Борьба за независимость чечни после пленения шамиля. Пленение имама шамиля

В 1859 году перевернулась одна из кровавых страниц истории России и Кавказа. После многомесячной осады русские войска взяли аул Гуниб в Дагестане и захватили в плен знаменитого вождя горцев – имама Шамиля. Больше четверти века он был одним из самых упорных и неуловимых врагов Российской империи.

В начале 1830-х годов Шамиль создал многонациональное государство, в котором были объединены чеченцы, ингуши, аварцы (сам Шамиль был аварцем), лезгины и представители ряда малых дагестанских народностей. Шамиль сплотил их на основе мюридизма – воинствующего направления в исламе, главной идеей которого является священная война с «неверными» (газават) как долг каждого мусульманина. Шамиль стал самодержавным повелителем, сосредоточившим в своих руках духовную, светскую и военную власть, – имамом теократического государства.

Вначале Шамиль был одним из сподвижников первого имама – Кази-Муллы, поднявшего в 1829 году восстание против российского господства на Кавказе. Но во время взятия русскими войсками в 1832 году аула Гимры Кази-Мулла был убит. Его преемник Гамзат-бек тоже продержался недолго - пал жертвой межплеменных разборок. И тогда верховный авторитет среди мюридов (борцов за веру) перешёл к Шамилю. Он обосновался в ауле Ахульго и дал начало новому витку борьбы народов Кавказа за независимость.

Шамиль искусно пользовался дипломатическими методами. В первые годы правления ему удавалось путем переговоров удерживать российскую администрацию от военных действий. Когда же в 1837 году русские войска всё-таки взяли Ахульго, Шамиль согласился присягнуть на верность российскому императору. Однако полученную таким образом мирную передышку Шамиль использовал для укрепления своей власти и консолидации сил горцев с целью возобновления противостояния.

В 1839 году русские войска опять захватили Ахульго, но Шамиль сумел ускользнуть. Российские власти посчитали его дело проигранным и не стали его преследовать, и вновь просчитались. Обосновавшись на этот раз в чеченском селении Дарго, Шамиль в 1842 году отразил наступление русских. А в 1845 году, когда Дарго все-таки пало под натиском соединений императорской армии, наши войска при отходе попали в засаду и были уничтожены мюридами.

Последующие 12 лет были пиком политического могущества Шамиля. Власть имама простёрлась на весь Горный Дагестан, Ингушетию, Чечню и некоторые северо-западные районы нынешнего Азербайджана. В своём государстве Шамиль неуклонно устанавливал порядки в соответствии с шариатом. Он умно укреплял собственную власть. А чтобы предотвратить сепаратизм, разделил на местах военную и судебную власти.

Шамиль обладал широким политическим кругозором. Во время Восточной войны (1853-1856 гг.) он пытался найти союзников в лице Турции и Англии и просил у них помощи оружием и деньгами (но не получил её из-за трудностей сообщения). Завязал Шамиль отношения и с борцами за независимость на Западном Кавказе – черкесскими племенами.

Только после окончания Восточной войны Российская империя смогла вернуться к окончательному завоеванию Кавказа. К тому времени власть Шамиля переживала кризис. Многим горцам не нравились порядки, заводимые Шамилем, произвол его кади (судей) и наибов (военных губернаторов), вводимые имамом непривычные налоги «на борьбу с неверными». Некоторые племенные авторитеты испытывали всё больше желания замириться с российской администрацией на условиях сохранения своего традиционного положения. Шамилю становилось всё труднее контролировать своих соратников.

На время Шамилю ещё удалось сплотить горцев перед лицом возобновившегося наступления русской армии. Но, когда весной 1859 года императорские войска под командованием генерала от инфантерии А.А. Барятинского обложили Гуниб, Шамилю оставалось либо погибнуть, либо выговорить себе почётные условия сдачи. Однако Шамиль затягивал переговоры. Тогда Барятинский 25 августа 1859 года двинул свои подразделения на штурм Гуниба. И Шамиль был захвачен в плен.

Российская империя милостиво относилась к своим побеждённым врагам. Кроме того, пример уважительного обращения с Шамилем должен был побудить других вождей горского сопротивления прекратить борьбу. Шамилю были оставлены государственная казна (превращённая им в личную) и его гарем. Он также получил обещание, что в дальнейшем ему будет предоставлена возможность совершить паломничество в Мекку. Шамиля поселили в Калуге, где царское правительство взяло для него в аренду роскошный дом местного помещика Сухотина. Знатному пленнику была определена пенсия из российской казны в размере 15 тысяч тогдашних рублей в год. Его принял и беседовал с ним сам император Александр II.

Шамилю было позволено ездить по России. Он с интересом наблюдал за новшествами технического прогресса, входившими тогда в жизнь – железные дороги, пароходы, телеграф; восхищался огромными каменными зданиями и храмами и т.д. Говорят, что под конец жизни он выразил сожаление, что так долго боролся с «белым царём». В 1866 году, в годовщину своего пленения, он торжественно принёс присягу на верность российской короне.

В 1870 году Шамиль совершил паломничество в Мекку, где, как и предсказывал, скончался на следующий год. Его похоронили в Медине. Шамиль явно не прогадал ни когда воевал, ни когда сдавался в плен. Он получил от жизни всё – богатство, власть, почитание и священную о нём память народов, которыми правил, а под конец жизни, утратив только власть, получил уважение от победившего его противника.

