Расследование РБК: на что живет церковь. Кто глава православной церкви

Русская православная церковь (РПЦ) - крупнейшее религиозное объединение в рамках русской православной традиции, одна из 16 поместных Православных церквей. С X по XV век существовала в качестве митрополии (церковной области) Константинопольского патриархата; с 1448 г. фактически независима (в результате отказа поддержать унию Константинополя с Римско-католической церковью); в 1589 году автокефалия РПЦ официально признана восточными патриархатами и учрежден Московский патриархат , который занимает пятое место в диптихе поместных Православных церквей.

В 1721 году патриаршество в РПЦ упразднено и учрежден государственный орган Российской империи по делам церковного управления - Святейший правительствующий синод , формальным главой которого стал Император. Патриаршество восстановлено в 1917 году, когда Поместный собор РПЦ избрал Патриархом Тихона (Белавина). После его кончины в 1925 году власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 году на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек. В настоящее время главой РПЦ является Патриарх Алексий II , избранный на Поместном соборе 10 июня 1990 года. Он является 15-м по счету Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх имеет три резиденции - официальную (в Свято-Даниловом монастыре), рабочую (в Чистом переулке в центре Москвы) и загородную (в Переделкино). Кафедры Патриарха расположены в трех столичных соборах - Успенском в Кремле, Богоявленском в Елохове и в храме Христа Спасителя. РПЦ насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре - Австрии, Аргентине, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канаде. Приходы, представительства и иные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь , которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на Соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь , которая в настоящее время не имеет своей иерархии.Высшая вероучительная, законодательная, исполнительная и судебнаявласть в РПЦ принадлежит Поместному собору ,в состав котороговходят все правящие (епархиальные) архиереи, а также представителиот клира и мирян каждой епархии. Согласно Уставу РПЦ, действовавшемус 1988 по 2000 год, Поместный собор должен был созываться разв пять лет, однако на практике это предписание не исполнялось:с 1990 года по настоящее время не было ни одного Поместного собора.В августе 2000 года Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ,в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора,к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы новогоПатриарха. Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору , в состав которого входят постоянные члены Священногосинода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа2000 года, Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года (прежний Устав требовал его созыва не режеодного раза в два года). Перечень полномочий Архиерейского соборавесьма широк. Даже во время работы Поместного собора, которыйтеоретически может отменять решенияархиерейского, вся полнотацерковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию , состоящемуиз архиереев – членов Собора. В случае, если за то или иное решениеподается большинство голосов членов Поместного собора, но эторешение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания,оно считается принятым.

В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриархи Священный синод , который считается совещательным органомпри Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административныерешения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят,помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкийи Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всеяУкраины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а такжеуправляющий делами Московской патриархии и председатель Отделавнешних церковных связей – ОВЦС МП) и шесть временных ,вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжениилишь одной синодальной сессии. Заседания Синода разделены на двесессии – весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трехзаседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священныйсинод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни,имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятсявизиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей,участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятияхобщероссийского или международного масштаба), а также учреждаетновые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытиеновых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц,открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открываетновые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначаетих клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями,отражающими точку зрения церковного священноначалия на те илииные значимые общественные проблемы (последнее подобное Посланиебыло посвящено проблеме ИНН и -- шире -- цифровой идентификацииграждан).

За минувшие 10 лет число епархий РПЦ увеличилось вдвое, а приходов– почти в три раза. По сведениям, которые огласил Патриарх АлексийII на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года, в составРПЦ входит более 19 000 приходов и около 480 монастырей .Пастырское служение в РПЦ осуществляют более 150 архиереев, 17 500 священников, 2300 диаконов . Епархии РПЦ, возглавляемыеепархиальным архиереем, напрямую подчиняются Патриарху и Священномусиноду (Патриарх имеет свою собственную епархию на территорииг. Москвы, которой фактически управляет его викарий). В управленииепархиями архиереям помогают епархиальный совет и благочинные (священники, возглавляющие церковные округа, объединяющие,как правило, храмы одного или нескольких соседних районов большогогорода или региона). Так, например, территория г. Москвы (более400 храмов) разделена на 11 благочиний. В некоторых крупных епархияхимеются викарии – вспомогательные епископы, на которыхправящий архиерей возлагает часть своих обязанностей. В титулахепархиальных и викарных архиереев имеется небольшое различие –епархиальный архиерей носит «двойной» титул (например: «митрополитСанкт-Петербургский и Ладожский»), а викарный – «одинарный» (например:«архиепископ Истринский»). Больше всего – около 10 – викариевимеется в Московской епархии. Это связано с тем, что часть изних являются титулярными епископами, занимающими административныедолжности в центральном церковном аппарате (например, руководителиСинодальных отделов).

Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому чтоона состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства . В зависимости от отношения к браку и образажизни духовенство подразделяется на две категории– «белое» (женатое) и «черное» (монашествующее) . Диаконы и священникимогут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими,а архиереи – только монашествующими. Диаконы являются помощникамиархиереев и священников при совершении богослужений, однако самине могут совершать ни одного из семи основных церковных таинств.Священники лишь властью своих епископов и по их «поручению»могут совершать все таинства, кроме священства – т. е. рукоположенияв священный сан (его совершает лишь епископ). Самого епископарукополагают несколько епископов, согласно решению Священногосинода. Епископы обладают полнотой сакраментальной и административно-каноническойвласти в Церкви, поэтому их персоны окружены особым почетом, аих богослужения совершаются по особому, торжественному чину (кархиереям принято обращаться «владыка» , а к диаконам исвященникам, а также к монашествующим, не имеющим иерархическогосана, – «отец» ). Представители «белого» и «черного» духовенстваимеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за«выслугу лет» или за особые заслуги перед Церковью. Эти структуры можно представить в виде таблицы.

Иерархическая степень

"Белое" (женатое) духовенство

"Черное" (монашествующее) духовенство

Диакон
Протодиакон

Иеродиакон
Архидиакон

2. Священство

Иерей (= священник)
Протоиерей
Протопресвитер

Иеромонах
Игумен
Архимандрит

3. Архиерейство

Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица "схи" (например, "схиигумен" или "схимитрополит"). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета - безбрачия, послушания и нестяжания, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

В современной РПЦ мужскими монастырями управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который "представляет" в нем настоятеля - епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются "ставропигиальными" - их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником. Женскими монастырями управляет настоятельница , имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган - Духовный собор . Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и п"устыни , расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо священнослужителей, принадлежащих к одной из трех ступеней церковной иерархии, в РПЦ есть и церковнослужители, или низшие клирики, - иподиаконы и чтецы . Первые почти исключительно прислуживают архиерею, а вторые читают на клиросе или выполняют пономарские функции в алтаре.

При Священном синоде РПЦ действует ряд "отраслевых ведомств" - Синодальных отделов , важнейший из которых - ОВЦС МП (председатель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)). Сам ОВЦС МП так определяет круг своих задач: "Осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей РПЦ с поместными Православными церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации". Председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл считается самым влиятельным иерархом РПЦ.

В большинстве случаев будущие священнослужители получают "профессиональное" образование в духовных учебных заведениях, сетью которых руководит Учебный комитет Московской патриархии (председатель - архиепископ Верейский Евгений (Решетников)). В настоящее время в РПЦ действуют 5 духовных академий (до 1917 г. было лишь 4), 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, женское духовное училище, 28 иконописных школ . Общее количество учащихся духовных школ достигает 6000 человек . Патриарх Алексий II и епархиальные архиереи стали все чаще обращать внимание на новую тревожную тенденцию, появившуюся в системе духовного образования РПЦ: лишь незначительный процент выпускников духовных учебных заведений продолжает свое служение Церкви в священном сане.

Синодальный Отдел по религиозному образованию и катехизации (председатель - игумен Иоанн (Экономцев)) руководит сетью учебных заведений, предназначенных для мирян. В эту сеть входят воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов .

При Священном синоде РПЦ действуют также Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (и. о. председателя - митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин)), Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (и. о. председателя - протоиерей Димитрий Смирнов), Миссионерский отдел (председатель - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов)); Отдел по делам молодежи (председатель - архиепископ Костромский и Галичский Александр (Могилев)); Издательский совет (председатель - протоиерей Владимир Силовьев; он же главный редактор Издательства Московской патриархии , выпускающего официальный орган РПЦ - "Журнал Московской патриархии" ), ряд временных советов и комиссий. Текущими административными делами занимаются Управление делами (руководитель - митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин)) и канцелярия (руководитель - протоиерей Владимир Диваков) Московской патриархии. В непосредственном ведении патриархии находятся (и считаются главными источниками ее доходов) Художественно-производственное предприятие РПЦ "Софрино" и гостиничный комплекс "Даниловский" .

