переменчива. Преобладает южный и юго-восточный ветер, часто выпадают дожди и осадки в виде тумана. Осень и зима тоже ветреная, но ветер дует с севера и северо-западной стороны.

В районах Балат и Фенер, расположившихся в самом центре бухты Золотой Рог, растянулись многочисленные улицы со старинными домами и церквями, синагогами, возведенные в эпоху Византийской и Османской империй. Сейчас это берега, заселенные современными жителями, живущими в красивых и современных строениях. Практически по всему протяжении бухты, ее берега укреплены крепкими стенами, которые оборудованы причалами и пирсами. Глубина при входе в бухту Золотой Рог колибается от 20 до 27 метров, в зависимости от места.

Стамбул и залив Золотой Рог - понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую индивидуальность. Бухта Золотой Рог давно стала достопримечательностью Стамбула , побродить по берегам и мостам которой приезжают туристы со всего мира.

Бухта Золотой Рог в Стамбуле располагается в европейской его части, разделяя ее на южную и северную половины. Залив Золотой Рог впадает в Босфорский пролив в том месте, где он соединяется с Мраморным морем. Золотой Рог является одной из наиболее живописных естественных гаваней мира.

Бухта Золотой Рог - это изогнутой формы залив Босфора, который глубоко врезается в сушу и условно делит европейскую часть Стамбула на две части: Старый Город и Новый город. Это самая большая естественная гавань мира.

Длина этого залива составляет 12200 м, ширина составляет 91—122 м, глубина — 47 м. Два ручья впадают в залив в западной его части: Али-бей-су (древнее название - Кидарос) и Киат-хане-су (Барбизес).

Бухта Золотой Рог является одной из самых лучших и естественных гаваней в мире. В былые времена здесь дислоцировались торговые суда византийцев и оттоманцев, а также военные корабли. Сегодня благоустроенные парки и пешеходные тротуары тянутся вдоль берегов.


Саша Митрахович 21.10.2015 15:53


Есть две легенды, объясняющие происхождение прилагательного «золотой» в названии бухты. Согласно первой легенде, во время османского завоевания византийцы выбросили так много ценностей в залив, что воды его заблестели золотом.

Вторая и более правдоподобная история говорит, что такое название дано из-за золотого сияния, разливающегося по поверхности залива во время захода солнца.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:23


Гавань Золотой Рог - это изогнутой формы залив Босфора, который глубоко вдается в сушу. Длина этого залива составляет 12,2 км, ширина составляет 91—122 м, глубина — 47 м. Два ручья впадают в залив в западной его части: Али-бей-су, именуемая еще древним Кидаросом и Киат-хане-су — древний Барбизес.

По обоим берегам расположилась европейская часть одного из самых крупных городов Турции — Стамбула. Четыре моста перекинулись через бухту - это Галатский мост, Старый Галатский мост, который уже не эксплуатируется, Мост Ататюрка и Мост Халич.

Уже в VII веке до н.э. у берегов гавани появились первые поселения, впоследствии с появлением Константинополя здесь вырос большой торговый порт.

В период расцвета Османской империи район Золотого Рога был важным центром торговли, здесь находилась база морского флота. И сейчас это красивое место, богатое историческими и культурными памятниками, остается одним из самых привлекательных в Стамбуле.

По обоим берегам бухты обустроены парки с прекрасными ландшафтными композициями, пешеходные тротуары, жилые кварталы старого Стамбула.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:25


Через Залив Золотой Рог (Халич) в Стамбуле протянуты пять мостов, которые соединяют между собой два берега европейской части Стамбула. Наиболее известен у туристов Галатский мост, менее - мост Ататюрка.

Последний из возведенных мостов - так называемый вантовый метромост, по которому проложена линия метрополитена. Старый галатский мост после сильного пожара переместили на новое место и законсервировали.

Мост Халич - обычная транспортная линия.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:26


Где-то около семи тысяч лет тому назад воды Босфора и рек Кагытхане и Алибей, до сих пор впадающие в Золотой Рог (его северную часть), слились и образовалась естественная гавань.