Мнения современников, историков, кавказоведов разделились. Одни считают, что Шамиль предал идею Имамата, сдавшись «в плен». Другие не знают, чем оправдать решение имама Шамиля.
Стереотип царской пропаганды о завершении Кавказской войны и сейчас господствует в умах и сознании современников, вызывает недоумение и вопрос у здравомыслящих: почему сам факт «пленения» Шамиля никем не оспаривается?
Истинные обстоятельства примирения горцев Кавказа и России замалчиваются, уступая место победным реляциям императорской России.
При всех вольных толкованиях исторических событий заключение мира между Шамилем и Россией невозможно показать как «пленение» Шамиля. Нельзя переписать и замолчать историю с признанием заслуг, деятельности, жизни, подвигов имама Шамиля, который, несмотря на двадцатипятилетнюю кровопролитную войну, не стал врагом народа русского.
«Пленение» Шамиля не имело места, так как объективно не соответствовало реальным событиям. Оно было изначально неприемлемо для Шамиля – с однозначным отрицательным ответом, Шамиль всегда с честью выходил из безвыходных ситуаций и продолжал борьбу.
Шамиль укрылся в Гунибе с 400 мюридами и четырьмя пушками.
С 10 по 19 августа царские войска безуспешно осаждали Гуниб. В операции участвовали до 40 000 хорошо вооруженных солдат. Штурмовать Гуниб – природную крепость – было невозможно даже при таком численном перевесе: в узких горных проходах один мюрид, с детства приученный к ведению боя в таких условиях, мог справиться с любым количеством противников.
Кавказская война – самая долгая война из всех, какую когда-либо вела Россия.
Боевые потери русских в Кавказской войне составили 96 тысяч 275 человек, в том числе 4 050 офицеров и 13 генералов. Небоевые – как минимум втрое больше. Война совершенно расстроила финансы империи, поставила Россию на грань банкротства.
На заключение мира было высочайшее распоряжение императора. В собственноручном письме от 28 июля государь писал: «Примирение с Шамилем было бы самым блестящим завершением оказанных уже князем Барятинским великих заслуг».
Александр II понимал, что жестокая расправа с Шамилем может привести к непримиримой вражде народов гор с Россией. Царю было выгоднее всяческими заботами и вниманием к Шамилю умерить неприязнь горцев к самодержавию.
Шамиль не разделил участи Пугачева, декабристов, Шевченко и других только потому, что он не был классовым противником внутри государства, а был именно военным противником. И в то же время духовным и политическим вождем народов, неподвластных царизму».
Барятинский, исполняя повеление императора, сам прекрасно осознавал: никакие штурмы, осады и даже убийство Шамиля не приведут к окончанию войны. Единственная возможность закончить, прекратить Кавказскую войну – заключить мирный договор с Шамилем.
Любой другой вариант был неприемлем для России: разгром горцев в Гунибе, пленение Шамиля, смерть Шамиля не означали окончание Кавказской войны, которая могла начаться и началась бы с еще большей ожесточенностью и сопротивлением в случае поражения или гибели Шамиля.
«Железный» канцлер А. М. Горчаков писал Барятинскому:
«Дорогой князь!
…Если бы Вы дали нам мир на Кавказе, Россия приобрела бы сразу одним этим обстоятельством в десять раз больше веса в совещаниях Европы, достигнув этого без жертв кровью и деньгами. Во всех отношениях момент этот чрезвычайно важен для нас, дорогой князь. Никто не призван оказать России большую услугу, как та, которая представляется теперь Вам. История открывает Вам одну из лучших страниц.
Да вдохновит Вас Бог.
26 июля 1859 г.».

Сам князь Барятинский находил желательным покончить с Шамилем мирным соглашением, хотя бы на самых льготных для него условиях.
Утром 19 августа командующий Кавказской армией Барятинский предпринял первую попытку к заключению мира с Шамилем.
«После того как мы водворились на Гунибе, сюда прибыли для переговоров о мире с Шамилем полк. Лазарев, Даниель-бек Елисуйский и несколько человек из бывших наибов имама».
«…парламентеры были встречены пушечными выстрелами, однако приняты Шамилем.
…Шамиль велел отвечать князю: «Гуниб-даг высок, Аллах еще выше, а ты внизу, сабля наострена и рука готова!».
«…ответ получен чрезвычайно дерзкий: «Мы не просим у вас мира и никогда с вами не помиримся; мы просили только свободного пропуска на заявленных нами условиях; если последует на это согласие, то хорошо; если ж нет, то возлагаем надежды на всемогущего Бога. Сабля заострена и рука готова!»
Таким образом, переговоры оказались бесплодными; надежды наши на мирную развязку исчезли».
Шамиль сдаваться не собирался и, несмотря на малое количество защитников Гуниба, был абсолютно уверен в своем превосходстве. Переговоры о мире продолжались с 19 по 22 августа. Шамиль отказался вести переговоры о мире с Лазаревым и Даниял-беком, подозревая их в обмане. Гуниб был хорошо укреплен, и Шамиль мог успешно удерживать его, несмотря на численное превосходство русских войск.
Это явилось полной неожиданностью для Барятинского, который уже праздновал заключение мира, окончание Кавказской войны, сочинял победные реляции императору Александру II ко дню коронации (26 августа 1856 г.), предвкушал славу, почести и награды. Русские войска готовились к продолжительной осаде.
Генерал Барятинский поднялся на Гуниб 25 августа 1859 года. Было около 5 часов пополудни. Не доезжая с версту до селения, сошел с коня и сел на лежавший близ дороги камень, приказал своим генералам прекратить наступление и вторично приступить к переговорам.
«…со стороны имама к русским послали Юнуса Чиркеевского и Хаджи-Али Чохского… Они оба удалились… Затем Юнус вернулся к нам, а Хаджи-Али остался у русских. Юнус принес известие о том, что русские хотят, чтобы имам прибыл к сардару для устных переговоров с ним и чтобы он сообщил ему о своем положении и пожеланиях и, в свою очередь, узнал о положении дел у русских».

Переговоры продолжались более двух часов. 25 августа 1859 года на закате солнца в восьмом часу вечера Шамиль во главе конного отряда в 40–50 вооруженных мюридов выехал из Гуниба и направился к березовой роще, где его ожидал Барятинский.
«…между домами показалась густая вереница людей. Это был Шамиль, окруженный сорока мюридами, вооруженными с ног до головы, дикими, готовыми на все молодцами» .
«[Шамиль]…вооружен шашкой, кинжалом, один пистолет за поясом сзади, другой в чехле спереди».
А. Зиссерман, газета «Кавказ» от 17 сент. 1859 г.