Как уже было сказано, краеугольным камнем канонического устройства Православной Церкви является монархический епископат, действующий на уровне «местной Церкви», т.е. той церковной единицы, которая на современном языке называется «епархией» (возглавляемая одним епископом Церковь одной области, страны, территории). В современном православном словоупотреблении понятие «Поместная Церковь» закреплено за более крупными церковными образованиями — группами епархий, объединенными в Патриархаты, митрополии или архиепископии. На этом уровне принцип монархического епископата уступает место коллегиальным формам управления. На практике это означает, что предстоятель Поместной Церкви является «первым среди равных», первым между епископами своей Церкви: он не вмешивается во внутренние дела епархий и не обладает прямой юрисдикцией над ними, хотя ему и усвояются координирующие функции в вопросах, выходящих за пределы компетенции отдельного епархиального архиерея.

Права и обязанности предстоятеля в разных Поместных Церквах определяются по-разному, однако ни в одной Поместной Церкви предстоятель не имеет верховной власти: везде и повсюду верховной властью обладает Собор. Так, например, в Русской Православной Церкви высшая догматическая власть усвояется Поместному Собору, в котором, помимо архиереев, участвуют клирики, монахи и миряне, а высшей формой иерархического управления является Архиерейский Собор. Что касается патриарха Московского и всея Руси, то он управляет Церковью совместно со Священным Синодом в перерывах между Соборами, и его имя возносится во всех епархиях перед именем правящего архиерея. В Элладской Православной Церкви Поместный Собор с участием мирян отсутствует; высшая власть принадлежит Архиерейскому Синоду, председателем которого является архиепископ Афинский и всей Эллады; в храмах за богослужением, однако, поминается Синод, а не архиепископ.

В настоящее время существует пятнадцать Поместных Православных Церквей, каждая из которых имеет своего предстоятеля в сане патриарха, митрополита или архиепископа:

Название иеркви Официальная численность веруюших Каноническая территория
Константинопольский Патриархат
7 ООО ООО Турция, Фракия, Эгейские острова, диаспора
Александрийский Патриархат
1 ООО ООО
Египет и вся Африка
Антиохийский Патриархат 1 5ОО ООО Сирия, Ливан, Ирак, диаспора
Иерусалимский Патриархат
156 ООО
Палестина, Израиль, Иордания
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
160 ООО ООО
Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия, страны Балтии, страны Средней Азии, диаспора
Грузинская Православная Церковь 3 ООО ООО Грузия
Сербская Православная Церковь 8 ООО ООО Сербия, Черногория, Словения, Хорватия
Румынская Православная иерковь 20 ООО ООО
Румыния, диаспора
Болгарская Православная иерковь 8 ООО ООО Болгария, диаспора
Кипрская Православная иерковь 5ОО ООО Кипр
Элладская Православная иерковь
1О ООО ООО Греция
Польская Православная иерковь
1 ООО ООО Польша
Албанская Православная иерковь 7ОО ООО Албания
Православная иерковь Чешских Земель и Словакии 74 ООО Чехия, Словакия
Православная иерковь в Америке 1 ООО ООО США, Канада, Мексика

Совокупная численность членов этих Церквей составляет приблизительно 227 миллионов. К православной традиции принадлежит большинство верующих двенадцати европейских стран: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Греции, Кипра, Македонии и Грузии. Во многих других странах Европы — в частности, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Албании — православные составляют значительное по численности меньшинство. Наибольшее количество православных верующих проживает на территории Восточной Европы. Из западноевропейских стран православными являются две — Греция и Кипр.

Предстоятели Поместных Православных Церквей носят титулы «Святейший» (в случае Константинопольского, Московского, Сербского и Болгарского патриархов), «Святейший и Блаженнейший» (в случае Грузинского патриарха), или «Блаженнейший» (в остальных случаях). Полный титул предстоятелей некоторых древних Церквей несет в себе следы былого величия этих Церквей, однако не всегда соответствует современным реалиям. Так, например, полный титул Константинопольского патриарха — «архиепископ Константинополя, нового Рима, и Вселенский патриарх», а Александрийского — «папа и патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, отец отцов, пастырь пастырей, архиерей архиереев, тринадцатый апостол и судия всей вселенной».

Помимо автокефальных, существует несколько автономных Церквей, независимых в управлении, но сохраняющих духовную и юрисдикционную связь с более древними и крупными автокефальными Церквами. В юрисдикции Константинопольского Патриархата находится Финляндская Автономная Православная Церковь, в юрисдикции Иерусалимского Патриархата — Синайская Автономная Церковь, в юрисдикции Московского Патриархата — Японская Православная Церковь. Несколько других Церквей в составе Московского Патриархата обладают правами широкой автономии (о чем будет подробнее сказано ниже, в разделе, посвященном Русской Православной Церкви).