История названия бухты Золотой Рог тесно связана, прежде всего, с ее формой. “Рогом” из-за внешней схожести - что заметно даже на карте - бухту называли еще с древних времен. “Золотым”, вероятно, он был назван из-за удачного географического положения и красоты здешних пейзажей. Романтичным грекам казалось, что в свете заходящего солнца воды залива переливаются чистым золотом. По-гречески залив именовался Хризокерасом, что в буквальном переводе и обозначает “золотой рог”. Сохранилось еще одно название местности - Рог Византия. О нем упоминает греческий философ и географ Страбон. Позднее, методом кальки название было переведено на другие европейские языки, где буквально и означает “золотой рог”. По-турецки бухта Золотой Рог именуется просто Халич, что переводится как “бухта” или “залив”.

На протяжении многих веков Золотой Рог или Altin Boynuz называли одной из лучших природных гаваней мира. В водах этой бухты, которая действительно по форме напоминает рог, были полны рыбой, а весьма плодородная земля по берегам гавани давала очень богатые урожаи.

Часто бухту называли рогом изобилия, а также, считается, что этот залив был назван самим Византом в честь своей матери, которую звали Кероесса, потому что, по-гречески Золотой Рог звучит как Крисокерас.

Существует, правда, и еще одна интересная легенда, гласящая о том, что под лучами светящего солнца воды залива искрятся настоящим золотом.

Нынешнее турецкое название Золотого Рога - это Халич (halic, что по-турецки означает «залив»). Полное название этой гавани происходит от османского Халич-и Дерсаадет, что означает «залив врат блаженства».


Саша Митрахович 24.10.2015 09:28


Совершать путешествие по заливу, которое позволяет насладиться восхитительными видами достопримечательностей и парков, лучше всего на пароме. Мини-прогулка занимает около часа. Во время нее туристов ждут красивые пейзажи города с затейливыми дворцами и мечетями, превосходные виды на парки и тихие старинные строения. Перед путешественниками предстанут прибрежные стены древнего Константинополя, скрывающие святой источник в церкви Богоматери во Влахернах.

Во время прогулки туристы увидят также железную церковь имени Святого Стефана, древний храм Святой Федоры, а также место, где в 13 веке город штурмовали крестоносцы. На этом программа мини-путешествия на пароме по Золотому Рогу не оканчивается, еще многое встретится на пути, что обязательно стоит увидеть, приехав в Турцию.

Интересные поездки по берегам залива совершаются и на комфортабельном автобусе. С собой вам понадобятся деньги на пожертвования в храмах и питание.

В водах Золотого Рога отображается главный дух старого Стамбула. Качественный отдых на его берегах возможен благодаря многочисленным отелям высокого класса, ресторанам, рыбным кафе и другим заведениям, которые точно не дадут вам скучать и позволят провести отпуск максимально интересно и насыщенно.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:29


Гидрометеорологические сведения

Погода летом в бухте Золотой Рог очень переменчива. Преобладают здесь южные и юго-восточные ветры, часто идут дожди и появляются туманы. Осенью и зимой преимущественно дуют ветра с севера и северо-запада. Они приносят сухую и ясную погоду с большим понижением температуры воздуха, при этом происходит повышение атмосферного давления.

Туманы в гавани Золотой Рог наблюдаются с апреля по август. Их, чаще всего, можно заметить в июне — июле. Туманы, как правило, появляются здесь, когда дуют юго-восточные ветра. Когда наблюдается полный штиль, их можно увидеть гораздо реже. Ветра, дующие осенью и зимой, бывают очень продолжительными и порой могут достигать скорости 6—8 м/с и более, а весной и летом скорость ветра немного меньше.


Саша Митрахович 24.10.2015 09:35


Когда сюда пришли турки берега Золотого Рога превратились в популярное место для отдыха. Здесь начали строиться богатые особняки и летние резиденции. Но, не смотря на это, на этих землях со временем начало появляться большое количество мастерских и фабрик.