Если объективно оценивать происходящие события, нужно с уверенностью констатировать, что Шамиль, вооруженный кинжалом, шашкой, пистолетами, гордо шествовал на переговоры с Барятинским о заключении мира как полноправный, наделенный полномочиями предводитель горцев, а не сдаваться в плен. Вынужденный отказ Шамиля от сражения, продолжения войны, заключение мира на почетных взаимовыгодных условиях не может расцениваться как сдача в плен и арест.
«Первый встретил Шамиля барон Врангель. Он, протянув ему руку, сказал: «До сих пор мы были врагами, теперь же будем друзьями».
«Князь Барятинский предстал перед Шамилем не как грозный и тщеславный победитель горцев, а как равный ему воин, наделенный властью императора».
Во время предварительных переговоров и в присутствии Шамиля Барятинский, генералы и приближенные оказывали ему почести и уважение во всем. «Дипломатический протокол» соответствовал отношениям между сторонами при заключении мира, а не захвате, сдаче в плен. Шамиль был спокоен и держался с достоинством.
Миф о пленении Шамиля – политический трюк царской военной пропаганды.
Заданный первыми газетными публикациями уничижительный для Шамиля и горцев дискурс – «плен» – без малейших попыток подкрепить измышления реальными документами, свидетельствами горцев и самого Шамиля, под недремлющим оком цензуры, обильно тиражировался и цитировался в трудах «мародеров»-историков второй половины XIX – начала XX века, выполнявших этот «социальный заказ», – В. Потто, М. Чичаговой, А. Калинина, Н. Кровякова, П. Алферьева, Н. Дубровина, А. Берже, С. Эсадзе, А. Зиссермана.
Но невозможно согрешить против правды и истины. У всех непроизвольно присутствуют фразы «мир», «мирные переговоры».
«Всего за месяц до падения Гуниба, получив сведения о возможности заключения мира с Шамилем, военный министр и сам Александр II с радостью ухватились за эту надежду.
…военный министр писал Барятинскому, что заключение мира с Шамилем весьма желательно и с удовлетворением будет встречено в Петербурге» .
Что действительно происходило в течение нескольких минут переговоров Шамиля с Барятинским, что сказал наместник и что ответил ему Шамиль – пока загадка истории.
«Объяснение было очень непродолжительно: минуты две, много три. Начальник объявил Шамилю, что он должен ехать в Петербург и там ожидать Высочайшего решения» .
Правда истории заключается в том, что никакие мифические, надуманные, пространные, высокопарные монологи и ультиматумы Барятинского, с пафосом предоставляемые царской пропагандой, и якобы «невразумительные» ответы Шамиля не могли происходить как реальное событие из-за ограниченности времени (наступала ночь).
Шамиль не говорил по-русски, Барятинский – по-аварски. Переводчик – полковник Алибек Пензулаев – был родом из кумыкского селения Аксай. Обстоятельства переговоров, диалоги и даже слова остались тайной.

Сам факт выхода Шамиля из укрепления Гуниб является однозначным ответом и согласием на заключение мира. К моменту прибытия Шамиля к князю Барятинскому вопрос о заключении мира главнокомандующим был решен, а условия Шамиля и Барятинского были известны по ряду предшествующих переговоров. Оставалось только при встрече зафиксировать взаимное согласие сторон.
Не было пленения и мюридов Шамиля.
«…полковник Лазарев, как начальник вновь покоренного края, в продолжение получаса роздал всем мюридам билеты (на билетах означались только имя и фамилия отпускаемого, прикладывалась очень уважаемая горцами печать начальника) на свободное жительство, приказав немедленно разойтись с семействами в свои аулы».
В. Филиппов. «Несколько слов о взятии Гуниба и пленении Шамиля (Темир-Хан-Шура, 29-го ноября 1865 года). После мюриды спокойно, во всеоружии, с развевающимися знаменами спустились с Гуниба, разошлись и дальнейшим преследованиям не подверглись.
Мирные переговоры предполагают доверие между сторонами, но не предполагают вероломства, насилия, разоружения, помещения в тюрьму, заключения под стражу. Шамиль выступал равной стороной в переговорах, и его слово было решающим в условиях заключения мира, свободным волеизъявлением по условиям мирного договора. Шамиль никогда не согласился бы на плен, каким бы он ни был – позорным или почетным.
У Шамиля был только один выбор и три возможности. Для Шамиля, духовного властелина мусульман, смерть в бою – избавление от земных страданий и тягот, а учитывая его освещенную Пророком героическую и праведную жизнь истинного мусульманина, – бессмертие и прямой путь в рай. Смерть в бою – Слава, Величие, Высшая Честь и Доблесть. Шамиль имел 19 ран холодным оружием и три раны пулевых; одна русская пуля так и осталась в нем навсегда и похоронена вместе с ним.
Можно было попытаться уйти из окружения, как не раз удавалось, скрыться для продолжения борьбы и вновь поднять знамя ислама на священную борьбу. Но Шамиль понимал, что горцы Дагестана и Чечни обескровлены войной и дальнейшее сопротивление могло привести к физическому уничтожению населения.
Заключение мира с Россией. Это был самый трудный и ответственный выбор Шамиля – его не однажды обманывали при подписании мирных договоренностей, но в данном случае слишком много было поставлено на карту. Шамиль не мог не понимать всей ответственности перед историей, перед собственным народом и перед Всевышним. Шамиль долго думал, чтобы принять правильное решение, в молитвах обращался к Всевышнему. И ему было ниспослано откровение: его жизненный путь не окончен, он – избранник, ему дарована Всевышним власть – заключить мир с Россией.
Благодаря полководческой деятельности и цивилизаторской миссии Шамиля царская Россия убедилась: горцы – не дикари и «туземцы», а гордый, свободолюбивый народ, который нужно уважать и с которым нужно считаться. Именно на таком взаимоприемлемом фундаменте Шамиль заключил мир с Барятинским и закончил войну.
Это решение Шамиля позволило спасти народы Дагестана и Чечни от полного истребления, переселения в Турцию, как это произошло с черкесами, сохранить генофонд Чечни и Дагестана.
Всевышний вознаградил имама Шамиля – он похоронен на священном кладбище Бакия в Медине рядом с дядей Пророка (мир ему и благословение) Абасом.
После присоединения Кавказа тысячи представителей русской элиты, научной и творческой интеллигенции – учителя, врачи, геологи, профессионалы-специалисты – были направлены в гущу местного населения – горцев – для создания и строительства школ, учебных заведений, больниц, общественных, культурных, гуманитарных учреждений, развития промышленности, сельского хозяйства.
Эта политика царского правительства стала мощным интегратором горцев в единую государственную и со-циокультурную общность России. Большую роль в просвещении и образовании горцев сыграли светские школы, классические и реальные гимназии, которые сближали горских и русских детей.
Мы до сих пор пожинаем плоды этого подвижничества, братства, самопожертвования, любви к ближнему и благодарной памяти горцев Кавказа к русским. В 2006 г. в столице Дагестана Махачкале установлен памятник русской учительнице. Дети местной знати и простые горцы принимались в самые престижные университеты и высшие учебные заведения России, Москвы, Санкт-Петербурга, интегрировались, достигали успехов, почестей и уважения.
Это «способствовало осознанию ими себя подданными России, формированию чувства причастности к жизни Империи, признанию России своей Родиной».

155 лет назад, 25 августа (7 сентября по н. ст.) 1859 года генералом А. И. Барятинским был взят аул Гуниб и пленен вождь кавказских горцев имам Шамиль. Долгая и кровавая Кавказская война завершилась победой русского оружия.