Каноническая зависимость автономной Церкви от своей Матери-Церкви выражается прежде всего в том, что избрание ее предстоятеля, осуществляемое ее собственным Собором (Синодом), утверждается предстоятелем и Синодом Матери-Церкви. Кроме того, автономная Церковь получает святое миро от предстоятеля автокефальной Церкви. В остальном же в своей жизни и деятельности автономная Церковь является самостоятельной, руководствуется своим Уставом и управляется своими органами высшей церковной власти.

Существует мнение, согласно которому Православная Церковь в структурном отношении составляет некий восточный аналог Католической Церкви. Соответственно, патриарх Константинопольский воспринимается как аналог папы Римского, или как «восточный папа». Между тем Православная Церковь никогда не имела единого предстоятеля: она всегда состояла из автокефальных Поместных Церквей, находящихся в молитвенно-каноническом общении, но лишенных какой-либо административной зависимости одна от другой. «Первым среди равных» в ряду предстоятелей Поместных Православных Церквей признается патриарх Константинопольский, который с византийских времен носит титул «Вселенского», однако ни данный титул, не первенство чести не дают Константинопольскому патриарху каких-либо юрисдикционных прав вне пределов своего собственного Патриархата.

Отсутствие единого административного центра в Православной Церкви обусловлено как историческими, так и богословскими причинами. Исторически это связано с тем, что ни один из предстоятелей Поместных Православных Церквей ни в византийскую, ни в послевизантийскую эпоху не обладал такими же правами, какими на Западе обладал папа Римский. Богословски же отсутствие единого предстоятеля объясняется принципом соборности, который действует в Православной Церкви на всех уровнях. Этот принцип предполагает, в частности, что каждый архиерей управляет епархией не самостоятельно, а в согласии с клиром и мирянами. В соответствии с тем же принципом предстоятель Поместной Церкви, будучи, как правило, председателем Архиерейского Синода, управляет Церковью не единолично, а в сотрудничестве с Синодом.

Данная структура управления — на уровне Вселенской Церкви — порождает ряд неудобств, одним из которых является отсутствие верховного арбитра в тех случаях, когда возникает разногласие или конфликт по церковно-политическим вопросам между двумя или несколькими Поместными Церквами. Такой инстанцией, возможно, мог бы стать Константинопольский Патриархат, если бы другие Поместные Церкви согласились поручить ему подобные функции. Однако наибольшее число внутриправославных конфликтов связано в настоящий момент именно с Константинопольским Патриархатом, который уже в силу одного этого не может играть роль верховного арбитра. В отсутствие механизма, который обеспечивал бы урегулирование разногласий между двумя или более Православными Церквами, в каждом конкретном случае вопрос решается по-разному: иногда созывается межправославное совещание, решения которого, впрочем, имеют лишь консультативный характер и не обладают обязательной силой для той или иной Поместной Церкви; в других же случаях две Церкви, находящиеся в состоянии конфликта, ищут решение путем двусторонних переговоров или привлекают в качестве посредника третью Церковь.

Итак, в Православной Церкви в мировом масштабе не существует какого-либо внешнего механизма обеспечения соборности, нет внешнего авторитета — в лице ли одного человека или в форме коллегиального органа, — который гарантировал бы единство Церкви в церковно-политических вопросах. Это, однако, не означает, что соборность в Православной Церкви существует только в теории, а не на практике. Практически соборность на межправославном уровне выражается, во-первых, в том, что все Поместные Православные Церкви имеют между собою евхаристическое общение. Во -вторых, Православные Церкви заботятся о сохранении единства вероучения, для чего в необходимых случаях созываются межправославные совещания. В-третьих, предстоятели или официальные представители Церквей время от времени встречаются друг с другом для обсуждения важных вопросов или обмениваются посланиями. Таким образом, даже в отсутствие Всеправославного Собора Православная Церковь во всемирном масштабе сохраняет свое единство, свой соборный, кафолический характер.