Бухта Золотой Рог является одной из самых лучших и естественных гаваней в мире. В былые времена здесь дислоцировались торговые суда византийцев и оттоманцев, а также военные корабли. Сегодня благоустроенные парки и пешеходные тротуары тянутся вдоль берегов.

Гавань Золотой Рог - это изогнутой формы залив Босфора, который глубоко вдается в сушу. Длина этого залива составляет 12,2 км, ширина составляет 91-122 м, глубина - 47 м. Два ручья впадают в залив в западной его части: Али-бей-су, именуемая еще древним Кидаросом и Киат-хане-су - древний Барбизес. По обоим берегам расположилась европейская часть одного из самых крупных городов Турции - Стамбула. Четыре моста перекинулись через бухту - это Галатский мост, Старый Галатский мост, который уже не эксплуатируется, Мост Ататюрка и Мост Халич.

Бухта Золотой Рог защищается от всех волнений и ветров, кроме штормовых. Между мысом Тигровый и находящимся в 1,2 мили от него мысом Голдобина, он уходит вглубь северного берега пролива Босфор-Восточный. Ограничена бухта полуостровом Шкота, расположенного с северо-запада. Этот берег бухты Золотой Рог очень холмист, а его южная часть обрывиста и на всем протяжении приглублена. Северный, южный и восточный берега бухты возвышенны, но кое-где так же имеют обрывы и обрамлены низкой и очень узкой прибрежной полосой, которая была искусственно выровнена и местами расширена для портовых сооружений. Берег вершины бухты низкий. К нему выходит долина, по которой протекает речка Объяснения.

Где-то около семи тысяч лет тому назад воды Босфора и рек Кагытхане и Алибей, до сих пор впадающие в Золотой Рог (его северную часть), слились и образовалась естественная гавань. На протяжении многих веков Золотой Рог или Altin Boynuz называли одной из лучших природных гаваней мира. В водах этой бухты, которая действительно по форме напоминает рог, были полны рыбой, а весьма плодородная земля по берегам гавани давала очень богатые урожаи. Часто бухту называли рогом изобилия, а также, считается, что этот залив был назван самим Византом в честь своей матери, которуб звали Кероесса, потому что, по-гречески Золотой Рог звучит как Крисокерас. Существует, правда, и еще одна интересная легенда, гласящая о том, что под лучами светящего солнца воды залива искрятся настоящим золотом. Нынешнее турецкое название Золотого Рога – это Халич (halic, что по турецки означает «залив»). Полное название этой гавани происходит от османского Халич-и Дерсаадет, что означает "залив врат блаженства".

Погода летом в бухте Золотой Рог очень переменчива. Преобладают здесь южные и юго-восточные ветры, часто идут дожди и появляются туманы. Осенью и зимой преимущественно дуют ветра с севера и северо-запада. Они приносят сухую и ясную погоду с большим понижением температуры воздуха, при этом происходит повышение атмосферного давления. Туманы в гавани Золотой Рог наблюдаются с апреля по август. Их, чаще всего, можно заметить в июне - июле. Туманы, как правило, появляются здесь, когда дуют юго-восточные ветра. Когда наблюдается полный штиль, их можно увидеть гораздо реже. Ветра, дующие осенью и зимой, бывают очень продолжительными и порой могут достигать скорости 6-8 м/с и более, а весной и летом скорость ветра немного меньше.

В районах Фенер и Балат, которые уютно расположились в самом сердце бухты Золотой Рог, раскинулись многочисленные улицы старинных домов и церквей, синагог, возведенные в эпоху Османской и Византийской империй. Берега бухты Золотой Рог укреплены, практически на всем ее протяжении, стенами. Они оборудованы пирсами и причалами. Глубина при входе в Золотой Рог составляет от 20 до 27 м и далее, к вершине бухты, она плавно уменьшается. Грунт в бухте - это ил.