Главнокомандующий Кавказской армии, наместник Кавказский, генерал-адъютант князь А. И. Барятинский принадлежал к старинному и знаменитому роду Барятинских.
Вступив в управление краем, по всему пространству которого велась нескончаемая война, стоившая России огромных жертв людьми и деньгами, кн. Барятинский оказался вполне на высоте своего назначения. Единство действий, направленных к одной общей цели, неуклонная последовательность в ведении их, выбор таких сподвижников, как Д. А. Милютин и Н. И. Евдокимов, - все это увенчалось блестящими результатами. Через 3 года по назначении Барятинского наместником весь восточный Кавказ был покорен и в 1859 году неуловимый дотоле Шамиль был взят в плен.
Заслуги эти доставили кн. Барятинскому орден св. Георгия 2-й ст. и св. Андрея Первозванного с мечами.

Как же произошло сие пленение?

Мюриды, возглавляемые имамами, Кази-Муллой и Шамилем, желали стать полновластными правителями Дагестана, Чечни, Аварии, Осетии. Центр этого движения находился в Турции. Мюриды объявили войну «неверным», которыми оказывались даже не столько русские, сколько мусульмане, не являющиеся приверженцами шариата. Местные жители сопротивлялись имамам, т.к. это тоже угрожало их независимости, но в силу многих причин, в том числе и из-за недовольства российской политикой, шариатское мусульманство стало преобладающей (наряду с христианством) верой на Кавказе.
Таким образом, крестьяне и скотоводы Аварии, Дагестана или Чечни оказались между двух огней: за связь с мюридами их карали русские, за подчинение русским наказывали «свои». «Мирные» и «немирные» одинаково страдали от поборов "и насилия.

В такой обстановке и при планомерных действиях Барятинского опорная база Шамиля сокращалась до тех пор, пока гордый властитель не оказался загнанным в аул Гуниб.

Гора Гуниб представляет собой природную крепость. Возвышающаяся над окружающими ущельями на 200-400 метров, она имеет на большей части периметра практически отвесные в верхней своей части склоны. Простирающаяся с востока на запад на 8 километров и с севера на юг до 3 километров, она значительно суживается и понижается к восточной части. Вершина горы представляет собой продольную ложбину, вдоль которой протекает ручей, в восточной части плато падающий вниз, к реке Каракойсу, несколькими водопадами с высоты десятков метров. Во времена кавказской войны в долине на вершине горы были небольшие поля, луга и рощи, в том числе берёзовая, что для Кавказа редкость. Селение Гуниб, где поселился Шамиль, располагалось в самой восточной оконечности горы. Единственный путь к аулу и на вершину плато - крутая тропа, поднимавшаяся от Каракойсу вдоль ручья на восточную наиболее пологую часть горы.

Хотя гора Гуниб и являлась серьёзным природным укреплением, не следует переоценивать её неприступность в условиях, сложившихся к августу 1859 года. При наличии у Шамиля нескольких тысяч воинов и нескольких месяцев на укрепление позиции, он, возможно, сумел бы превратить Гуниб в действительно неприступную цитадель. Но у него не было ни того, ни другого. Тем не менее защитники Гуниба укрепили наиболее удобные для подъёма участки горы завалами из брёвен, приготовили по краям плато груды камней, которые собирались обрушить на штурмующих, и выставили часовых по всему периметру, чтобы не допустить неожиданного нападения. Периметр вершины горного плато достигал 20 км, для обороны которого у Шамиля было не больше 400 человек с 4 пушками. Среди защитников Гуниба были жители села, преданные Шамилю мюриды из других областей, а также некоторое число дезертиров из русской армии, составлявших, в основном, штат артиллерии.

Окружение Гуниба Кавказской армией началось 9 августа. Прибывавшие войска занимали позиции у подошвы плато и постепенно смыкали кольцо с тем расчётом, чтобы артиллерийский огонь осаждённых не мог достать их позиций. По завершении окружения Гуниба командованием Кавказской армии предпринимались попытки путём переговоров склонить Шамиля к сдаче. Первой причиной к тому было желание избежать кровопролития в бою, исход которого был предопределён самой расстановкой сил. Вторая причина была в том (как заметил французский посол Наполеон Огюст Ланн, герцог Монтебелло), что героически погибший в бою Шамиль сделал бы вакантным место вождя Кавказа, напротив же - Шамиль пленённый сохранил бы это место за собой, но был бы уже не опасен. Переговоры, однако, ни к чему не привели и Барятинский не без оснований полагал, что Шамиль ведёт их исключительно с целью выиграть время до осенних холодов, когда лишившаяся припасов русская армия вынуждена будет снять блокаду. Путей к мирной развязке событий практически не оставалось.

Вечером 24 августа части, расположенные у восточной оконечности горы предприняли ложную атаку, сопровождавшуюся барабанным боем, криками «ура» и сильной ружейной и артиллерийской стрельбой. Осаждённые, решившие, что русские пошли на решающий приступ стали стягиваться к восточному склону. Этим воспользовались штурмовые команды на всех других направлениях. Под прикрытием звуков боя с помощью лестниц и верёвок они подобрались как можно ближе к вершине Гуниба. К тому времени, когда всё стихло, нескольким командам осаждающих удалось закрепиться у самой вершины плато.


Айвазовский И.К. «Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе» (1869)

Перед рассветом 25 августа на южном направлении передовая группа Апшеронского полка в количестве 130 человек поднялась на вершину горы. Осаждённые заметили их тогда только, когда апшеронцам оставалось преодолеть последний скальный уступ. Завязалась перестрелка, но штурмовая команда поднялась на верхнюю площадку, и вскоре сторожевой пост осаждённых оказался окружён. 7 его защитников погибли в бою (среди них оказались три женщины), а 10 были взяты в плен. Произошло это около 6 часов. Через некоторое время на вершине были уже несколько рот наступавших, которые двинулись к селению Гуниб. Практически одновременно с апшеронцами по восточной отвесной стене поднялись на вершину и закрепились на окраине аула части Ширванского полка.

Сторожевые посты осаждённых по всей горе, узнавая о прорыве и опасаясь быть отрезанными от основных сил, начинали отходить к аулу. Те, что оказались отрезанными от своих, пытались скрыться в пещерах вдоль протекающего через Гуниб ручья. Отступил к селению и отряд под командованием Шамиля, защищавший восточный пологий склон. В это время и на северный обрыв горы поднялись передовые части Грузинского гренадерского и Дагестанского конно-иррегулярного полков.

Защитники Гуниба заняли позиции за завалами в самом селении, на приступ которого шли батальоны Ширванского полка, которых поддерживали занесённые на скалы 4 орудия. Бои на окраинах селения стали наиболее ожесточёнными. Здесь полегла большая часть сторонников Шамиля, и здесь же Кавказская армия понесла самые серьёзные потери за всё время штурма.