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

     Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
     Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
     В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. В этот юбилейный год в ней насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.
     Под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, пятнадцатого Патриарха в истории Русской Православной Церкви , избранного в 1990 году, совершается всестороннее возрождение церковной жизни. В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается 132 (136 с учетом Японской Автономной Православной Церкви) епархии в различных государствах, более 26600 приходов, (из них в Россиии 12665). Пастырское служение осуществляют 175 архиереев, в том числе 132 епархиальных и 32 викарных; 11 архиереев находятся на покое. Действует 688 монастырей, (Россия: 207 мужских и 226 женских, Украина: 85 мужских и 80 женских, другие страны СНГ: 35 мужских и 50 женских, зарубежные страны: 2 мужских и 3 женских). Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ и в 2-х епархиях - пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Также действуют церковно-приходские воскресные школы при большинстве приходов.
    
     Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
     Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.
     Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
     Священный Синод , возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
     Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.
    
     Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения . К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
     Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют: Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья; Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в интернете; Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал "Церковь и время". С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
     Издательский совет Московского Патриархата - коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает "Журнал Московской Патриархии" и газету "Церковный вестник" - официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник "Богословские труды", официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Силовьев.
     Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Верейский Евгений.
     Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).
     Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на общецерковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия, митрополита Московского (5-й Градской больницы). В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
     Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам. Председатель Миссионерского отдела - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
     Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырское окормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.
     Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.
    
     Русская Православная Церковь разделяется на Епархии - местные церкви , возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.
     Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви , находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.
     Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
     Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
     Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.
    
     Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты . В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
     В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви . Их создание и определение их границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий). Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
    Японская Автономная Православная Церковь и Китайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с Полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.
    Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви является Высокопреосвященный Даниил, Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. Избрание Предстоятеля совершается Поместным Собором Японской Автономной Православной Церкви, состоящим из всех ее епископов и представителей клира и мирян, избранных на этот Собор. Кандидатура Предстоятеля утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви поминает Святейшего Патриарха за богослужениями.
    Китайская Автономная Православная Церковь в настоящее время состоит из нескольких общин православных верующих, не имеющих постоянного пастырского окормления. До проведения Собора Китайской Автономной Православной Церкви архипастырское попечение о ее приходах осуществляется Предстоятелем Русской Православной Церкви в соответствии с действующими канонами.

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

Власть – от бога. Бог – от власти

Владислав Иноземцев

Современная Россия – страна парадоксов. Совсем ещё недавно атеистическая, сегодня она формально погружена в . Если в начале 1980-х годов православными считали себя 8% граждан, то сегодня такими числятся уже более 70%. Вместо 5300 храмов и 18 монастырей, действовавших на территории РСФСР в 1985 году, мы имеем более 31200 церквей и 790 монастырей, а строительство новых идёт куда быстрее, чем родильных домов, детских садов и школ. Однако нравственность отчего-то не возрождается: в стране случается более 46000 убийств и почти 39000 самоубийств в год; число неполных семей достигло 22% их общего количества; армия наркозависимых оценивается в 2,2 млн., а вовлечённых в проституцию – в 180 000 человек; каждый год фиксируются 230 000 случаев подростковой беременности. Власть и армия пронизаны . Сравнивать всё это с показателями советских безбожных времён даже опасно – того и гляди сочтут оскорблением чувств верующих. Зато , врачующая эти пороки, становится всё влиятельнее и богаче .

Государство – это мы

На протяжении последних двух десятилетий постоянно пыталась доказать, что говорит от имени большинства населения и потому имеет права, сопоставимые чуть ли не с правами светской власти. Ещё на заре истории новой России патриарх Алексий II пытался в стенах Данилова монастыря в 1993 году разрешить конфликт между президентом России и Верховным советом. Начиная с конца 1990-х годов предпринимались постоянные попытки насадить в школах преподавание основ православного мировоззрения, в конечном счёте, трансформировавшихся в .

В 2002 году митрополит Смоленский и Калининградский (а ныне патриарх) на пресс-конференции в ходе VIII Международного фестиваля «Радонеж» заявил: «Мы должны вообще забыть расхожий термин "многоконфессиональная страна": Россия – это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами» . Он же на протяжении первой половины 2000-х годов премного потрудился на ниве «религиозной геополитики» и противопоставления русской цивилизации западному либерализму, разрабатывая «православную доктрину прав человека» и пытаясь усовершенствовать теорию демократии так, чтобы она позволяла утвердить безусловный приоритет интересов общества и государства над интересами отдельного человека.