Когда сюда пришли турки берега Золотого Рога превратились в популярное место для отдыха. Здесь начали строиться богатые особняки и летние резиденции. Но, не смотря на это, на этих землях со временем начало появляться большое количество мастерских и фабрик. Никем не контролируемое промышленное развитие постепенно привело к ужасающему загрязнению окружающей среды и воды Золотого Рога превратились в настоящую клоаку. Сюда сливались городские нечистоты и промышленные отходы всеми, кому было не лень. Обстановка изменилась в лучшую сторону только в 1980-х годах. Муниципалитетом города Стамбула было принято решение о возвращении этому древнему району города его былой красоты. В настоящее время вновь раскинулись по берегам Золотого Рога зеленые уютные парки и его прибрежные кварталы, до сих пор сохранившие на своих улочках деревянные дома, построенные в византийский и османский периоды, синагоги и церкви, а закат опять покрывает золотом воды этой прекрасной бухты.

Мы продолжаем нашу прогулку по Стамбулу и спускаемся от улицы Истикляль и башни Галата к Галатскому мосту. Стамбул, Турция, 22 мая 2015 года, пятница. Предыдущая заметка
.
Вторая половина второго дня у нас выдалась более свободной. Все запланированные места посещены и остается только Галатская башня. А спустившись к Галатскому мосту, я вспоминаю о прогулке на пароме по Золотому Рогу. Почему бы и нет.

Галатский мост был возведен через бухту Золотой Рог в 1994 году. На самом деле, на этом месте это уже пятый мост. Соединяет он южную и северную части европейской стороны Стамбула. Мост двухэтажный. Верхний ярус предназначен для транспорта - авто и трамвая, есть и пешеходная часть, а нижний - сугубо для пешеходов с ресторанной зоной. Длина моста 484 метра, ширина 42 метра. Центральная часть является разводной, ее длина 80 метров. Трамвайные пути были проложена не так давно, в 2005 году.

Мы еще успеем прогуляться по нижнему ярусу моста, а пока пройдемся по верху. И вот причина, по которой я резко вспомнила о прогулке по Золотому Рогу - фото ниже. Сам Золотой Рог. Это узкий залив, впадающий в Босфорский пролив и делящий европейскую часть Стамбула на 2 части - северную, по которой мы прогулялись в первой половине дня с дворцом Долмабахче и улицей Истикляль, и южную, где мы были в первый день и где сосредоточены основные достопримечательности города - Голубая Мечеть, Айя София, дворец Топкапы. Именно отсюда, с устья залива, сформировалась сначала колония Византий, а потом и Константинополь. В 19 веке путешественники называли эту часть Стамбула самой красивой. Вот и мы теперь можем полюбоваться этими пейзажами.

Вид на северную часть с башней Галата.

На Галатском мосту всегда можно увидеть много рыбаков. Улов незначительный, но такое ощущение, что приходят они сюда посмотреть на туристов, а не рыбы наловить. По крайней мере, я бы выбирала место потише и подальше от речного транспорта. Тут рыбачить, наверно, особый кайф для местных:)

Рядом с Галатским мостом, пришвартованные к пирсу, стоят очень колоритные лодки. На них готовят популярное турецкое блюдо - балик экмек (balik ekmek) или рыба в булке. Запахи стоят здесь специфические. А на дальнем плане виднеются минареты мечети Сулеймание - самой большой мечети Стамбула и второй по значению.

Спустившись на площадь Эминеню и к пирсу с лодками, запах еще больше ударил в нос и маму отвернуло пробовать балик экмек, а жаль. Хотя я самая такая - в том хаосе, куда мы спустились, и на жаре, солнце уже припекало, мне есть совсем не хотелось. Кроме булки с рыбой здесь советуют попробовать местный рассол с плавающими в нем маринованными огурцами и капустой, а также мидии под лимонным соком. Туристам предлагали сесть на низкие табуреты с низкими столами, расстояние между которыми еле позволяло проходить разносчикам воды.