К 9 часам с западной стороны на Гуниб поднялись части Дагестанского полка, и практически вся гора была в руках штурмующих. Исключение составляли несколько построек в самом ауле, где укрылись Шамиль и 40 оставшихся в живых мюридов.

Занковский И.Н. «Сакля Шамиля» (1860-1880е)

К 12 часам на Гуниб поднялись генерал Барятинский и другие военачальники. К Шамилю снова был направлен парламентёр с предложением прекратить сопротивление.

Пленение Шамиля

Около 4-5 часов пополудни Шамиль во главе конного отряда в 40-50 мюридов выехал из аула и направился вверх на гору, к берёзовой роще, где его ожидал Барятинский со своей свитой. Путь Шамиля сопровождали крики «ура» русских войск. Недалеко от того места, где находился главнокомандующий, отряд всадников был остановлен и дальше имам проследовал пешком в сопровождении троих приближённых...


Т.Горшельт, 1863 год, «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года»

Живописец Теодор Горшельт, присутствовавший при пленении, изобразил как Барятинский встречал Шамиля сидя на камне, в окружении своих подчиненных и горцев из числа присягнувших на верность России.Командующий упрекнул Шамиля в том, что тот не принял предложений о сдаче ещё до штурма. Имам ответил, что во имя своей цели и своих приверженцев должен был сдаться тогда только, когда не останется никакой надежды на успех. Барятинский подтвердил свои прежние гарантии безопасности самому Шамилю и членам его семьи. Так завершилась долгая и кровопролитная Большая Кавказская война.

Есть интересная легенда, что когда Шамиль отправился сдаваться в плен русским, несколько мюридов-чеченцев, решившие сражаться до конца, неоднократно окликали его, но имам так и не обернулся. А на вопросы русских пояснил, что если бы он обернулся, то чеченцы застрелили бы его. А в спину по законам гор стрелять нельзя...

Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, Шамиль получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, затем в Медину, где и умер.

Лучше бы имам отправился в хадж сразу, не дожидаясь, пока русские его пленят, и не губя тысячи жизней...

,

1 апреля 1859 года Кавказской армией была взята штурмом чеченская резиденция Шамиля - селение Ведень(Ведено). Вслед за этим по всей Чечне его сторонники прекратили сопротивление. Самому имаму с небольшим отрядом преданных соратников удалось скрыться из-под Веденя. Вскоре стало известно, что новой ставкой Шамиля стал горный аул Гуниб на территории Внутреннего Дагестана, в междуречье Аварского Койсу и Каракойсу. Это был последний район, подконтрольный Шамилю. Поход Кавказской армии во Внутренний Дагестан должен был начаться в начале лета 1859 года.

Около 4-5 часов пополудни Шамиль во главе конного отряда в 40-50 мюридов выехал из аула и направился вверх на гору, к берёзовой роще, где его ожидал Барятинский со своей свитой. Путь Шамиля сопровождали крики «ура» русских войск. Недалеко от того места, где находился главнокомандующий, отряд всадников был остановлен и дальше имам проследовал пешком в сопровождении троих приближённых. Барятинский встречал Шамиля сидя на камне, в окружении множества генералов и войск. Командующий упрекнул Шамиля в том, что тот не принял предложений о сдаче ещё до штурма. Имам ответил, что во имя своей цели и своих приверженцев должен был сдаться тогда только, когда не останется никакой надежды на успех. Барятинский подтвердил свои прежние слова о безопасности самого Шамиля и его семьи и сказал, что тому придётся отправиться в Петербург для ожидания дальнейшего решения о его судьбе самого императора. Вся беседа длилась не более нескольких минут. Вслед за этим Шамиль был сопровождён в военный лагерь на Кегерских высотах, откуда вскоре должен был отправиться вглубь России.

Аул Нижний Гуниб, Гунибский округ, Дагестан.

«Около 4-5 часов пополудни Шамиль во главе конного отряда в 40-50 мюридов выехал из аула и направился вверх на гору, к берёзовой роще, где его ожидал Барятинский со своей свитой. Путь Шамиля сопровождали крики «ура» русских войск. Недалеко от того места, где находился главнокомандующий, отряд всадников был остановлен и дальше имам проследовал пешком в сопровождении троих приближённых. Барятинский встречал Шамиля сидя на камне, в окружении множества генералов и войск. Командующий упрекнул Шамиля в том, что тот не принял предложений о сдаче ещё до штурма. Имам ответил, что во имя своей цели и своих приверженцев должен был сдаться тогда только, когда не останется никакой надежды на успех. Барятинский подтвердил свои прежние слова о безопасности самого Шамиля и его семьи и сказал, что тому придётся отправиться в Петербург для ожидания дальнейшего решения о его судьбе самого императора. Вся беседа длилась не более нескольких минут. Вслед за этим Шамиль был сопровождён в военный лагерь на Кегерских высотах, откуда вскоре должен был отправиться вглубь России».
Дагестан. Роща Шамиля

25.08.1859 (7.09). – Пленение вождя кавказских горцев имама Шамиля. Покорение Восточного Кавказа

Покорение Восточного Кавказа и завещание Шамиля

Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После , (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана, Чечни и , подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев. , однако часть местных вождей этому воспротивилась. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии ( и др.).

Силы горцев и России были, конечно, неравными и исход военных действий рано или поздно должен был закончиться в пользу русских войск. Однако накануне чеченцы, подталкиваемые к тому Англией и Турцией, активизировали свои действия и ударили русским в спину. Особенно постаралась Англия: и своими эмиссарами, и деньгами, и оружием, надеясь также, что увязнув в войне на Кавказе, Россия приостановит свое . Таким образом иностранные антирусские силы воспользовались горцами как инструментом в своей борьбе против России и Православия (незадолго до этого с этой же целью на Восточном Кавказе усиленно внедряли ислам, который не являлся исконной религией кавказцев).

После долгого противоборства в апреле 1959 г. пала резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе 1859 г. русские войска осадили аул Гуниб – последний оплот имама. принесли донесение от князя А.И. Барятинского: "От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших".

25 августа 1859 г. аул был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому (на фото слева ) и стал пленником Русского Царя. Наградами князю Барятинскому были чин генерал-фельдмаршала, высший орден Империи – св. Андрея Первозванного и полководческий орден св. Георгия II степени. В истории Русской армии он был наречен "Победителем Шамиля".

Шамиль был одарен большим умом; он был провозглашен имамом в 1834 г. и управлял своим народом не только с безпощадной строгостью, которую он считал необходимою, но имел сильное влияние на него, служа ему примером честности и нравственности. Однако представления горцев о ведении войны и о мощной России были, разумеется, нехристианскими. После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Мысль о пощаде к нему Русского Царя была так несовместима с верованиями и правилами фанатика-магометанина, ревностного исполнителя шариата, что Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был осчастливлен великодушным приемом у Государя.

Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым, сердце его было побеждено и вскоре чувство безпредельной благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.

Через несколько лет Шамиль написал Царю:

«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.

Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.

В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу». (Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Сост. М.Н. Чичагова. СПб. 1889)

А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется ».

Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в г. Медине 4 февраля 1871 года.

Следуя его завету, чеченцы в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе. Известный историк-эмигрант , чеченец по национальности, говорил, что в покорении Кавказа «Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя... Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось». Вместе с тем «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось».

Лишь большевицкая идеология, направленная на разрушение национальных традиций всех народов, стала позже причиной нового отчуждения чеченцев от Москвы и новых взаимных эксцессов.

В посткоммунистическое время мы видим, что тем же антирусским силам вновь удалось настроить против России чеченцев, забывших завет Шамиля...

После покорения Дагестана и Чечни Кавказская война продолжалась еще несколько лет в других районах. Ее окончанием принято считать покорение племени убыхов в урочище Красная поляна 21 мая 1864 г. Нужно сказать, что расширение имперской власти на северокавказские кавказские территории было закономерным и необходимым, поскольку Закавказье уже вошло в состав Империи и необходимо было обезпечить безопасную связь с ним. При этом насилие применялось только там, где встречалось вооруженное сопротивление. Поведение русских покорителей Кавказа можно характеризовать и таким эпизодом во время взятия Гуниба:

«В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полка с мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани. Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе, окрестил ее, дал ей имя и положил ей на зубок значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою" (из книги М.Н. Чичаговой "Шамиль на Кавказе и в России", 1889).

Обсуждение: 37 комментариев

    Думаю разум победит, и всё встанет на свои места и с той и с другой стороны. Все должны приложить усилия к оздоровлению страны. В единении наша сила!

    Полный бред

    Братья! Будем сильными,мужественными,трезвящимися и внимательными друг к другу!И подаст нам милосердный Бог благодать свою,утверждая нас в нашей Првославной вере и дарующий нам крепость и осознание того, что мы, Русские и есть Россия!В Вере,единстве и русском братстве наша сила.Пусть не горе объединяет нас,а земля наша и братолюбие друг к другу.Храни Господь всех любящих Россию.

    Всем коренным народам России давно понять,что враг у нас общий имя ему сатана, и слуги его верные. Посему вражда между нами только на руку, этому врагу. Вразуми нас милостивый Боже и направи нас на путь спасения, да не погибнути нам, но спастися и в разум Истины прийти.

    Да, у нас, православных, и у мусульман ОДИН ОБЩИЙ ВРАГ!

    Вот что написано в их священной книге Коране: " Разве ты не видел тех (иудеев), которые сдружились с народом, на который разгневался Аллах? Они ни из вас, ни из них; они клянутся ложно и знают это. Уготовал Аллах им сильное наказание. Поистине скверно то, что они делают! Свои клятвы они взяли как щит и отклонили от пути Аллаха. Им- наказание унизительное! Ни в чём не избавят их от Аллаха ни их имущества, ни их дети. Они обитатели огня, они в нём вечно пребудут. В тот день, когда Аллах пошлёт их всех и они станут клясться перед Ним, как клянутся перед Аллахом, и думают они, что уних какая-то основа. О! - ведь они лжецы. Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они - партия сатаны. О да, поистине, они партия сатаны, они - потерпевшие убыток ". Коран, СУРА 58 "АЛЬ МУДЖАДИЛА", ст. 15, 20د

    Вот полезнейший сайт, который ведёт исламист, друг православный патриотов Ахмед Рами, глубоко понимающий Русскую Проблему: http://www.abbc.net/

    Слава русскому оружию!Разумейте языцы и покоряйтеся,яко с нами БОГ!

    И всё же Кавказцы выбрали быть врагами Русским. Они решили сделать Россию своей полуколонией. Русские и Кавказцы несовместимы, и себе дороже будет за счёт Россиян холить Чечню. Враги они всегда враги, и они доказали то, что они-враги. Несовместимы мировоззрение, психология, традиции-и зачем вся эта бадяга? Отделить их и депортировать из России, цивилизованно, с компенсацией,-всё это сто раз окупится. Свободу России от Кавказцев и их криминала!

    Отделение не неизбежно как подметил Александр Н. это будет разумным решением.Единение только с белой Европой и единение только русских, без балласта в виде фино-угров, кавказа и прочих

    Россия многонациональная страна и этим всегда была сильна. Все те, кто выступают или действуют против этого,осознанно или неосознанно, чем бы они не прикрывались и какой-бы национальности не были - это враги нашей страны, а значит союзники тех кто хотел уничтожить нас всех в 1941г. и тех кто сейчас мечтает подорвать нас изнутри нашими же руками, как это было в 1991 г. и завладеть природными богатствами. Хватит заигрывать с пятой колонной. Их уже нужно давить.

    ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ДОКУМЕНТ И ЗАВЕТ ТОГО, КТО НА СВОЕЙ ШКУРЕ ПОЗНАЛ СИЛУ И ПРАВДУ РУССКОГО НАРОДА.

    Бред и враньё

    Что за чушь?!Он сдался в плен но такое письмо он никогда не отправлял!

    имам шамиль не мог такого писать

    Между понятиями взяли в плен и сдался в плен - большая разница, потому и в Мекку отпустили, следовательно все написанное им правда.

    Нравственно испорченные люди никогда не поверят что Шамиль писал это письмо.Они всегда будут кусать ласкающюю и дающюю им хлеб руку.Это мы видим на примере российских нац-меньшинств,а так же братьев наших меньших окраинцев.Шамиль был не таким,он был хорошим воином и нравственным человеком,потому и написал такое письмо,и завещание потомкам оставил.Поэтому всякие захары,дены и ахмады не верят,с нравственностью у них проблемы,а безнравственным людям нельзя помочь материально и морально тоже.

    Никакого плена не было; быть не могло, чтобы имам Шамиль сдался в плен неверным, потому что Мухаммад-Тахир аль-Карахи пишет: «И в последний час на горе Гуниб имам подходил к каждому мюриду отдельно и просил сражаться до конца, до смерти шахида. Но все отказались и просили имама принять предложение русских, выйти к ним на переговоры и заключить мирный договор». Вот что мы должны знать. Не было плена. Есть ещё доказательства: во-первых, когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, а мы знаем, что пленным не оставляют оружие, но имам был вооружён, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, был вооружён. Во-вторых, имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых он прекратит войну. Русские приняли его условия, и вступил в силу мирный договор.