Представители РПЦ в последние годы телевизионные экраны, а православные церковные праздники стали официальными выходными днями в России – чего в многонациональной и полиэтничной стране не удостоился ни один достопамятный день иной конфессии (замечу, что даже в «авторитарной» Белоруссии выходными являются оба Рождества – и православное, и католическое). Попы стали законодателями мод в (под их указку переписываются сценические постановки сказок Пушкина – в Республике Коми была отменена опера Д. Шостаковича «Балда»), требуют «крещения» Деда Мороза, закрытия комических музеев типа Музея Бабы-Яги в городе Кириллове, Вологодской области.

Они вступают в жёсткие пикировки с учёными, смеющими выражать недовольство уничижением науки со стороны религиозных деятелей, и даже настаивают на возведении теологии в круг научных дисциплин по классификации ВАКа. Всё чаще мы видим их на строительных площадках и верфях, благословляющими новые дома или корабли. В ответ государственные компании щедро спонсируют начинания , а фонд, поддерживаемый на средства РЖД, ежегодно самолётом доставляет из Иерусалима на Пасху благодатный огонь (и хорошо, что ещё не построил из «святой земли» в Третий Рим запускаемую раз в год только для этой цели высокоскоростную железную дорогу).

В российской армии в скором времени будут служить до 400 священников, проходящих уже по бюджету военного ведомства, то есть получающих содержание непосредственно от государства. То же самое происходит в системе исполнения наказаний. По мере не исключено, что заметная доля бюджета Минздрава будет тратиться на оплату молитв за выздоровление больных.

Ради чего и от имени кого?

Церковь убежденно настаивает: её забота – в радении о нравственности. Если в России она в упадке, то, наверное, лишь потому, что наши святые отцы не успели ещё как следует развернуться. Однако зарубежный опыт свидетельствует об ином.

В стремительно отворачивающейся от религиозности Европе с нравственностью не всё так уж плохо, по крайней мере, статистически. Да, в Голландии легализованы проституция и лёгкие наркотики. Но страна имеет в восемь раз меньший удельный показатель подростковой беременности, чем , в 11 раз меньший – распространённости венерических заболеваний, в 19 раз меньший – грабежей и в 22 раза – убийств. При этом верующими себя числят менее 40% голландцев и более 85% граждан Соединённых Штатов .

Саму Америку часто делят на более либеральные и менее приверженные религии «синие» штаты и более консервативные «красные». И что же? Из 22 штатов с самыми высокими показателями убийств 17 – «красные»; из 29 с самыми высокими показателями краж и изнасилований к «красным» относятся соответственно 24 и 25 ; 8 из 10 самых опасных для жизни городов также находятся в религиозных штатах.

Если Америка ещё и остается одним из глобальных лидеров, то благодаря науке. И ведь что примечательно: в целом среди граждан США не верят в создание мира богом лишь 12% . Зато такого мнения придерживается 53% выпускников лучших университетов и 93% членов американской и искусств. Забавно, не правда ли? Тогда, ради чего мы хотим «христианизировать» всю страну? Чтобы люди сняли с себя ответственность и почаще ходили исповедоваться и отпускать грехи? Чтобы поверили в то, что их невежество – своего рода благодать? Но нужно ли это и людям, и стране?

Не менее принципиален и вопрос о том, от имени кого вещают российские святые отцы.

Социологи К. Каариайнен и Д. Фурман, подробно исследовавшие религиозность россиян на протяжении 1990-х годов, отмечали в книге «Старые церкви, новые верующие», что к началу 2000-х лишь 1% опрошенных россиян сказали, что часто общаются со священниками, а 79% ответили, что не общаются с ними никогда . Полностью соблюдали пост только 4% , а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии .

Авторы тогда пришли к выводу о том, что «настоящими» верующими в России являются 6-7% населения, причём «неверующими» в те годы рискнули назвать себя 22% респондентов. Цифры могли за последние годы измениться, но не настолько, чтобы утверждение о том, что активные прихожане составляют очевидное меньшинство населения России, оказалось ошибочным. И от имени этого меньшинства мракобесные воззрения и обряды навязываются сегодня всей стране, от мала до велика?

По сути, апология возрождения религии от имени незначительного меньшинства относительно искренне верующих при молчаливом попустительстве большинства наших сограждан поразительно напоминает апологию утверждения новой российской государственности с марширующими по улицам «нашистами» и уровнем явки к избирательным урнам в несколько процентов . От имени этих нескольких процентов говорит государственная власть; именем такого же меньшинства легитимизирует себя государственная .

Но остаётся главный и самый принципиальный вопрос: сколь долго большинство будет готово не иметь собственного мнения или спокойно жить, не ощущая потребности его выразить? Чем дольше это продолжится, тем позднее станет Россия современной страной.