Но отведать кукурузу мама все-таки решилась. Стоимость кукурузы 2,5 лиры.

Паром по Золотому Рогу (Halic Hatti) отправляется с небольшого причала. Мы выбрали обычный паром, который курсирует по заливу как общественный транспорт. Стоимость проезда на нем приблизительно такая же как в метро или трамвае, оплатить можно картой Istanbul Card. Причал Eminönü Haliç İskelesi расположен за всеми колоритными лодками с балик экмек, за автобусной станцией, в некой глуши с рыбацкими лодками и промышленными катерами, неприметной обычному туристу. Сюда надо идти целенаправленно.

Прогулка на пароме по Золотому Рогу. Дальше одни фотографии... хотя может где и будут комментарии:) Вот, например, вид на Галатский мост справа и Галатскую башню слева, возвышающуюся над домами.

Памятник неизвестному падишаху или просто турку просматривается за катерами.

Причал Касымпаша (Kasimpasa) с остановкой парома. Паром делает всего 6 остановок по Золотому Рогу.

Военно-морской госпиталь. На карте гугл нет никаких обозначений, что здесь расположено, а яндекс так вообще затер карту с этой площадью.

Просто яркие дома, утопающие в зелени.

Причал Haskoy. Вот здесь можно выйти и посетить музей транспорта Rahmi M. Koç Müzesi.

По отчетам других путешественников уже после поездки могу сказать, что стоит увидеть экспонаты этого музея. Музей посвящен истории и развитию транспорта, промышленности и связи. Открыт ежедневно, кроме понедельников. В музеи представлены гоночные и спортивные автомобили, мотоциклы с 1908 по 2003 года, исторический трамвай 1934 года, паровой паровоз 1913 года, подводная лодка 1944 года TCG Uluçalireis (S 338, бывший USS Thornback SS-418), самолеты, паромный паровой двигатель 1911 года, фонограф 1903 года, телеграф Томаса Эдисона (1876) и многое другое. Теперь знаю, что посетить в Стамбуле в следующий раз:)

Немного о пароме. Паром является общественным транспортом. Им пользуются местные и похоже что только местные. Здесь не увидишь туристов, а вот людей с чемоданами наблюдать можно. Внутри парома на нижней палубе тепло и комфортно, есть лавочки с мягкими сиденьями и столами.

Мы же заняли места на обычных деревянных лавочках верхней открытой палубы. По судну периодически бегает позитивный дядечка и предлагает чай и вафли. Мы у него взяли один раз вафли с изображением Девичьей башни, сладенькие, 2 лиры. Надо было еще чай попробовать.

Только на верхней палубе можно замерзнуть даже в теплую погоду. Местные, поднимаясь сюда, сразу что-то накидывали на плечи. А мы под конец замерзли.

Золотой Рог напоминает реку по длине, извилистости и ширине. Длина его 8 км, а ширина от 90 до 700 метров. Через залив проходит 4 моста, по одному из них передвигается состав метро. Максимальная глубина - 40 метров, что позволяет ходит по заливу довольно большим судам.
Вид в сторону Босфора.

Мы приближаемся к конечной точке нашего путешествия по Золотому Рогу. Дальше суда и паромы не ходят. А перед нами высокий холм, где расположено кладбище, одно из старейших мусульманских кладбищ в Стамбуле. Здесь похоронены османские султаны, правители, религиозные представители, военные, ученые, поэты и другие знаменитые и не очень люди.

На конечной остановке Eyup мы сходим на причал (таково требование), чтобы снова оплатить проезд, пройти на паром и отправиться в обратном направлении. С карточкой Istanbul Card можно сделать это очень быстро и не бояться, что не успеешь на тот же паром.
Кабина капитана.

Сходим на причал.

Отплыли от причала.