    Условия были следующими:

    1. Не препятствовать Исламу в Дагестане.
    2. В Дагестане не распространять Христианство.
    3. Не развратничать.
    4. Не призывать горцев служить в царской армии.
    5. Не стравливать народы Дагестана друг с другом.

    Помимо этих, там было ещё множество условий, и все они были приняты.
    Когда имам пребывал в России, его очень уважали, и он однажды сказал: «Хвала Аллаху, Который дал русских, чтобы я вёл с ними газават, когда я был полон сил, и чтобы они почитали и уважали меня, когда я постарел и силы покинули меня». Абдурахман Сугури, когда услышал эти слова имама, сказал: «Вот это восхваление Аллаха (шукр) сравнимо с 25-летним газаватом».

    Тема такая что у мусульман(какими они не были бы) нет первосвященника. Ну например у христиан -патриарх, у католиков - папа,у других -главный шаман. Мусульмане в религиозно- общественной жизни живут общинами (религиозными) по этому у них на самом деле немеряное количество течений в плане религии и общинног строя.

    Такой бред, никогда бы Шамиль не написал.
    Шамиль ненавидел свиноедов и убивал их на каждом повороте горных перевалов.
    Вот что на самом деле писал Шамиль: "У русской армии длинный хвост и я режу их каждый день..."

    Смешно. Цирк. Ложь. Имам Шамиль то тосно знал как пишется имя нашего пророка с.а.с. это все русские сказки. Это не плен это временное перемирие было, с условием что позаолят нам соблюдать нашу религию и жить не как рабы. Тогда рабство было.

    Неужели чеченский историк Авторханов стал бы врать. А про чеченскую верную охрану Царя вы слышали? Это вы врете и своим детям и западу. Сами разорили свою Чечню своим тупым эгоизмом и разбоем. Но за наш счет Путин всё вам простил, все ваши преступления, убийства десятков тысяч русских и их рабство, изгнание сотен тысяч, завалил вас деньгами немеряными из русских регионов. А вы свиньи неблагодарные.

    почему вы говорите типа Имам Шамиль подходил каждому и все отказались сражаться как вы обьесните что Байсангур Беноевский наиб Имама Шамиля прорвался через тройное кольцо если он не хотел бы воевать он же рядом сним же был Имам здался плен это исторический факт он жил калуге я нечего не хочу сказать за Имама я очень увожаймый его когда он здался в плен он же говорил в Дагестане и Чечне и так хватает сирот если бы не Имам Шамиль не сражался бы 25 лет у нас не осталось бы своих традиции обычи я был в том вместе где Имама Шамиля провозгласили Имамом Дагестана и Чечни это было в чечне я очень уважаю дагестанцов Имам Шамиля

    Пишут - поставил Шамиль условие... заключил договор... а почему он жил в Калуге? Ездил от туда в Мекку?

    Слышал, что Россия раздала земли на равнине чеченцам и их старики завещали служить России. Оттого и батальон "Восток" существует. Похоже что правда.

    Полная ЧУШЬ... ЭТА борятинский поступала как мразь.уговорив Имама на переговоры и дав СЛОВО что не будет ни какого фальша и разайдутся Имам поверил этой твари вышел на переговоры борятинский окружил и схватил в плен. такой поступок совершает только конченый человек. И НИ КАКОГО ПИСЬМА НЕ БЫЛО.ваши историки лжецы как и вся ваша история... Так подло и лживо написать о Кавказской войне мог только ублюдок...

    И на счет Байсунгура. в Гунибе небыло ни Байсунгура и ни одного Чеченца. До Гуниба когда борятинский шел через Чечню в Дагестан все Чеченские Наибы сдались. Имам ТРИ раза собирал Наибов продолжать борьбу но они стали на сторону царьской армии и выступали уже против своих же... А то что Имам сдался сам в плен это СКАЗКИ историков ЕВРЕЕВ которые пытаются сделать Имама предаьелем таким образам вывести на нет Кавказскую войну и Имама в глазах Народов Дагестана и Чечни. До Имама Шамиля 19 лет Дагестан воевал против царьской Росии когда стал Шамиль Имамом он призвал Чеченцев. Черкесов на борьбу и длилась война 30 лет.49 лет - пол века шла война. Если бы весь народ Дагестана Чечни и Черкесы воевали против царской армии то не смогли бы завоевать Кавказ. И даже с таким малым количеством Мы воевали пол века 49 лет против такой громадной царьской армии

    Кавказ, Магомед, Гы-гы-гы и другие ЛЬВЫ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ. Ваша гордость не дает вам признать реальность и оценить по достоинству величие вашего Шамиля. Главный вопрос зачем Вы воевали с Россией? Что Вам плохого сделала Россия, кроме усмирения ваших разбоев? Зачем Вы первыми стали нападать на торговые пути, грабить, участвовать в англо-турецких интригах? Какое государство стало бы это терпеть? Если в этом ваша традиционная доблесть, которая возродилась и в 1990-е годы, то не сетуйте на то, что вас не любят. Мой покойный друг чеченский историк Авторханов с вами тоже не согласился бы:

    МВН Все что ты сейчас тут пишешь про нападения на торговые пути и разбои это ВРАНЬЕ.для своего оправдания. Чечня вошла в состав ДОБРОВОЛЬНО В 1781 году. Авары в 1805 году ДОБРОВОЛЬНО. но в 1810 году ваш ермолов.чтоб он в АДУ горел тварь. начал доносить царю что Авары живут по своей конституции своим законам свободно и нельзя их так оставлять.что другие народы в частности Грузия Азербайджан поднимут восстания против царского режима и стали вводить свои гнусные порядки Грцы стали возмущаться против этого беззакония и беспредела вот такими гнусными доносами и введения своих режимов ермолов начал войну в 1810 году в Дагестане. НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ ВАЛИТЬ ВИНУ НА НАС ЛЖИВОЙ ИСТОРИЕЙ НАПИСАННОЙ ВАМИ ЛЖИВЫМИ ОБВИНЕНИЯМИ...

    А в 1990-е опять-таки: кто начал? Вы тысячи русских убили, обратили в рабство, сотни тысяч изгнали, отняв их дома, и вам за это не стыдно (опять-таки "горская доблесть"), получаете от Путина огромные деньги на восстановление вами же разрушенного - это тоже лживые обвинения? Вряд ли вы лучше вели себя и в той войне XIX века... Знаю, что не все горцы такие, я вырос на Сев. Кавказе, но вы своим поведением дискредитируете всех...