Воды Золотого Рога ранее были знамениты крупными тунцами размером с дельфина, скумбриевыми и устрицами. Однако в середине 20 века, когда Стамбул начал сильно загрязняться из-за промышленности и сосредоточения бедных кварталов на берегу, животный и растительный мир залива очень оскудел и исчезли некоторые виды. Из-за загрязнения сточными водами, залив мелел, что даже пришлось остановить судоходство по нему. Золотой Рог из гордости Стамбула превратился в грязную помойку и болото. Сейчас ведутся восстановительные работы и уже удалось значительно повысить популяцию кефали.

Обратный путь по Золотому Рогу.

Остановка Eminönü Haliç İskelesi, с которой мы отправлялись в начале, оказалась не последней для местного парома. Люди оставались на своих местах и мы рискнули на дальнейшее путешествие.

А дальше паром проходил под Галатским мостом, делал еще одну остановку на стороне с Галатской башней и направлялся в Босфорский пролив. Галатский мост считается неким разделителем между Золотым Рогом и Босфором.
Новая мечеть Валиде Султан и Галатский мост.

Причал Karakoy.

Вид на Дворец Топкапы, посещенный нами днем ранее ().

На пристани стоят мега-яхты и огромные белые круизные лайнеры.

Босфорский пролив, или просто Босфор - важнейший пролив между Европой и Азией, соединяющий Черное море с Мраморным. Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3,7 км, а минимальная 700 метров.

Дворец Долмабахче с иной стороны. Как было внутри - об этом этого дня.

Босфорский мост - первый висячий мост через Босфорский пролив. Его длина 1560 метров, ширина 33 метра, высота опор 165 метров над водой. От проезжей части до воды - высота 65 метров. Занимает всего 22-е место среди мостов мира по длине. Пешком пройтись по нему не получится, а проехать можно только за плату. При этом ежедневно по нему передвигается около 200 тысяч транспортных единиц.

Еще одна достопримечательность, визитная карточка Стамбула, которую можно увидеть на открытках, магнитах, коробках с лукумом или пахлавой, а также на купленных на пароме вафлях, - Девичья башня. Это небольшой островок, до которого можно добраться корабликами от причала Кабаташ и Юскюдар. В башне есть ресторан и смотровая площадка. Как-то на момент нашего пребывания в Стамбуле я об этом не знала. В следующий раз надо более подробную информацию найти. С этой башней связаны некоторые легенды и в свое время башня была маяком, тюрьмой и карантинным изолятором.

Широкий Босфор. Слева - Азия, справа - Европа, а прямо - выход в Мраморное море.

Европейская часть. Западная сторона, где заходит солнце.

Азиатская восточная часть Стамбула и конечная точка маршрута парома - причал Uskudar. На той стороне шумно, играет музыка, в мегафон орут политические лозунги - скоро выборы.

Еще раз вышли из парома, оплатили проезд и вернулись на свои места. Мужичок, разносивший чай, удивился встречи с нами снова на обратном пути, улыбнулся и предложил еще вафель.
Вся поездка на пароме вышла по времени на 2 часа с 16 до 18. Стоимость проезда вышла 1,25+2,15+2,15 = 5,55 лир с человека.

Вышли мы на причале Karakoy и направились к еще одному виду общественного транспорта Стамбула - Tunel (тюнель). Он напоминает фуникулер, движение также на верх и вниз и под землей. Проезд оплачивается все той же картой Истанбул. Считается линией метро, но всего с двумя станциями. Протяженность - 573 метра. Ну уж очень коротенькая ветка, самая короткая в мире. Ко всему еще это и самая старая линия метро в мире, открытая в 1875 году и приводимая в движение с помощью лошадей, при этом первыми пассажирами были животные для доказательства безопасности, а то первое время люди боялись на ней передвигаться.

Поднявшись на верх к площади, откуда начинает свое движение исторический трамвай по улице Истикляль, мы вышли на знакомую уже улицу и пошли на спуск к Галатской башне.

К вечеру возле Галатской башни собралось много молодежи, сидевшей прямо на уличной плитке, ступенях и парапетах. И музыкантов стало больше. При этом никто никому не запрещает распивать алкогольные напитки. Здесь ощущается непринужденный, свободный европейский дух.

Галатская башня - еще одна визитная карточка Стамбула, высотой 61 метр и обозримая с разных сторон города. Диаметр башни 9 метров. Расположена на холме Галата. История башни начинается с 1348 года. Тогда она называлась еще "Башня Иисуса". В старые времена это был ориентир для мореплавателей. А в 17 веке с нее был совершен один из первых полетов на самодельных крыльях. Смотровая площадка появилась в 1832 году и служила для выявления пожаров и беспорядков в городе.

А мы стоим в очереди. По началу она шла быстро, однако уже на самом входе застопорилась. Простояли мы минут 40. Охранник объяснил, что на верху еще много людей и пустить больше они не могут. Билет покупается при входе, стоимость 25 лир с человека.

Отстояв очередь и купив наконец билеты, мы поднялись на лифте на смотровую площадку башни Галата. Виды отсюда открываются потрясающие.

Босфор. Вид на Азию.

Золотой Рог и историческая часть Стамбула. Слева направо: Босфор, Дворец Топкапы, Айя София, Голубая мечеть и кусочек Галатского моста.

Дворец Топкапы с парком Гульханэ. А на горизонте виднеются Принцевы острова (Адалары).

Айя София и Голубая мечеть. Не возможно не узнать по минаретам.

Место соединения Золотого Рога и Босфора.

Галатский мост.

Золотой Рог.

И вдалеке - финансовый и деловой центр Стамбула.

Крыши в Стамбуле используются не только для того, чтобы укрывать от дождя, снега, сберегать тепло, но и для проведения досуга. Приглядевшись, можно заметить целые организованные уголки с диванами, стульями и столами в окружение горшков с цветами. А на некоторых крышах расположились настоящие рестораны.

Ресторан можно посетить и в самой башне.

В башне установлен лифт, но сохранилась и винтовая лестница. Дверь на лестницу с первого этажа просто так не открывается. Но когда мы стояли в очереди, то много посетителей спускались по такой лестнице и, придержав дверь, можно было бы проскочить бесплатно.

Закат мы ждать не стали, так как пришлось бы еще час-полтора там провести. Тем более, что внизу уже собралась длинная очередь, ожидающая, когда покинуть смотровую площадку предыдущие посетители. Не будем их задерживать.

Конец дня. Мы успели больше, чем планировали. Покатались на абсолютно разном общественном транспорте Стамбула: современном трамвае, фуникулере, историческом трамвае, пароме и тюнель. Для этого очень удобно использовать карту Истанбул, советую, намного экономнее выходит. Прокатали мы достаточно, поэтому напоследок еще пополнили карты на 20 лир. И можно добавить галочки на следующие достопримечательности - Дворец Топкапы, улица Истикляль, прогулка по Золотому Рогу и Босфору, Галатская башня. На этот раз улицу Истикляль мы проехали полностью на трамвае, а вот в следующий раз, а он когда-нибудь да будет, Стамбул ведь транзитный город, можно будет прогуляться пешком и с шоппингом.

И возвращаемся в апартаменты. По дороге на улице Gadik Pasa покупаем фрукты (абрикос полкило - 2 лиры, клубника в упаковке - 3,5 лиры) и огурцы за 4 лиры. Проходя мимо магазина с лукумом, не удержались и взяли для пробы лукума и пахлавы на 6 лир. Удобно то, что пахлаву, или, как говорят местные, баклава, можно брать кусочками. Пройти мимо пирожков мы тоже не могли и взяли три с творогом за 2 лиры. И не забываем про пиво (5 лир банка) и к нему соленые семечки за 1 лиру. А еще здесь очень популярны куры гриль без крыльев. Одна курица обошлась нам в 6 лир. Скупились мы на ужин на 58 лир или 20 долларов (около 450 грн). Вроде ничего не купили, а потратили... Ну еще и на завтрак хватит:)

Всем приятного аппетита:)