    В 90тых вся Россия кричала на всю Страну долой жидов я это хорошо помню и помню как магазины были пустыми и кроме сосисок НИЧЕГО небыло. вот чтоб отвлечь русских от себя они и затеяли эту войну в Чечне. когда выводили войска из Чечни ОСТАВИЛИ ВСЕ ОРУЖИЕ так и вышли пустыми. оставив все оружие чеченцам. вот пока вы глазели на Кавказ на эту войну.жиды занимали посты и присваивали Россию в свои руки что до сих пор и делают и вас кормят тем что Кавказ плохой и во всем виноват. А насчет домов и русских сжигали гнали убивали вранье. чтоб злить русских против Кавказа это гнусная пропаганда. Вот тебе одна история. соседи у нас жили русские.в Дагестане. они продали дом за хорошую сумму. хотя соседи говорили зачем уезжаете но они говорили дети типа в Иванове нашли хорошие работы и там будут жить и мы туда поедем. когда уезжали все соседи
    провожали их.в разговоре они говорят типа скажем что беженцы.БЕЖЕНЦЫ. от них прямо душа отвернулась... Вот из за таких беженцев фальшивых и складывались впечатления о Кавказе плохо

    А на счет дотации типа вы нас кормите Дагестан и Чечню это наши деньги. за наш газ за нашу нефть которую вы качаете у нас. да и много других природных ресурс. так сто ВЫ нас не кормите вы нас ГРАБИТЕ...Дагестан и Чечня сама в состоянии себя кормить и без вашего участия

    Чтоб эти историки в аду горели лживые собаки...еще надо же так подло письмо сочинить.ни чести ни достоинства твари

    Уважаемый горец. Вы нарушили правила поведения на нашем форуме. Я бы мог еще позволить Вам тут как гостю станцевать лезгинку, но не использовать ругательства. Поэтому Ваши плевки в историю, историков и тем самым в доброе имя Шамиля и верных России чеченцев (каким был Авторханов) тут больше размещаться не будут.
    Кстати, у нас недавно размещен материал, опровергающий Ваши оправдательные фантазии насчет 1990-х: Невыученные уроки Чеченской войны. Беженцы из Чечни обвинили Правительство РФ в бездействии

    МВН Дагестан - дотационный, попрошайнический регион? дотация от России составляет 90% бюджета Дагестана. Это 4,3 миллиарда рублей. А теперь посмотрим, сколько забирает Москва у Дагестана: Рыба и рыбная продукция 1000 тонн = 250 млн. долл. Электричество 180 млн. долл. Овощи, фрукты 160 млн. долл. Амортизация дорог (авт., ж/д.,) 72 млн. долл. Нефть 120 млн. долл. Газ 30 млн. долл. Прочие драгоценные металлы 42 млн. долл. Я не пишу про закрытые шахты каменного угля в Ахтынском районе, урановые месторождения и радиоактивные захоронения, доходы от них миллиардами оседают в карманах мафии Москвы и Дагестана. Получается так, что у Дагестана, по самым грубым подсчетам, забирают 854 миллиона долларов, то есть 26 миллиардов рублей, а возвращают только 4,3 миллиарда рублей или 12%. Через Дагестан проходит автодорога международного значения, протяжённостью более 500 км. в начале 90-х годов, как начали бурно развиваться населённые пункты расположенные вдоль трассы Баку – Сухокумск, когда начали проезжать по нашим дорогам машины с номерами разных стран. Заметив это, Кремль испугался того, что Кавказ по экономическому развитию может опередить Россию и уйдёт из-под контроля. Первое что сделала Москва – создала банду ГАИшников-Дагестанцев (с обязательным присутствием одного ФСБшника), с помощью Магомедали и прочих холуев, приспешников Кремля, и начали терроризировать водителей иностранных машин, отбивая охоту водителей проезжать через Дагестан. Второе – наглухо закрыли границу с Азербайджаном, хотя при закрытии заявляли, что граница будет прозрачная, сейчас же мы знаем какая она прозрачная (она прославилась в народе как золотой мост, железные ворота, дьявольский форпост и.т. д.). Этими своими грязными замыслами Москва закрыла самое доходное место для простых людей, проживающих по трассе – это 850 населённых пунктов, с населением более 500 000 человек. Эта дорога могла обеспечить работой более 30% дагестанцев, не говоря об экономическом развитии, которое мог получить Дагестан. Мост между народами Юга и Севера, который налаживался, отрезали с корнями. Теперь резиновые галоши Иранского производства сначала попадают в Москву, затем продают нам по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей. Вот это и есть современная Кавказская политика Кремля. Я здесь не пишу про морской порт, единственный не замерзающий, который способен 24 часа в сутки обрабатывать суда. Дагестан может выступить в роли перевалочной базы между Западом и Востоком и между Югом и Севером. Москве это не выгодно. Москве выгодно нас держать полуголодными, нищими, просящими всегда у них подачки. Потому-то Дагестан находится на последнем месте, то есть из 96 регионов, на 95. И после подобных пассажей нас заверяют, что мы – дотационная республика. Пусть нас оставят тогда в покое с нашей бедностью. Зачем так цепляться за столь нищий Дагестан?

    Причем тут Дагестан? Дагестанцы, в отличие от чеченцев, свою республику не разрушали, массовых преступлений против русских не устраивали, не поддержали дудаевскую "Ичкерию" и дали отпор нападению Басаева и Хаттаба в 1999 году. А что касается дагестанской экономики - я не специалист в этом вопросе, но разве Москва "забирает" у вас рыбу, фрукты и прочее перечисленное добро безплатно, разве вы на этом не зарабатываете указанные суммы? Вашими приемами можно не только дороги (кстати, кем построенные? как и ваша промышленность - кем создана на ровном месте?), но и дагестанский горный воздух можно оценить в золоте (типа: ветром его сносит в соседние русские регионы, но Кремль за это Дагестану ничего не платит). И неужели Кремль мешает вам самим закупать "резиновые галоши Иранского производства", которые "сначала попадают в Москву, затем продают нам (дагестанцам) по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей"? - вот он, злобный оскал московского колониализма! Такими приемами можно извратить все, что угодно (как Вы это демонстрируете и относительно Шамиля). Ясно, что экономика всей РФ нездоровая, компрадорская, несправедливая. основанная на криминальной мафиозной прихватизации, и в этом ваши олигархи типа Керимова ничем не отличаются от русских по национальности (которых, впрочем, в олигархате заметно меньше, чем евреев и кавказцев).

    Уважаемый горец. Ваши новые сообщения удалены. Потому что вместо ответов на делаемые Вам возражения Вы только бездоказательно ругаетесь и уходите в сторону от темы этой статьи.

    Про некоторых горцев можно сказать только одно: "горбатого могила исправит.